Развитие позиционного действия у детей дошкольного возраста: кукольный театр как инструмент

Введение Исследование было сосредоточено на изучении развития позиционного действия не в искусственной экспериментальной процедуре, а в естественной, привлекательной для дошкольников театрализованной деятельности – кукольном театре.

Методы Эксперимент проводился с 14 детьми (7 в экспериментальной и 7 в контрольной группах) в возрасте 5–7 лет. Эксперимент состоял из следующих серий:

  1. Измерение уровня решения познавательных задач на децентрацию (констатирующий эксперимент).
  2. Формирование позиционного сценического действия в настольном кукольном театре (формирующий эксперимент).
  3. Измерение уровня решения познавательных задач на децентрацию (контрольный эксперимент).
  4. Формирование позиционного сценического действия в театре би-ба-бо (формирующий эксперимент).
  5. Измерение уровня решения познавательных задач и готовности к школе (второй контрольный эксперимент).

Настольный кукольный театр

  • Выявлены пять качественных уровней развития сценического действия: от спонтанно-игрового до произвольно-творческого.
  • Кризисные этапы связаны с разрушением привычного способа действия и поиском нового, позиционного действия.
  • Дети овладели двунаправленным сценическим действием, но техническая легкость и зрительный контроль над зрителями не способствовали возникновению пробы зрительского отклика.

Театр би-ба-бо

  • Выявлены четыре качественных уровня развития сценического действия: от неадекватного способа действия до произвольного построения позиционного действия.
  • Кризисные этапы связаны с отказом от привычного способа действия и пониманием необходимости позиционного действия.
  • У детей появились первые пробы удерживания двойственной направленности действия.

Выводы

  1. Кукольный театр является эффективным средством развития позиционного сценического действия, доступного детям дошкольного возраста.
  2. Позиционное действие в кукольном театре развивается при специальной организации позиции, которая позволяет ребенку стать внутренним зрителем.
  3. Сценическое действие в настольном и театре би-ба-бо имеет свои качественные уровни и критические точки.
  4. Занятия кукольным театром способствуют познавательной децентрации и готовности к школе.
  5. Развитие позиционного действия – это скачкообразный процесс, в котором присутствуют кризисы, открытия нового опыта и формирование внутренней картины действия.

Ключевые особенности развития позиционного действия в кукольном театре

Позиционность как двунаправленность Позиционное сценическое действие предполагает одновременное удержание ребенком как способа развертывания содержания спектакля, так и реакции зрителя.

Внутренний зритель Развитие позиционного действия связано с появлением у ребенка внутреннего зрителя, который позволяет ему объективировать свое действие и оценивать его с точки зрения зрителя.

Кризисные этапы Развитие позиционного действия происходит скачкообразно, с кризисными этапами. Кризисы связаны с разрушением привычного способа действия и поиском нового, позиционного действия.

Влияние вида театра Настольный кукольный театр и театр би-ба-бо способствуют развитию позиционного действия, но делают это по-разному. Настольный театр обеспечивает техническую легкость и зрительный контроль над зрителями, в то время как театр би-ба-бо стимулирует появление пробы зрительского отклика.

Эффективность для развития Занятия кукольным театром способствуют познавательной децентрации, готовности к школе и развитию общей произвольности действования.