Химия любви, Роберт Крукс

По свидетельствам многих людей, страстная влюбленность близка к состоянию наркотической эйфории. Подобная реакция может быть обусловлена, по крайней мере частично, химическими процессами мозга. Так, к примеру, считают исследователи Майкл Либовиц (M. Liebowitz), автор книги The Chemistry of Love (1983), и Энтони Уолш (A. Walsh), автор The Science of Love: Understanding Love and Its Effects on Mind and Body (1991). Эти исследователи утверждают, что возбуждение, восторг и головокружение, которыми отмечено состояние страстной влюбленности, вызваны повышенной секрецией трех основных веществ, называемых Нейромедиаторами, с помощью которых осуществляется связь между клетками мозга. Эти нейромедиаторы — Норэпинефрин, допамин И особенно Фенилэтиламин (ФЭА) — по химическому составу схожи с амфетаминами и потому вызывают амфетаминоподобные эффекты, такие как эйфория, головокружение и восторг. По меткому замечанию Уолша, «как только мы встречаем привлекательного для нас человека, на нашей фабрике ФЭА звучит призыв к работе».

К сожалению — особенно для «любовных наркоманов», амфетаминоподобные «взлеты», сопутствующие очередной влюбленности, обычно длятся недолго. Возможно, это происходит потому, что в организме в конце концов вырабатывается толерантность к ФЭА и другим нейромедиаторам, точно так же, как формируется и толерантность к амфетаминам. Для поддержания первоначального эффекта влюбленности организму необходимо все больше и больше ФЭА, и мозг перестает справляться с этим требованием. В результате этого возбуждение, которое человек испытывает в начале любовных отношений, постепенно угасает. Это наблюдение служит правдоподобным биологическим объяснением недолговечности страстной, или романтической, любви.

Либовиц проводит и другую параллель с действием амфетаминов. Он отмечает, что тревога, отчаяние и боль, которыми сопровождается утрата или даже мысль об утрате любви, схожи с тем, что переживает человек, долгое время принимавший амфетамины, после их отмены. И в том и в другом случае вслед за потерей поднимающих настроение веществ следует подчас довольно долгий период душевной боли.

Но не содержатся ли в человеческом мозге какие-то иные вещества, наличием которых можно было бы объяснить, почему двое продолжают любить друг друга и после того, как уляжется страсть? Уолш и Либовиц отвечают на этот вопрос утвердительно. Постепенное перерастание влюбленности в глубокую привязанность может быть вызвано тем, что со временем мозг начинает вырабатывать другую разновидность нейромедиаторов, называемых Эндорфинами. Эти морфиноподобные вещества оказывают успокаивающее воздействие; они вызывают ощущения безопасности, умиротворенности, душевного покоя. Возможно, поэтому мы так ужасно чувствуем себя, когда теряем любовь, — ведь наш организм лишается ежедневной дозы поддерживающих хорошее настроение веществ.

Точно так же как мы мало знаем о том, почему люди любят, мы не можем дать однозначный ответ на вопрос, почему человек влюбляется в того, а не иного человека. По-видимому, здесь важны несколько факторов, такие как пространственная близость, сходство, взаимность и физическая привлекательность.

<Задайте себе вопрос. Если вы влюблены в данный момент (или были влюблены), то какие факторы или какие личные качества другого человека в наибольшей степени повлияли на ваш выбор?>