Изнасилования во время войны, Роберт Крукс

Хотя изнасилование чаще всего трактуется как взаимодействие двух индивидов посредством принуждения одного другим, во все времена оно было еще и своеобразной стратегией военных действий. Мы находим бесчисленные упоминания о массовых изнасилованиях женщин, начиная со времен античной Греции и заканчивая недавними зверствами в Руанде и бывшей Югославии. Сотни тысяч женщин стали жертвами изнасилований во время войн в прошлом веке (Brownmiller, 1993; Carlson, 1997; Shanks et al., 2001; Swiss & Giller, 1993). В 90-е годы массовые изнасилования, совершавшиеся сербскими солдатами над тысячами боснийских и хорватских женщин и девушек, всколыхнули общественное движение за то, чтобы причислить изнасилования в военное время к военным преступлениям. Это движение подкрепляли сообщения о тысячах женщин и девушек, изнасилованных в 1994 году в Руанде (Flanders, 1998). В 1996 году Международный уголовный трибунал Организации Объединенных Наций по вопросам бывшей Югославии признал изнасилования в военное время уголовным преступлением, за которое назначаются жесткие уголовные санкции (первый раз, когда сексуальное нападение рассматривалось как отдельное военное преступление). В марте 2000 года Организация Объединенных Наций начала свой первый судебный процесс, непосредственно посвященный сексуальным преступлениям против женщин (Simmons, 2000).

Почему во время войны происходит так много изнасилований? Кроме того что во время войны изнасилование преследует цель подчинять женщин, унижать их и властвовать над ними, «тем самым воюющая сторона старается еще и деморализовать врага, разрывая его семейные и социальные узы» (Swiss & Giller, 1993, p. 612-613). Когда войны вспыхивают на почве этнических конфликтов, как произошло в бывшей Югославии и в Руанде, массовые изнасилования становятся военной стратегией террора против всего населения. Эти действия нацелены на то, чтобы заставить целые группы населения покинуть свои дома. Это также и своего рода способ проведения «этнических чисток» (Carlson, 1997; Post, 1993; Rojnik et al., 1995; Shanks, 2001). Следовательно, изнасилование — это военный акт, нападение не только на отдельных женщин, но и на их семьи и на общество в целом. Разговор об этом мы продолжаем во вставке «Наказание женщин, переживших изнасилование».

Сексуальность и разнообразие. Наказание женщин, переживших изнасилование

Каково придется женщине, которая сначала была изнасилована врагами, а затем из-за этого отвергнута друзьями и членами семьи? Вскоре после окончания войны в Косово в 1999 году в прессе замелькали сообщения о том, что косовские женщины, пережившие изнасилование, после возвращения домой к своим семьям сталкивались с определенными проблемами.

Уже настрадавшись от сексуального беспредела во время военных действий, из-за совершенного над ними насилия они рисковали также быть отвергнуты семьей и друзьями. Вместо того чтобы получить необходимую поддержку и сострадание, которые помогают излечивать душевные раны, они были вынуждены продолжать жить, скрывая глубоко в душе мучительные воспоминания, мысли и чувства, боясь, что в противном случае навлекут на себя гнев своей семьи и сообщества (Lorch & Mendenhall, 2000).

К сожалению, таковы нравы не только в Косово. Данные исследования показали, что в Соединенных Штатах некоторые мужчины тоже склонны обвинять жертву сексуального нападения. Согласно данным исследования, проводившегося в многонациональных группах в Нью-Йорке, американцы кубинского происхождения негативно оценивали женщин, перенесших сексуальное насилие в подростковом возрасте (Rodriguez-Stednicki & Twaite, 1999). Другое исследование показало, что испанцы, живущие в Соединенных Штатах, в большей степени, чем белые, возлагают на женщин ответственность за совершенное над ними насилие (Cowan, 2000).

Большинство из нас посчитали бы несправедливым обвинять жертву насилия. Однако бытует точка зрения, провозглашающая необходимость смириться с существованием культур, отличных от нашей, и признать их право на собственные ценности. Недавние исследования показали, что такие установки и поведенческие проявления могут оказывать ярко выраженное негативное влияние на жертв изнасилований и сексуального нападения. В исследовании с участием 157 жертв насилия авторы обнаружили, что стыд и гнев играют важную роль, определяющую вероятность развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), и что именно с чувством стыда связана тяжесть симптоматики у жертвы (Andrews et al., 2000). Таким образом, оказалось, что культурные ценности (и те, кто их разделяет и пропагандирует), связанные с обвинениями в адрес жертв изнасилований, возможно, являются решающим фактором непрекращающихся страданий этих несчастных женщин.

---