Вступление

Алкоголизм и наркомания стали эпидемией, угрожающей безопасности и генетическому вырождению нации. Автор статьи предлагает использовать духовно-нравственные качества народа и его религиозные традиции в борьбе с зависимостями.

Начало лечения

Создание метода духовно-ориентированной психотерапии (ДОП) основано на дореволюционном опыте Русской Православной Церкви. Вначале был обязательным совместный сеанс с проповедником, затем в 1994 году ввели для пациентов и церковный зарок.

Структура метода ДОП

Метод ДОП имеет последовательную структуру:

  • Огласительная беседа
  • Стрессовая психотерапевтическая беседа
  • Индивидуальная работа для осуществления зарока
  • Беседа о покаянии и исповедь в церкви
  • Молебен
  • Индивидуальная исповедь с принятием церковного зарока
  • Причастие для готовых

Изменение церковной структуры метода

В 1994 году медицинское и церковное лечение было разделено. Доктор принимает зарок, который пациент может снять только у него. Церковный зарок, принятый на Кресте и Евангелии, снимает священник на исповеди или Господь на таинстве покаяния.

В настоящее время больные участвуют в Божественной литургии, а в Феодоровском храме (изначально Спасо-Парголовский) проводится лечение молебнами святого Александра Невского.

Значение церковного зарока

29,2% пациентов в период с 1988 по 2010 год приняли церковный зарок. Больные, давшие два зарока, чаще выбирали продолжительные сроки воздержания.

  • До 1 года - 0,1%
  • 1 год - 15,5%
  • Более года и до 5 лет - 48,5%
  • Более 5 лет - 20,6%
  • На всю жизнь - 15,4%

Гендерные особенности

Женщины чаще давали церковные зароки.

  • Женщин, выбравших срок воздержания на всю жизнь, было 26,4% (до зарока в церкви), а после зарока - 35,6%.
  • Мужчин, выбравших срок воздержания на всю жизнь, было 15,1% (до зарока в церкви), а после зарока - 22,5%.

Возрастные особенности

Возраст давших церковный зарок в 1994-2003 годах был 38,8 лет, а в 2003-2010 годах - 42,8 лет (без учета 1-го периода, когда давать зарок было невозможно). С возрастом возросла доля пациентов, давших оба зарока:

  • Младше 40 лет - 16-29%
  • 40-60 лет - 21,6-35,1%
  • Старше 60 лет - 38,7-50,9% (до зарока в церкви) и 7,5-13,3% (после зарока в церкви)

Вывод

Около 1/3 больных за период исследования дали церковный зарок. Женщины и люди старшего возраста делали это чаще. Сроки воздержания у тех, кто дал два зарока, были продолжительнее.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к лечению зависимостей, включающего как медицинские, так и духовные аспекты.

Ключевые особенности метода духовно-ориентированной психотерапии (ДОП)

Комплексный подход Метод ДОП сочетает в себе медицинские и духовные аспекты лечения, признавая важность как физического, так и психологического и духовного здоровья.

Использование религиозных традиций ДОП опирается на христианские православные традиции, используя проповеди, молитвы, исповедь и причастие в качестве терапевтических инструментов.

Добровольный зарок Пациенты добровольно принимают зарок воздержания от алкоголя или наркотиков, что создает внутреннюю мотивацию и ответственность за выздоровление.

Последовательная структура Метод ДОП имеет четко определенную структуру, включающую этапы групповой и индивидуальной психотерапии, а также церковную помощь.

Разделение медицинского и церковного лечения Хотя ДОП изначально включал в себя совместные сеансы с проповедником, в 1994 году медицинское и церковное лечение было разделено. Медицинский зарок дается врачу, а церковный - священнику.

Принятие церковного зарока После прохождения медицинского лечения пациенты могут принять церковный зарок, который рассматривается как дополнительная мера поддержки в их выздоровлении.

Частое использование церковного зарока Около 29,2% пациентов, пролеченных методом ДОП в период с 1988 по 2010 год, дали церковный зарок.

Более длительное воздержание у давших церковный зарок Пациенты, давшие как медицинский, так и церковный зарок, чаще выбирали более длительные сроки воздержания, что свидетельствует о положительном влиянии церковного зарока на мотивацию и приверженность лечению.

Гендерные различия Женщины чаще давали церковный зарок, чем мужчины.

Возрастные различия С возрастом увеличивалась доля пациентов, давших церковный зарок.