Напомним, что психоанализ, основоположником которого был Зигмунд Фрейд (Freud, 1859— 1939), возник одновременно как психотерапевтическая практика и как концепция личности. По Фрейду, формирование человеческой личности происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет инстинкты человека, в первую очередь сексуальные, как нежелательные, недопустимые в обществе. Таким образом психике человека наносятся травмы, которые затем в различных формах — в виде изменений черт характера, психических заболеваний, навязчивых сновидений, особенностей художественного творчества и т. д. — дают о себе знать в течение всей человеческой жизни.

Именно из этого постулата Фрейда этнологами делался вывод о том, что различия в практике детского воспитания у различных народов приводят к формированию своеобразных черт характера, ведь дети, выросшие и той же социокультурной среде, получают психологические травмы, отличающиеся от психологических травм, которые получают дети, растущие в иной социокультурной среде.

Важным вкладом Фрейда в науку было создание учения о структуре человеческой психики. Это учение предстает в трудах Фрейда в двух вариантах. В одном случае выделялись «бессознательной» (содержание которого принципиально недоступно осознанию), «предсознание» (содержание которого в обыденной жизни человеком не осознается, но может осознаваться в определенных ситуациях) и «сознание». Во втором случае выделялось «оно» («id») — хранилище вытесненных из человеческого сознания в качестве недопустимых в обществе людей импульсов и желаний, «я» («ego») и «сверх-я» («super-ego») — система запретов, усвоенных человеком в раннем детстве и не вполне осознаваемая им. Между «оно» и «я» стоит «защитный барьер», который имеет функцию психологической «цензуры». Последняя не дает возможности бессознательным импульсам вырываться наружу. Сознание не синонимично «я», поскольку психоаналитики рассматривали целый ряд бессознательных функций «я», в частности функцию психоло-


Гической защиты. Учение о защитных механизмах дало значительный толчок в исследовании культур и обществ в психологическом аспекте, а также исследовании адаптивных функций и свойств культуры, о чем мы будем говорить ниже.

Очень многие из психоаналитиков, по крайней мере в некоторых из своих работ, обращаются к проблемам антропологии — более или менее неудачно. Начало этому положил сам Фрейд, опубликовав еще в 1913 г. работу «Тотем и табу». К антропологии обращались и такие психоаналитики, представляющие различные направления в этом учении, как Фромм, Рейх, Рохейм, Салливан, Эриксон, Деврё, создавший особое направление — этнопсихиатрия. В первые несколько десятилетий XX в. огромное число антропологов серьезно изучало психоаналитическую литературу. В целом, однако, отношения между психоанализом и антропологией были напряженными[100].

Какие из идей повлияли на развитие психологической антропологии в особой степени? Надо отметить, что эти идеи черпались главным образом не из тех работ профессиональных психоаналитиков, которые писались ими на антропологическом материале, где они чаще всего проявляли себя как дилетанты. (А. Карди - нер, Г. Рохейм и Ж. Деврё, о этнологических концепциях которых мы будем говорить ниже, представляли в этом смысле счастливое исключение.) «Почти все антропологи отвергали общие эволюционные и универсалистские теории, которые использовались Фрейдом в развитии его идей»[101]. Особое влияние на психологическую антропологию оказала работа Фрейда «Толкование сновидений», то есть сочинение, написанное целиком на клиническом материале и посвященное проблемам заболевания истерией.