Восприятие движения
Введение Восприятие движения - сложный процесс, который позволяет нам распознавать и интерпретировать перемещение объектов в пространстве.
Механизмы восприятия движения
- Перемещение образа: Когда объект движется, его изображение на сетчатке глаза смещается. Это заставляет нас двигать глазами или головой, чтобы снова зафиксировать взгляд на объекте.
- Несоответствие движения: Смещение точки по отношению к нашему положению указывает на ее движение в объективном пространстве. Например, мы воспринимаем движение в глубину при смещении точек на сетчатке влево или вправо.
Стробоскопический эффект
- Когда ряд изображений воспроизводит определенные фазы движения с короткими интервалами (0,06-1 секунду), создается впечатление движения.
- Этот эффект используется в кинематографе для создания иллюзии непрерывного движения.
Восприятие движения в искусстве
- Художники и скульпторы используют похожие приемы, изображая последовательные фазы движения.
- Например, статуя маршала Нея передает динамику выхватывания сабли.
- Картина "Скачки в Инсоме" изображает разные моменты положения ног лошадей, создавая впечатление динамики.
Косвенные признаки движения
- Некоторые признаки, такие как поднятая нога или откинутая назад рука, могут вызвать представление о движении.
- Направление линий (наклонные линии, след от судна в воде) также может указывать на движение.
Роль осмысления
- Осмысливание ситуации на основе прошлого опыта играет значительную роль в восприятии движения.
- Мы можем "умозаключать" о движении на основе косвенных признаков, даже когда знаем, что движения нет.
Теории движения
- Теории элементарных ощущений: Восприятие движения - результат слияния элементарных зрительных ощущений отдельных точек (В. Вундт).
- Теория гештальт-психологии: Восприятие движения - целостное переживание, отличное от суммы его частей (М. Вертгеймер).
- Фи-феномен: Ощущение перехода предмета из одной фазы движения в другую, не связанное с движением глаз или последовательными образами на сетчатке.
Влияние осмысления и опыта
- Исследования показали, что осмысление ситуации и прошлый опыт влияют на восприятие движения.
- Мы склонны воспринимать как движущийся тот объект, который локализуется на другом объекте (движущаяся фигура на фоне), меньший объект или объект, который претерпевает изменения.
Вывод Восприятие движения - сложный процесс, в котором участвуют механизмы зрительного восприятия, осмысление ситуации и прошлый опыт. Хотя теории восприятия движения пытаются объяснить этот процесс, природа восприятия движения до сих пор не полностью раскрыта.
Восприятие движения: ключевые особенности
Механизмы восприятия движения
- Перемещение изображения на сетчатке
- Несоответствие движения точек на сетчатке
- Движение глаз и головы для фиксации объекта
Стробоскопический эффект
- Иллюзия движения при последовательном воспроизведении изображений с короткими интервалами
- Используется в кинематографе для создания непрерывного движения
Восприятие движения в искусстве
- Изображение последовательных фаз движения для создания динамики
- Использование наклонных линий и других косвенных признаков движения
Косвенные признаки движения
- Необычное положение частей фигуры
- Направление линий
- Меньшая отчетливость очертаний движущегося объекта
Роль осмысления
- Осмысливание ситуации на основе прошлого опыта влияет на восприятие движения
- Мы можем "умозаключать" о движении на основе косвенных признаков
Теории движения
- Теория элементарных ощущений: Восприятие движения - результат слияния элементарных зрительных ощущений
- Теория гештальт-психологии: Восприятие движения - целостное переживание, отличное от суммы его частей
- Фи-феномен: Ощущение перехода предмета из одной фазы движения в другую, не связанное с движением глаз или последовательными образами
Влияние опыта
- Восприятие движения фигуры на фоне, а не наоборот, возникает на основе прошлого опыта
- Мы склонны воспринимать как движущийся тот объект, который кажется меньшим или более изменчивым