Религия и наука: Диалог, который никогда не состоится
Введение: Автор выражает разочарование в ходе дискуссии о взаимоотношениях между религией и психологией и спрашивает, о чем вообще идет спор.
Критерии различия между религией и наукой:
- Религиозное знание субъективно и самоочевидно, а научное знание должно проверяться и быть непротиворечивым.
- Религия допускает чудеса и не боится противоречий, в то время как наука требует доказательств и исключает сверхъестественные явления.
- Мистические и религиозные знания невыразимы словами, а научные тексты стремятся к ясности и однозначности.
- Религиозные люди считают себя носителями истины, а ученые подвергают сомнению свои собственные знания.
Опасность смешения религии и научной психологии: Автор предостерегает, что смешивание религии и научной психологии может привести к "бесовской психологии".
Церковная психология и ее отличие от научной психологии: Автор различает религиозную психологию, которая создается вдохновленными религиозными идеями людьми, и церковную психологию, которая привязана к канонам и иерархиям. Научная психология независима от религиозных убеждений и опирается на логику и опыт.
Критика позитивистского подхода: Автор не согласен с позитивистским утверждением, что все научные утверждения касаются измеримых явлений, и считает, что гипотезы могут быть эмпирически проверены, даже если их следствия нельзя измерить.
Различия между наукой и религией: Автор признает, что психология может быть научной или церковной, но они несовместимы из-за разных способов обоснования их утверждений:
- Обоснование науки строится на опыте и логике.
- Обоснование церковной психологии основано на авторитете священных писаний и церковных иерархов.
Заключение: Автор подчеркивает, что, учитывая эти фундаментальные различия, диалог между научной и церковной психологией вряд ли возможен. Он также критикует состояние современной психологии и призывает психологов признать важность рассматривать человека в целом, а не только его психику.
Ключевые особенности различий между религией и наукой
- Субъективность и объективность: Религиозное знание субъективно переживается как самоочевидное, тогда как научное знание должно быть проверено и непротиворечиво.
- Допущение чудес и сверхъестественного: Религия допускает чудеса и не боится противоречий, в то время как наука исключает сверхъестественные явления и требует доказательств.
- Выражение и ясность: Мистические и религиозные знания часто невыразимы словами, в то время как научные тексты стремятся к ясности и однозначности.
- Носительство истины: Религиозные люди считают себя носителями истины, а ученые подвергают сомнению свои собственные знания.
Ключевые особенности церковной психологии
- Связь с канонами и иерархиями: Церковная психология подчиняется религиозным канонам и иерархиям.
- Независимость от личных убеждений: Научная психология не зависит от религиозных убеждений отдельных психологов.
- Опора на логику и опыт: Обоснование научной психологии опирается на логику и опыт, а не на авторитет священных писаний или церковных иерархов.
Ключевые особенности позитивистского подхода
- Утверждение, что все научные утверждения касаются измеримых явлений: Автор не согласен с этим утверждением и считает, что гипотезы могут быть эмпирически проверены, даже если их следствия нельзя измерить.