Творчество как родовая сущность человека
Введение
Исследование творчества и творческих способностей всегда было предметом дискуссий и многомерным вопросом. Работа Богоявленской на эту тему нова, глубока и поднимает новые ракурсы для рассмотрения устоявшихся научных парадигм.
История и значение творчества
Богоявленская прослеживает историю исследований творческих способностей, их социальную обусловленность и различия в понимании у разных ученых. Она отмечает, что формирования самих понятий творчества и одаренности ограничивало продвижение в понимании этой проблемы.
Феномены творчества
Богоявленская детально анализирует феномены сознания "за пределами очевидного", когда новые идеи возникают как продукт решений других проблем. Она подчеркивает, что творчество выходит за пределы видимого горизонта и требует доверия и ответственности.
Методы изучения творчества
Автор представляет критериальный аппарат, методологию построения экспериментов и педагогические аспекты работы психолога с детьми в области развивающего обучения. Она критически анализирует тестологию одаренности и количественные оценки интеллекта.
Различия в понятиях
Богоявленская рассматривает сущностную разницу между способностями, творчеством, одаренностью, логикой и мысленными алгоритмами. Она раскрывает полиморфизм методических приемов изучения творчества.
Педагогическая ценность работы
Пособие Богоявленской представляет собой инструмент развития творческих способностей студентов и будущих специалистов. Оно изобилует примерами и является тренингом ума и логики.
Генетический подход
Автор использует генетический подход в своих исследованиях и раскрывает суть метода "Креативное поле". Она подчеркивает ценность использования данного метода в развитии свойств и качеств психического, личностного и ценностного.
Заключение
Работа Богоявленской является не просто свидетельством ее творческого потенциала, но и глубоким ответом на запросы современного образования. Она вводит психолого-педагогическое моделирование креативного поля как учебное средство и поднимает творчество до уровня родовой сущности человека.
Ключевые особенности исследований творчества, изложенных в статье:
История и многомерность понятия творчества
- Исследования творчества всегда были остро дискуссионными и многомерными.
- Различные ученые и мыслители по-разному трактовали понятие творчества.
- Формирование самих понятий творчества и задач, которые они должны обслуживать, ограничивало продвижение в исследовании этой проблемы.
Феномены творчества
- Творчество выходит за пределы очевидного и требует доверия и ответственности.
- Новые идеи могут возникать как "непредзаданный" продукт решений других проблем.
Методы изучения творчества
- Для изучения творчества используются различные методические приемы, учитывающие его полиморфизм.
- Автор представляет критериальный аппарат, методологию построения экспериментов и педагогические аспекты работы с детьми.
Различия в понятиях
- Существуют сущностные различия между способностями, творчеством, одаренностью, логикой и мысленными алгоритмами.
- Эти понятия диалектически взаимосвязаны.
Педагогическая ценность исследования
- Работа Богоявленской является инструментом развития творческих способностей студентов и будущих специалистов.
- Она изобилует примерами и представляет собой тренинг ума и логики.
Генетический подход
- Автор использует генетический подход в своих исследованиях и раскрывает суть метода "Креативное поле".
- Этот метод ценен для развития свойств и качеств психического, личностного и ценностного.
Творчество как родовая сущность человека
- Творчество является неотъемлемой частью человеческой природы.
- Оно выходит за пределы прагматики и политики, способствуя формированию универсальных качеств будущего профессионала.
- Творчество является процессом сотворения с Высшим Разумом, который поднимает человека над стандартами и наполняет его нравственной ответственностью.