Концепты "жизни" и "смерти" как предметы лингвистического исследования
Введение
Понятие "концепт" является многогранным, обозначая как индивидуальное представление, так и обобщающее понятие. Эта двойственность сближает его с художественными образами, которые также включают в себя как обобщающие, так и конкретно-чувственные элементы. В лингвистике концепт рассматривается как символическая, динамичная единица, которая помогает описать языковую картину мира.
Этимология и определение
Термин "концепт" происходит от латинского "conceptus", означающего "сбор, схватывание, замысел". В 1970-х годах он был введен в отечественную лингвистику из англоязычной литературы. С конца XX века понятие "концепт" стало одним из наиболее употребляемых в современной лингвистике.
Подходы к исследованию концепта
Сегодня существует два основных подхода к определению концепта: лингвокультурологический и когнитивный. Лингвокультурологи определяют концепт как "сгусток культуры" в сознании человека и различают его от понятия, относя последнюю к логике и философии. Когнитологи же рассматривают концепт как единицу информации, которой оперирует наше сознание. В настоящее время наблюдается тенденция к сближению этих точек зрения.
Структура концепта
Лингвокультурологи выделяют в концепте три слоя:
- Основной актуальный признак, известный и значимый для всех носителей культуры.
- Дополнительные пассивные признаки, актуальные для отдельных групп носителей культуры.
- Внутренняя форма концепта, известная только специалистам и определяющая его внешнюю знаковую форму.
Значение концептов "жизни" и "смерти"
Концепты "жизни" и "смерти" являются центральными в любой культуре. Они порождают ассоциативные стереотипы, которые проникают в литературу и искусство. В средневековых европейских сборниках концепты "смерти" связывались с тремя основными темами:
- Тщетность земного существования.
- Борьба добра и зла за душу человека.
- Неизбежность Страшного суда.
Изображение смерти в средневековом европейском искусстве
В средневековые времена изображение смерти было довольно редким. Однако в XV веке с распространением ксилографических книг и блокбухов стали появляться произведения с изображением смерти. В них смерть часто изображалась в виде старухи с косой или, в более поздних работах, в виде скелета.
Отличия в восприятии смерти в европейской и русской культурах
В европейской средневековой культуре смерть воспринималась в основном как трагическое событие, а в русской - как естественный переход к лучшей жизни. Это различие отразилось в изображении смерти в произведениях искусства: в европейской культуре она персонифицировалась в образе скелета или старухи, а в русской не имела персонифицированного воплощения.
Заключение
Изучение концептов "жизни" и "смерти" позволяет понять особенности языковой картины мира и культурные особенности разных эпох и народов. В исследовании этих концептов можно выделить несколько этапов:
- Определение и этимологический анализ.
- Изучение структуры концепта.
- Анализ связи концепта с другими понятиями и культурными реалиями.
- Сравнительный анализ концептов в разных культурах и эпохах.
Ключевые особенности концептов "жизни" и "смерти" в средневековой европейской культуре
Этимология и определение
- Термин "концепт" происходит от латинского "conceptus", означающего "сбор, схватывание, замысел".
- Концепт - это символическая, динамичная единица, которая помогает описать языковую картину мира.
Подходы к исследованию концепта
- В лингвистике существует два основных подхода к определению концепта: лингвокультурологический и когнитивный.
- Лингвокультурологи определяют концепт как "сгусток культуры" в сознании человека.
- Когнитологи рассматривают концепт как единицу информации, которой оперирует наше сознание.
Структура концепта
- Лингвокультурологи выделяют в концепте три слоя:
- Основной актуальный признак.
- Дополнительные пассивные признаки.
- Внутренняя форма концепта.
Значение концептов "жизни" и "смерти"
- Концепты "жизни" и "смерти" являются центральными в любой культуре.
- Эти концепты порождают ассоциативные стереотипы, которые проникают в литературу и искусство.
- В средневековых европейских сборниках концепты "смерти" связывались с тремя основными темами:
- Тщетность земного существования.
- Борьба добра и зла за душу человека.
- Неизбежность Страшного суда.
Изображение смерти в средневековом европейском искусстве
- В средневековые времена изображение смерти было довольно редким.
- Однако в XV веке с распространением ксилографических книг и блокбухов стали появляться произведения с изображением смерти.
- В них смерть часто изображалась в виде старухи с косой или, в более поздних работах, в виде скелета.
Отличия в восприятии смерти в европейской и русской культурах
- В европейской средневековой культуре смерть воспринималась в основном как трагическое событие.
- В русской культуре смерть воспринималась как естественный переход к лучшей жизни.
- Это различие отразилось в изображении смерти в произведениях искусства: в европейской культуре она персонифицировалась в образе скелета или старухи, а в русской не имела персонифицированного воплощения.