Графические представления об эмоциях: устойчивый образный ряд

Введение

Несмотря на то, что художественные произведения вызывают различные эмоции у каждого зрителя, эти эмоции разделяют нечто общее – момент сопереживания. В исследовании ставилась цель выявить устойчивый образный ряд графических представлений об эмоциях, который служит общей основой для понимания и оценки художественных произведений.

Методы

В исследовании приняли участие 120 студентов разных факультетов в возрасте 20-22 лет. Участников попросили графически изобразить четыре базовые эмоции: радость, печаль, страх и гнев. Рисунки оценивались по четырем категориям:

  • Жестово-мимическая экспрессия (ЖМЭ)
  • Образная символика (ОС)
  • Индивидуальный образ
  • Абстракция

1. Инвариантные графические представления

  • Радость: высокая степень инвариантности в изображениях через ЖМЭ и ОС.
  • Страх: более индивидуальные образы, часто представленные через личностные ситуации или абстракции.
  • Печаль: инвариантные образы, часто выраженные через дождь, слезы или образы-символы (например, дерево без листьев).
  • Гнев: использование острых углов, замкнутых пространств и линий, направленных наружу.

2. Пространственные предпочтения

  • Радость: линии, направленные вверх и вправо, округлые формы тела.
  • Страх: острые углы, замкнутые пространства, линии, направленные вниз и внутрь.
  • Печаль: замкнутые пространства, плавные, округлые линии.
  • Гнев: острые углы, линии, направленные наружу.

3. Использование цвета

  • Радость: сочетание желтого, красного и зеленого цветов.
  • Печаль: холодная гамма (голубой, синий, фиолетовый), иногда с серым.
  • Гнев: сочетание красного и черного цветов.
  • Страх: черный, коричневый, синий и красный цвета.

Выводы

  1. Графические представления об эмоциях имеют инвариантные структуры в виде жестово-мимической экспрессии, образной символики, цветовых и пространственных предпочтений.
  2. Индивидуальный опыт играет значительную роль в графических представлениях об эмоциях, помимо семантических образов.
  3. Специальное обучение художников и музыкантов приводит к более богатому образному ряду и более широкому спектру выразительных средств.

Ключевые особенности графических представлений об эмоциях

Устойчивый образный ряд

  • Графические представления об эмоциях имеют инвариантные структуры, которые служат общей основой для восприятия и оценки художественных произведений.
  • Эти структуры проявляются в использовании жестово-мимической экспрессии, образной символики, цветовых и пространственных предпочтений.

Инвариантные графические представления

  • Радость: выражается через улыбки, поднятые руки, яркие цвета, округлые формы.
  • Печаль: изображается с помощью дождя, слез, холодной цветовой гаммы, замкнутых пространств.
  • Страх: характеризуется острыми углами, темными цветами, напряженными линиями.
  • Гнев: выражается через агрессивные символы (молния), резкие углы, красный цвет.

Индивидуальный опыт

  • Помимо инвариантных структур, в графических представлениях об эмоциях также отражается индивидуальный опыт переживаний.
  • Это проявляется в использовании личностно значимых символов, ситуаций и абстрактных изображений.

Влияние специального обучения

  • Специализированное обучение в области искусства (например, музыка или живопись) приводит к более богатому образному ряду и более широкому спектру выразительных средств.
  • Это связано с развитием профессиональных навыков, которые позволяют художникам и музыкантам более свободно и выразительно изображать эмоции.