ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНТИЦИПАЦИЯ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ И ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ

Т. В. РЯБОВА, В. Д. МЕНДЕЛЕВИЧ

Целью исследования являлось выявление взаимосвязи креативности и антиципационной деятельности здоровых лиц и больных шизофренией; определение связей и зависимостей креативности и прогностической компетентности.

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что оригинальность креативного мышления по вербальным методикам у больных шизофренией выше. Личностно-ситуативная составляющая антиципационной деятельности здоровых лиц выше, чем у больных шизофренией, а временнАЯ и пространственная имеют равные значения. Обнаружилась тенденция: чем выше личностно-ситуативная составляющая антиципации, тем выше показатель гибкости в структуре творческого мышления больных шизофренией. У психически здоровых наличие беглости и гибкости мышления способствует прогностической компетентности, а наличие оригинальности мышления не способствует эффективности антиципационной деятельности.

Ключевые слова: Психически здоровые, больные шизофренией, креативность, антиципация.

Рассматривая основные направления исследований креативности в науке и искусстве, Л. Я. Дорфман и Г. В. Ковалева выделяют область исследования креативных личностей, «имеющую дело с психопатологическими или близкими к патологии феноменами» [5]; она располагается на границе с психиатрией. Множество фактов, подтверждающих наличие у лиц шизоидного характерологического круга и больных шизофренией специфических способностей и склонностей, позволяющих достигать значительных успехов в отдельных областях творчества, породили проблему «гениальности и помешательства», привели к преждевременному выводу относительно облигатной связи творчества с патологией.

Интенсивные исследования связи креативности с психическими болезнями начались в XIX в. С. О. Грузенберг, классифицируя психологические теории творчества, выделял класс теорий в рамках психопатологии (Ч. Ломброзо, М. Нордау, В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж и другие) [3]. К подробному анализу этого вопроса в истории зарубежной и отечественной психиатрии и психологии обращалась И. Е. Сироткина [18]. Е. Блейлер высказал предположение, что продуктивности в области искусства особенно могут благоприятствовать такие черты шизофренического мышления, как склонность к новому, необычный ход мышления, свобода от традиций при отсутствии грубого разрыва ассоциаций.

Шизофрения является наследственно-конституциональным прогредиентным психическим заболеванием, характеризующимся рядом психопатологических симптомов и синдромов, основным из которых является расстройство мышления [9], [14], [15]. К типичным проявлениям расстройства мышления при шизофрении относят распад ассоциаций, разорванность мышления, ментизм («наплыв мыслей»), шперрунг («обрыв мыслей»).

В. П. Критская, Т. К. Мелешко и Ю. Ф. Поляков считают, что тем общим, что объединяет большинство клиницистов, независимо от их взглядов на природу,

70

09.10.2012


69

2


Сущность и течение шизофрении, является подчеркивание необычности, причудливости расстройств мышления при шизофрении, невозможность приложить к ним известную мерку “слабоумия” [9].

Следует отметить, что работы большинства исследователей, посвященные вопросу связи творчества и психопатологии, носят феноменологический, теоретический характер, чаще связаны с исследованием черт личностей творческих людей. Среди экспериментально-психологических работ отечественных ученых следует назвать исследование В. П. Критской с соавт. [9], Р. Б. Хайкина [19], В. К. Зарецкого [6].

Способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, способность выделять функцию объекта и предлагать его новое использование — эти особенности, присущие мышлению больных шизофренией, являются одновременно и основными параметрами креативности, рассматриваемыми Дж. Гилфордом в его концепции креативности как универсальной творческой способности [20]. Креативностью считаются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [16]. Известно, что область креативных проявлений охватывает все основные сферы, подвергающиеся психологическому анализу.

Я. А. Пономарев центральным звеном психологии творчества назвал интуицию. На интуитивный характер творческой работы указывал и С. Л. Рубинштейн; он писал о предвосхищении результата, конечного пункта, «хотя пути, которые к нему приведут, доказательно еще не ясны. Результат сначала выступает в виде некоей антиципации, предвосхищения итога мыслительной работы, которая еще должна быть произведена» [17; 479].

На антиципацию как возможность мышления представить способ решения проблемы до того, как она будет реально решена, указывал и А. В. Брушлинский [1]. Важная роль антиципации в творческом процессе отмечена в работах Д. Б. Богоявленской, Л. Л. Гуровой, Э. Кестера, С. М. Мальцева [2], [4], [7], [11].

Антиципация рассматривается как способность человека представить возможный результат действия до его осуществления, или способность организма подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления [10], [16]. Согласно антиципационной концепции неврозогенеза В. Д. Менделевича [15] умение личности предвосхищать ход событий и собственное поведение в неспрогнозированной, фрустрирующей, неблагоприятной ситуации называется антиципационной несостоятельностью.

Целью настоящего исследования являлось выявление взаимосвязи креативности мышления и особенностей антиципационной деятельности здоровых лиц и больных шизофренией; определение связей и зависимостей креативности и антиципации.

МЕТОДИКА И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДОВАННЫХ

В исследовании принимали участие 199 человек. Они были разделены на две группы. Первая группа Включала психически больных лиц, страдающих шизофренией (79 человек). Все они имели подтвержденный диагноз «шизофрения» с различными типами течения (малопрогредиентная, непрерывная, рецидивирующая и др.). Больные находились в момент проведения исследования на лечении в условиях психоневрологического стационара. Возрастной диапазон обследованных составлял 25–45 лет. Обследованные имели среднее специальное, незаконченное высшее или

09.10.2012


69

Высшее образование. Вторая группа — состоявшая из психически здоровых людей —

71

Включала 120 человек. По уровню образования и возрастным параметрам группы не различались.

Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методик. Творческое мышление диагностировалось с помощью тестов и методик, разработанных Дж. Гилфордом и Е. Торрансом [20], [22]. Для исследования невербальной креативности использовался второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления Е. Торранса, а именно задание «Закончи рисунок», вариант, адаптированный в России Е. И. Щеблановой и И. С. Авериной [8]. Креативность измерялась также с помощью вербального теста «Необычное использование предмета». Испытуемым было предложено подумать над тем, сколько полезных применений можно найти предметам за исключением их обычного назначения [20], [23]. В качестве тестового материала использовались изображения трех предметов (кирпич, газета, карандаш). В основе теста лежит идея о дивергентном мышлении, которое образует интегральную основу креативности. Креативность определялась путем измерения показателей оригинальности, беглости и гибкости у каждого участника исследования.

Под параметром «беглость» понимается общее количество предложенных способов применения предметов. Для измерения гибкости ответы суммировались по категориям (например, ответы типа «использовать кирпич для тренировок каратистов» и «рисовать им на асфальте», были отнесены к разным категориям ответов, а «колоть кирпичом орехи» и «использовать в качестве молотка для забивания гвоздей» — к одной категории ответов). При определении оригинальности ответов использовался критерий неповторяемости, необычности. В соответствии с работой [21], где оригинальность определяется как величина, обратная частоте повторяемости в популяции, ответы участников считались оригинальными, если они не повторялись более, чем у 5 % других участников исследования, но при этом могли характеризоваться как полезные.

Для диагностики показателей антиципационной деятельности использовался оригинальный тест прогностической компетентности (антиципационной состоятельности) В. Д. Менделевича. Данный тест дает характеристики таких составляющих антиципационной деятельности, как личностно-ситуативная (способность к антиципации на коммуникативном уровне и в связи с этим стратегия поведения в конкретных жизненных ситуациях), пространственная (способность к пространственному прогнозированию и ориентации в пространстве) и временнаґя (способность к временнОМу прогнозированию событий, структурированию и ориентации во времени).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При проведении вербального теста испытуемыми было предложено всего 132 варианта (способа) использования предметов. Больные шизофренией предложили 80 вариантов использования, из них 78 % оригинальных, неповторяющихся ответов. Некоторые предлагаемые варианты ответов демонстрировали агрессивное поведение в обеих группах (кирпичом убить, карандашом выколоть глаза и пр.). Интересно, что больные шизофренией предлагали «привязать кирпич в качестве груза, чтобы человек утонул», а здоровые лица использовали бы кирпич в том же качестве, но для того, «чтобы аквалангист быстрее достиг дна».

09.10.2012


69

4


Как свидетельствуют данные, представленные в табл. 1, по показателям беглости (продуктивности) достоверные различия у двух групп испытуемых выявлены не были. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления [7; 38] и свидетельствует об одинаковом количестве идей по применению предметов у обеих групп, хотя у здоровых лиц этот показатель незначительно выше.

72

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНТИЦИПАЦИЯ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ И ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ

Средние значения оригинальности вербальных ответов у больных шизофренией превышали подобные показатели здоровых лиц на однопроцентном уровне значимости. Следовательно, ответы больных шизофренией характеризовались необычностью, неповторяемостью, отличались от очевидных, общеизвестных. Полученные данные подтверждают имеющуюся в литературе информацию о взаимосвязи шизофренического мышления и креативности ([9] и др.).

Особенно высоким оказался уровень значимости различий при сравнении средних значений показателей гибкости вербального теста у психически здоровых по сравнению с больными шизофренией. Среди ответов больных шизофренией часто встречались персеверации, стереотипные ответы (использовать кирпич в качестве бордюра для клумбы, дорожки, бассейна и т. д.; из газеты сделать кораблик, шапку, птицу и пр.). Подобные ответы мы относили к одной категории. Психически здоровые лица отличались бОЛьшим разнообразием идей, стратегий, областей применения предметов, способностью переходить от одного аспекта к другому.

Как видно из данных, приведенных в табл. 2, при сравнении показателей креативности по фигурному тесту (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность) у психически здоровых и больных шизофренией выявлены иные отличия.

Полученные среднегрупповые показатели имели достоверные различия по

09.10.2012


69 5

Параметрам беглости и оригинальности. Продуктивность, количество ответов здоровых лиц значимо превышали варианты ответов больных шизофренией. Это может быть связано с более высоким уровнем зрелости, житейского опыта здоровых лиц.

73

В отличие от вербального теста, оригинальность ответов лиц, больных шизофренией, по рисуночному тесту оказалась ниже, чем у здоровых.

По параметрам гибкости идей и проработанности рисунков среднегрупповые показатели здоровых лиц были незначительно выше показателей больных шизофренией, но результаты оказались недостоверными. Отмечалась более тщательная проработка рисунков здоровыми, наличие деталей, украшений, штриховки в дополняющих исходную стимульную фигуру ответах.

Приведенные результаты свидетельствуют о том, что у здоровых испытуемых и больных шизофренией не обнаруживалось существенных различий по параметрам количества/продуктивности ответов в вербальном тесте и параметрам категориальности и разработанности в невербальном тесте. Отличия касались оригинальности ответов в вербальном тесте (выше у больных шизофренией) и невербальном (выше у здоровых). По параметру гибкости (различные категории идей) здоровые превосходили больных в вербальном тесте, а по параметру продуктивности (количества вариантов ответов) — в невербальном тесте.

Таким образом, при вербальном тестировании больные шизофренией давали более оригинальные, нестандартные ответы, чем при невербальных тестах (использующих наглядно-образное мышление).

Проведенный корреляционный анализ взаимосвязи показателей теста творческого мышления позволил сделать предположение о том, что чем большее количество идей выдвигают здоровые лица, тем больше вероятность встретить среди них оригинальные ответы. У больных шизофренией оригинальность возрастает с увеличением разнообразия идей вербальных ответов.

Антиципационная деятельность здоровых лиц и больных шизофренией иллюстрируется предлагаемым рисунком.

09.10.2012


69 6

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНТИЦИПАЦИЯ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ И ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ

Из рисунка видно, что личностно-ситуативная составляющая у здоровых лиц оказалась выше, чем у больных шизофренией (данные значимы на однопроцентном уровне). Это означает, что здоровые люди были способны предвосхищать ход событий и собственное поведение во фрустрирующих ситуациях в большей степени, чем больные шизофренией. Способность действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением будущих событий (показатели 2 и 3 на рисунке) не различались в данных группах испытуемых (статистически значимые различия отсутствуют).

Проведя статистическую обработку полученных результатов, мы получили данные о корреляционной связи отдельных показателей креативности и показателей антиципационной деятельности (табл. 3).

74

Для здоровых лиц в матрице корреляций из девяти возможных значений значимыми (при Р<0,01) оказались четыре коэффициента (все положительные). Первый и второй коэффициенты корреляции для данной выборки отражают взаимосвязь между беглостью и гибкостью теста креативности и личностно-ситуативной составляющей антиципационной деятельности (первый, равный 0,253 при Р<0,01, и второй, равный 0,251 при Р<0,01). Другие значимые коэффициенты корреляции показывали положительную взаимосвязь между оригинальностью ответов и пространственной и временнОЙ составляющими антиципационной деятельности (соответственно 0,388 и 0,354 при P<0,01).

09.10.2012


69 7

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНТИЦИПАЦИЯ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ И ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ

Для лиц, больных шизофренией, в матрице корреляций из девяти возможных значений значимым (при Р<0,001) оказался один коэффициент. Показатель гибкости мышления положительно коррелировал с личностно-ситуативной составляющей антиципации (0,319 при Р<0,01).

В данном исследовании у здоровых лиц обнаружилось большое соответствие между показателями беглости и личностно-ситуативной составляющей, достаточно высокая, статистически значимая связь между ними. Продуктивность, т. е. высокое число ответов, соответствующих требованиям задания, обусловленное опытом отвечавших, их зрелостью в жизненном плане, была напрямую связана со способностью действовать и принимать решения с упреждением событий.

Высокая корреляция показателя гибкости мышления и показателя личностно-ситуативной составляющей антиципации у здоровых лиц свидетельствовала о преобладании нормовариантного типа вероятностного прогнозирования [8]. Фактически здоровые лица предлагали различные формы поведения, у них не отмечалось стереотипных ответов, ригидности и неизменности поведения и деятельности.

У лиц, больных шизофренией, прогностическая компетентность аналогично здоровым лицам высоко коррелировала с гибкостью мышления (способностью продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации). Это еще раз подтверждает роль нормовариантного типа вероятностного прогнозирования при решении различных жизненных проблем.

Таким образом, в нашем исследовании было обнаружено существование у обеих групп испытуемых прямой связи между гибкостью креативного мышления и способностью предвосхищать события, т. е. прогностической компетентностью.

Представители гуманистической психологии отмечают роль высокой адаптивности творческих людей, следовательно, чем выше оригинальность и нестандартность

75

Мышления человека, тем выше должна быть его антиципационная способность. Однако экспериментальные результаты противоречат этому. По вербальному тесту креативности мышления оригинальность у больных шизофренией оказалась достоверно выше, а прогностическая компетентность (антиципационная состоятельность) больных достоверно ниже, чем у здоровых лиц.

У больных шизофренией между показателем оригинальности и показателями антиципационной состоятельности связь отсутствовала, т. е. один и тот же человек мог давать оригинальные ответы и иметь низкую прогностическую компетентность и

09.10.2012


69

8


Наоборот.

У здоровых лиц оригинальность ответов коррелировала с высокой вероятностью пространственно-временнОГо упреждения событий.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что оригинальность креативного мышления, определенная по вербальным методикам, у больных шизофренией выше, а по фигурному тесту — ниже, чем у здоровых лиц. Личностно-ситуативная составляющая антиципационной деятельности у здоровых лиц выше, чем у больных шизофренией, а временнаґя и пространственная имеют равные значения. Полученные данные указывают на тот факт, что психически здоровые лица достоверно лучше, чем больные шизофренией, способны прогнозировать развитие житейских ситуаций, собственные реакции и поведение при равной хроноритмологической и пространственной прогностической компетентности. Трактовать выявленный факт можно двояко. Либо шизофрения способствует формированию личностно-ситуативной антиципационной несостоятельности (при интактности иных составляющих психофизиологического уровня), либо данная составляющаяся имеется в преморбиде пациентов.

Одним из наиболее значимых выводов исследования следует признать факт достоверной связи некоторых особенностей креативности больных шизофренией (гибкости) с прогностической компетентностью. Обнаружилась тенденция: чем выше личностно-ситуативная составляющая антиципационной деятельности, тем выше показатель гибкости в структуре творческого мышления пациентов. У психически здоровых наличие беглости и гибкости мышления способствует антиципации, а наличие оригинальности мышления не способствует эффективности прогностической деятельности. Последний факт заслуживает особого внимания, так как демонстрирует нелинейную зависимость, что позволяет понять выделенный ранее патогенный для психики (в частности, неврозогенный) механизм поливариантного вероятностного прогнозирования [7][9], проявляющийся в том, что человек выдвигает в процессе прогностической деятельности избыточное количество вариантов, что не способствует адекватному предвосхищению будущего. Полученные результаты показывают специфичность связей между творческим мышлением и антиципационной деятельностью как у психически здоровых, так и у больных шизофренией.

1. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество / Под ред. С. Р.
Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969.

2. Богоявленска я Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д.: Изд-

Во Ростовск. ун-та, 1983.

3. Грузенберг С. О. Психология творчества. Минск, 1923.

4. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения творческих задач. Воронеж, 1976.

5. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследования креативности в науке и искусстве // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 101–107.

6. Зарецкий В. К., Холмогорова А. Б. Сравнение решения задач в норме и патологии // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. А. Я. Пономарева. М.: Наука, 1984.

7. Кестер Э. К проблеме антиципации в процессе решения проблемных задач: Автореф. докт. дис. М., 1976.

76

09.10.2012


69 9

8. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995.

9. Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.

10. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.

11. Мальцев С. М. О субсенсорном и сенсомоторном уровнях антиципации в музыкальной
импровизации // Вопр. психол. 1988. № 3. С. 115–123.

12. Менделеви ч В. Д. Патопсихологическая оценка нозологической самостоятельности неврозов // Казанский мед. журн. 1988. № 1. С. 56–59.

13. Менделевич В. Д. О некоторых психологических механизмах неврозогенеза // Психол. журн. 1990. Т. 11. № 6. С. 113–117.

14. Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика. М.: Медицина, 1997.

15. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М.: «МЕДпресс», 1998.

16. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-
Пресс, 1996. С. 165.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999. С. 479.

18. Сироткина И. Е. Понятие «творческая болезнь» в работах Н. Н. Баженова // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 104–116.

19. Хайкин Р. Б. Восприятие живописи при психических расстройствах // Психол. журн. 1988. Т. 9. № 1. С. 118–128.

20. Guilford J. P. The nature of human intelligence. N. Y.: McGraw-Hill, 1967.

21. Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. 1962. V. 69. N 3. P. 220–232.

22. Torrance E. P. Torrance tests of creative thin-king: Norms technical manual. Princeton: Personnel Press/Ginn, 1974.

23. Wallach M. A., Kogan N. Modes of thinking in young children: A study of the creativity-intelligence distinction. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1965.

Поступила в редакцию 31.I 2001 г.

09.10.2012


68

68