Закон: Мираж, которого мы не можем достичь
Происхождение закона
По своей сути закон неоднозначен. С одной стороны, его создают люди, основываясь на своих потребностях и желаниях. С другой стороны, он происходит из естественных прав человека, таких как выживание, воспроизводство и стремление к самореализации.
Парадоксы правового регулирования
Однако, несмотря на то, что мы стремимся к созданию справедливого и эффективного закона, на практике возникают неразрешимые противоречия. Например:
- Франческа да Римини была казнена за убийство своего отца-тирана, что вызвало сострадание, но не смогло изменить закон, карающий отцеубийство.
- Д'Артаньян по дуэльному кодексу чести должен был вызвать на дуэль обидчика, но французский закон грозил ему за это смертной казнью.
Неизменная сущность закона
Несмотря на изменения и попытки его совершенствования, закон имеет неизменную сущность. Он служит интересам общества в целом, даже если отдельные случаи могут казаться несправедливыми.
Закон как надличностное образование
Законодательство создается государством для самого себя. Оно отражает надличностную структуру общества, в котором государство является самоорганизующейся системой, управляющей отдельными личностями.
Отчуждение закона от человека
Таким образом, возникает неразрешимое противоречие между законом и личностью. Мы стремимся создать законы для себя, но неизбежно получаем нечто немного иное.
Дегенерация закона
С развитием государства изменяется и закон. Однако эти изменения часто отстают от реальности, и в итоге закон превращается в лабиринт, в котором легко потеряться даже искушенным юристам. Такая дегенерация закона является признаком упадка общественных институтов.
Утрата способности к самосохранению
Парадоксальным образом, прежняя сила закона сменяется бессилием перед реальными угрозами. Он не в состоянии справиться с преступностью, коррупцией и другими пороками разлагающегося общества.
Диагноз упадка цивилизации
Нежелание общества признать и исправить эти недостатки говорит о том, что цивилизация достигла пика своего развития и вступила в фазу упадка. Безделье, эгоизм и распущенность неизбежно приводят к ослаблению закона и, в конечном счете, к гибели общества.
Вывод
Закон является отражением сути общества. Если он кажется нам абсурдным или несправедливым, это говорит о том, что мы имеем дело с надличностной системой, которая не всегда согласуется с нашими индивидуальными интересами. Дегенерация закона является верным признаком упадка цивилизации, и игнорирование этого симптома может привести к катастрофическим последствиям.
Ключевые особенности закона
Противоречивое происхождение
- Закон создается людьми, но также вытекает из естественных прав человека.
- Это приводит к противоречиям между человеческой волей и объективными потребностями общества.
Служение обществу
- Закон служит интересам общества в целом, а не отдельных личностей.
- Иногда это ведет к тому, что справедливость в конкретных случаях может быть принесена в жертву общему благу.
Надличностная сущность
- Закон создается и применяется государством, которое является надличностной структурой.
- Личность подчиняется закону и не может его изменить по своей воле.
Неизменность сущности
- Несмотря на изменения и уточнения, сущность закона остается неизменной.
- Он отражает объективные закономерности развития общества.
Дегенерация закона
- С развитием государства закон может терять свою силу и эффективность.
- Это происходит из-за отставания правовых норм от реальных общественных отношений.
Утрата способности к самосохранению
- Дегенерировавший закон не может защитить общество от угроз.
- Он становится бессильным перед преступностью, коррупцией и другими пороками.
Диагноз упадка цивилизации
- Нежелание общества признать и исправить недостатки закона говорит о его упадке.
- Это является признаком вырождения общественных институтов и приближения гибели цивилизации.