Субъект и объект познания

Введение

В 20 веке философия подвергла сомнению объективизм древнегреческой и схоластической философии, поставив под сомнение убеждение, что мир объектов является единственной реальностью.

Субъект и человек

Немецкий идеализм, начиная с Канта, сместил фокус познания с объекта на субъект, видя разгадку бытия в активности субъекта. Однако это привело к замене проблемы познающего человека проблемой трансцендентального сознания, отделившись от человеческого опыта и личности.

Проблема человека

Немецкий идеализм проигнорировал проблему человека как познающего. Это стало связано с монистической тенденцией этого направления, где все благо приписывалось божественной благодати, а не человеческой природе.

Активность субъекта и объективация

Субъект в немецком идеализме чрезвычайно активен, создавая мир познания. Однако эта активность не является человеческой, а скорее приписывается божественному разуму или духу. Такая объективация мира лишает человека активной роли в познании.

Единство субъекта и объекта

В экзистенциальной философии также не была поставлена проблема человека. Несмотря на то, что она подчеркивала человеческое существование и судьбу, она не рассматривала человека как центральное понятие в онтологии.

Становление субъекта в познании

Субъект познания, противопоставленный бытию, возникает лишь в отношении к объекту и для этой объективации. Однако вне этой объективации субъект существует как человек, личность и живое существо, погруженное в бытие.

Творческая активность в познании

Познание является активным процессом, в котором человек вносит свою творческую свободу. Это не означает, что субъект создает мир познания, как в немецком идеализме, а скорее что он трансцендирует себя в процессе познания.

Путь к полноте

Познание является частичным из-за ограниченности субъекта. Путь к полноте познания лежит через творчество, которое преодолевает объективацию и открывает путь к сущему и существующему.

Заключение

Размышляя о проблеме субъекта и объекта познания, мы видим, что познание является активным процессом, в котором человек играет центральную роль, привнося в него свою творческую свободу и выходя за рамки объективированного мира.

Ключевые особенности теории познания в статье

Субъект и объект познания

  • Традиционный объективизм подвергся сомнению, и фокус сместился на субъект.
  • Субъект познания не является объектом, а противостоит бытию.

Проблема человека

  • Немецкий идеализм сместил фокус с познающего человека на трансцендентальное сознание.
  • Проблема человека как познающего не была поставлена, что связано с монистической тенденцией этого направления.

Активность субъекта и объективация

  • Субъект в немецком идеализме чрезвычайно активен, но эта активность не является человеческой.
  • Объективация мира лишает человека активной роли в познании.

Единство субъекта и объекта

  • Субъект, противопоставленный бытию, возникает лишь в отношении к объекту.
  • Вне этой объективации субъект существует как человек, личность и живое существо, погруженное в бытие.

Творческая активность в познании

  • Познание является активным процессом, в котором человек вносит свою творческую свободу.
  • Это не означает, что субъект создает мир познания, а скорее что он трансцендирует себя в процессе познания.

Путь к полноте

  • Познание является частичным из-за ограниченности субъекта.
  • Путь к полноте познания лежит через творчество, которое преодолевает объективацию и открывает путь к сущему и существующему.