Книги по психологии

Завзрд Сепир и его пасдедаватели
П - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Центральная тема культуры, с точки зрения современной антропологии не является внутрикультурным интеграто­ром. Работа Бенедикт была шагом вперед по отношению к разработкам Боаса, поскольку положила начало система­тическим теоретическим поискам оснований функциони­рования этноса и тех психологических составляющих, ко­торые являются едиными для всех членов этнокультурной общности, а также зафиксировала внимание на понятии культурных моделей, которые в процессе развития науки интерпретировались различным образом, но всегда оста­вались в центре внимания. Представление о гибкости и пластичности человеческой природы, ее зависимости от конфигурации данной культуры тоже имеет определен­ную ценность для современной психологической антропо­логии и культурной психологии. Ее можно соотнести и с культурно-исторической психологией Л. Выготского и А. Лурия, и с понятием «культурной экипировки» как врожденной предрасположенности человека к принятию той или иной культуры, и с основным положением куль­турной психологии М. Коула о культуре как об одной из важнейших составляющих психологии, и с понятиями ин - тенциональных миров и интенциональных личностей Р. Шведера. Однако чрезмерный акцент на пластичности человеческой психики, игнорирование проблем индиви­дуальной и социальной психологии, фактическое отожде­ствление культуры и личности как тесно коррелирующих между собой систем (конфигурационизм) привели к за­медлению развития психологической антропологии и по­явлению таких тупиковых направлений, как исследования национального характера в стиле Г. Горера. Очевидным шагом назад по сравнению с Боасом был отказ от распре­делительной модели культуры, до1 пятидесятых годов поч­ти игнорировавшейся антропологами в значительной ме­ре именно ввиду влияния теории Рут Бенедикт. Однако ее теория была первой психолого-антропологической теори­ей и как таковая имеет непреходящее значение.