Глава 2. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА: ОБЩАЯ СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ

§1. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНЫЙ подходы в ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

В центре современного мировоззрения находится человек как высшая ценность и главное богатство общества. Отличие нового мышления, основанного на признании этого принципа, состоит в том, что если раньше акцент делался на требованиях, предъявляемых той или иной системой (научно- технической, экономической, социально-политической и т. д.) к качествам человека, преимущественно к его профессиональной и нравственной деятельности, то теперь акцент переносится на требования, идущие от человека, от его интересов, запросов, потребностей. Суть заключается в новой постановке коренных вопросов: если прежде главным был вопрос: “Какой человек нужен обществу?”, то сегодня к нему прибавился еще один: “Какое общество в полной мере соответствует возможностям человека, его эгоистическим и нравственным требованиям к удобствам, комфортности; какое общество не наносит ущерб его человеческому достоинству, чувству свободы, красоты и нравственной удовлетворенности?”. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его социальная и природная среда [8, 70].

Помочь человеку может только сам человек, разобравшийся в своей природе, понимающий цель и смысл своей жизни. Приведем краткую историю развития концепции целостного человека, представляемого в виде следующей системы: тело - душа (психика) - дух - биополе [9, 55-68].

Среди всех известных грандиозных достижений в мировой культуре XXI века нет самого важного - единого знания о человеке, хотя стараниями множества общих и частных наук достаточно глубоко изучены отдельные фрагменты этого загадочного существа, написаны горы книг по медицине, педагогике, психологии, биологии, социологии, философии, истории, лингвистике, антропологии и т. д.

Эта извечная информационная дыра не давала покоя всякому народу, и в каждую эпоху лучшие умы брались открыть тайну человека. Незнание человеком своей собственной природы послужило источником многих социальных катастроф. Это понятно, так как однобокий, упрощенческий взгляд на живого человека способствует развитию бездуховности, а эта порождает деструктивные силы, разрушающие самих себя и вокруг себя. Современный глобальный кризис человеческой цивилизации возник именно в тот исторический период, когда ценность человеческой жизни стала сравнимой с ценностью, например, автомобиля или пачки цветных бумажек. Человек стал выглядеть как лишний, ненужный элемент не только социума, но и всего космоса. Такая объективная отчужденность в отношениях человека с человеком, человека с окружающей средой фактически означает кризис в развитии личности (целостного человека). Поэтому до сих пор остается актуальным девиз древнегреческого мыслителя Сократа - «познай самого себя».

Итак, причиной очередного духовного кризиса опять выступает проблема незнания человеком самого себя. Отсюда призыв ко всем мыслящим людям XXI века - ради спасения человечества! - срочно начать разработку новых комплексных, целостных планов изучения природы человека с целью выявления ближних и дальних позитивных перспектив развития земного разумного существа. Конечно, на этом тернистом пути познания исследователям предстоит, во-первых, преодолеть различные концептуальные ловушки (например, антропоморфизм [10], энергетизм [11],редукционизм [12] и др.); во-вторых, упорядочить категориальный аппарат [13]; в - третьих, погасить широкомасштабную информационную войну [14] (в том числе богословско-атеистическое противостояние [15] ); в-четвертых, изучить результаты гениальных духовных прозрений при раскрытии фундаментальных законов самоорганизующейся (живой ) материи [16].

Прошедший век был увлечен экономическим подъемом, развитием промышленности, безудержной технизацией, индустриализацией, капитализацией и дифференциацией труда, что неизбежно привело к двоякопротивоположному исходу: с одной стороны, осуществился желанный рост благосостояния народа (за счет хищнического разрушения окружающей среды), но, с другой - произошла деградация людей с потерей ими своих естественно-универсальных адаптивных качеств [17].

К сожалению, ни в одной стране мира не проводились комплексные теоретико-прикладные исследования по проблеме целостного человека, а в советской стране даже пресекались изыскания на подобную тему. Однако находились самоотверженные люди, которые на свой страх и риск изучали и развивали скрытые возможности собственного организма. Например, Вольф Мессинг демонстрировал свои телепатические способности, Нинель Кулагина показывала телекинези - ческие взаимодействия с предметами, Роза Кулешова умоляла ученых объяснить ей свое умение видеть любой частью тела, Порфирий Иванов в течении пятидесяти лет ради науки подвергал свой организм всевозможным (немыслимым ранее) испытаниям, Борис Сагитов выигрывал соревнования с ЭВМ на быстроту арифметического счета, а вот незрячая Ванга из Болгарии могла «получать» достоверную информацию практически на любой вопрос. Ясно, что этот список можно продолжить и он будет всегда пополняться именами тех, кто проявит свои незаурядные качества.

При всей очевидности того, что светлое будущее у человека есть и оно будет связано с развитием качественно новой личности, однако предстоит огромная интеллектуальная работа по созданию единой концепции целостного человека и изучению механизма оптимальной трансформации живого космо-планетарного существа. В нашей стране данный вопрос впервые широко обсуждался на совещаниях по комплексному изучению человека, проводившихся в Москве в 1988 - 1989 годах. Вскоре даже были организованы Институт человека при Российской академии наук и научные лаборатории по изучению человека, но их деятельность была парализована из-за отсутствия государственного финансирования.

Очередное совещание по философским проблемам современной медицины (проходившее в Москве в 1997 г.) показало наличие методологических трудностей в понимании целостного человека. В частности, существуют попытки вывести формулу человека с позиции системного подхода : «Организм или даже человек в целом представляет собой... иерархию множества функциональных систем с использованием принципа многосвязного одновременного и последовательного их взаимодействия » [18]. Такая общая формальная схема не дает возможности отличить человека от машины. Иные исследователи вынуждены просто сетовать на отсутствие готовой картины целостного человека и предупреждают об опасности такой ситуации во врачебной деятельности : «Человек рассматривается не как целое, а как совокупность двух различных систем - организма и психики. Естественно, когда психическая саморегуляция «снимает» эффект врачебного вмешательства в организм, врач оказывается в растерянности и появляется прекрасная возможность для проникновения в медицину иррационализма любого рода» [19, 77].

Для того, чтобы глубже раскрыть смысл современного понимания концепции целостного человека (сравни с понятиями здорового человека, гармоничного человека, живого человека, творческого человека), для этого важно проследить историю постепенного открытия сознательным (думающим, разумным) человеком собственной природы. Здесь мы рассмотрим лишь самые общие известные модели целостного человека, пропуская многие подробности их возникновения, но связывая с историческими вехами естествознания и философии.

Поскольку каждый, даже самый гениальный из людей, проходит через младенчество и детство, то, очевидно, каждый преодолевает мало осознаваемый этап первобытного мышления. Понять самих себя — значит понять не только свое настоящее состояние, но и познать себя ребенком (читай

- древним предком), совершившим переход в свое будущее. Историю развития идей человека о человеке условимся начать с того отдаленного периода, когда появилось элементарное мышление, сознание.

Вокруг вопроса происхождения сознания, мышления первобытного человека между учеными с давних пор ведутся острые теоретические, концептуальные, методолог ические и мировоззренческие дискуссии. По мнению отечественного философа А. Г. Спиркина, формирование сознания представляет собой единый в своей основе процесс, имеющий различные стадии: «элементарный интеллект непосредственного предка человека (предчеловека), стадное сознание древнейшего человека (период дородового общества) и, наконец, подлинно человеческое сознание и самосознание разумного общественного человека» [20, 6].

Учеными давно установлено, что любознательность и пытливость мысли, выраставшие из «ориентировочного рефлекса», как называл его знаменитый российский физиолог И. П. Павлов, характерны и для очень отсталых племен. В основе человеческого мышления лежит вечная «жажда причинности». Вспомним детей - «почемучек». Для людей доклассового общества нет действия без причины. Там, где мы ограничиваемся констатированием случайного совпадения, первобытные люди видят проявление сознательной воли. Во всякой болезни или смерти они искали конкретного виновника [21,9].

Первобытный человек еще не отличал полностью субъекта от объекта, личное «я» и мир были для него одной не - расчлененной общностью. Он не мыслил себя вне коллектива, осознавая себя как неразрывную его часть. Так автоматически срабатывало наивное монистическое мышление.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать в своих поступках особенности физического и психического склада окружающих людей. Первоначально эти особенности объяснялись действием души. Возникновение понятия души связано с анимистическими (лат. anima - душа) взглядами первобытных народов, которые выделяют души не только у людей и животных, но и во всех вещах. В представлениях первобытного человека душа четко не отделяется от тела. Древние люди не знали бестелесной души.

Не располагая средствами причинного объяснения состояний сознания, таких как сон, смерть, обморок и т. д., первобытный человек принимал их непосредственно воспринимаемую видимость за действительную сущность. Так сновидения представлялись впечатлениями души, покидающей во сне тело и странствующей по земле. Видимо такое объяснение возникло не случайно. Древние люди, как и их потомки видели сны с психологическими переживаниями своего полета. Современные ученые до сих пор теряются в догадках как объяснить феномен внетелесных путешествий субъектов при обмороках, медитациях и клинической смерти.

Вследствие неразвитости производства первобытного периода люди были во власти стихийных сил природы. Стараясь понять явления природы и общества, человек в то время использовал те житейские схемы, которые для него были наиболее понятны, а именно - родовые отношения. Предметы и явления природы воспринимались человеком как живые и одушевленные (духовные) силы. Человек чувствовал свою зависимость от этих таинственных сил, которые представлялись ему как существа, обладающие своими языком, умом и властью. Так первые представления о духе (духах) складывались в результате обобщения и переноса на природу непосредственных связей и общений между людьми. С духами животных, птиц, рыб и зверей человек мог входить в мысленный контакт довольно легко, он понимал их своими чувствами. Биофизики лишь в XX веке доказали такие возможности человека, когда удается передавать мысль из мозга в мозг. Древнему человеку сложнее было с духами земли и неба, которые якобы могли гневиться на людей, посылая на них страшные беды: землетрясения, вулканические извержения, ливни, молнии, пожары, ураганы и т. д. Первобытные люди считали, что могущественные духи понимают их язык, поэтому обращались к ним через своих вождей, шаманов с насущными просьбами. Болезнь представлялась как действие злого духа, вселившегося в тело человека. Добрые духи отзывчивы, они помогают людям. Представления об этой зависимости как индивида, так и общества, от духа (и души), обусловленные бессилием дикаря перед природой, породили культовое отношение к духу (и душе). Это и есть первоначальная форма религии.

За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и другие, в недрах которых зародились идеи, приведшие к современному научному знанию. Развитие производительных сил привело, как известно, к классовому расслоению общества, возникновению рабовладельческих государств. В них господствовала религиозная идеология, неотъемлемым компонентом которой является миф о бессмертии души, способной покидать тело, странствовать, перемещаться по ту сторону видимого мира. Вместе с тем дошедшие до нас источники запечатлели не только религиозные воззрения на тело человека и его психическую деятельность. Они содержат и ростки естественнонаучного знания о душе и теле человека.

Предпосылкой этого знания было общее представление о том, что живое тело находится в зависимости от внешней природы, а деятельность души в свою очередь - от организма. Древневосточная медицина была опорой для перехода от теологического мировоззрения к причинному пониманию отдельных явлений. Однако большим препятствием для развития медицины были религиозные предрассудки, запрещавшие анатомировать тело. Схема организма неизбежно выглядела фантастически и передавалась в таком виде из поколения в поколение. В Вавилоне, Египте, Индии, Китае (а затем и в Древней Греции) решающее значение отводилось кровообращению, как главному фактору телесной и психической жизни. Но кому принадлежит приоритет и каковы были пути передачи этого учения (в том случае, если оно не возникло у одного народа независимо от другого), остается невыясненным.

С развитием рабовладельческой цивилизации погибает универсальное могущество мифологического мышления, заменяясь возникающими философией и наукой. С появлением классового общества, с дифференциацией труда, развитием абстрагирующей способности человека возникли идеи о невещественной (внемагериальной) природе души и духа. Прежние анимистические, мифологические представления начинают уступать место попыткам истолкования души и духа с точки зрения натурфилософской картины мира.

У ионических натурфилософов - Фалеса (VII — VI вв. до н. э. ), Анаксимена ( V в. до н. э. ) и Гераклита ( VI - V вв. до н. э. ) душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира ( вода, воздух, огонь ). Последовательное проведение этой идеи приводит древнегреческих философов к заключению о всеобщей одушевленности мира (гилозоизм). Следствием развития этих идей у атомистов Демокрита ( V - IV вв. до н. э. ), Эпикура ( IV — III вв. до н. э. ) и Лукреция ( I в. до н. э. ) является толкование души как вещественного оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом - духом, или, иначе, разумом, несущим функцию руководства всеми явлениями жизни. Поскольку дух и душа представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются, согласно атомистам, из шаровидных, мелких и потому наиболее подвижных атомов. Впервые Платон ( V - IV вв. до н. э. ), разрабатывая принцип антиномии, трактует тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Бестелесная душа приходит в здешний мир из нематериального незримого мира идей, лежащего по ту сторону природы. Аристотель (IV в. до н. э.), в противоположность Платону, основываясь на биологических и медицинских знаниях, впервые обосновывает идею о неразделимости души и тела. Причём, душа не делится на части, а имеет четыре функции — питательная, вегетативная (для растений); сенсомоторная (для животных); разумная (для человека). В философии античного мира понятие


Духа формулируется как космологическая, интеллектуалист - ская и внеличностная концепция.

Постепенно естественнонаучные знания проясняли понятия души и тела. Душу не стали связывать с растительным миром или чисто биологическими процессами, и подошли к тому уровню, который мы сейчас называем психическим. Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании.

Под влиянием прогресса, в опытном исследовании строения и функций организма, александрийские врачи в III

В. до н. э. Герофил и Эразострат открыли нервы, отличив их от связок и сухожилий. Выяснилось, что не тело в целом, а определённые органы тела (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой.

Во II в. н. э. римский врач Гален, обобщив достижения физиологии и медицины, обогатил представления о физиологической основе психики и приблизился к понятию сознания. Он отграничил движения (действия, поведение), в которых участвует внимание, память, размышление, от движений, которые человек производит, например, в состоянии сна.

Позднеантичная мистика создаёт учение о Первочеловеке как божественном существе, вмещающем всю смысловую структуру космоса. Этот образ переходит в христианский гностицизм и в иудейскую мистику Каббалы («Адам Кад - мон» — человек первоначальный), совмещая мотивы платонизма с новой повышенной оценкой человека сравнительно с космосом. В библейской антропологии человек в своей со - творённости противостоит несотворённости Бога. Но если тело человека «сделано» как вещь, то живая душа ему вдунута самим Богом.

На развалинах античного мира утвердилось феодальное общество. Новый способ производства возникал в условиях резкого упадка культуры и образованности. Естественнонаучное исследование природы и человека приостановилось. Религиозные спекуляции и мистические взгляды сменили опытное изучение организма и его психики. На смену античной концепции духа (который космичен, внеличностный, объективный, чист от всего материального, полон творческих энергий и божествен) приходит средневековое учение о духе (который является личностью, личным абсолютом со своим определённым именем и со своей определённой, неповторимой судьбой в космосе, со своей так называемой священной историей). Если античный дух космичен и является лишь обобщением действительного мира, то средневековой дух - надмировое начало, которое не возникает из Земли, как греческие боги, но которое существует прежде и раньше Земли, природы (космоса) и творит их из ничего по собственному соизволению.

Позитивное знание о природе и человеке добывалось на Востоке после объединения в VII в. арабских племён, создавших государство Халифат и новую религию— ислам. Труды Платона и Аристотеля, Галена и Архимеда переводились и переписывались, распространяясь на арабском языке. В учениях Ибн-Сины (лат. Авиценна, 980 - 1037) и Ибн-Рошд (лат. Аверроэс, 1126 - 1198) содержатся идеи о том, что природа вечна (совечна божеству), что её законы не меняются произвольно, что существование души обусловлено деятельностью тела, что её бессмертие в качестве индивидуальной сущности невозможно и ряд друг их идей, несовместимых с догматами ислама. Ибн-Сина подробно изучал влияние психического на устойчивую структуру организма. Решающее значение он придавал воспитанию. Чувства, изменяющие физиологические процессы возникают не спонтанно, а в результате воздействия на ребёнка окружающих людей. Ибн - Рошд, изучая проблему отношения души к телу, выходит на вопросы механизма духовности и энергоинформационного обмена в природе. Индивидуальная душа, считал он, способна воспринимать божественный разум («нус»), о котором писал Аристотель. С исчезновением тела и присущих ему психических способностей то, что было приобретено божественным умом в результате актуализации в данной душе, не исчезает бесследно, а поглощается им и продолжает существовать как момент универсального разума, свойственного всему человеческому роду.

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения. В XIV - XV вв. шло освобождение личности от феодальных пут, сопровождавшееся ожесточённой борьбой с церковно-богословскими концепциями души и духа. На первый план выдвигаются не античный космический дух, но и не средневековая надмиро - вая личность, а человеческое «я», когда либо сам человеческий субъект, либо та или другая его способность начинала мыслиться как подлинно духовное начало. Одним из титанов Возрождения был итальянский ученый Леонардо да Винчи (1452- 1519), который своим личным универсализмом показывает возможности самостоятельной творческой работы души. Субъект способен создавать ценности на основе подражания природе, используя воображение как одну из психических способностей. Возникла новая концепция целостного субъекта, деятельность которого направлена на преобразование природы.

XVII в. открывает новую эпоху в развитии производства, техники, науки (особенно механики), что отразилось на биологических и психологических знаниях. Возникновение механистической картины мира вызвало коренной переворот во взглядах на тело и душу. Тело представляется в виде машины (автомата, самодостаточной системы), не нуждающейся в регуляции со стороны души. Французский учёный Рене Декарт (1596 - 1650) на основе данной идеи задумывает конструирование «нервной машины», объясняющей поведение целого организма. По Декарту душа имеет единственный атрибут - мышление. Поэтому для живого человека оказывался справедлив закон «мыслю - следовательно, существую». Впервые человеческое мышление было поднято на такую важную и убедительную высоту, как и само бытие. Английский философ Томас Гоббс (1588 - 1679) и нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) выдвинули новаторские идеи о целостном человеке: душа и тело принципиально не отделимы друг от друга, поэтому познавать можно только конкретные телесные или душевные явления. Для Спинозы дух равнозначен мышлению и он есть качество, присущее человеку от природы. Изучение живого человека вставало на естественно научную основу. Так, английский врач Уильям Гарвей (1578- 1657) открыл механизм кровообращения (постоянное количество крови движется по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращениями сердца). А немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646- 1716) впервые выдвинул понятие бессознательной психики, указав на сложное соотношение между сознательным и бессознательным. Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) сформулировал фундаментальный вопрос о происхождении знания (мышления, сознания) и попытался дать ответ - все знания человек получает из опыта по двум каналам: первому, в виде деятельности внешних органов чувств (внешний опыт) и второму, в форме внутренней деятельности ума (внутренний опыт). Опыт складывается из идей - простых и сложных. Эти идеи приходят либо из ощущений, либо из внутреннего восприятия.

В XVIII в. появляются ростки идеи историзма. Жизнь общества начинают осмысливать в виде закономерного, однако уже не механического, а исторического процесса. Французский естествоиспытатель Жорж Бюффон (1707- 1788) выпускает в 1740 г. огромную «Естественную историю», описывающую эволюцию планеты и человека. Идея развития захватывает французских мыслителей, которые в стремлении к цельной картине мира выдвинули принцип развития, трансформации природы. В человеке они видели венец природы. Французский философ Клод Гельвеций (1715-1771) считает ум (дух) природным свойством человека и рассматривает общество как природную среду, на которой развивается это свойство. Немецкий философ Иммануил Кант (1724- 1804) формулирует две стороны целостного человека: первая, та, «... что делает из человека природа...», вторая, та, «... что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам» [22, 351]. По Канту, человек не соединение двух противоположных субстанций (тела и души), а существо, принадлежащее двум различным мирам - телесной природе и бестелесному миру свободы. Выдвигая вопрос - откуда возникают достоверные знания? — полагает, что «дух даёт идеи», так как «дух - эго животворящий прин - цип в человеке». Он уточняет, духом называется «принцип души, оживляющий посредством идей». Французский физиолог Кабанис (1757 - 1808), обсуждая вопрос о природе мышления, сформулировал идею о том, что мозг как особый орган человека предназначен для производства мысли. Выяснение механизма взаимовлияния души и тела продолжается. Так английский невролог Чарльз Белл (1774 - 1842) выдвинул гипотезу о «нервном круге», соединяющем мозг с мышцей и мышцу с мозгом, что было замечательной догадкой о рефлекторной природе чувственного познания. В Германии Иоганн Гердер (1744 - 1803) отстаивал мысль о том, что духовная активность, отличающая человека от животных, проявляется прежде всего в языке, развитие которого есть творческий процесс. Развитие индивидуального сознания ставится в зависимость от культурно-исторического формирования народа.

XIX в. связан с дальнейшим подъемом промышленности, ростом городов, дифференциацией труда, расцветом культуры. Растет роль общественного сознания, просвещения. Натурфилософия романтизма (первая половина XIX в.) понимает человека как телесно - душевно - духовное единство. Французский философ Огюст Конт (1798 - 1857) выдвинул идею о возникновении сознания благодаря взаимообще - нию, взаимодействию людей. Немецкий философ Георг Гегель (1770 - 1831) построил философию развивающегося духа, восходящего к абсолютному знанию. Гегель выделяет: индивидуальный дух (он же субъективный дух), находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида); объективный дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе, государстве; абсолютный дух, который живёт в искусстве, религии и философии. Так Гегель выводит исторического человека, деятельность которого выступает как высшая ступень объективации и самопознания «мирового разума». Другой немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 - 1872), критикуя идеализм Гегеля, создаёт антропологию (наука о человеке), мыслимую им как «аититеология». Фейербах видит различие между человеком и животным в том, что животное ограничено в способе своего существования, человек же универсален.

Английский биолог Чарльз Дарвин (1809 -- 1882) выдвинул новую концепцию детерминистских отношений между организмом и средой. Согласно его учению движущая сила развития организма лежит не в механических, а в приспособительных взаимоотношениях со средой. Такая биологическая трактовка человека сводится к адаптации, к изменению организма с целью выживания в наличной среде, но не создания социума.

Немецкий социолог Карл Маркс (1818 - 1883) вводит понятие духовного производства для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Единство материального и духовного производства составляет общественное производство. Духовное производство носит исторический характер, представляя собой духовную деятельность, облечённую в определённые, общественные формы. Творческая деятельность в сфере духовного производства органически связана с преемственностью, поскольку, лишь воспринимая наследие и заново оценивая его, люди обретают способность творить сами. Произведения культуры, запечатлённые в материале, языке, должны быть возрождены новыми поколениями, включены в их деятельность. Это означает, что люди не только производят определённые идеи, представления, но и воспроизводят их, тем самым неся ответственность за их судьбы, за их смысл.

Немецкий философ Фридрих Энгельс (1820 - 1895) обратил внимание на то, что существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является изменение природы человеком. В ходе действия человека на вещество природы происходит двойной детерминационный эффект: изменяя природу, человек изменяется сам. Перед нами, стало быть, говоря современным языком, «обратная связь» - результаты действия изменяют состояние производящей его системы. Другой немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) выступил с проектом создания особой дисциплины - науки о духе, которая наряду с психологией и науками о природе позволит глубже понять жизнь. Дильтей пытался соотнести духовную структуру отдельной личности с духовными ценностями, создаваемыми народом, с формами культуры. Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 - 1900) подчёркивает общность человека (как организма) с животным миром. Отвергая идею замкнутой «сущности» человека, Ницше настаивает на его открытости и незавершённости: человек - это открытое для разных возможностей «великое обещание», «мост» между животным и «Сверхчеловеком».

XX век приносит очередной расцвет культуры, растут города, бурно развиваются наука, техника, производство. Нарождается новый социальный уклад жизни, разрушается понятие об изолированном, внесоциальном индивиде. Человек изучается с двух позиций: изнутри, как индивидуум, личность со своим телом - психикой - духом; снаружи, как связующий элемент в иерархически - неиерархическом социуме. Тело человека, представляемое в виде сложной разномасштабной органической системы, изучают многие разделы медицины, общей биологии, микробиологии, биохимии, биофизики и др. В психике (душе) человека продолжают изучать сознательные и бессознательные явления. Швейцарский психолог Карл Юнг (1875 - 1961) выдвинул положение о том, что помимо индивидуального бессознательного (подсознательного) существует также коллективное бессознательное. Психику изучают такие науки как психология, психиатрия, педагогика, теория мозга и т. д. Дух человека был сведён к свойству быть сознательным (или мыслящим), образованным (или обученным).

Философия XX в. была в большей степени увлечена изучением не вопросов внутренней целостности человека (тело - душа - дух), а вопросов общественного (коллективного) сознания (политика, социология, теория государства, экономика, экология и др.). Такая направленность вытекала из исторической необходимости, что «невозможно понять природу человека и его сознания без учёта того, что они являются производными по отношению к социальному целому» [23, 100]. К 70-м годам выводится формула внешней стороны человека: личность - общество - природа (космос).

Однако эксплуатируемая схема концепции целостного человека (как с внутриличностной стороны, так и надличностной стороны) стала давать сбои, связанные с неспособностью ответить на ряд вопросов. Например, куда идёт человечество? или каков механизм передачи мысли от субъекта к субъекту (от мозга к мозгу) при отсутствии известных промежуточных связей? Эти и другие вопросы остаются ещё тайной для людей.

В первой половине XX в. отечественными учёными энтузиастами (Б. Б. Кажинский, Л. Л. Васильев и др.) изучаются вопросы биолокации и выдвигается теория биологической радиосвязи. Уже в начале 60-х годов обсуждается идея о наличии у живых существ электромагнитного поля, а отечественный изобретатель С. Д. Кирлиан сумел сделать видимым на фотографии такое поле человеческого тела. Российский учёный биолог В. П. Казначеев своими экспериментами показывает не только наличие полей у клеточных структур, но и то, что между изолированными клетками существует непрерывное информационное взаимодействие. В дальнейшем он распространил данную идею на всю природу: «Сегодня всё очевиднее становятся и многочисленные полевые информационные взаимосвязи в планетарно-космических масштабах» [12, 47]. В 80-х годах заметно повысился интерес советских людей к восточным учениям о человеке, его строению. Например, один из сторонников йоги Ю. М. Иванов считает, что «человек состоит из нескольких тел, заключённых одно в другом. Основные тела - физическое, эфирное, астральное, ментальное. Каждое из них имеет энергетическое поле» [24, 23]. Во многом такие теории наивны, но в них есть и важные рациональные зёрна, в чём предстоит ещё разобраться учёным XXI века.

Кризис в понимании человека породил новый взгляд на понятие здорового человека. В нашей стране с середины 80-х годов стали возникать общественные клубы здорового образа жизни, где стала осмысливаться теория и практика гармонического поведения человека, самооздоровления, нетрадици - онного оздоровления. Каждый клуб известен своими лидерами, идеями и планами. Руководитель московского регионального объединения «Космос» Я. И. Колтунов сформулировал концепцию комплексного развития человека как «Космическое самопрограммирование и здоровье». Среди многих причин, разрушающих здоровье, он выделяет бездуховность: негативные слова, мысли разрушают биокоды, биопрограммы, подпрограммы, элементы системы саморегуляции организма [25, 25].

Отсюда можно сделать шаг к идее (гипотезе) о том, что понятие духа однозначно соответствует понятию биопрограммы. Тогда духовность человека это способность его к самопрограммированию. Индивидуальный дух —это личная программа (или личный план) развития человека, которую он создаёт для себя. Коллективный (общественный, социальный) дух - это программа развития общества, создаваемая самим обществом для себя. Для гармоничного человека в гармоничном обществе личная программа непрерывно и гибко увязывается с общественной (социальной) программой.

Человеческий организм генерирует различные поля: электромагнитное, тепловое, радиационное, световое, звуковое, информационное и др. Для краткости совокупность этих полей назовём биологическим (живым) полем (биополем) человека. Общество (социум) также генерирует различные поля: энергетическое, политическое, экономическое, финансовое, торговое, информационное, театральное, музейное, музыкальное и т. д. Совокупность этих полей назовём социальным полем (социополем). Природа производит своё космическое поле (космополе).

Итак, современная модель отдельного целостного человека может быть представлена как тело-душа (психика)-дух - биополе. Однако сложность в изучении целостного человека заключается в том, что он, с одной стороны, как личность, индивид включен в сложную иерархически-неиерархическую социально-природную систему, а с другой - сам состоит из иерархически-неиерархических биоэнергоинформационных структур. Человек представляет собой совокупность микрокосма (атомы, молекулы, клетки) и макрокосма (органы, организм), а также немыслимый без взаимодействия с обществом, планетой, космосом. Для нас живой человек - это деятельный человек, активная личность, творческая индивидуальность, общественное (социальное) и природное (космическое) существо. Сложная иерархическая структура природы человека затрудняет изучение его многогранной сущности. Например, благодаря развитию генетики мы знаем, как существенно может влиять микрокосм на человека. «В каждой клетке человеческого организма содержится около 75 тысяч генов. Они настолько малы, что увидеть их можно только при помощи мощной электронной оптики. Однако, несмотря на столь мизерные размеры, малейшее видоизменение даже одного из них способно нанести здоровью человека существенный ущерб, навсегда «наградив» его наследственным заболеванием» [26].\