Кризис в Культуре и Личности: Ослабление Влияния Психологической Антропологии

Кризис в 1960-х годах

  • Ослабление интереса к исследованиям в направлении "Культура и Личность"
  • Сомнения в эффективности использования концепции личности в антропологии
  • Разделение на множественные, часто противоречивые концептуальные подходы

Факторы, Обусловившие Кризис

  • Уточнение методов и понятий, которое воспринималось как самоцель
  • Уменьшение оригинальных исследований в области психологической антропологии
  • Снижение популярности эмпирических исследований в антропологии

Влияние на Этнологию

  • Интеллектуальное расщепление и фрагментация исследовательских специальностей
  • Разделение этнопсихологии и психологической антропологии на самостоятельные дисциплины

Этнопсихология

  • Изучение представлений народов о самих себе, аналогично этноботанике или этногеографии

Психологическая Антропология

  • Фокус на полевых исследованиях
  • Сближение с интерпретационным подходом
  • Сосредоточенность на процессе создания антропологического знания, а не на изучении культуры

Смена Фокуса в Исследовании Культуры

  • Переход от психологической трактовки культуры к семиотической
  • Разделение между исследованиями культуры и исследованиями психики

Значение Психологической Антропологии 1910-50-х годов

  • Внесла существенный вклад в понимание межэтнических и межкультурных различий
  • Дала толчок развитию когнитивной антропологии, которая впоследствии отошла от психологических аспектов

Вывод

Кризис в направлении "Культура и Личность" в 1960-х годах привел к переосмыслению и переориентации в психологической антропологии. Дисциплина утратила свой первоначальный фокус на взаимосвязи между культурой и личностью. Вместо этого она разделилась на специализированные направления, такие как этнопсихология, когнитивная антропология и интерпретативная антропология.

Ключевые Особенности Кризиса в Культуре и Личности

  • Ослабление интереса и изменение направленности в антропологии: Исследователи стали сомневаться в эффективности включения концепции личности в антропологию.
  • Разделение на множественные, часто противоречивые концептуальные подходы: Различные теоретические перспективы порождали новые противоречия, которые в свою очередь требовали новых подходов для их разрешения.
  • Уточнение методов и понятий как самоцель: Вместо проведения оригинальных исследований ученые сосредоточились на уточнении существующих методов и понятий.
  • Снижение популярности эмпирических исследований: Антропологи стали считать, что человеческие проблемы лежат вне поля интересов эмпирических наук.
  • Интеллектуальное расщепление и фрагментация в этнологии: Культурные исследования стали все более специализированными и фрагментированными.
  • Разделение этнопсихологии и психологической антропологии: Этнопсихология стала изучать представления народов о самих себе, а психологическая антропология сосредоточилась на полевых исследованиях и интерпретационном подходе.
  • Переход от психологической трактовки культуры к семиотической: Исследователи культуры стали рассматривать ее не как систему поведенческих стереотипов, а как систему моделей поведения, отражающую идеалы и концепты.
  • Разделение между исследованиями культуры и исследованиями психики: Интерпретативная антропология установила барьер между этими двумя областями исследования.

Ключевые Особенности Измененной Психологической Антропологии

  • Фокус на полевых исследованиях: Психологическая антропология стала одной из наиболее ориентированных на полевые исследования дисциплин в антропологии.
  • Сближение с интерпретационным подходом: Исследователи начали уделять больше внимания влиянию собственного опыта и познавательных процессов на интерпретацию ими культур.
  • Сосредоточенность на процессе создания антропологического знания: Антропологи стали изучать, как они сами создают и интерпретируют антропологическое знание.
  • Переход к когнитивной и семиотической антропологии: Психологические аспекты исследования культуры стали менее приоритетными, уступив место изучению когнитивных процессов и систем знаков.