Природа понятия установки в теории установки Д. Н. Узнадзе
Введение
Понятия в науке могут со временем приобретать определенное значение и стать неотъемлемой частью научного дискурса. Возникает необходимость в саморефлексии науки, чтобы выявлять и уточнять методологические позиции и определять базовые понятия.
Судьба понятия установки
В теории установки Д. Н. Узнадзе понятие установки изначально понималось как "особая реальность", выступавшая в разных терминах, таких как "биосфера", "подпсихическая реальность", "ситуация" и "установка". В трехтомной монографии "Бессознательное: природа, функции, методы исследования" отмечается, что большинство авторов признают установку правомерным и научно-продуктивным понятием, однако есть и критикующие это понятие как методологически несостоятельное.
Онтологический статус установки
Преобладает мнение, что бессознательное психическое и установка являются реальностью, подлежащей научному исследованию. Д. Н. Узнадзе критиковал учение о бессознательном 3. Фрейда, считая его порочным из-за отождествления бессознательного с психикой минус сознание. Он стремился ввести и обосновать сферу реальности, имеющую позитивное значение. Ш. Н. Чхартишвили указывает, что сам 3. Фрейд признавал трудности концептуального аппарата своего учения о бессознательном и не имел четкого представления о форме его существования.
Чхартишвили считает, что Д. Н. Узнадзе решил эту проблему, найдя и обосновав особую сферу реальности — установку. Однако в школе Узнадзе существуют разногласия по этому вопросу. Одни считают, что установка и бессознательное психическое равнозначны, другие разграничивают их. А. Е. Шерозия считает, что бессознательное психическое шире, чем установка, но установка играет важную роль в его конкретном выражении.
Природа установки
В работах последователей Узнадзе выражается различное понимание природы установки. Одни считают ее психическим явлением, другие не сводят ее ни к психической, ни к физиологической реальности.
Узнадзе считал, что установка имеет свою специфическую особенность и свою специфическую закономерность, которая не сводится ни к психическому, ни к физиологическому. Ш. Н. Чхартишвили также полагает, что сущность установки не сводится к психическому и физиологическому и является первичной целостностью, которая предшествует им.
Научная парадигма теории установки
Научная парадигма теории установки Узнадзе возникла на основе преодоления картезианского дуализма и отвержения постулата непосредственности традиционной психологии. Узнадзе считал, что между психическим и транспсихическим, внутренним и внешним нет глубокой пропасти и их связывает не непосредственное воздействие, а установка. Установка была модусом существования целостного индивида, не сводимого к физиологическому или психическому.
Методологические соображения
Авторы статьи считают, что отнесение установки к сфере психического приводит к методологическим трудностям. Если установка является психическим состоянием, то она не может опосредовать связь между физическим и психическим или между отдельными психическими процессами. Установка должна мыслиться как модус существования конкретного человеческого индивида - субъекта деятельности, не сводимого к отдельным своим сторонам.
Заключение
Авторы статьи полагают, что теория установки в том смысле, который ей придал Д. Н. Узнадзе, является глубоко научной и оригинальной теорией бессознательной деятельности психики и обладает методологическими преимуществами перед другими понятиями, использовавшимися для определения психологических закономерностей поведения.
Шаги
- Определение онтологического статуса бессознательного психического и установки.
- Обсуждение природы установки и ее отношения к сознанию и бессознательному психическому.
- Анализ научной парадигмы теории установки Д. Н. Узнадзе.
- Выявление методологических соображений, связанных с отнесением установки к сфере психического.
- Обобщение и подтверждение тезиса о том, что теория установки является глубоко научной и оригинальной теорией бессознательной деятельности психики.
Ключевые особенности теории установки Д. Н. Узнадзе
Преодоление дуализма
- Отрицание картезианского дуализма души и тела, психического и физического.
- Установка как связующее звено между внутренним и внешним, психическим и транспсихическим, субъектом и объектом.
Целостность и единство
- Установка как целостно-личностная организация внутренней готовности индивида к осуществлению деятельности.
- Установка не сводится ни к психическому, ни к физиологическому, а выражает их органическое единство.
Непосредственность
- Отвержение постулата непосредственности традиционной психологии.
- Опосредование связи между предметами внешнего мира и психикой установкой, которая отражает как транссубъективный мир предметов, так и субъективное состояние.
Модус существования субъекта
- Установка как модус существования конкретного человеческого индивида - субъекта деятельности, не сводимого к отдельным своим сторонам.
- Установка отражает как прошлый опыт, так и антиципацию будущего, определяя готовность субъекта к развертыванию деятельности.
Связь с бессознательным
- Установка как связующее звено между сознанием и бессознательным психическим.
- Установка опосредует воздействие бессознательного на сознательную деятельность и регулирует бессознательные процессы.