Особенности структуры и содержания образов авторского сознания в прозе В.В. Набокова
Вступление
В данной исследовательской работе рассматривается структура и содержание образов авторского сознания, репрезентированных в художественном тексте, опираясь на психологическую модель структуры образа сознания Ф.Е. Василюка на примере прозы В.В. Набокова.
Теоретическая основа исследования
В основу исследования положена психологическая модель структуры образа сознания Ф.Е. Василюка, которая рассматривает образ как сложное, многокомпонентное образование. Эта модель включает в себя такие составляющие: предмет, значение, личностный смысл, слово, чувственную ткань.
Методология исследования
Для анализа текста была разработана методика, основанная на подходе к тексту как к воплощению системы взаимосвязанных и взаимозависимых образов сознания. Методика состоит из следующих этапов:
- Определение персонажа, в сознании которого локализован образ.
- Анализ пространственно-временной локализации образа.
- Анализ сюжетного уровня текста для прослеживания динамики образа.
- Выявление вербальных средств актуализации компонентов образа.
- Определение доминантной репрезентативной системы.
Результаты исследования
В результате применения данной методики к текстам В.В. Набокова были выявлены следующие особенности структуры и содержания образов авторского сознания:
Структура
Образы авторского сознания, представленные в текстах, имеют сложную и многокомпонентную структуру, где все составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Чувственная ткань
Чувственная ткань образа сознания проявляется в двух направлениях:
- отражает специфику эмоционально-смысловой сферы сознания автора, его творческий замысел (проявляется в таких компонентах текста, как заглавие, сюжет, композиция, эмоционально-смысловая доминанта);
- обусловлена психофизиологическими характеристиками автора (отражается через вербальные маркеры репрезентативных систем автора).
Репрезентативные системы
Репрезентативные системы автора, которые выделяются в тексте, связаны с эмоционально-смысловой доминантой текстов, что проявляется во влиянии личностных смыслов на выбор репрезентативной системы.
Вывод
В текстах В.В. Набокова образы авторского сознания имеют сложное многокомпонентное строение. Чувственная ткань образа сознания проявляется двояко и связана с репрезентативными системами автора, которые, в свою очередь, зависят от эмоционально-смысловой доминанты текстов.
Шаги исследования
- Определение персонажа с анализируемым образом сознания.
- Описание пространственно-временной локализации образа.
- Анализ сюжетного уровня для отслеживания динамики образа.
- Выявление вербальных средств отображения компонентов образа.
- Определение доминантной репрезентативной системы.
- Анализ взаимосвязи и взаимозависимости репрезентативных систем и эмоционально-смысловой доминанты.
Ключевые особенности образов авторского сознания в прозе В.В. Набокова
Сложная и многокомпонентная структура
Образы авторского сознания, представленные в текстах, имеют сложную и многокомпонентную структуру. Все составляющие образа (предмет, значение, личностный смысл, слово, чувственная ткань) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта особенность отражает сложность и многогранность самого сознания.
Двухуровневая чувственная ткань
Чувственная ткань образа сознания проявляется в двух направлениях:
- Отражает специфику эмоционально-смысловой сферы сознания автора, его творческий замысел (проявляется в таких компонентах текста, как заглавие, сюжет, композиция, эмоционально-смысловая доминанта).
- Обусловлена психофизиологическими характеристиками автора (отражается через вербальные маркеры репрезентативных систем автора).
Эта особенность показывает, что чувственная ткань образа сознания формируется как под влиянием ментальных процессов, так и психофизиологических факторов.
Взаимосвязь репрезентативных систем и эмоционально-смысловой доминанты
Репрезентативные системы автора, которые выделяются в тексте, связаны с эмоционально-смысловой доминантой текстов. Это проявляется во влиянии личностных смыслов на выбор репрезентативной системы. Данная особенность свидетельствует о том, что эмоционально-смысловая сфера автора оказывает существенное влияние на способ восприятия и отображения действительности в тексте.