Путь к психологии: интеллектуальные поиски в университете
В Московском университете (МГУ) А. Н. Леонтьев изучал философию, специализируясь на отделении истории и филологии, которое позже было преобразовано в факультет общественных наук (ФОН). Основной фигурой в то время был Г. И. Челпанов, под руководством которого Леонтьев участвовал в подготовке текстов лекций по психологии для первого учебника. Он также писал рефераты о работе Д. Юма об идеомоторных актах и Г. Спенсера.
Леонтьев посещал лекции Г. Г. Шпета, В. П. Волгина, Н. И. Бухарина и М. Н. Богословского. Кроме того, изучал французский и немецкий языки.
Институт психологии и новые направления
После окончания МГУ Леонтьев остался работать при университете. Заработок получал, работая по программе по ликвидации безграмотности (ликбез) в тресте «Моссукно».
Леонтьев присутствовал на "боях" в аудитории Института психологии после I съезда психоневрологов в 1923 году, когда выступал К. Н. Корнилов. На следующем году состоялся II съезд, по итогам которого Г. И. Челпанов и его сторонники покинули институт. Леонтьев обратился к Челпанову, который посоветовал ему не делать этого, поскольку это не имеет отношения к ученым и у него нет перед ним обязательств.
Завершение университета и дальнейшие исследования
Весной 1923 года Леонтьев был исключен по чистке из МГУ, но был восстановлен в качестве экстерна. Однако его диплом был задержан и выдан только в 1926 году ректором В. П. Волгиным.
Дипломную работу Леонтьев защищал по аффективным комплексам. Он исследовал аффективные реакции по системе К. Юнга под руководством А. Р. Лурии, который пришел в Институт психологии почти одновременно с Л. С. Выготским.
Встреча с Л. С. Выготским и формирование концепции
В 1925 году Леонтьев познакомился с И. П. Павловым, однако их встреча не привела к взаимопониманию из-за несогласия Леонтьева с механистическим убеждением Павлова о том, что психология - это субъективная феноменология.
Под влиянием идей Л. С. Выготского Леонтьев осознал важность инструментального подхода к исследованию психики, что стало основой для его будущих работ.
Инструментальная психология и школа Выготского
В 1927 году Леонтьев порвал с Институтом психологии и вместе со своими коллегами присоединился к Академии коммунистического воспитания (АКВ), где А. Р. Лурия занял должность заведующего кафедрой психологии.
В результате работы возникла "школа инструментальной психологии" или "культурно-историческая теория", основателем которой стал Л. С. Выготский.
Структура школы Выготского:
- Выготский
- Лурия
- Леонтьев
Программные положения школы:
- Исследование психики пролетария
- Изучение средств запоминания, внимания, опосредствования обобщения
Трудности и критика
В 1929 году Леонтьев поехал на IX Международный психологический конгресс в Нью-Хэвене с идеями Выготского. В то время в психологии начались дебаты и критика, в том числе по поводу работы Леонтьева "Развитие памяти".
Переезд в Харьков
В 1930 году возникли проблемы с АКВ, и Леонтьев получил приглашение на работу в Украинскую психоневрологическую академию. Он стал заведующим сектором, а также основал аспирантуру на базе Харьковского педагогического института.
Расхождения с Выготским и независимые исследования
В 1932 году во взглядах Леонтьева и Выготского начали возникать разногласия. Леонтьев отстаивал возвращение к исходным тезисам теории и их развитие в новом направлении, в то время как Выготский исследовал аффективные тенденции и эмоции.
Леонтьев проводил исследования, связанные с практическим интеллектом и проблемой отношения сознания и деятельности.
Смерть Выготского и развитие идей Леонтьева
В 1934 году Л. С. Выготский скоропостижно скончался. Леонтьев стал одним из организаторов панихиды. В 1936 году переехал в Москву и стал заведовать лабораторией генетической психологии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ).
Леонтьев продолжил развивать свои идеи о деятельности и её роли в формировании сознания. Эти идеи стали основой для его дальнейшей работы в области психологии.
Выводы:
- А. Н. Леонтьев прошел путь от философии к психологии, активно участвуя в интеллектуальных дискуссиях и научных исследованиях.
- Знакомство с Л. С. Выготским стало поворотным моментом в его карьере, приведя к переосмыслению психологии как науки.
- Создание "инструментальной психологии" и "культурно-исторической теории" оказало значительное влияние на развитие советской психологии.
- После смерти Выготского Леонтьев продолжал развивать собственные идеи, которые легли в основу его будущих трудов в области деятельности и сознания.
Ключевые особенности изложенных в статье идей:
Инструментальный подход к психологии
- Психика рассматривается как система инструментов, опосредствующих взаимодействие человека с миром.
- Основными инструментами являются орудия, знаки и язык.
- Орудия используются для преобразования объективной реальности, знаки - для общения и мышления, а язык - для обобщения и абстрагирования.
Культурно-исторический подход
- Психика человека формируется и развивается в процессе его взаимодействия с культурой.
- Культура обеспечивает человека средствами и способами познания и преобразования окружающего мира, а также формами общения и мышления.
- Психические процессы имеют исторический характер и опосредованы культурно-историческими условиями.
Деятельностный подход
- Деятельность является основной единицей анализа психики.
- Деятельность понимается как активное, целенаправленное взаимодействие человека с объективной реальностью.
- В процессе деятельности формируются психические процессы и структуры, а также происходит усвоение культурно-исторического опыта.
Личностный подход
- Личность рассматривается как системное образование, включающее в себя мотивы, потребности, цели, ценности и смыслы.
- Личность формируется в процессе деятельности и общения с другими людьми.
- Психические процессы и структуры приобретают личностный смысл и служат реализации жизненных целей и задач.
Системный подход
- Психика человека рассматривается как целостная, саморегулирующаяся система.
- Элементы психики находятся в постоянном взаимодействии и взаимозависимости.
- Системный подход позволяет изучать психику как единое целое, учитывая все ее компоненты и их взаимосвязи.