ТРУДНОСТИ В любовных ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ, Альфред Адлер

ТРУДНОСТИ В любовных ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ37

Вопросы, обращенные ко мне во время лекций «Проникновение в человеческую природу», которые постоянно посещают около пятисот человек, в большинстве своем касаются любви. Это знак того, что люди разбираются в этой проблеме намного меньше, чем, скажем, в вопросах профессиональной деятельности*.

Почему так мало счастливых любовных союзов? Потому что мы еще несовершенные люди, еще не созрели для любви по сравнению с дружбой. Мы всеми силами противостоим любви, потому что напуганы. Подумайте, например, о неприятии совместного обучения, единственной целью которого является то, чтобы уже в раннем возрасте мальчики и девочки смогли избавиться от своей стыдливости и страха и имели возможность получше узнать друг друга.

Не существует универсальных правил, создающих трудности в любовных взаимоотношениях. Особенность эротической природы конкретного человека проистекает из всей его сущности, и это необходимо принимать во внимание в каждом отдельно взятом случае. Чтобы изменить ложную эротическую ориентацию человека, мы должны учитывать его проявления во всей совокупности и изменить его характер и отношения с окружающим миром. Линия поведения человека, которая отразится также и в любви, может побудить его к поиску безнадежной любви и настаивать на ней или позволит быстрее набраться опыта в любви и продвинуться дальше. Если человек болезненно самолюбив и амбициозен и не может выносить отказов ни в какой форме, это может привести к самоубийству. Это ошибка, которая может быть объяснена, исходя из контекста всей жизни. В нашем обществе, которое требует строгой субординации, могут возникнуть возможности для весьма трагических ситуаций, связанных с бегством от действительности, местью обществу и отдельным людям.

Культивирование любви, облагораживание и очищение любовных связей происходят через развитие всеохватывающего социального чувства. Любовные взаимоотношения не возникают внезапно, а основаны на длительной подготовке. Эротическая связь всегда присутствует между человеческими существами, но она должна соприкоснуться с определенными потребностями личности, чтобы ощутить и увидеть ее в качестве любви.

Любовные проявления берут свое начало в тех далеких днях детства, когда они еще не имели эротической сути и сексуального характера, дней, когда проявление социального чувства все еще было в форме привязанности к кому-либо. Только такая естественная человеческая связь, как между матерью и ребенком, и может мгновенно соединить людей. Продолжительная связь между отдельными людьми, которая служит вечности и сохранению рода человеческого и которую мы называем любовью, еще не до конца сформировалась. Это узы и увековечение в одно и то же время. Эти взаимоотношения возможно оформить волевым решением, скорее надо дать возможность для их развития.

Познание всех этих процессов еще не достигнуто до конца, потому что человек способен на самообман в оценке процессов, происходящих в его собственной душе. Оба пола легко захватываются водоворотом своеобразной политики престижа (Prestigepolitik). И тогда их вынуждают играть роль, с которой ни один из них не может справиться и которая ведет к расстройству безобидности и непосредственности их жизни и наполняет их предрассудками, способными погасить любое проявление подлинной радости и счастья.

Человек, впитавший в себя эти мысли, будет просто стоять на месте со своими ошибками, но в конце концов он осознает верный путь и сможет вместо приобретения новых ошибок постепенно упразднить уже имеющиеся.

[* Адлер ссылается здесь на серию популярных лекций, которые он читал в течение нескольких лет в Фольксхайме, наиболее важном образовательном институте для взрослых этого периода. Эти лекции были позднее опубликованы под тем же названием и стали одной из наиболее читаемых и переводимых книг Адлера.]