*1. РАЗНОРОДНАЯ ТОЛПА, Лебон Г.
О характерных чертах этой толпы мы уже говорили раньше. Такая толпа
Составляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и
Умственному развитию. Мы знаем уже, что коллективная психология людей,
Образующих действующую толпу, отличается значительно от их индивидуальной
Психологии, и умственное развитие не препятствует этому. Нам известно, что в
Собраниях ум не играет никакой роли, и двигателями являются бессознательные
Чувства.
Основной фактор -- раса -- дозволяет нам установить еще более глубокие
Различия между разнообразными формами такой толпы. Нам приходилось уже не
Раз возвращаться к вопросу о той роли, которую играет раса, и указывать, что
Она является самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и,
Кроме того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая из
Индивидов самых разнообразных, но одной и той же расы (например, англичан
Или китайцев), значительно отличается от толпы, в состав которой входят
Индивиды также всякого рода, но принадлежащие к разным расам (например,
Русские, французы, испанцы).
Глубокие различия, создаваемые наследственной умственной организацией в
Мыслях и чувствах людей, тотчас же выступают наружу, как только какие-нибудь
Обстоятельства, довольно .впрочем, редкие, соединяют вместе в толпе, и
Притом в приблизительно равной пропорции, индивидов различной
Национальности; эти различия обнаруживаются даже несмотря на кажущуюся
Общность интересов, заставивших их собраться вместе. Попытки социалистов
Собрать в общем конгрессе представителей рабочего населения каждой страны
Обыкновенно приводили лишь к самым яростным разногласиям. Латинская толпа,
Как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к
Вмешательству государства для реализации своих требований. Эта толпа всегда
Обнаруживает склонность к централизации и цезаризму. Английская же или
Американская толпа не признает государства и всегда будет обращаться к
Частной инициативе. Французская толпа больше всего стоит за равенство,
Английская -- за свободу. Такие различия, существующие между расами, ведут к
Тому, что социализм и демократия представляют почти столько же разнообразных
Форм, сколько есть наций.
Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу,
Ограничивающую ее колебания. Надо признать основным законом, что низшие
Свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы.
Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только
Путем приобретения прочно организованной души раса может избавиться
Мало-помалу от неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния
Варварства.
Оставив в стороне расу, мы можем разделить разнородную толпу на два
Отдела: толпу анонимную, уличную толпу, и толпу неанонимную, к которой надо
Отнести все совещательные собрания, например, присяжных. Чувство
Ответственности, нс существующее в толпе первого рода, развито в толпе
Второго рода и придает ее поступкам очень часто совершенно иное направление.