Схоластическая психология Средневековья

Введение

В Средневековой Европе доминировала схоластика - тип философии, стремившийся рационально обосновать христианское вероучение. Психология в рамках схоластики была направлена на описание и интерпретацию душевной жизни в соответствии с религиозными догмами.

Томизм: Двойственная истина

Фома Аквинский, известный как отец томизма, пытался примирить научные взгляды Аристотеля с религиозным мировоззрением. Он предложил идею о двойственной истине: существуют два рода истин, относящихся к разным мирам - материальному и сверхъестественному. Истины разума (основанные на опыте) относятся к миру природы, а истины откровения (недоступные разуму) относятся к миру божественному.

Иерархия душевной жизни

Аквинский выделил уровни души в виде лестницы от низшего к высшему:

  • Растительная душа (растения)
  • Животная душа (животные)
  • Человеческая душа

Внутри человеческой души способности и их продукты также располагаются иерархически, от ощущения к представлению и понятию.

Интроспекция

Концепция интроспекции стала основой теологической психологии. Аквинский считал, что душа сначала познает объект, затем осознает свой акт познания, а затем "возвращается" к себе, познавая себя как уникальную сущность. Это описание подразумевает замкнутое сознание, отделенное как от тела, так и от внешнего мира.

Критика томизма и зарождение материализма

Со временем учение Аквинского подверглось критике. Английские схоласты, такие как Дунс Скотт и Роджер Бэкон, отстаивали разграничение истин разума и веры. Скотт предположил, что психическое может быть заложено в самой материи, а Бэкон призывал к опытному изучению природы и человека.

Номинализм

Номинализм, школа мысли, которая утверждала, что общие понятия существуют только как названия, также противостояла томистской концепции души. Уильям Оккам, сторонник номинализма, подчеркивал важность чувственного опыта и утверждал, что психологическое знание основывается на терминологии и знаках.

Заключение

Схоластическая психология Средневековья отражала тесное переплетение религии и философии. Учение Аквинского представляло собой сложную систему, которая пыталась примирить христианство с аристотелевскими идеями. Однако в рамках схоластики постепенно зарождались материалистические тенденции, которые впоследствии привели к развитию опытной и естественнонаучной психологии.

Шаги развития психологических идей в Средневековье:

  1. Развитие томизма в ответ на влияние аристотелизма
  2. Появление иерархической модели душевной жизни
  3. Возникновение концепции интроспекции
  4. Критика томизма и появление материалистических тенденций
  5. Развитие номинализма и акцент на чувственном опыте

Ключевые особенности схоластической психологии Средневековья

Двойственная истина

  • Идеи Фомы Аквинского о двух родах истин:
  • Истины разума (основанные на опыте) относятся к материальному миру
  • Истины откровения (недоступные разуму) относятся к сверхъестественному миру

Иерархия душевной жизни

  • Идея Аквинского о лестничной структуре души:
  • Растительная душа (растения)
  • Животная душа (животные)
  • Человеческая душа
  • Иерархическое расположение способностей и их продуктов внутри человеческой души

Интроспекция

  • Концепция познания души самой себя:
  • Душа сначала познает объект
  • Затем осознает свой акт познания
  • Наконец, познает себя как уникальную сущность

Критика томизма и зарождение материализма

  • Вызов томистской концепции души со стороны английских схоластов:
  • Дунс Скотт предположил, что психическое может быть заложено в материи
  • Роджер Бэкон подчеркивал важность опытного изучения природы и человека

Номинализм

  • Школа мысли, утверждавшая, что общие понятия не существуют как реальности:
  • Общие понятия - это лишь названия, знаки или метки
  • Уильям Оккам подчеркивал важность чувственного опыта и терминологии в психологическом знании