Книги по психологии

КРЕАТИВНОСТЬ: ЛИЧНОСТНЫЙ, НЕЙРО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ И КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТЫ
Периодика - Психология. Журнал Высшей школы экономики

И. КАРЛССОН


КРЕАТИВНОСТЬ: ЛИЧНОСТНЫЙ, НЕЙРО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ И КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТЫ


Карлссон Ингегерд (Carlsson Ingegerd) — профессор психологии личности и социальной психологии факультета психологии Уни­верситета Лунда (Швеция).

Сфера научных интересов связана с изучением творчества в разных аспектах — личностном, биологическом, в аспекте возрастной и ор­ганизационной психологии, а также с точки зрения гендерных раз­личий. Контакты: Ingegerd. Carlsson@psychology. lu. se


Резюме

В статье описываются основные результаты исследований нейробиологичес-кого, личностного и когнитвного аспектов креативности (Carlsson, 2002; Carlsson, Wendt, Risberg, 2000). Высококреативная группа имела более высокие показатели по тревожности, более явное проявление проекции и общей суммы Защит, нежели низкокреативная группа. Были найдены различия между груп­пами в характере локального мозгового кровотока во всех префронтальных областях. Группа с высокой креативностью по ходу испытаний обнаружила Возрастание билатеральной выраженности кровотока или отсутствие изме­Нений. В низкокреативной группе происходило снижение этих показателей. Испытуемые группы с низкой креативностью имели преимущества в логиче­Ской индукции и скорости восприятия. Успешность выполнения заданий на ло­Гическую индукцию отрицательно коррелировала с показателями тревожно­Сти. Результаты обсуждаются с привлечением идеи более высокого уровня Базального Эраузала у креативных испытуемых, понятия креативного стиля Защит и взаимодействия дополнительных мозговых зон.


Понятие креативности является комплексным конструктом. При его анализе рассматриваются разные стороны действительности: мозго­вые процессы, личностные черты, тревожность и получаемый в творчес­ком процессе продукт. В данном ис­следовании изучались мозговые процессы и тревожность. Рассматрива­лись личностные особенности в пла­не механизмов психологической за­щиты, а также продуктивная сторона креативности.

Поскольку чрезмерная тревожность или ригидный механизм защиты сни­жают креативность, то в исследование включено измерение обеих названных сторон. Защиты измерялись с помо­щью техники Метаконтраста (в даль­нейшем изложении — Метаконтраст), которая представляет собой инстру­мент, разработанный в технике иссле­дования перцептогенеза (Smith, Carls-son, Almgren, Johanson, 2000).

Перцептогенез предполагает, что восприятие действительности явля­ется конечным продуктом краткого конструктивного процесса в психике (Kragh, Smith, 1970). Короткий пер­цептивный процесс может быть экс­периментально пролонгирован путем предъявления стимула на очень ко­роткий промежуток времени, допу­скающий возникновение ощущения на сублиминальном уровне, с после­дующим постепенным увеличением времени экспозиции. Предъявляя те­матические картины, оказывается возможным операционализировать различные характеристики испытуе­мых, например, используемые ими защитные механизмы. Так, в тесте применяются изображения угрожаю­щих ситуаций, которые первоначаль­но демонстрируются сублиминально, что позволяет выявлять используе­мые испытуемым защитные механиз­мы против тревоги.

Ранее этот тест применялся в ис­следованиях креативности (Smith, Carlsson, 1990), где было показано, что высокий уровень тревожности оказывает отрицательное действие на протекающий процесс, тогда как незначительное повышение тревож­ности имеет положительное влия­ние. Было обнаружено, что комбина­ция различных форм защит позитив­на для креативности. Эти же эффекты ожидались и в настоящем исследовании.

Изучение креативности в нейро­физиологическом контексте было инициировано двумя авторами (Bo-gen, Bogen, 1969). Позднее было об­наружено, что высококреативные люди, в отличие от низкокреативных, имеют преимущественно правополу-шарную активность (Martindale et al., 1984). Карлссон (Carlsson, 1990), используя метод Метаконтраста, об­наружила, что у низкокреативных испытуемых восприятие стимулов в правой и левой частях поля зрения сильно различается, в то время как высококреативные испытуемые об­наруживали билатеральный ответ.

Исследуя фронтальные доли моз­га, Зангвилл (Zangwill, 1966) выска­зывал точку зрения, что их повреж­дение нарушает скорее дивергентное, нежели конвергентное мышление.

В настоящей работе мы рассматри­вали креативность как функциональ­ную систему, охватывающую как взаимодействие мозговых полуша­рий, так и управляющие функции фронтальных зон. Измерение локаль­ного мозгового кровотока (далее — Кровоток) было использовано в на­стоящем исследовании для выявле­ния зон мозга, связанных с креатив­ностью.

В работе использовались тесты когнитивных способностей (вер­бальный, пространственный) на ско­рость восприятия и на логическую индукцию. Предполагалось, что вы­сококреативные люди лучше опери­руют пространственными представле­ниями, низкокреативные — вербаль­ными по причине предполагаемых различий между этими группами лю­дей в плане преимущественного ис­пользования левого и правого полу­шарий.


Отбор испытуемых с разной сте­пенью креативности производился с применением Теста креативного функционирования (Smith, Carlsson, 2000).

Методика

Участники эксперимента и процедура

Испытуемые отбирались из широ­кого круга студентов мужского пола. Составлено две группы: высококреа­тивных (12 чел.) и низкокреативных (12 чел.), их средний возраст — 23 го­да.

Каждый испытуемый был занят в эксперименте 3 дня.

Тест креативного функционирования

Креативность оценивалась в соот­ветствии с эмпирически валидизиро-ванной моделью, предполагающей, что креативный человек может легко и уверенно использовать свое вооб­ражение. Тест креативного функци­Онирования (далее — Ф-креатив-ность) — перцептогенетический тест, разработанный специально для того, чтобы позволить субъективным представлениям выйти на поверх­ность сознания (в перцептогенетиче-ской терминологии — реконструиро­вать их). Тест хорошо коррелирует с независимыми оценками креативно­сти по критерию продуктивности (Smith, Carlsson, 1990; Smith, Carls-son, 2000).

Стимулы и инструкция

Стимул для теста — натюрморт, разработанный профессиональным художником и предъявляемый на экране компьютера. Испытуемым после каждой экспозиции предлага­лось описать то, что они увидели на экране, даже если они не были пол­ностью уверенными в увиденном. Испытуемым не сообщалось, что предъявлялась всегда одна и та же картинка.

Серия увеличения. Стимул предъяв­лялся с последовательным увеличе­нием времени экспозиции начиная с 20 миллисекунд до 2–3 секунд, но ни­как не дольше, чем до наступления стадии правильного ответа (пр-фаза), т. е. до того момента, когда испытуе­мый говорит, что на картине были «бутылка и чаша». Общая сумма раз­ных интерпретаций, даваемых испы­туемым в данной серии (например: Лица, тело, машина), образует индекс креативной беглости.

Серия сокращения. После того как испытуемый достигал относительно правильного описания предъявлен­ной картины, тестовая процедура без перерыва переходила к уменьшению времени экспозиции. В этих усло­виях некоторые испытуемые даже при очень коротком времени экспо­зиции не говорили ничего другого, кроме: «Я вижу, что все время пока­зывается одна и та же картинка». Та­ким образом, здесь тестируется авто­номия в отношении внутреннего ми­ра, поскольку единожды данное «правильное» описание оказывает на испытуемых сильное влияние. Соз­дается впечатление, что субъектив­ное представление об объекте часто рассматривается испытуемыми как ошибочный ответ. Объясненное с когнитивистской точки зрения, это явление может быть представлено как торможение субъективного пред­ставления и его исключение из со­знания (Eysenck, 1995).

В противоположность этому че­ловек, находящийся на другом полю­се шкалы, предпочитает свое собст­венное понимание; после прохожде­ния пр-фазы и серии сокращения времени экспозиции он снова харак­теризует стимул целиком в субъек­тивном ключе.

Подсчет показателей

Беглость Вычислялась по серии увеличения; каждая новая интерпре­тация прибавляла 1 балл.

Сила креативности Вычислялась по данным серии сокращения време­ни экспозиции. Креативность харак­теризовалась как Высокая, если во время одного или нескольких предъявлений испытуемый давал со­вершенно различные описания («Те­перь была совершенно другая кар­тинка, это был опять тот же чело­век»). Средняя — Если испытуемый говорил, что изменена часть изобра­жения или изменение касается толь­ко формы («Сейчас бутылка стала шире, а чаша больше похожа на та­релку»). Низкая: Об изменениях не сообщалось.

Отбор испытуемых

Участники исследования разделя­лись на группы в соответствии с си­лой креативности.

MЕтаконтраст

Исследование Метаконтраста проводилось после Ф-креативности. С помощью тахистоскопа или на компьютере показывались две кар­тинки, быстро следовавшие одна за другой. На первой из них показыва­лось лицо агрессивного, угрожающе­го чудовищного человека (Т). На второй — нейтральное изображение юноши, сидящего у окна (В). Тести­рующая процедура состояла в том, что Т показывается на месте окна в В-картинке сначала на сублиминаль-ном уровне, а затем с очень медлен­ным увеличением времени экспози­ции. Тестирование завершается, ког­да испытуемый сообщает, что он видел злое лицо (чудовище) и юно­шу (Smith et al., 2002).

Подсчет показателей

Для оценки проявления защит­ных реакций использовались основ­ные категории, предлагаемые в руко­водстве, все они имеют субкатегории, типичные для детей. Производился также подсчет по сумме защитных реакций.

Проявление Тревожности Диаг­ностировалось в том случае, если стимул описывался как становящий­ся более темным или специально подчеркивались черные структуры.

Изоляция Фиксировалась в целом ряде случаев, например, при описании испытуемым осветления области, где проектировался Т-образ (т. е. окно).

Репрессия Также включала различ­ные субкатегории, например, в тех случаях, когда Т-образ получал нейт­ральную дескрипцию (описывался как дерево, дом, велосипед и т. п.).

Проекция Включала: а) сензитив-ную реакцию на подсознательно вос­принимаемое Т-воздействие в форме небольших изменений В и б) ясные знаки проекции, например, Т описы­вался как милый человек.

Регрессия Предполагает, что нейт­ральное В-изображение изменяется более радикально и сдвиг описания переходит от зрелых взрослых форм к формам, свойственным детям.


Сумма защитных реакций (по шкале от 0 до 11) получалась путем сложения оценок по показателям изоляции, репрессии, проекции и ре­грессии (подробнее см.: Carlsson, 1990).

Кровоток

Мозговой кровоток измерялся на приборе Cortexplorer 256 HR с при­менением 254 детекторов, располо­женных на скальпе. Применялась техника ингаляции испытуемым ксе­нона 133 (Ingvar, Risberg, 1967). Аб­солютный средний показатель крово­тока в мозговом полушарии был скорректирован до стандартного уровня в соответствии с различиями содержания углекислого газа в крови.

Четыре замера Кровотока произ­водились в течение 10 минут каж­дый. Первый замер проводился во время перерыва в работе, три осталь­ные — во время работы с вербальны­ми заданиями (проводившимися в рандомизированном порядке).

Речевая беглость (Р-беглость)

По инструкции требовалось на­звать как можно больше слов, начинаю­щихся с определенной буквы, которая менялась каждую минуту (ф, а, с etc.).

Показателем Являлось среднее число слов в минуту.

Необычное использование предмета

Был применен тест креативности «Необычное использование предме­та» (далее Т-креативность). По ин­струкции требовалось назвать как можно больше способов использова­ния кирпича (Guilford et al., 1978).

Показателем деятельности слу­жило число предложенных испытуе­мым вариантов, оцененных посто­ронним экспертом.

Тест ситуативной и личностной тревожности

Этот опросник (далее О-тревож-ность) заполнялся после проведения теста на Кровоток (Spielberger, 1973). Ситуативная тревожность относи­лась к ситуации измерения Кровото­ка, личностная — к общему настрое­нию.

Когнитивные тесты

Они выполнялись в заданное огра­ниченное время на третий день рабо­ты.

Вербальные: «Словарь» (из теста Д. Векслера WAIS-R; Wechsler, 1981); «Синонимы» и «Антонимы» (из шведской Делта-батареи (Bцrjesso-net al., 1970).

Пространственные: «Кубики Кос-са» (WAIS-R) для измерения зри­тельно-пространственной организа­ции и конструирования и «Разработ­ка поверхности» (Делта-батарея).

Скорость восприятия: «Кодиров­ка» (WAIS-R).

Логическая индукция Измерялась с помощью матричного теста (Делта-батарея).

Результаты

Ф-креативность

Беглость

В группе с высокой креативностью средние показатели беглости были выше, чем в низкокреативной группе (3.4 против 1.3; T (22) = 5.63, P < 0.001, двусторонний).

Метаконтраст

Тревожность

Девять высококреативных испы­туемых имели признаки тревожнос­ти по показателю МЗ противополож­но тому, что обнаружили трое низко­креативных студентов (х2corr. = 4.17, P < 0.05).

Защитные механизмы

В группе креативных испытуемых все, кроме одного, обнаружили проек­цию, что контрастировало с показате­лями четырех участников низкокреа­тивной группы (х2corr. = 4.17, p < 0.05).

Средний показатель защит был выше в группе креативных людей (5.6 против 3.7; T (22) = 2.25, P < 0.05, двусторонний).

Сравнение беглости и защит по методике Метаконтраста

Беглость, измеренная по методи­ке на Ф-креативность, коррелирова­ла с суммарным показателем защит (по Пирсону R = 0.54, P = 0.007).

Р-беглость

Средние по Вербальной беглости не различались по группам.

Т-креативность

Среднее количество категорий по тесту «Необычное использование предмета» не различалось по группам. Однако была обнаружена связь этого показателя с вербальной беглостью (х2corr. = 4.60, df = 1, P < 0.05) и позитивная корреляция с Р-беглостью (R = 0.50, P = 0.01).

О-тревожность

Испытуемые креативной группы имели более выраженные черты тре­вожности по сравнению с низкокреа­тивной группой (22.1 против 29.2; T (22) = 2.036, P = 0.05, двусторон­ний).

Кровоток

Статистический анализ

Для выявления эффектов взаимо­действия включения мозговых полу­шарий и задач, а также взаимодейст­вия участия префронтальной зоны (передней префронтальной, фронто-темпоральной и верхней лобной) и за­дач была проведена процедура дис­персионного анализа с повторными измерениями ANOVA.

Показатели активности мозговых полушарий в условиях покоя

Показатели кровотока в покое бы­ли выше в обоих полушариях в груп­пе креативных испытуемых (левое полушарие: F (1,22) = 9.026, P < 0.01; в сравнении с правым полушарием: F (1,22) = 9.92, P < 0.01).

Различия показателей при переходе от Покоя к Р-беглости и от покоя к Т-креа-Тивности

При переходе от покоя к задаче на Р-беглость и от покоя к задаче на Т-креативность высококреативная группа имела значительно выражен­ный билатеральный подъем показа­телей в лобных зонах. Низкокреа­тивная группа в обоих случаях пока­зала монолатеральное левостороннее повышение (тестированное двусто­ронними t-тестами, P < 0.001).

Различия между Р-беглостью и Т-креа-Тивностью в префронтальных облас­Тях

В группе креативных испытуемых при переходе от Р-беглости к Т-креа-тивности показатели кровотока в пе­редних префронтальных областях повышались билатерально. Низко­креативная группа показала право­стороннее понижение и сохранение уровня показателей слева (p < 0.05). Во фронтотемпоральных областях билатерально у высококреативных испытуемых не было изменений по­казателей; у низкокреативных уро­вень снизился (p = 0.05). В верхне­лобных областях у высококреатив­ных лиц показатели повысились с правой стороны, оставшись неизмен­ными слева; у низкокреативных про­изошло билатеральное снижение (p < 0.01).

Активация префронтальных зон во

Время Р-беглости и успешность

Выполнения задания

Успешность выполнения задания на Т-креативность коррелировала с уровнем мозгового кровотока в пре­фронтальных зонах. Для верхней лобной области слева и справа уста­новлены выраженные линейно-нега­тивные отношения (R = 0.44, p < 0.05; vs. R = 0.57, P < 0.01).

Кровоток и О-тревожность

В группе высококреативных лиц в левой передней префронтальной области ситуативная тревожность по­зитивно коррелировала с кровотоком.

Когнитивные тесты, Ф-креативность и О-тревожность

По совокупности вербальных те­стов выводился общий балл, та же оценка проводилась по всем простран­ственным тестам. Различий по этим показателям между группами не обна­ружено. Однако по матричному тесту низкокреативная группа располага­лась выше (7.7 против 5.7 стена, T = 3.87, P < 0.001), так же и по «Кодировке» (12.3 против 9.7 стандартизирован­ных баллов, T = 3.11, P < 0.01).

Когнитивные тесты, Р-беглость и Т-креативность

Общий вербальный балл сущест­венно коррелировал с числом катего­рий в Т-креативности (R = 0.41, P < 0.05).

Обсуждение

Более высокий уровень тревож­ности, обнаруженный по Метакон-трасту и О-тревожности, указывает на то, что более высокий эраузал ча­сто является биологической особен­ностью креативных людей. Этот те­зис поддерживается данными Крово­тока в покое, где у высококреатив­ных лиц наблюдается относительно высокий уровень кровотока по всему мозгу. Однако следует отметить, что тревожность этих людей не была Очень Высокой. Никто из обследован­ной группы не имел показателя тре­вожности уровня 43 пунктов, что яв­ляется принятым порогом высокой личностной тревожности (Eysenck, 1985).

Относительно высокие показате­ли тревожности в креативной группе ведут к видимому противоречию, по­скольку хорошее выполнение теста на Ф-креативность (т. е. хорошее протекание первичных процессов, свободного ассоциативного позна­ния) предполагает низкий эраузал. Айзенк (Eysenck, 1995), ссылаясь на эмпирические данные, отмечает, что расфокусированное внимание и «плоская» ассоциативная иерархия связаны с низкой кортикальной ак­тивацией и, более того, стрессовые условия ухудшают деятельность. Возможное разрешение противоре­чия заключается в том, что креатив­ные люди имеют большую вариа­бельность эраузала (Martindale, Hi-nes, 1975). Мартиндейл (Martindale, 1981), считает, что это мнение пред­ставляет собой психофизиологиче­скую интерпретацию позиции Криса, утверждавшего, что у креативных лю­дей более вариабельны первично-вто­ричные процессы (Kris, 1952). Воз­можно, для Ф-креативности более адекватен низкий эраузал, поскольку инструкции не предполагали стрес­совых условий работы.

Люди из высококреативной груп­пы обнаруживают более разнообраз­ный репертуар защит, измеренный по сумме соответствующих показа­телей. Суммарный показатель защит позитивно коррелирует с беглостью (гибкостью) Ф-креативности. Это может вести к более высокой когни­тивной беглости. Из этого следует также, что функции защиты могут употребляться более или менее ри­гидно. Используя термин «стиль за­щиты» (Bond, 1995), можно гово­рить о креативном защитном стиле, включающем сопутствующее по­явление зрелых и незрелых защит аналогично тому, как креативные люди сравнительно свободно пере­ходят от первичных к вторичным процессам.

Что касается Кровотока, то у вы­сококреативных людей, как и ожида­лось, обнаружилась равная актив­ность в билатеральных префронтальных областях, когда они выполняли пробу Т-креативности. В группе с низкой креативностью функциони­ровала преимущественно левая сто­рона. При сравнении Р-беглости по сравнению с Т-креативностью у вы­сококреативных лиц наблюдалось возрастание активности или ее неиз­менность во всех префронтальных областях билатерально. В низкокреа­тивной группе уровень активности большей частью снижался и оставал­ся тем же только в левой передней префронтальной области.

Низкокреативная группа показа­ла значимо лучшие результаты в за­дании на логическую индукцию и на скорость восприятия, что может быть связано с их существенно более низкой тревожностью. Относитель­но низкий уровень эраузала может облегчать логические рассуждения, особенно в тесте с ограничением вре­мени действия. Это предположение подтверждается негативной корре­ляцией между чертами тревожности и данными по матричному тесту.

Высококреативная группа не про­явила лучшего выполнения проб на Т-креативность. Частично это может быть объяснено тем обстоятельст­вом, что испытуемым этой группы трудно было ввести себя в состояние низкого эраузала во время достаточ­но стрессогенной ситуации при из­мерении Кровотока.

Наши результаты согласуются с утверждением, что правая лобная доля вовлекается в спонтанное продуци­рование невербальных репрезента­ций, тогда как левая доля осущест­вляет управление и контроль, вто­ричную оценку, вербальный анализ. Более того, верхние лобные области, видимо, играют особую роль в этом процессе. Успешность в Т-креативно-сти негативно коррелировала с высо­кой активацией слева и справа. В вы­сококреативной группе обнаружена также левосторонняя асимметрия при выполнении всех заданий. Ког­нитивная эффективность высокого уровня в задании на Т-креативность связана с меньшей активацией.

Согласно Кацу (Katz, 1986), креа­тивность проявляется у тех людей, чья когнитивная деятельность эф­фективно поддерживается вторым мозговым полушарием. Иначе гово­ря, чрезмерный упор на конвергентное мышление может препятство­вать развитию дивергентного мы­шления, и наоборот. Для последую­щих исследований остается вопрос, не будут ли люди со средним уров­нем креативности более успешными в плане включения как вербальной, так и зрительно-пространственной функции в заданиях на Т-креатив-ность. Креативность среднего уровня оказывалась более выраженной у ис­следователей, способных сочетать в своей деятельности реальность и их собственные субъективные идеи (Smith, Danielsson, 1978). В свете сказанного сугубая субъективность представляет как преимущества, так и недостатки: открытость и тяготе­ние к сложности накладывает свои ограничения на индивидуальность.

Перевод с англ. Д. В. Ушакова

Литература

Bogen J. E., Bogen G. M. The other side of the brain III: The corpus callosum and cre­ativity // Bull. of the Los Angeles Neurolo­gical Societies.1969. 34. P. 191–203.

Bond M. P. The development and pro­perties of the Defense Style Questionnaire // H. R. Conte and R. Plutchik (eds.). Ego Defenses. Theory and measurement.. New York: Wiley, 1995. P. 202–220.

BЦrjesson, Gamberale, Kihlman, Santes-Son. DELTA-batteriet. Stockholm: Skandi-naviska Testfцrlaget, 1970.

Carlsson I. Lateralization of defence mechanisms related to creative functioning // Scand. J. of Psychol. 1990. 31. P. 241–247.

Carlsson I. Anxiety and flexibility of defense related to high or low creativity // Creativity Res. J. 2002. 14 (3–4). P. 341–349.

Carlsson I., Wendt P. E. Risberg J. On the neurobiology of creativity // Differences in frontal activity between high and low crea­tive subjects. Neuropsychologia. 2000. 38. P. 873–885.

Eysenck H. J. Genius: The natural histo­ry of creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

Guilford J. P., Christensen P. R., Merrifield P. R., Wilson R. C. Alternate uses. Manual of in­struction and interpretation. Orange, CA: Sheridan Psychological Services, 1978.

Ingvar D. H., Risberg J. Increase of regio­nal cerebral blood flow during mental effort in normals and in patients with focal brain disorders // Exp. Brain Res. 1967. 3. P. 195–211.

Katz A. N. The relationships between creativity and cerebral hemisphericity for creative architects, scientists, and mathe­maticians // Empirical Studies of the Arts. 1986. 4. P. 97–108.

Kragh U., Smith G. J.W. (eds.) Percept-genetic analysis. Lund, Sweden: Gleerups, 1970.

Martindale C. Cognition and Conscio­usness. Homewood, IL.: Dorsey, 1981.

Martindale C., Hines D. Creativity and cortical activation during creative, intellec­tual, and EEG feedback tasks // Biol. Psychol. 1975. 3. P. 71–80.

Martindale C., Hines D., Mitchell L., Co-Vello E. EEG alpha asymmetry and creati­vity // Pers. and Ind. Diff. 1984. 5. P. 77–86.

Kris E. Psychoanalytical explorations in art. New York: Int. Universities Press, 1952.

Smith G. J.W., Carlsson I. The creative process. Psychol. Issues, Monogr. 57. Madi­son, C.: Int. Univ. Press, 1990.

Smith G. J.W., Carlsson I. CFT: The crea­tive functioning test. Lund, Sweden: Dep. of Psychol, Lund Univ., 2000.

Smith G. J.W., Danielsson A. Richness in ideas, ego-involvement and efficiency in a group of scientists and humanists: A study of creativity using a process-oriented tech­nique. Psychol. Res. Bull. 18 (4–5), Lund, Sweden: Dep. of Psychol, Lund Univ., 1978.

Smith G. J.W., Johnson G., Almgren P-E, Johanson A. MCT — the meta contrast technique. Lund, Sweden: Dep. of Psychol., Lund Univ., 2001.

Spielberger C. D. Manual for the State Trait Anxiety Inventory (Form Y). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1983.

Wechsler D. The WAIS-R manual. New York: The Psychological Corporation,1981.

Zangwill O. L. Psychological deficits as­sociated with frontal lobe lesions // Int. J. of Neurol. 1966. 5. P. 395–402.