Развитие Психологии в Эпоху Возрождения

Возрождение человеческого духа

Эпоха Возрождения ознаменовала сдвиг от феодализма к капитализму и стала временем возрождения интереса к человеку. Гуманисты того времени считали, что очищают мир от средневековых варварств и возвращают человека на земную почву. Они отказались от религиозного учения о душе и призвали к правдивому описанию человеческих мыслей и чувств.

Споры о бессмертии души

В Италии разгорелись споры вокруг вопроса о бессмертии души. Аверроисты верили, что разум бессмертен, в то время как александристы утверждали, что все способности души исчезают вместе с телом. Эти споры подготовили почву для научного изучения человеческого организма и его психических функций.

Опытное изучение природы

Мыслители эпохи Возрождения, такие как Валла и Помпонацци, придерживались принципа естественной детерминации души человека. Они считали, что психические явления являются продуктом работы нервной системы и мозга. Такой подход проложил путь к эмпирическому изучению человека.

Развитие научных центров

Появились новые научные центры, такие как Академия Неаполя, которые кардинально изменили подход к изучению человека. Телезио рассматривал материю как основу мира и считал, что дух человека возник из материальных элементов, захваченных из окружающей среды.

Вклад Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи, великий художник и анатом, был одним из титанов Возрождения. Он считал, что движения тела подчиняются законам механики и пытался воспроизвести работу живого тела в механической конструкции. Леонардо также обнаружил, что мышечные реакции определяются нервной системой, что предвосхитило рефлекторную теорию.

Распространение гуманистических взглядов

Гуманистические взгляды на психическую жизнь распространились и в других странах, таких как Испания. Вивес считал, что человеческую природу можно познать только через наблюдение и опыт, и выделил основные характеристики эмоций.

Эмпирическая интроспекция

Взгляды Вивеса способствовали развитию эмпирической интроспективной ассоциативной психологии, которая стремилась изучать психические явления путем внутреннего наблюдения.

Индивидуальные различия

Испанский врач Уарте выдвинул идею о том, что люди различаются по своим способностям, и предложил метод изучения этих различий для определения профессиональной пригодности.

Материализм

Некоторые мыслители, такие как Перейра, полагали, что поведение животных контролируется внешними воздействиями и изменениями в организме, а не душой. Это предвосхитило декартовский материализм.

Выход за рамки схоластики

Хотя многим мыслителям эпохи Возрождения не удалось полностью отказаться от схоластики, они все же призывали к обращению к реальному миру и опытному изучению. Это привело к развитию новых взглядов на природу психики, заложивших основу современной психологии.

Ключевые особенности развития психологии в эпоху Возрождения

Гуманизм:

  • Возрождение интереса к человеку и человеческим возможностям
  • Отказ от религиозных догм и обращение к опытному изучению
  • Стремление понять реальные телесные основания психической жизни

Естественная детерминация души:

  • Психические явления рассматривались как продукт работы нервной системы и мозга
  • Отказ от идеи бессмертной души, связанной с телом
  • Признание материальной природы психики

Развитие научных центров:

  • Появление новых научных центров, таких как Академия Неаполя
  • Кардинальное изменение подхода к изучению человека
  • Использование эмпирических методов и наблюдений

Эмпирическая интроспекция:

  • Развитие методов внутреннего наблюдения для изучения психических явлений
  • Выделение основных характеристик эмоций
  • Зарождение эмпирической интроспективной ассоциативной психологии

Индивидуальные различия:

  • Признание существования индивидуальных различий в психике
  • Предложение методов изучения этих различий для определения профессиональной пригодности

Материализм:

  • Идея о том, что поведение животных контролируется материальными факторами, а не душой
  • Предвосхищение декартовского материализма