3. Совместное бытие // Любовь, Курт Теппервайн

3. Совместное бытие

Любовь

Большинство людей считает любовь делом случая, везения. Неудачникам любовь не дается. В любом случае на нее нельзя или почти невозможно влиять. Такие люди не знают, что любовь — это искусство, к которому внутренне расположен каждый из нас и которое можно без конца совершенствовать.

Многие интересуются лишь той частью любви, которую получают. Они прежде всего хотят быть любимыми и мало заботятся о том, сколь выражена их способность любить. Если они о чем и стараются, так это о том, чтобы сделать себя как можно более достойными любви. С этой целью одни приукрашивают себя, гримируются, тренируют тело, модно одеваются и призывно благоухают. Другие стремятся преуспевать, делают дорогие подарки, наращивают эрудицию и осваивают духовные методы беспроигрышного возбуждения и поддержания любви.

Когда же им встречается тот, кого они считают возможным полюбить, они, как правило, в действительности не любят, они любят что-то. У них есть основания для любви. Партнер особенно красив или богат, или обольстителен — или даже все сразу — вот почему они так любят. Без этих условий нет и любви. Любовь таких людей обусловлена. Что же они, собственно, любят? Не человека, но его особенности, то, что этот человек им дает. К этому можно добавить уверенность, защищенность, высвобождение, чувство, что тебя любят, признание и многое другое, не имеющее с истинной любовью ничего общего. Все это различные виды зависимости. Пока у нас есть основания любить кого-то, мы не любим его по-настоящему.

Многие ищут любви, не зная, что это, как она выглядит и как ее распознать. Прежде всего они не знают, как любить себя. Три волшебных слова «Я люблю тебя» повторяются часто, но большей частью при этом имеется в виду «Я нуждаюсь в тебе» или «Не покидай меня». Значит, подлинная любовь еще не найдена.

Многие в партнерстве ищут любви лишь потому, что неспособны любить самих себя. Но если я не могу полюбить самого себя, я не смогу полюбить и никого другого, лучше сказать, я могу любить другого лишь настолько, насколько я в состоянии любить себя. Любовь к себе есть мера нашей способности любить других. Без любви к себе не может быть любви к ближнему. Это предполагает также способность быть счастливым в одиночку. Нам не нужен другой, чтобы чувствовать себя любимым, раз мы любим себя сами. Мы высвобождаемся из зависимости. Пока мы нуждаемся в другом, мы не свободны по-настоящему. Избавившись от страха одиночества, мы обретаем способность предоставить партнеру больше свободы. Лишь тогда становится возможной истинная любовь, ведь ее нельзя заключить в рамки и остановить. При первой попытке сделать это любовь погибает, а во многих партнерствах она давно погибла. Осталась привычка.