Книги по психологии

Михаил Васильевич Ломоносов – «первый наш университет» (1711 – 1765)
Периодика - Национальный психологический журнал


Психологическое Знание О Труде в Сочинениях М.В. Ломоносова

А. Н. Ждан



Михаил Васильевич Ломоносов – «первый наш университет» (1711 – 1765)


Он создал первый университет. Он, лучше сказать, Сам был первым нашим университетом.

А. С. Пушкин


Неклассическая Психология Л.С. Выготского

Письменная Речь И Рациональность

Психологические последствия Развития Информационных Технологий

Мысль об основании Московско­го университета, по словам историка С. М. Соловьева, «родилась» в голове М. В. Ломоносова. В письме к И. И. Шу­валову от июня – июля 1754 г., в кото­ром он предложил план устройства университета, М. В. Ломоносов упоми­нает их беседы на эту тему, уверив­шись, к великой своей радости, в при­ближении к приведению в действие намерений «к приращению наук» на пользу и во славу отечества. После от­правления этого письма стремительно развернулись события, главным из которых было утверждение Сенатом «Доношения об учреждении универ­ситета в Москве и двух гимназий для дворян и разночинцев», составленно­го по инициативе И. И. Шувалова. За­вершилось все в январе 1755 Указом императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Московского университе­та. Торжественное открытие – инаугу­рация – состоялось 26 апреля. Оно ста­ло поистине всенародным событием.

Полезно проследить хронику жизни основателя Московского университета.

Хроника Жизни и Деятельности

19 ноября 1711 г. в деревне Дени-совка Холмогорского уезда Архангель­ской губернии в семье помора родил­ся Михаил Васильевич Ломоносов.

В декабре 1730 г. он получил в Хол­могорской воеводской канцелярии паспорт и отправился с рыбным обо­зом в Москву, где в январе следующе­го года был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию.

1735 г. – для продолжения образо­вания переведен в гимназию Петер­бургской академии наук.

С 1736 по 1740 г г. – обучался в уни­верситетах Марбурга и Фрейбурга (Германия)

1741 г. – адъюнкт физического класса Петербургской академии наук.

1745 г. – профессор химии Петер­бургской академии наук.

1741 г. – опубликованы его «Эле­менты математической химии» – не­завершенная часть задуманного физи­ко-химического труда.

1743–1744 г г. – опубликовал труд «Опыт теории о нечувствительных ча-



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012

М. В. ЛОМОНОСОВ: К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ




Стицах тел и вообще о причинах част­ных качеств», в котором изложил свою корпускулярную теорию строения ве­щества.

1749 г. – представил в канцелярию Академии наук «Замечания на диссер­тацию Г. Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского”, в кото­рых, основываясь на исторических документах, выступил с критикой за­щищаемой Миллером «норманнской теории», согласно которой древнерус­ское государство было создано нор­маннами (варягами). Критические за­мечания на диссертацию Миллера дали также другие члены Академии – С. Н. Крашенинников, В. К. Тредиа-ковский, Н. И. Попов и др. В резуль­тате работа Миллера была отклонена, а отпечатанный тираж уничтожен.

1749 г. – написал работу «Размыш­ления о причине теплоты и холода», которую считал одной из главных сво­их работ и поместил ее первой в «Об­зоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов».

Физик Т. Юнг, с именем которого обычно связывается разработка трех-компонентной теории зрения (1802), включил работу М. В. Ломоносова в свою обширную библиографию и по­местил ее первой в разделе по физи­ческой оптике.

1758 г. – поставлен во главе геогра­фического департамента Петербургс­кой академии наук, внес важный вклад в развитие картографии.

15 апреля 1765 г. – М. В. Ломоно­сов скончался. Похоронен на Лазарев­ском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Личность И Мировоззрение

По точному определению А. С. Пуш­кина, Ломоносов был «великий чело­век». Он писал: «Уважаю в нем вели­кого человека». Поражает его всепо­глощающая страсть к знанию. В детстве, вспоминал М. В. Ломоносов в письме к И. И. Шувалову от 31 мая 1753 г., «име-ючи отца, хотя по натуре доброго че­ловека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась



Величие личности М. В. Ломоносова проистекает из величия целей, которым он посвятил всю свою деятельную жизнь.


1748 г. – в письме к Леонарду Эй­леру от 5 июля сформулировал закон сохранения вещества и энергии.

1760 г. – опубликована книга «Рас­суждение о твердости и жидкости тел», написанная на основе доклада в Академии наук 6 сентября 1760 г. В ней ученый повторил формулировку закона сохранения материи и движе­ния, впервые изложенного в письме к Л. Эйлеру.

1753 г. – в работах «Слово о явле­ниях воздушных, от электрической силы происходящих» и «Теория элек­тричества, изложенная математичес­ки» (1756) представил теорию атмос­ферного электричества.

1755 г. – по замыслу и проекту М. В. Ломоносова учрежден Москов­ский университет.

1755 г. – вышла в свет его «Россий­ская грамматика».

1756 г. – в книге «Слово о проис­хождении света, новую теорию о цве­тах представляющее»» изложил тео­рию света и цветов, трехкомпонент-ную теорию зрения. Английский

Произвести гнев в отце моем, пред­ставляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пу­стых местах и терпеть стужу и голод, пока и ушел в Спасские школы» [1, с. 31]. Несказанную бедность испытал он в годы учебы в Славяно-греко-ла­тинской академии: «имея один алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание в день больше как на де­нежку хлеба и на денежку квасу, про­чее на бумагу, на обувь и другие нуж­ды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» [1, с. 31].

В годы обучения в Германии он вме­сте с другими студентами из России терпел нужду и лишения вследствие длительного непоступления назначен­ной стипендии, а также столкновений с химиком Генкелем, у которого он учился химии и горному делу во Фрей-бурге. Вся жизнь М. В. Ломоносова была наполнена «ревностной и беспо­рочной службой для приращения наук в отечестве» [1, т. 2, с. 442]. Незадолго

Михаил Васильевич Ломоносов – «первый наш университет» (1711 – 1765)

Ждан Антонина Николаевна

Член-корреспондент Российской

Академии образования, доктор

Психологических наук, профессор

МГУ им. М. В. Ломоносова.


43



ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. В. ЛОМОНОСОВА:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012



Ных флюидов – теплорода, невесомой электрической и магнитной жидкости, флогистона.


Вызванными этой картиной рассужде­ниями о процессах, происходящих на солнце. Он пытается понять и научно


В своих общетеоретических воззрениях Ломоносов не был умозрительным философом, далеким от жизни абстрактным мыслителем, созерцающим предметы и явления природы в отрыве от человеческой практики. Его внимание занимает не природа сама по себе, а природа в ее отношении к человеку и в ее значении для человека.


До смерти в наброске «План беседы с Екатериной II» он писал: «За то терп­лю, что стараюсь защитить труды Пет­ра Великого, чтобы выучились росси­яне, чтобы показали свое достоинство. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества по­жалеют» [1, с. 154].

Величие личности М. В. Ломоносо­ва проистекает из величия целей, ко­торым он посвятил всю свою деятель­ную жизнь. Мыслитель, гениальный ученый-энциклопедист, поэт (Петром Великим русской литературы называл его В. Г. Белинский), художник, про­светитель и общественный деятель, организатор науки – создатель перво­го русского университета, он способ­ствовал становлению в России науки европейского уровня. «Ломоносов был первый русский, который заговорил с ученой Европой на ее языке и заста­вил слушать себя со вниманием. Если Петр Великий быстрым усвоением средств образования и военными успе­хами заставил европейские государ­ства с уважением отнестись к России, посторониться и дать ей почетное ме­сто среди себя, то Ломоносов приня­тием деятельного участия в решении важных вопросов, занимавших евро­пейскую науку, заставил западных уче­ных с уважением отнестись к предста­вителю русской мысли и знания и пре­кратить толки о возможности для России возвратиться в среду госу­дарств, чуждых европейской образо­ванности» [2, с. 546]. Его открытия были высоко оценены уже современ­никами: Л. Эйлер, Хр. Вольф отмеча­ли, что своими трудами Ломоносов принес великую честь своему народу.

По замечанию В. И. Вернадского, Ломоносов «кажется нашим совре­менником по тем задачам и целям, ко­торые он ставил научному исследова­нию» [1, т. 1, с. 5]. Он заложил основы подлинно научного мировоззрения как «надежные основания и правила, на чем бы утвердиться непоколебимо» [1, т. 1, с. 393]. Важнейшие из этих ос­нований следующие.

1. Корпускулярная теория строе­ния материи, в которой он возродил атомистическое учение. Согласно кор­пускулярной теории, все тела состоят из мельчайших частиц – корпускул. Их движения подчиняются законам механики. Теория позволила научно объяснить физические явления при­роды: тепловые, электрические, маг­нетизм, горение без привлечения вы­мышленных таинственных загадоч-

2. Впервые в письме к Л. Эйлеру сформулировал закон сохранения ма­терии и движения (1748): «все встре­чающиеся в природе изменения про­исходят так, что если к чему-либо не­что прибавляется, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-нибудь телу, столько же теряется у другого, сколь­ко я затрачиваю на сон, столько же я отнимаю от бодрствования и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила дви­жения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двину­тому» [1, т. 1, с. 113]. Это положение, которое Ломоносов назвал «всеобщим естественным законом» [1, т. 1, с. 261], позже он подтвердил лабораторными опытами. Полное изложение закона он представил в докладе «Рассуждение о твердости и жидкости тел», с кото­рым выступил в публичном собрании Императорской Академии наук 6 сен­тября 1760 г.

3. Утверждал единство теории, опыта и эксперимента. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» [1, т. 1, с. 33].

4. В творчестве М. В. Ломоносова научное наблюдение неотделимо от эстетического любования природой и от религиозных размышлений. В одах «Утреннее размышление о Божием Величестве» (1743) и «Вечернее раз­мышление при случае великого север­ного сияния» (1743) в поэтической форме и, в то же время, как ученый-естествоиспытатель, он описывает яв­ления природы и сопровождает их

Объяснить природу северного сияния, высказывает мнение о его происхож­дении из движений эфира. При этом для подкрепления своих догадок и мнений за последними ответами на свои вопросы он обращается к Божи-ему Величеству, которого называет Творцом. Признавая, что «промысел Высшего господствует во всем», он, в то же время, считал, что приращению наук вредны рассуждения, в которых вместо исследования «выучивают наи­зусть три слова “Бог так сотворил” и сие дают в ответ вместо всех причин» [1, т. 1, с. 394]. В творчестве М. В. Ло­моносова в исторических условиях его времени наука и религия в известном смысле автономны, это разные силы духа, они не мешают друг другу. «На­уки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины» [1, т. 1, с. 119]. «При сем христианская вера стоит непре­ложна» [1, т. 1, с. 336]. «Создатель дал роду человеческому две книги. В од­ной показал свое величество, в другой – свою волю. Первая – видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал боже­ственное всемогущество… Вторая книга – священное писание. В сих пророческих и апостольских боговдох-новенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители бо­жественных, в натуру влиянных дей­ствий суть таковы, каковы в оной кни­ге пророки, апостолы и церковные учителя. Нездраворассудителен мате­матик, ежели он хочет божескую волю


44


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012

К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ




Особый интерес представляет учение Ломоносова о страстях и их выражении в речи. Оно излагается в его сочинениях по риторике, поскольку, по мысли ученого, убедительность речи достигается не только ее содержательностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но и эмоциональным влиянием слова: слово оратора должно захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нем любовь или ненависть, желание или отвращение.


Вымерять циркулем. Таков же и бого­словия учитель, если он думает, что по псалтыре можно научиться астроно­мии или химии» [1, т. 1, с. 336] – эти слова М. В. Ломоносова точно воссоз­дают его научно-философскую пози­цию, в которой свободное изыскание истины не стесняется верой и рели­гиозным чувством, но и невозможно без них.

5. Историзм как важнейшая осо­бенность методологии М. В. Ломоно­сова. В самом начале своих рассужде­ний о надежных правилах научного познания он требовал «твердо по­мнить, что видимые телесные на зем­ле вещи и весь мир не в таком состоя­нии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходи­ли в нем перемены… Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано, будто не ток-

Мо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом и потому-де не надобно исследовать причин... Таковы рассуж­дения весьма вредны приращению всех наук» [1, т. 1, с. 394].

6. Достигнув причин, научное зна­ние должно получить «полезное в жизни употребление … наука … слу­жит к великому облегчению трудов наших» [1, т. 1, с. 426]. Вместе с тем, утилитарные задачи должны подчи­няться главной цели научного позна­ния – «строгому и правильному ра­зысканию истины» [1, т. 1, с. 217]. Составляя проект регламента Акаде­мии наук, М. В. Ломоносов определил права и обязанности ученого, важ­нейшим качеством которого считал его стремление больше к приумноже-

Нию знания, «нежели для своего про­кормления» [1, т. 2, с. 358].

7. Для научного творчества необ­ходима четкая гражданская позиция ученого, его умение связать свои на­учные исследования с государствен­ными интересами. С этим связан под­линный патриотизм М. В. Ломоносо­ва как человека науки, испытываемое им чувство национальной гордости. С. М. Соловьев назвал М. В. Ломоно­сова «великим деятелем в истории на­рода», «великим глашатаем народной мысли, выразителем народного со­знания» [2, с. 547]. «Честь российско­го народа требует, чтоб показать спо­собность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в дру­гих важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» [1, т. 2, с. 358].

Вклад М.В. Ломоносова в Развитие Научной психологической Мысли В России

У Михаила Васильевича Ломоно­сова нет специальных психологичес­ких трактатов. В то же время, его вклад в развитие психологической науки в России является общепризнанным. Во всех своих научных трудах, публичных выступлениях, а также в письмах, за­метках, «репортах» (отчетах о работе в Академии), деловых записках он раз­вивает психологические идеи. Они охватывают практически все стороны душевной жизни человека – от эле­ментарных ощущений до сложнейшей динамики чувств и страстей, которые в совокупности складываются в доста­точно целостную систему. Собствен-

Ные психологические идеи Ломоносов развивает в контексте созданной им научно-философской концепции с опорой на авторитеты своего времени – философско-психологические уче­ния Декарта, Спинозы, Локка, Лейб­ница, Хр. Вольфа (учителя Ломоносо­ва, благодарное отношение к которо­му он пронес через всю свою жизнь). В основу объяснения ощущений Ломоносовым было положено создан­ное им научно-философское учение о природе, развиваемое в естественно­научных трудах, главным образом, по физике и химии. При этом в мировоз­зрении Ломоносова свобода мысли и исследования сочетаются с признани­ем Бога, который действует, однако, только через естественные законы природы (деизм). «Неверно рассужда­ет математик, – писал он, – если хо­чет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтыре можно научиться ас­трономии или химии». Ощущения рассматривались им как продукт воз­действия объектов физического мира на человека. Воздействие осуществ­ляется посредством «совмещения» (сцепления) мельчайших, не улови­мых органами чувств частиц материи внешних тел (воздействующего объек­та) с частицами материи нервного окончания в органах чувств. Возника­ющие в нервных окончаниях движе­ния по механическим законам переда­ются по всему нерву до самого мозга. Описываются ощущения различных модальностей – обонятельные, осяза­тельные, вкусовые, слуховые, зритель­ные, которые объясняются этим еди­ным для всех них механизмом; указы­вается на факт связи различных ощущений между собой, например, зрительных и вкусовых, зрительных и слуховых и т. п. На основе наблюдений и многочисленных опытов, а также многолетних теоретических исследова­ний Ломоносов разработал теорию све­та и выдвинул трехкомпонентную тео­рию цвета. На ее основании он дал объяснение физиологических механиз­мов цветовых явлений. По мысли Ло­моносова, цвета вызываются действи­ем трех родов эфира и трех видов цве-тоощущающей материи, составляющей дно глаза. С трехкомпонентной теори­ей цвета и цветового зрения Ломоно­сов выступил в 1756 г. Она выдержала проверку историей научного познания. В 1807 г. английский физик Т. Юнг включил этот труд Ломоносова в биб­лиографию по физической оптике.


45



ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. В. ЛОМОНОСОВА:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012



Труды Михаила Васильевича Ломоносова сохраняют свою значимость для психологии не столько своим буквальным содержанием, конкретными описаниями психических явлений и трактовкой их механизмов, сколько теми задачами и целями, которые он ставил перед научным исследованием душевного мира человека.


Немецкий естествоиспытатель Г. Гель-мгольц во второй половине XIX в. так­же разрабатывал трехкомпонентную теорию зрения.

Исключительно богаты психологи­ческим содержанием сочинения Ломо­носова по грамматике и риторике. В них он переходит от объяснения пси­хических процессов, направленных на познание природы с целью открыть «завесу внутреннего святилища нату­ры», к описанию жизненных свойств, принадлежащих человеку как одушев­ленному существу. В сочинениях по риторике он перечисляет следующие психические образования и процессы, составляющие жизненные свойства человека: представления памяти и во­ображения, работа творческого вообра­жения («идеи» по терминологии Ломо­носова), рассуждения, воля, чувства и страсти, мудрость, приобретенные да­рования («благородие», «счастие», бо­гатство, слава, власть), телесные даро­вания и свойства (пол, сила, красота, здоровье), чувства (зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание).

Понимая значение русского лите­ратурного языка для развития нацио­нального самосознания, Ломоносов значительное внимание уделяет его исследованию. Он особо подчеркива­ет красоту, великолепие, силу и богат­ство российского языка, дает психоло­гический анализ речи, анализирует ее функции как важнейшего средства ду­ховного развития человека и необхо­димого условия существования и фун­кционирования общества.

Особый интерес представляет уче­ние Ломоносова о страстях и их выра­жении в речи. Оно излагается в его со­чинениях по риторике, поскольку, по мысли ученого, убедительность речи достигается не только ее содержатель­ностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но и эмоциональным влиянием слова: слово оратора долж­но захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нем любовь или ненависть, желание или отвраще­ние. Отсюда вытекает необходимость изучения страстей. Выделяются три компонента страстей: эмоциональный (удовольствие или неудовольствие), волевой (желание или отвращение) и физиологический (движение крови). Дается описание отдельных страстей, к которым он относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, на­дежду, боязнь, гнев, милосердие, нена­висть, удивление, подражание, отчуж­денность, зависть, мщение. Выделя­ются важнейшие характеристики

Страстей: их противоречивость и ди­намизм, возможность одновременно­го переживания противоположных страстей, например, ярости и отчая­ния. Страсть и разум рассматривают­ся в их взаимовлиянии, на этой осно­ве устанавливаются правила «утоле­ния» страстей. Главным средством воздействия на страсть является ум. Холодные доводы ума призваны по­казать отрицательные стороны пред­мета нежелательной страсти, напра­вить все силы человека на развенча­ние объекта и тем самым устранить направленность на него.

В своих психологических рассуж­дениях Ломоносов подходит к целос­тному пониманию личности и выделе­нию таких ее свойств (признаков), как активность и связанные с ней деловые, профессиональные и нравственные качества. Так, в его работах, как в на­учных трактатах, так и в различных деловых записках, содержатся пред­ставления о различных профессиях и психологических требованиях, кото­рые они предъявляют к человеку. Эти идеи высоко оценены специалистами и квалифицируются как профессиоло-гическая концепция, поучительная и для современных психологов. Причи­на обращения Ломоносова к этим во­просам коренится в общей направлен­ности его научных исканий на реше­ние жизненно важных для человека и общества в целом проблем. В своих общетеоретических воззрениях Ломо­носов не был умозрительным филосо­фом, далеким от жизни абстрактным мыслителем, созерцающим предметы и явления природы в отрыве от чело­веческой практики. Его внимание за­нимает не природа сама по себе, а при­рода в ее отношении к человеку и в ее значении для человека. Даже в поэти­ческих произведениях, где ученый ярко выражает эстетическое любова­ние природой, оно неотделимо для

Него от научных наблюдений и иссле­дований, а также от религиозных раз­мышлений о «Божием Величестве» (например, «Ода в связи с наблюдени­ем над северным сиянием» и др.).

В письмах, официальных записках и отчетах по вопросам работы Акаде­мии и гимназии Ломоносов дает яркие характеристики ученых, обществен­ных деятелей, с которыми взаимодей­ствовал и которых хорошо узнал по их делам. В этих материалах он выступа­ет глубоким психологом, подлинным аналитиком человеческой души, в том числе, собственной. За текстами его

Трудов зримо выступает нравственный облик самого автора, гениального мыслителя и великого человека. По­этому, как справедливо отмечают спе­циалисты, труды Ломоносова являют­ся материалом к его личности, запе­чатленной им самим.

В настоящее время труды Михаи­ла Васильевича Ломоносова сохраня­ют свою значимость для психологии не столько своим буквальным содержа­нием, конкретными описаниями пси­хических явлений и трактовкой их ме­ханизмов, сколько теми задачами и целями, которые он ставил перед на­учным исследованием душевного мира человека. В центре психологи­ческих воззрений Ломоносова был че­ловек как гражданин, нацеленный на деятельность во благо своей Родины. Именно гуманистическая направлен­ность психологической мысли учено­го как важнейший компонент наших научных традиций особенно важна и актуальна для современной науки.

Список Литературы:

1. Ломоносов М. В. Избранные произведе­ния: В 2 т. – М.: Наука, 1986.

2. Соловьев С. М. Работы разных лет // Со­чинения: В 18 книгах. – Кн. 20 (дополни­тельная). – М.: Мысль, 1996/


46


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ №1(7) 2012

К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ



УДК 159.9(091)(075), 159.923:378