Социальная философия в поисках места человека
Социальная философия стремится описать и понять совместную жизнь людей, но ее методы на протяжении истории менялись. Ранее философы придавали большое значение выявлению общих закономерностей и структур, которые считались внешними по отношению к людям, влияющими на их жизнь и поведение.
Инерция внешнесоциальных трактовок
Эта установка привела к тому, что понятие "социальное" стало восприниматься как отдельная структура, независимая от людей. В результате возникла тенденция к сведению человека к социальным структурам, игнорируя его уникальную индивидуальность и активность.
Методологические подмены
В результате инерции внешнесоциальных трактовок возникли методологические подмены, такие как:
- Замещение рассмотрения деятельности человека рассуждениями о личности в целом.
- Представление о человеке как о психологической сущности, отодвигая на задний план его предметную и деятельную природу.
- Преимущество внешнего описания действий человека над пониманием его мотивов.
- Редукция бытия человека к внешним законам и структурам.
Возвращение человека в социальную философию
Чтобы преодолеть эту инерцию, необходимо вернуться к пониманию человека как активного деятеля, создающего и изменяющего социальные структуры. Это предполагает:
- Рассмотрение человека в контексте его исторического развития.
- Признание чувственно-сверхчувственной природы человеческого бытия, способности вещей приобретать социальные свойства.
- Развитие теоретических инструментов для изучения скрытых сторон социального бытия, опосредованных человеческой деятельностью.
- Понимание всеобщего труда как синтеза человеческих способностей, приводящего к умножению социальных качеств жизни.
Барьеры на пути возвращения человека
Однако возвращению человека в социальную философию препятствует представление о противопоставлении социального и гуманитарного знания. Необходимо преодолеть это разделение, признавая взаимосвязанность и значение как социальных, так и гуманитарных наук в понимании человеческой жизни.
Шаги к преодолению инерции внешнесоциальных трактовок
- Признать активную роль человека в создании социальных структур.
- Изучить чувственно-сверхчувственные свойства человеческого бытия.
- Развивать теоретические инструменты для анализа сложных социальных явлений.
- Понять всеобщий труд как синтез человеческих способностей.
- Преодолеть разделение социального и гуманитарного знания.
Преодолевая эту инерцию, социальная философия может вернуть человека на подобающее ему место в центре исследований совместной жизни людей.
Блоки с ключевыми особенностями изложенных в статье:
Внешнесоциальные трактовки в социальной философии
- Социальное рассматривается как отдельная структура, независимая от людей.
- Человек понимается как пассивный объект, подчиняющийся социальным законам и структурам.
- Игнорируется активная роль человека в создании и изменении социального мира.
Методологические подмены
- Рассуждения об отдельной личности заменяют рассмотрение деятельности человека.
- Психологическая личность выдвигается на первый план, отодвигая предметную и деятельную природу человека.
- Внешнее описание действий человека преобладает над пониманием его мотивов.
- Бытие человека сводится к абстрактным законам и структурам.
Преодоление инерции внешнесоциальных трактовок
- Признание активной роли человека в создании социальных структур.
- Изучение чувственно-сверхчувственной природы человеческого бытия.
- Развитие теоретических инструментов для анализа сложных социальных явлений.
- Понимание всеобщего труда как синтеза человеческих способностей.
- Преодоление разделения социального и гуманитарного знания.