Православный персонализм в современной психологии
Введение
В статье рассматриваются два основных аспекта: во-первых, польза православного персонализма и его применения в современной православной психологии. Во-вторых, предупреждение типичных ошибок, встречающихся среди психологов при использовании православного богословского понятия личности.
Понятие личности в православии
Понятие личности в современном православном богословии активно обсуждается среди богословов и патрологов. Существуют две основные точки зрения:
Православный богословский персонализм утверждает, что понятие личности приобрело онтологический статус в результате усилий Церкви выразить свою веру в триединого Бога.
Противоположная точка зрения считает, что современное философское понятие "личность" искусственно навязывается святоотеческой традиции и неправомерно отождествляется с понятием "ипостась".
Определение личности
- Персонализм: личность несводима к природе.
- Противоположная точка зрения: ипостась эквивалентна первой сущности Аристотеля и определяется как совокупность природы и случайных особенностей.
Проблемы с определением ипостаси
Определение ипостаси как конкретной индивидуализации общей природы не учитывает проблему самосознания, которая не может быть выведена из природы. Атрибуты самосознания, действия и воли присущи субъекту, а не природе.
Богословские последствия
Если ипостась определяется природой, это приводит к абсурдности: безликая природа осмысливает и осознает саму себя. Отождествление субъектного начала в человеке с частью его природы влечет за собой ереси Нестория и Аполлинария.
Отрицательное определение
В результате богословского анализа личность определяется как несводимость к природе, нечто, превосходящее ее.
Бытие-в-общении
Персонализм противопоставляет понятия "личность" и "индивид", в то время как в святоотеческой мысли они являются синонимами. Однако противопоставление может быть обосновано, поскольку:
- Природа не существует без своих конкретных индивидуализаций (ипостасей), но Пресвятая Троица обладает природой в полной мере, без деления.
- Бытие как общение и любовь неотделимы от несводимости личного бытия к природному. Чем больше человек уподобляется Богу, тем больше он проявляет свою личность.
Образ Божий и личность
Личность, как и вся природа человека, сотворена по образу Божию. Однако отождествлять понятия "личность" и "образ Божий" неправомерно, поскольку определения образа Божия святыми отцами даются в категориях природы.
Выводы
- Необходимо изучать труды В. Н. Лосского для понимания православного учения о личности.
- Рецепция философских понятий в святоотеческой традиции оправдана богословски.
- Личность несводима к природе, не отождествляется с ее частями и не является индивидом.
- Личность связана с бытием-в-общении и образом Божиим, но не тождественна им.
- Необходимо избегать крайностей эссенциализма и персонализма.
Ключевые особенности православного персонализма
Несводимость к природе
- Личность несводима к своей природе, к совокупности своих природных характеристик.
- Субъектное начало личности превосходит ее природу и не может быть выведено из нее.
- Личность осознает и определяет себя сама, свободно действует и принимает решения.
Бытие-в-общении
- Личность не существует изолированно, а находится в отношениях с другими личностями.
- Общение и любовь являются неотъемлемыми свойствами личности, которые способствуют ее развитию и совершенствованию.
- Чем больше личность стремится к общению с Богом и другими людьми, тем полнее она раскрывает себя и свой потенциал.
Образ Божий
- Вся человеческая природа, включая личность, создана по образу Божию.
- Образ Божий в человеке проявляется в его разуме, свободе воли, творческих способностях и любви.
- Личность является одним из наиболее важных выражений образа Божия в человеке.
Связь с богословием
- Православный персонализм развивает богословское учение о Святой Троице, в которой каждая Личность обладает полной божественной природой.
- Персонализм также связан с учением о вочеловечении Христа, в котором божественная личность принимает человеческую природу без утраты своих божественных свойств.
Польза для психологии
- Православный персонализм помогает психологам понять природу человеческой личности и ее отношения с другими.
- Он подчеркивает важность межличностных отношений и любви для психического здоровья и благополучия человека.
- Персонализм дает психологическую основу для духовного развития и стремления к более полноценной и значимой жизни.