Иерархия ценностей у русской и хакасской молодежи

Введение

Исследование ценностных систем различных этнических групп имеет важное значение для понимания общественных процессов. Наибольшую восприимчивость к изменениям ценностей проявляют молодые люди. В условиях кризиса прежних и становления новых общественных норм особое значение приобретает влияние этнических факторов.

Структура ценностно-потребностной сферы личности

Теория ценностно-потребностной сферы личности выделяет две подструктуры: общественную и родовую. Общественная подструктура формируется из общественных ценностей, а родовая — из архетипических форм коллективного бессознательного.

Методы исследования

Используя автоматизированную систему психологического исследования и экспериментальные методы ("Тахистоскоп" и "Калейдоскоп"), авторы изучили структуру ценностно-потребностной сферы русской и хакасской молодежи Республики Хакасия.

Общественная подструктура

  • У русских наиболее значимы ритуальные, эго- и гедонистические ценности.
  • У хакасов ведущие ценности — ритуальные, безопасности и аффилиативные.

Родовая подструктура

  • У русских доминируют когнитивные и ценности безопасности.
  • У хакасов также выражены когнитивные, но больше представлены экзистенциальные ценности.

Этноспецифичность

  • У хакасов сильнее выражена потребность в принадлежности к своей культуре и этносу (экзистенциальная зона).
  • Русских и хакасов объединяют высокие потребностные характеристики в зонах когнитивной и безопасности.

Половые различия

  • Половые различия в родовой подструктуре выражены сильнее, чем в общественной.
  • Различия в общественной подструктуре слабые и проявляются только в трансцендентальной зоне.

Атрибутивные установки

  • Обе группы в целом положительно оценивают свою национальную принадлежность.
  • Хакасы более готовы защищать интересы своего этноса, а у русских сильнее пассивное отношение к этому.
  • Эмоциональные проявления этнических чувств более разнообразны у хакасов.

Выводы

  • Структура ценностно-потребностной сферы личности зависит от ее наполнения разными потребностями.
  • Иерархия зон ценностно-потребностной сферы этноспецифична у русских и хакасов.
  • Русские и хакасы имеют значительные различия в общественной и родовой подструктурах, что создает основу для потенциальных конфликтов.
  • Иерархии зон общественной и родовой подструктур у русских и хакасов сходны, что указывает на их социальную и родовую близость.
  • Этнические и половые различия в структуре ценностно-потребностной сферы обусловлены архетипами коллективного бессознательного.
  • Этнические архетипы русских и хакасов ближе, чем половые архетипы мужчин и женщин, что свидетельствует о более раннем появлении полового архетипа.
  • Социально обусловленные атрибуции социальных установок и ценностно-потребностное содержание личности не совпадают, что может приводить к противоречиям в поведении.

Общественная подструктура ценностно-потребностной сферы

  • У русских:
  • Наиболее значимы ритуальные, эго- и гедонистические ценности.
  • У хакасов:
  • Ведущие ценности — ритуальные, безопасности и аффилиативные.

Родовая подструктура

  • У русских и хакасов:
  • Доминируют когнитивные и ценности безопасности.
  • У хакасов дополнительно выражены экзистенциальные ценности.
  • Этноспецифичность: у хакасов сильнее выражена потребность в принадлежности к своей культуре и этносу.

Этническая идентичность и социальные установки

  • Обе группы в целом положительно оценивают свою национальную принадлежность.
  • Хакасы более готовы защищать интересы своего этноса, а у русских сильнее пассивное отношение к этому.
  • Эмоциональные проявления этнических чувств более разнообразны у хакасов.

Иерархия ценностей

  • Русские и хакасы имеют значительные различия в общественной и родовой подструктурах, что создает основу для потенциальных конфликтов.
  • Иерархии зон общественной и родовой подструктур у русских и хакасов сходны, что указывает на их социальную и родовую близость.

Детерминанты структуры ценностно-потребностной сферы

  • Этнические и половые различия в структуре ценностно-потребностной сферы обусловлены архетипами коллективного бессознательного.
  • Этнические архетипы русских и хакасов ближе, чем половые архетипы мужчин и женщин, что свидетельствует о более раннем появлении полового архетипа.

Ценности и поведение

  • Ценностно-потребностное содержание личности и социально обусловленные атрибуции социальных установок не совпадают, что может приводить к противоречиям в поведении.
  • Мотивационной детерминантой поведения является ценностно-потребностная сфера личности, а не атрибуции социальных установок.