И СНОВА О НАДЕЖДЕ

М. А.Одинцова

Автором были предприняты попытки опубликовать данный материал в трех журналах, но они не увенчались успехом. НАДЕЖДА в моей жизни продолжает блестяще играть свою королевскую роль. Ведь «попытки опубликовать» – лишь остаются попытками, а не самой публикацией материала. И при чем тут НАДЕЖДА?

НАДЕЖДА… Когда произносят это слово, само собой разумеется, возникают только позитивные эмоции. Есть молитва о НАДЕЖДЕ. Она для тех, кого одолевают страхи, для тех, чьи семьи распались, кто потерял своих детей, в ком боль и тьма превысили всякую меру, и кто в результате пожелал заглянуть в глубины своей души в поисках чего-то доброго. Она для тех, кто отчаялся увидеть еще один лучик света. И религия дарит им надежду: … «Бог надежды, никогда не позволяй мне забывать, кто ты есть, и что ты сотворил для меня…»

Показательно мнение по этому поводу большинства моих студентов:

"Надежда - это вера в будущее, нечто светлое, что никогда не покидает человека. Когда надеешься, возникает чувство легкости, окрыленности. Чувствуешь себя красивым мотыльком с большими, легкими крыльями. Каждую минуту надеешься, что тебя не поймают и не оборвут эти прекрасные крылья" (С. Н.).

"Произнося это слово, возникает чувство радости, подъема сил и энергии. На ум приходит слово НЕЖНОСТЬ, - это что-то мягкое, доброе, чего всегда надо ждать. Произнося про себя слово НАДЕЖДА, ощущаю, как внутри становится горячо и волнующе, как будто какой-то комочек подкатывается вверх и затем ускользает обратно. Прямо сейчас пришло в голову слово ВЕЧНОСТЬ. Наверное, потому что надежда вечна. Она всегда умирает последней. Слово НАДЕЖДА несет в себе только положительные эмоции, "поток светлого неба в темной земле". Надеяться, - значит верить в лучшее, что обязательно будет, надо только ждать" (Л. Ю.).

"Когда я слышу это слово, я чувствую невесомость, что-то мягкое, приятное. Мурашки по всему телу. НАДЕЖДА - это аленький цветочек с разноцветными листьями. На каждом написано заветное желание, и я надеюсь, что они исполнятся. Когда плохая погода, листики закрываются и надежда отстраняется от меня. Но не далеко, на горизонте я все равно вижу сияние лепестков" (Т. Д.).

"Надежду я представляю как облако, которое ты видишь, но не можешь достать. Оно белое, мягкое, пушистое. Так хочется прикоснуться, прижать к себе и постоянно жить так дальше" (М. А.)

"Надежда - это то, ради чего стоит жить, это вера в лучшее. Это слово у меня ассоциируется с белой чайкой, которая летает в голубом небе, она одна и свободна. Возникает чувство радости, восхищения, может быть даже, немного зависти, потому что кажется, что никто и никогда не может быть таким свободным и независимым. Надежда - признак жизни. (П. Е.).

Из сказанного получается что НАДЕЖДА – это свет, это легкость, окрыленность, это радость, подъем сил и энергии, это лучшее, приятное, мягкое, это желание, это свобода... И так думает большинство.

Ю. В. Рождественский в словаре терминов «Мораль. Нравственность. Этика» рассматривает понятие НАДЕЖДА с двух точек зрения: народной, практической морали и духовной морали и отмечает роль активности, деятельности в понимании этого сложного понятия.

Надежда с точки зрения народной морали – это прочное желание хорошего будущего. Надежда служит источником активного начала в человеке, вызывает желание приблизить хорошее будущее действиями.

С точки зрения духовной морали НАДЕЖДА – правила отношения людей к Богу, друг к другу, самим себе. Источник радостного самочувствия в духовной морали, основанный на уверенности в том, что промысел Божий не оставит человека. Но нужно помнить, отмечает автор, что надежда для своего укрепления требует благих дел, а не просто упование на милость Бога.

«Своротить горы», «бить через край», «бить ключом», «брать в оборот», «землю рыть», «брать быка за рога» - говорят об энергичном человеке, с неистощимой силой, жизнеспособностью, с жаждой деятельности. Такой человек решительно, без колебаний, усердно и старательно, при любых обстоятельствах, не смотря ни на какие препятствия добивается своей цели, «подгрызает мир». Как видим, при описании данного понятия народная мудрость не знает границ.

Попробуйте отобрать у человека НАДЕЖДУ, или хотя бы немного усомниться в ее необходимости, вы получите шквал возмущения и негодования, как будто вы отбираете любимую игрушку, или мечту.

Мне бы все же хотелось предложить Вам попробовать взглянуть на данное понятие несколько с другой стороны. Любопытно иногда проверить такие понятия на непоколебимость. Любое явление имеет свою противоположность. Дуальные пары играют в нашей жизни огромное значение. Суть этого восприятия мира прекрасно передавали китайцы много тысячелетий назад. В знаменитой китайской монаде Белый и Черный цвета означают, что в нашем мире существуют всего два противоположных начала, поддерживающих друг друга и одновременно борющихся друг с другом. Одна половина опирается на другую. Одна половина существует только потому, что существует другая, поэтому они едины. Они ослабляют друг друга, потому что все-таки существуют раздельно, они - разные, между ними всегда идет борьба. Эта борьба имеет результатом то, что одно из начал попеременно берет верх над другим. Вселенная существует и развивается благодаря единству и борьбе этих начал. Поэтому и НАДЕЖДА должна иметь другую сторону.

В толковом словаре Владимира Даля слова НАДЕЖДА, НАДЕЖА, НАДЕЯНЬЕ, НАДЬЯ, НАДЮШКА интерпретируются как упование, состояние надеющегося, опора, прибежище, отсутствие отчаяния, терпеливое выжиданье и призыв желаемого и лучшего, вера в помощь, в пособие.

Слово НАДЕЯТЬСЯ на что-то, верить, уповать, не сомневаться, ждать с уверенностью, считать исполнение своего желания вероятным. Это частица АВОСЬ, выраженная глаголом надеяться. «Колотися, бейся, а все надейся», «Век живи, век надейся», «Надейся добра, а жди худа», «На ветер надеяться, без помолу быть». АВОСЬ, народное А-ВО-СЕ - может быть, станется, сбудется с выражением желания или надежды. Авось бог поможет. Авось - хоть брось. Наше авось не с дуба сорвалось. - Утверждается в том же толковом словаре.

В словаре-справочнике «Русская фразеология» Р. И. Яранцева выражение «Хвататься за соломинку» определяется как поиск спасения из затруднительного, безвыходного положения, поиск последнего, крайнего средства, которое, как правило, помочь не может. То есть «Хвататься за соломинку» определяется как надежда в безвыходном положении, почти всегда нереальная.

Человеку свойственно отгонять мысли о страшном, ужасном, свойственно до последней минуты надеяться на что-то, хвататься за соломинку. Может ли помочь соломинка?

А выражение «Ждать у моря погоды» Яранцев Р. И. определяет как - бездействовать, ничего не предпринимать в ожидании чего-либо, рассчитывать, надеяться. Это о пустых, бесплодных надеждах. Часто, надеясь на что-то, человек просто сидит и ждет у моря погоды. И ничего не происходит!

Говорят «После дождичка в четверг», т. е. неизвестно когда, или никогда. Как пишет Яранцев, это выражение употребляется, когда нет уверенности в том, что действительно случится, произойдет то, о чем говорится, а также в случае ожидаемого обмана.

Надеемся, что когда-то что-то сбудется, случится «после дождичка в четверг», но ничего так и не происходит, не случается.

«Держи карман шире!» - не надейся, не рассчитывай на что-либо, не жди чего-либо. Так точно определяет народная мудрость напрасные ожидания, расчеты, напрасные надежды.

Фразеологические обороты, определяющие суть рассматриваемого нами понятия очень эмоционально и экспрессивно выводят нас на осознание истинного понимания этого замечательного русского слова НАДЕЖДА.

Тысячи клубов знакомств, сотни риэлторских фирм, десятки центров по работе с алкоголиками, наркоманами имеют громкое название НАДЕЖДА. Автобусные остановки с таким названием, яхты, парусники, корабли…

Одинокие люди и мужчины, и женщины надеются найти своего спутника через клубы НАДЕЖДА. И что же, получается? Быстро выстраиваются модные сейчас виртуальные знакомства. Мужчины надеются найти добрую, умную, честную, а главное, молодую и красивую спутницу и все это в одном лице. Женщины – богатого, без вредных привычек спутника. Иллюзорные отношения развиваются очень быстро, возникает даже любовь, но она тоже виртуальная, придуманная одной и другой сторонами. В большинстве случаев эти ожидания не совпадают при реальных встречах. И любовная лодка привычно разбивается о жестокость реалий. Виртуальный знакомый казался щедрым, нежным, заботливым, внимательным. Виртуальная знакомая была стройнее, красивее, моложе. Возникает вопрос: а нужны ли вообще реальные встречи, реальные отношения, реальная любовь? Может лучше оставаться там, в выдуманном мире? Строя воздушные замки, пребывая в облаках, надеясь на рай земной, чаще всего человек там и остается. Где царит довольство, изобилие, счастье, предмет надежд, стремлений. Где можно придумать такую схему отношений, которая не приносит боли и разочарований.

Люди без жилья надеются, при наличии средств, на риэлторов, при их отсутствии на государство, которое все-таки выделит жилплощадь, да еще, может, бесплатную. Надеются всю жизнь и, в конце концов, получают квартиру, площадью один метр на два, вдалеке от городской черты, кому повезет, то в старых элитных микрорайонах, почти рядом со знаменитостями. Уж там то все равны? Оказывается, власть денег распространяется и на тот, другой мир тоже.

Алкоголики, наркоманы, а чаще их жены и близкие родственники, надеются на экстрасенсов, психотерапевтов, наркологов, ну и на самого алкоголика или наркомана. И всю свою жизнь, живя НАДЕЖДОЙ, просто существуют рядом с человеком, который тоже в свою очередь надеется на чудо, и у которого нет ни малейшего желания что-то менять самому.

Как видим, НАДЕЖДА просто грабит человека, она забирает ВРЕМЯ. А время – это самая большая ценность в мире. Все в мире имеет свой отсчет. Везде и всегда пуще всего хранилось время. Например, вдали, в глуши, в тюрьме, или в отрыве от цивилизации человек сразу начинает свое существование с отсчета времени. Проблема времени волновала человечество на протяжении многих тысячелетий. Извечная мечта создать машину времени, замедлить ход или повернуть время вспять, путешествовать во времени будоражила людей. Этим заняты умы философов, проблема, которой занимаются математики, физики, медики, психологи.

По толковому словарю Даля, время – длительность бытия, существования мира.

В психологии восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Владимир Жикаринцев определяет время как характеристику нашего физического мира. И говорит о том, что когда творятся какие-то неполадки с выделением на что-то времени, это говорит о том, что человек не здесь и сейчас, а где-то летает. В результате жизнь проносится как одно мгновенье. Вроде была, а вроде все было только сном. Оглянулся назад, оказывается, что и не жил вовсе. Поэтому психологи, также как и народная мудрость советуют не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. И предлагают формулу из физики, где сила измеряется массой, умноженной на ускорение: F = Ma. Когда человек говорит, что у него масса времени, то его сила распыляется прямо на глазах. Когда времени мало, силы становится больше, работа идет быстрее. Наши действия становятся предельно эффективными. За маской надежды скрывается та самая масса времени, которая тает на глазах.

Еще в пятнадцатом веке, Себастьян Брант - известный средневековый поэт Германии в своей книге «Корабль дураков», дает обширное «зерцало» дураков, стремится собрать все ему известные виды глупости. Чтобы избавить мир от ватаги дураков, он погружает их на корабль, который идет в страну глупости - Глупландию. И одним из глупцов, кому колпак одеть пора считает того, кто твердит: «До завтра, до утра!»

«Глупец, кто, внемля голос божий:

«Спеши, чтоб не взыскал я строже,

Исправься, грешный путь забудь!»-

Сам не спешит на правый путь:

Мол, нынче неохота, лень,

Живу, мол, не последний день, -

Исправлюсь завтра. Кра, кра, кра!

А доживет ли до утра?

Дурак себя же мучит тяжко,

И все отсрочка, все оттяжка!

А грех и глупость - тут как тут -

С весельем рядышком идут.

Клянется часто сын заблудший:

«Уж завтра-то я стану лучше!»

Но это «завтра» никогда

Не наступает, вот беда!

Как снег растаявший, как дым,

Заветный день неуловим.

И только одряхлев, глупец

В то завтра вступит наконец,

Расслаблен, немощен уже,

С тоской раскаянья в душе.

Спеши сегодня лучше стать -

Не будешь завтра так страдать.

Звучало нынче божье слово,

А прозвучит ли завтра снова?

Кто исправляться завтра любит

И все грешит, тот душу губит».

А с другой стороны, торопиться вредно, потому что время тоже начинает тогда съедаться. Не зря житейская психология утверждает: «Тише едешь - дальше будешь», «Торопись не спеша». То есть действия должны быть предельно эффективными – тогда и время работает на нас.

На НАДЕЖДЕ, можно сделать большие деньги. Она продается и дорого стоит. Мы надеемся без труда «выловить рыбку из пруда», когда покупаемся на различные лотерейные компании: «лохотроны» прочно вошли в нашу жизнь. Мы готовы платить любые деньги, только бы кто-то нам помог похудеть, мы платим за то, что нам дарит надежду очередная бабка-гадалка.

Обнадеживая человека, им можно управлять. Это своего рода вожжи. Любые ремни управления нужны обязательно. Нет вожжей – ничего не будет. Человек должен быть управляем. Благодаря вожжам что-то в этом мире «рулится». НАДЕЖДА является приводным ремнем управления для тех, кто хочет проще, быстрее, легче. Что б все само собой свершилось, произошло, утряслось, образумилось и обошлось. Человек сам добровольно, еще и приплатив за это, надевает на себя вожжи для того, что бы избежать ответственности. Кто-то «рулит» мной, - вот здорово. Есть на кого переложить ответственность. Ответственность – это ноша, непосильная для человека, не умеющего самостоятельно принимать решения. В своем романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков наказывает своего героя Понтия Пилата вечной жизнью. Герой будет жить вечно и вечно испытывать муки колебаний при принятии решений и взятия ответственности за дальнейший ход событий на себя. Беда многих наших современников в том, что они долго размышляют и не принимают решений. Зачем? Можно ошибиться. Если, все-таки и принимают их, то остаются пассивными. Ведь есть же НАДЕЖДА.

Конечно, можно и ошибаться, но зато человек приобретает опыт. «Лучше сделать и раскаяться, чем не сделать и сожалеть» - говорит устами своего героя известный писатель-современник Михаил Веллер. И продолжает: «Принять решение, совершить поступок и нести за него ответственность – этого мы не любим. Наш любимый вид спорта – плавание по течению. Вид искусства – пение жалоб. Вид работы – околачивание груш». И оправдываем мы собственную бездеятельность НАДЕЖДОЙ.

НАДЕЖДА приводит к дистрессу. О стрессах слышали многие. Термин этот достаточно прочно вошел в житейскую психологию. Стресс – англ. stress - давление, нажим, напряжение. Это реакция организма на любое неблагоприятное воздействие. Реакция проявляется в срочной мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно реагировать на непредвиденную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. Дистресс – англ. горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Эмоциональный стресс, который часто носит характер отрицательного, угнетает, оказывает пагубное воздействие на здоровье, появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды, ожидания неудачи. Если ситуация стресса затянулась, возникают неврозы, гипертония, язвы желудка, аритмия сердца и т. д. Чаще всего неврозы провоцируются эмоциональным перенапряжением. Все ж НАДЕЕМСЯ… Истощив себя и свой организм надеждой, вовсю поиздевавшись над собой, страждущий кричит: «Я так больше не могу»! И злится на обстоятельства, события, чаще всего на других людей. А ведь и здесь причиной являются не обстоятельства и другие люди, а собственная НАДЕЖДА, которая нагло обманывает человека, принимая личину того светлого комочка, или маленького лучика, а лучше аленького цветочка, - уж очень многообещающе, как в сказке.

Один из моих студентов, в своих рассуждениях по поводу рассматриваемого нами понятия написал, что: «Надежду можно сравнить с рыбной ловлей. Когда сидишь на берегу целый день и смотришь на поплавок, а рыба не клюет. Надежда на то, что ты поймаешь хотя бы одну маленькую рыбку уже медленно исчезает, но все же в глубине души остается маленький огонек (вспышка) – это, наверное, и есть НАДЕЖДА».

При изучении способности к сопротивляемости организма наиболее перспективным является изучение мотивационной структуры личности и связанного с этим уровня притязаний. В психологии существуют методики, позволяющие диагностировать мотивацию достижений, в рамках которой рассматриваются такие понятия как «Надежда на успех» и «Чистая надежда». Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели. Люди с завышенным уровнем притязаний и с ведущей ролью мотива «Надежда на успех» чаще страдают ишемической болезнью сердца. (По данным журнала Советская медицина, 1986 г, № 3 с 11-14).

Г. Гатальская в своих размышлениях над национальными особенностями славянской души пишет, что славянской психологии свойственно долго вынашивать планы, оставаясь в пассивном состоянии, в ожидании чего-то, надеясь на что-то… И это повсеместно заложено в русском фольклоре. Любимый герой одной из сказок русского человека «По щучьему веленью» даже не собирался покидать печь, в надежде, что все само собой свершится, даже без его участия. В сказках так и происходит. И русский человек надеется, что будет как в сказке. Не зря славянская психология – самая сложная для понимания западного человека. Кроме этого к национальным особенностям славянина психологи относят и склонность к печали, меланхолии, унынию. Это отражается и в русской классической литературе, на которой мы воспитываем своих детей. Чеховские «Три сестры» мечтают о Москве: «В Москву, в Москву!», а сами… сидят на месте. Хочешь ехать – сядь и езжай! Не то проплачешь всю жизнь. «Вздох и пожатие плеч – типичный ответ советского интеллигента на призыв к действию» - критикует своего героя-неудачника Михаил Веллер. Можно хандрить, жаловаться: «…возможно, в нашем доме наступит идиллия», «надеюсь, что станет хоть чуть-чуть лучше», «надежда – это лучик света в царстве тьмы» и т. д. Но ведь можно и действовать: «…надеяться можно и на свои собственные силы». «Надежда – это желание искать, открывать что-то новое, это оптимизм» - вот такие противоречивые мысли высказывают мои студенты.

Только у очень немногих надежда вызывает отрицательные эмоции: «Надежда – отсутствие реальных событий. Вызывает абсолютный негатив. Сочетается со словом бессмысленно. Но заставляет что-то делать, менять…» (С. Ш.).

И это подтверждает Ирвинг Ялом устами главного героя своего романа «Когда Ницше плакал»: «Надежда? Надежда – это самое большое зло! – Ницше почти кричал. – В книге «Человеческое, слишком человеческое» я выдвигаю предположение о том, что когда Пандора открыла ящик и все беды и напасти, заточенные в него Зевсом, выбрались в наш мир, осталось одно-единственное никому не известное зло, - НАДЕЖДА. С тех самых пор человек ошибочно считает коробку и ее содержимое – НАДЕЖДУ – вместилищем удачи. Но мы забываем о том, что Зевс пожелал, чтобы человек продолжал издеваться над собой. Надежда – это худшее из зол, она продлевает мучения».

Как видим за НАДЕЖДУ цепляется неприкаянный, неудачливый, несчастный, брошенный. Надежду как ловушку, набор уловок встревоженного и блуждающего ума человека рассматривает Эрнест Цветков. Надеясь на любовь, человек убивает любовь. «Вера. Надежда. Любовь. — У обывателя эти понятия, располагаясь рядом, даже отмечаются как светлый и романтический праздник» - пишет Э. Цветков.

Его рассуждения просты и логичны. Ведь действительно, где есть любовь, там нет сомнений, а потому и нет нужды ни в вере, ни в надежде. «Если же ты надеешься и веришь, то ты — не в состоянии любви. Ибо любовь — это, прежде всего, переживание. И ты либо в нем, и тогда тебе уже нет дела ни до чего другого, либо вне его, и в таком случае ты начинаешь гипнотизировать себя различными представлениями и концепциями, в частности, такими как вера и надежда». Счастливый человек не будет надеяться. Он уже счастлив.

Как пишет одна из моих студенток, «НАДЕЖДА подобна ветру и огню. Чем сильнее дует ветер, тем ярче воспламеняется огонь. Она как яд. Неизвестность больше всего страшит людей. Неизвестность и порождает надежду».

«Не погибни в ловушке НАДЕЖДЫ, не увлекайся идеей, что помощь приходит извне. Кто-то другой не собирается удовлетворять твои надежды. Свершение внутри тебя», - говорит Ошо. И поэтому поводу приводит притчу: «Охотник заблудился в джунглях. За три дня он не встретил никого, чтобы спросить дорогу, и, он все больше впадал в отчаяние – три дня без пищи, три дня постоянный страх диких животных. Три дня он не мог спать, он сидел на дереве, боясь, что кто-нибудь нападет на него. Там были змеи, львы и другие животные. На четвертый день рано утром он увидел человека, сидящего под деревом. Можете представить его радость. Он подпрыгивал, обнимал этого человека и кричал:

- Какая радость!

И тот человек обнимал его, и оба были счастливы. Потом они спросили друг друга:

- Почему ты в таком экстазе?

Первый сказал:

- Я заблудился и надеялся встретить кого-нибудь.

- Я тоже заблудился и надеюсь встретить кого-нибудь. Но если мы оба заблудились, наша радость ни к чему. Теперь мы заблудились вместе! – ответил второй».

Безусловно, НАДЕЖДА является королевой жизни. Но она, на мой взгляд, является и ядом, от которого нет противоядия.

О НАДЕЖДЕ я думаю довольно часто, все вокруг мне напоминает о ней: брошенный мусор (кто-то уберет), несделанный урок (а вдруг не вызовут), нарушенное правило (авось), невымытая посуда (ладно, потом). Все незаконченные «гештальты» в нашей жизни – плод НАДЕЖДЫ.

А как насчет слов ОДЕЖДА, ОДЕЯНЬЕ, НАДЕЯНЬЕ, ведь корень один? Не раз разговор заходил о маске, личине, ловушке. Может быть, действительно, НАДЕЖДА – это глухое, надежное платье под которым тщательно спрятан тайный глубинный, темный мир человека! Тот смысл, к которому стремится мыслящий человек! Это очень красивая, благородная, достойная одежда, прикрывающая собственное бездействие, лень, безответственность и многие другие уродливые качества человека. Недостатки можно надежно спрятать и красиво называть: НАДЕЖДА.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 1435 с.

2. Брант С. Корабль дураков; Сакус Г. Избранное: Пер. с нем. /Редкол.: А. Аникст, Н. Балашов и др. – М.: Худож. Лит., 1989. – 478 с.

3. Веллер М. Все о жизни. - Санкт-Петербург: Нева, 1999. – 752 с.

4. Веллер М. Приключения майора Звягина. – Санкт-Петербург, 1997. – 465 с.

5. Даль Владимир Толковый словарь. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. – 556 с.

6. Ю. В. Рождественский Словарь терминов «Мораль. Нравственность. Этика». – М. 1996.

7. С психологией в 21 век. / Сборник научно-практических статей. Гомельский государственный университет им. Скарины, 2000.

8. Советская медицина, 1986 г, № 3 с 11-14.

9. Ялом Ирвинг Психотерапивтические истории / Пер. с англ. М. Будыниной. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 960 с.

10. Яранцев Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник: Ок. 1500 фразеологизмов. – М.: Рус. Яз., 1997. – 845 с. – (Библиотека русского языка).