Межсубъективность: Центральное понятие в теории Рогофф
Введение
Концепция межсубъективности играет центральную роль в теории социального обучения Беттины Рогофф. Согласно Рогофф, посредством активного участия в целенаправленных действиях дети усваивают формы действий, принятые в их социокультурном окружении, что приводит к достижению взаимопонимания и установлению межсубъективности.
Межсубъективность как поле взаимопонимания
Межсубъективность, по Рогофф, представляет собой поле равномерного взаимопонимания, основанное на общем фокусе внимания и согласованных культурных значениях. В идеальном коммуникативном пространстве участники понимают друг друга и строят свой диалог на этом общем знании.
Разнообразие выражения межсубъективности
Хотя межсубъективность понимается как общее или взаимное понимание, существуют различные формы ее выражения в зависимости от культуры и коммуникативных контекстов. В некоторых культурах социализация и общение могут в большей степени опираться на невербальные средства, чем на вербальную коммуникацию.
Межсубъективность как условие и достижение
Понятие межсубъективности имеет двойственный характер: иногда оно рассматривается как предпосылка для коммуникации, а иногда как ее результат. Рогофф понимает межсубъективность как нечто предсуществующее, но в то же время как нечто достигаемое путем коммуникации.
Конфликтное измерение межсубъективности
Некоторые исследователи оспаривают концепцию межсубъективности Рогофф, утверждая, что межсубъективность может быть конфликтным и противоречивым явлением. По их мнению, она является не только полем гармонии, но и местом разногласий, конфликтов и неправильного понимания.
Межсубъективность и другие концепции
Понятие межсубъективности связано с другими концепциями в антропологии и психологии. К ним относятся:
- Врожденная межсубъективность у детей (Треварфен)
- Влияние партнеров по взаимодействию на мышление (Тадж)
- Социальная реальность и коммуникация (Ромметвайт)
Вклад в антропологию
Концепция межсубъективности Рогофф является ценным вкладом в антропологию, поскольку она позволяет исследователям понять, как люди усваивают культурные нормы и учатся общаться с другими. Однако для ее полного использования в антропологии требуется дальнейшая разработка и интеграция с другими теориями.
Ключевые особенности межсубъективности по Рогофф
Поле взаимопонимания
- Межсубъективность представляет собой равномерное взаимопонимание, основанное на общем фокусе внимания и согласованных культурных значениях.
- В идеальном коммуникативном пространстве участники понимают друг друга и строят свой диалог на этом общем знании.
Разнообразие выражения
- Межсубъективность может выражаться по-разному в зависимости от культуры и коммуникативных контекстов.
- В некоторых культурах социализация и общение могут в большей степени опираться на невербальные средства, чем на вербальную коммуникацию.
Двойственный характер
- Межсубъективность имеет двойственный характер: иногда она рассматривается как предпосылка для коммуникации, а иногда как ее результат.
- Рогофф понимает межсубъективность как нечто предсуществующее, но в то же время как нечто достигаемое путем коммуникации.
Конфликтное измерение
- Хотя межсубъективность часто понимается как поле гармонии, некоторые исследователи утверждают, что она может быть также конфликтной и противоречивой.
- Межсубъективность может быть местом разногласий, конфликтов и неправильного понимания.
Связь с другими концепциями
- Межсубъективность связана с такими концепциями, как:
- Врожденная межсубъективность у детей (Треварфен)
- Влияние партнеров по взаимодействию на мышление (Тадж)
- Социальная реальность и коммуникация (Ромметвайт)