Время и Судьба

Время тесно связано с судьбой и воспринимается как неотъемлемая часть человеческого существования. Время в конечном счете становится эсхатологической проблемой, касающейся конечности и вечности.

Время и Конечность

Христианское мировоззрение, в отличие от индусского и греческого, признает значимость времени. Смысл времени — это смысл истории, как личной, так и всемирной. Существование происходит в вечности, но время, как правильно указывает Ясперс, является смыслом существования. Время становится понятным только через человеческую судьбу.

Интенсификация Времени

Христианство существенно интенсифицировало время, сконцентрировав его в одной точке, из которой последствия любого действия распространяются на всю вечность. Этой необычайной интенсификации времени противостоит учение о перевоплощении душ, в котором время разжижается, и за каждый период времени отвечает не только временная перспектива, но и вечность.

Ответственность и Вечность

Интенсификация времени создает возможность выхода за пределы любого момента времени в вечность, к событиям с вечным, а не только временным значением. Однако ответственность на вечность за действия или события, происходящие в любом отрезке времени, несправедлива.

Временная Перспектива и Вечность

Проблема возникает, если представить себе судьбу человека в перспективе времени, переходящего в вечность, когда за один отрезок времени отвечают все времена и вечность. Это объективизация человеческой судьбы, ее вынесение изнутри вовне, из глубины на поверхность.

Углубление Времени

Время нужно для вечности не в плане объективации, которая знает только бесконечное время и не знает вневременной вечности, а в перспективе углубления времени внутрь вечности. Это углубление происходит в мгновении, которое не является отрезком времени и не может быть заменено следующим мгновением.

Два Отношения Ко Времени

Возможны два отношения ко времени: переживание настоящего без каких-либо размышлений о будущем и вечном и переживание настоящего как вечного. Первое отношение предполагает забывание, ослабление памяти, связанной с существованием личности. Второе отношение означает преодоление болезни времени и введение в вечность.

Время и Свобода

Время связано со свободой. Судьба не является детерминизмом, она включает также и свободу человека. Современная наука и физика отказываются от детерминизма и законов природы, признавая роль случайности, связанной со свободой больше, чем с законами природы.

Изменение и Вечность

Изменение — это не предательство вечности. Изменение относится не к вечному, а к прошлому времени, которое ошибочно представляется вечным. Ожидание нового неба и новой земли свидетельствует об отсутствии вечного порядка во времени.

Парадокс времени

Личность одновременно изменчива и вечна. Она связана со временем и реализует себя в нем, но в то же время не выносит его. Трансцендентное переживается внутри существования как трансцендирование, а не как объективная трансцендентность.

Время и Апокалипсис

Апокалипсис — это откровение о парадоксе времени. Это столкновение времени и вечности, порождающее непреодолимые противоречия. Парадокс Апокалипсиса заключается в том, что конец времени наступит во времени, в будущем, но он также означает рассмотрение всего вне временной перспективы.

Конец Времени

Конец времени — это не будущее, а иное измерение. Он означает конец объективации и переход к внутреннему существованию, к жизни духа. Христианская эсхатология сталкивается с непреодолимым затруднением: невозможность согласовать конец мира и индивидуальное воскресение с концепцией вечной жизни.

Отношение Времени к Смерти

Смерть связана со временем и пространством. Если бы наступил конец времени, то не было бы смерти. Количественная бесконечность несет с собой смерть, а качественная бесконечность — победу над ней. Вечность — это качественная бесконечность, которая разрешает парадокс времени.

Заключение

Время — это внутренняя судьба человека. Однако начало и конец выходят за его пределы. Человеческое существование выпало из времени, и оно покидает его. Средняя часть человеческого существования подвержена болезни времени, которая приводит к смерти. Время вызывает в нас тоску и печаль, которые коренятся в объективации и отсутствии конца. Но в то же время время имеет значение, поскольку оно является моментом вечности.

Ключевые Особенности Времени и Судьбы

Интенсификация времени

  • Христианство значительно интенсифицировало время, сфокусировав его в точке, из которой последствия любого действия распространяются на всю вечность.
  • Это создает возможность выхода за пределы любого момента времени в вечность, к событиям с вечным значением.

Парадокс времени

  • Личность связана со временем, но в то же время не выносит его.
  • Трансцендентное переживается внутри существования как трансцендирование, а не как объективная трансцендентность.
  • Это приводит к парадоксу, согласно которому изменение в существовании личности предполагает трансцендирование.

Отношение времени к свободе

  • Судьба включает в себя свободу человека, а не детерминизм.
  • Современная наука признает роль случайности, которая связана со свободой больше, чем с законами природы.

Время и Апокалипсис

  • Апокалипсис представляет собой столкновение времени и вечности, порождая непреодолимые противоречия.
  • Парадокс Апокалипсиса заключается в том, что конец времени наступит во времени, но также будет означать рассмотрение всего вне временной перспективы.
  • Конец времени — это не будущее, а иное измерение, означающее конец объективации и переход к внутреннему существованию.

Отношение времени к смерти

  • Смерть связана со временем и пространством.
  • Конечная, или количественная, бесконечность несет с собой смерть, а качественная бесконечность — победу над ней.
  • Вечность — это качественная бесконечность, разрешающая парадокс времени и излечивающая его «болезнь».