О творчестве в науке и технике
Введение
В данной статье творческий процесс рассматривается как процесс мыслительный, охватывающий науку и технику, исключая художественное творчество, где сложно вычленить чисто мыслительный компонент.
Два типа мышления — два типа наук
Мышление людей принято делить на два типа: рациональное (логическое, аналитическое) и образное (внелогическое, синтетическое). В соответствии с этим можно выделить два типа знания — логическое и внелогическое. Рациональное мышление — прерогатива точных наук (математика, логика), в то время как образное мышление превалирует в описательных науках (искусствознание, описательные науки).
Творческая проблема
Любое психологическое исследование включает в себя акт интроспекции, поэтому определения творчества, даваемые психологами, носят зачастую описательный характер. Тем не менее, в статье приводится следующее определение: творчество (процесс творчества) есть продуктивная мыслительная деятельность, обладающая свойством нетривиальности (качественной новизны, неочевидности) результата.
Противоречие — необходимость для одного и того же объекта обладания двумя свойствами, наличие каждого (каждой) из которых делает невозможным наличие другого (другой).
Пространство состояний
Пространство состояний — множество возможных состояний объекта. Состояние объекта определяется набором обобщенных координат. Пространство состояний широко используется в различных областях (теория автоматического управления, распознавание образов, исследование операций).
Решение творческой задачи — метод разделения
Если имеется противоречие, то его разрешение возможно путем расширения пространства состояний объекта посредством введения дополнительной обобщенной координаты.
Примеры
В статье приводится несколько примеров применения данного принципа в различных областях науки и техники:
- Решение квадратного уравнения;
- Дифференциальное уравнение в частных производных;
- Корпускулярно-волновая природа света;
- Сверхтекучесть гелия;
- Половое разделение;
- Митоз (клеточное деление);
- Фазоразностная модуляция;
- Прием сигналов на фоне помех ближнего поля;
- Внутриполостное облучение при опухолевых заболеваниях.
Влияние инерции мышления на творческий процесс
Инерция мышления может затруднять процесс решения творческих задач, навязывая неверные модели.
Обсуждение
Предлагаемая модель творческой задачи и метод ее решения основаны на осознании общей закономерности разрешения противоречий путем разделения по обобщенным координатам пространства состояний.
Заключение
Всякая творческая задача есть задача на преодоление противоречия, и всякое противоречие разрешается методом разделения.
Шаги:
- Определить противоречие, разрешение которого необходимо для решения творческой задачи.
- Построить пространство состояний объекта, которому присуще противоречие.
- Ввести дополнительную обобщенную координату, которая позволит разделить противоречивые свойства по разным обобщенным координатам расширенного пространства состояний.
Ключевые особенности изложенной в статье концепции
Пространство состояний
- Множество возможных состояний объекта.
- Состояние объекта определяется набором обобщенных координат.
- Широко используется в различных областях науки и техники.
Модель творческой задачи
- Творческая задача - это задача на преодоление противоречия.
- Противоречие - необходимость для одного и того же объекта обладания двумя свойствами, наличие каждого из которых делает невозможным наличие другого.
- Творческая задача представляется в виде элемента пространства состояний.
Метод разделения
- Противоречие разрешается путем расширения пространства состояний объекта посредством введения дополнительной обобщенной координаты.
- Дополнительная обобщенная координата становится носителем противоречивого свойства.
Влияние инерции мышления
- Инерция мышления может затруднять процесс решения творческих задач, навязывая неверные модели.
Универсальность метода
- Метод разделения применим к разрешению противоречий во всех естественных науках, математике и технике.