Подходы к психологии
В статье обсуждается дихотомия между монистической и плюралистической перспективами в области психологии. Монизм, имеющий свои корни в философии Б. Спинозы, постулирует единство мира с его множеством проявлений, а плюрализм допускает множественность первичных начал. Автор статьи Е. Е. Соколова защищает позицию системного (диалектического) монизма, рассматривая его в противовес "постнеклассической" плюралистической психологии, которая ориентируется на постмодернизм.
Понимание термина "монизм"
Автор подчеркивает, что рассматриваемый термин используется в исходном философском значении, означая онтологическое единство мира, несмотря на разнообразие его модусов. В отличие от плюралистического подхода, допускающего множество онтологических начал, монизм настаивает на единстве всего сущего.
Определение монизма в современной психологии
Однако в современной психологии монизм часто понимается в другом (гносеологическом) смысле. Это связано с обсуждением "методологического" (или "категориального") монизма, который стремится свести все формы реальности к одному общему знаменателю. Однако, как отмечает автор, это искажает суть системного монизма, который предполагает рассмотрение объекта как органической системы взаимодействующих явлений.
Диалектика абстрактного и конкретного
Согласно системному монизму, мир рассматривается как органичная система, которую адекватно можно познавать с помощью восхождения от конкретно-чувственного к абстрактному и от последнего к мысленно-конкретному. Автор сопоставляет это с развитием научного познания, которое проходит от синкретического мышления раннего онтогенеза к понятийному мышлению взрослых.
Смысловая подоплека
Автор утверждает, что различия между монизмом и плюрализмом обусловлены их смысловой ("идеологической") подоплекой. Плюрализм, особенно в его постмодернистской версии, отражает влияние рыночных отношений, при которых плюрализм интерпретаций и рыночная выгода оказываются взаимосвязаны. В отличие от этого, монизм несет в себе идеи целостности, объективного существования истины и стремления к ее постижению.
Критика монизма
Критики монизма, как отмечает автор, часто обвиняют его в "идеологическом характере", ассоциируя его с тоталитаризмом. Однако автор подчеркивает, что любая научная и художественная деятельность имеет смысловую основу и что понятие реальности неизбежно связано с нашими интерпретациями и представлениями о ней.
Ответственность
В отличие от постмодернистов, придерживающихся принципа "смерти автора" и не берущих на себя ответственности за утверждаемые истины, монисты осознают свою ответственность за вмешательство в реальность, как теоретическое, так и практическое. Они считают, что это вмешательство необходимо для истинного познания мира и его преобразования в позитивном направлении.
Научная критика
В завершение автор подчеркивает, что критики системного монизма со стороны плюралистов часто переходят на личности, обвиняя монистов в "тоталитаризме", "реакционности" и других негативных качествах. Автор призывает к научной критике, основанной на рациональных аргументах, и предлагает для обсуждения свои конструктивные идеи, изложенные в ее предыдущих публикациях.
Ключевые особенности монистического подхода в психологии
- Онтологическое единство мира: Монизм признает онтологическое единство мира, несмотря на его множественные проявления.
- Системное видение мира: Мир рассматривается как органическая система взаимодействующих явлений, которую можно адекватно познавать с помощью диалектического метода восхождения от конкретно-чувственного к абстрактному и от последнего к мысленно-конкретному.
- Стремление к истине: Монисты верят в объективное существование истины и считают, что наука должна стремиться к ее постижению, используя рациональные методы познания.
- Ответственность за вмешательство в реальность: Монисты осознают свою ответственность за теоретическое и практическое вмешательство в реальность, так как они верят, что это необходимо для истинного познания мира и его преобразования в позитивном направлении.
Ключевые особенности плюралистического подхода в психологии
- Допущение множественности онтологических начал: Плюрализм допускает множественность первичных начал или реальностей, каждая из которых обладает собственными законами и принципами.
- Синкретическое мышление: Плюралисты часто ориентируются на "сетевой" принцип организации знаний, напоминающий синкретическое мышление раннего онтогенеза, когда ребенок связывает предметы по ситуативным и эмоциональным признакам, а не по логическим категориям.
- Относительность истины: Плюралисты склонны ставить под сомнение существование объективной истины, утверждая, что реальность конструируется нашими интерпретациями и представлениями о ней.
- Толерантность к различным точкам зрения: Плюралисты подчеркивают важность парадигмальной толерантности и уважения к различным подходам в психологии.