ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Г. И. Григорьев, С. Г. Григорьев, Р. Мизерене, А. Г. Григорьева

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова;

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Санкт-Петербург;

Психотерапевтический кабинет, Паланга (Литва);

Международный институт резервных возможностей человека, Санкт-Петербург

Введение

Пьянство, наркомания и другие патологические зависимости давно приобрели в нашем обществе характер пандемии. Сегодня их следует рас-сматривать не только как чрезвычайную социальную ситуацию и проблему национальной безопасности в обществе, но и как самый массовый терро-ризм, ведущий к генетическому вырождению и истреблению нации, к де-градации и гибели множества людей. Сегодня у нас просто нет выбора эф-фективных средств борьбы с зависимостями, кроме одного: необходимо апеллировать к основополагающим духовно-нравственным качествам все-го нашего народа, его генетической памяти, к его святым предкам, муче-никам и новомученикам Российским, максимально мобилизовав все резер-вы духовности в противостоянии общему врагу [3].

На адаптивную функцию религии и ее влияние на нравственное со-стояние как отдельной личности, так и общества в целом неоднократно указывал академик И. П. Павлов на заседаниях в нервной и психиатриче-ских клиниках [9]. И при создании метода духовно ориентированной пси-хотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) на православной основе мы надеялись, что использование христианских традиций при формировании мотивационно-волевых установок в психотерапии болезненных влечений даст положительный эффект, а осмысление сложившейся ситуации с пози-ций религии позволит мобилизовать резервные возможности психики как не реализованные человеком Божественные таланты, согласно евангель-ской притче о приумноженных или же зарытых в землю талантах: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25: 29).

В процессе создания метода был изучен и использован дореволюци-онный опыт борьбы Русской Православной Церкви с алкоголизмом, обоб-щенный в работе Свято-Александро-Невского общества трезвости и мило-сердия в Санкт-Петербурге, превратившегося затем во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости [6, 7, 8, 11].

В I периоде работы в Международном институте резервных возмож-ностей человека (МИРВЧ) (до 13.02.1994 г.) использование церковного опыта борьбы с алкоголизмом выразилось в участии с проповедью и мо-лебном перед психотерапевтическим сеансом приснопамятного протоие-рея Василия Лесняка, кандидата богословия, имеющего огромный опыт исцеления людей от пьянства и наркомании в Ленинградской епархии. На совместную работу отца Василия Лесняка с врачами в деле преодоления пьянства и наркомании 30.10.1990 г. было получено благословение при-снопамятного митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Сны-чева). Таким образом, после долгого периода государственного запрета на участие Церкви в лечении больных были заложены научно-практические основы совместной работы врачей и священников.

В новом психотерапевтическом измерении пациент теперь рассмат-ривался не только как больной зависимостью, но и как страждущий греш-ник, следовательно, имел право не только на медико-социальную, но и на духовную помощь. Отныне он сам принимал на себя обязанность – стать человеком преображенным. Таким образом, психотерапевтическое воздей-ствие обеспечивало не только снятие тяги к алкоголю, но и свободное во-леизъявление на духовное возрождение. Как «у разбойника лютого совесть Господь пробудил», так и пьянице горькому разум Отец возвратил [5].

В научной литературе метод ДОП ЦЗ первоначально назывался ме-тодом лечебного зарока, отражая лишь финальный этап комплексного пси-хотерапевтического процесса, не раскрывая его важной отличительной особенности – обращенности к духовному началу в человеке. После меди-цинских и богословских научных исследований в МИРВЧ был сформули-рован ряд концептуальных положений, определивших основу теории и практики метода ДОП ЦЗ [4]. Он включает данные естественнонаучного и вненаучного познания: клинические симптомы зависимостей и обыденный здравый смысл, богословскую экзегезу и философскую рефлексию, духов-ный опыт и этические нормы христианства. Рациональность и медицин-ский прагматизм в данном методе гармонично сочетаются с мистическим учением Церкви. При этом естественно и органически успешно устраняет-ся искусственно создававшееся неприятие психотерапии одновременно как медицинской науки и как искусства врачевания. Доступное для восприятия пациентов вербальное изложение научно-медицинской и духовно-религиозной информации, а также фабулы строго продуманного много-этапного лечения обеспечивает высокое качество психотерапевтических результатов [4].

Метод ДОП ЦЗ имеет опытно сформировавшуюся и строго проду-манную последовательную структуру: он сочетает этапы групповой и ин-дивидуальной духовно ориентированной психотерапии на православной основе. В рамках этих организационных форм выделяются этапы доврачеб-ной (непосредственно при обращении), врачебной и церковной помощи.

Если в I периоде лечения в МИРВЧ при проведении психотерапии понятие духовной зависимости лишь интуитивно нащупывалось, а свя-щенник принимал непосредственное участие в структуре психотерапевти-ческого сеанса с проповедью и молебном, то после введения в 1994 г. в психотерапевтическую практику метода ДОП ЦЗ медицинское лечение проводится отдельно от церковного, а духовная зависимость теперь рас-сматривается как снижение способности самого человека бороться с внеш-ними навязчивыми мыслями и тем самым противостоять злу.

Общая организационная структура метода ДОП ЦЗ получила пись-менное благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна 16.11.1994 г. и полностью соответствует «Основам социальной кон-цепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном архиерей-ском соборе в 2000 г. Но еще в 1996 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр здравоохранения А. Д. Царегородцев подписали «Со-глашение о сотрудничестве», где говорилось и о совместной работе по ор-ганизации и обеспечению деятельности церковных обществ и братств трезвости. В 2003 г. было подписано новое «Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и Русской Православной Цер-ковью». Таким образом, взаимодействие врачей и священников было окончательно узаконено как мирской, так и духовной властью.

Во время совместной работы со Спасо-Парголовским храмом Санкт-Петербургской епархии, в период с 13.02.1994 по 22.02.003 г., организаци-онная структура метода ДОП ЦЗ на православной основе, разработанная врачами-специалистами и духовниками МИРВЧ под научным руково-дством декана терапевтического факультета Санкт-Петербургской меди-цинской академии последипломного образования Росздрава доктора меди-цинских наук профессора К. И. Разнатовского включала следующие этапы:

1) огласительная беседа врача-психотерапевта;

2) ечебная эмоционально-стрессовая психотерапевтическая беседа, обращенная к пациентам с предложением преодолеть болезненные влечения путем добровольной дачи совместного медицинского (лечебного) зарока;

3) индивидуальная работа врачей с каждым пациентом для осущест-вления медицинского (лечебного) зарока;

4) беседа о покаянии с пациентами, выразившими желание дать цер-ковный (целебный) зарок;

5) общая исповедь в церкви после медицинского лечения;

7) молебен Александро-Невского братства трезвости, утвержденный дореволюционным Святейшим Синодом;

8) индивидуальная исповедь священнику и принятие церковного (це-лебного) зарока перед Крестом и Евангелием;

9) причащение пациентов, готовившихся к этому таинству, Святыми дарами, оставленными после Божественной литургии.

В некоторых случаях перед общей исповедью совершалось таинство крещения оглашенных больных.

После принятия зарока за пациентами сохранялась полная свобода выбора по добровольному освобождению от своего обета или снятию его при нарушении. Следует отметить: если зарок был засвидетельствован лишь врачом (медицинский или лечебный зарок), то снимал его только врач, а в том случае, когда зарок приносился на Кресте и Евангелии во время индивидуальной исповеди (церковный или целебный зарок), при-нять покаяние в его нарушении или даже освободить человека от зарока мог лишь Господь на таинстве покаяния при свидетельстве священника. Если больной нарушал и медицинский, и церковный зароки, то обращался он как к врачу, так и к священнику.

В связи с переносом дальнейшей работы МИРВЧ и Александро-Невского общества трезвости, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова), в часовню Святых новомучеников и исповедников российских при храме Феодоровской ико-ны Божией Матери с 22.02.2003 г. схема эта существенно изменилась. Те-перь все больные, решившие принять церковный (целебный) зарок, обяза-тельно участвуют в Божественной литургии, чего не было в Спасо-Парголовском храме. С 14 января по ноябрь 2006 г. Божественная литур-гия с Александро-Невским братством трезвости служилось в Феодоров-ском соборе. В данном храме-памятнике 300-летия Дома Романовых с 1913 по 1932 г. проводилась большая работа по отрезвлению людей от пьянства. Последний настоятель собора архимандрит Лев (Егоров), расстрелянный в 1937 г., являлся последним председателем Александро-Невского братства, ныне канонизирован как новомученик и исповедник российский. В сего-дняшнее время духовное окормление работы МИРВЧ осуществляется сек-ретарем Епархиального совета, благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятелем прихода Князь-Владимирского собо-ра профессора, протоиереем Владимиром Сорокином и председателем из-дательского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятелем прихода собора Феодоровской иконы Божией Матери, кандидатом богословия, протоиереем Александром Сорокином.

Организационная структура лечения патологических зависимостей врачами совместно со священниками в настоящее время выглядит сле-дующим образом:

• предварительный индивидуальный врачебный прием и медицин-ская подготовка больных к лечению, в том числе и в специализированной наркологической клинике (по показаниям);

• огласительная беседа врача-психотерапевта: как научно-медицин-ски обоснованная, так и духовно полезная, с предложением преодолеть болезненные влечения путем смирения, покаяния и обращения к Богу за помощью;

• совместная молитва врачей и больных и добровольное принятие общего медицинского (лечебного) зарока;

• индивидуальный прием пациентов – прием врачами индивидуаль-ного медицинского (лечебного) зарока;

• участие в Божественной литургии в соборе Феодоровской иконы Божией Матери всех пациентов, пожелавших принять церковный (целеб-ный) зарок;

• чин исповеди и проповедь перед Божественной литургией;

• индивидуальная исповедь и принятие индивидуального церковного (целебного) зарока перед Крестом и Евангелием;

• врачебная проповедь перед таинством причастия с произнесением текста общего церковного (целебного) зарока с амвона врачом, повторяе-мого больными;

• причащение на Божественной литургии пациентов, готовившихся к этому таинству;

• молебен Александро-Невского братства трезвости;

• дальнейшее воцерковление и регулярные (не реже 1 раза в месяц) посещения пациентами православных храмов для участия в Божественной литургии;

• последующее врачебное психотерапевтическое реабилитационное сопровождение, включающее, при необходимости, и направление в реаби-литационные центры.

Индивидуальный прием психотерапевтом проводится по мере необ-ходимости: при первичном обращении, после беседы-сеанса и в дальней-шем при появлении любых жалоб пациента на здоровье. Собственно к вра-чебному сеансу относятся первые четыре этапа, а также последующие вра-чебные приемы и реабилитация, которые являются психотерапевтически самодостаточными для первичной эффективной специализированной нар-кологической помощи. Эти этапы подготавливают пациентов к получению целительной помощи Церкви [2]. Иногда скептики заявляют, что подобный порыв человека прийти в храм после лечения у врача, по сути, часто быва-ет единственным и не приводит к последующему воцерковлению, так как атеистическая почва, на которой сеется слово Божие, зачастую неблаго-приятна [1]. Отвечая на подобный вопрос одному подвижнику, преподоб-ный Серафим Саровский сказал: «Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь и прозябнет, и возрастет, и плод при-несет, хотя и не скоро» [10].

Задача настоящей работы – анализ особенностей больных алкого-лизмом давших два зарока, у врача и в Церкви, пролеченных в МИРВЧ.

Материалы и методы

Для решения этой задачи все больные алкоголизмом, впервые обра-тившиеся в МИРВЧ и его филиалы, были поделены на две группы: 1-я – больные, давшие только лечебный зарок у врача на соответствующее вре-мя не употреблять спиртные напитки, 2-я – больные, давшие оба зарока: лечебный у врача и церковный в церкви на соответствующий период не употреблять спиртного.

Исследуемая выборка состояла из социологических и катамнестиче-ских данных (катамнез 45 %) о впервые обратившихся больных алкого-лизмом в МИРВЧ в периоде с 23.01.1988 по 13.07.2010 г. Численность вы-борки – 52 517 больных алкоголизмом: первая группа – 46 233 больные, вторая группа – 6284 больные. Мужчин – 45 078, женщин – 7439 человек.

Для изучения результатов посещения церкви и влияния церковного зарока на длительность воздержания от спиртного, сотрудниками службы информации МИРВЧ был разработан специальный бланк учета церковного зарока. Бланк заполнял сам больной своей рукой, удостоверяя то, что он определенное время обязуется не принимать алкоголь, и ставил свою под-пись. Впоследствии бланк передавался священнику, принявшему зарок в церкви на Кресте и Евангелие. Священник на указанном бланке писал свою фамилию и верифицировал его подписью. После церковной службы указанные бланки передавались в отдел информации МИРВЧ, архивирова-лись и учитывались в электронной базе института.

Практика дачи церковного зарока в Спасо-Парголовском храме осу-ществлялась с 13.02.1994 до 22.02.2003 г., и ее особенностью было то, что зарок всегда, по желанию, возможно было давать в день общего врачебно-го психотерапевтического лечения в МИРВЧ.

С 22.02.2003 г. дача церковного зарока стала осуществляться в церк-ви Феодоровской иконы Божией Матери, в центре города, недалеко от Мо-сковского вокзала. Из-за удаленности храма от МИРВЧ, где чаще всего проводилось психотерапевтическое лечение, церковный зарок в большин-стве случаев стал даваться через некоторое время после лечебного (меди-цинского) зарока.

В интересах детального анализа роли и места церковного зарока в формировании ремиссии у больных с патологическими зависимостями на-ми произведена периодизация времени лечения в соответствии с возмож-ностью дать второй зарок непосредственно после лечения в МИРВЧ и ме-стом нахождения церкви, где давался зарок. Исходя из этой посылки, нами выделены три периода лечения в МИРВЧ:

I период (с 23.01.1988 по 13.02.1994 г.) – лечение без зарока в церк-ви, больные не имели возможности дать церковный зарок. Следует отме-тить, что пролеченные в этом периоде некоторые больные, позже узнав, что появилось возможность дать дополнительно зарок в церкви, его дава-ли, обычно после продления или после закрепления лечебного зарока.

IIпериод (с 11.02.1994 по 22.02.2003 г. – 1-й период становления ме-тода ДОП ЦЗ) – наряду с методом психотерапии и лечебным зароком была возможность дать церковный зарок в тот же день в Спасо-Парголовском храме.

III период (с 23.022003 по июль 2010 г., 2-й период становления ме-
тода ДОП ЦЗ) – место церковного зарока перенесено в храм Феодоровской
иконы Божией Матери. В связи с удаленностью храма от места проведения
медицинского лечения давать церковный зарок в тот же день редко пред-
ставлялось возможным, и большинство больных приходили в храм через
некоторое время.

Результаты и их анализ

Распределение больных алкоголизмом по факту дачи церковного за-рока в различные периоды лечения в МИРВЧ приведено в таблице. Чаще всего давали зарок в церкви больные, обратившиеся в МИРВЧ во II перио-де лечения. Доля таких больных составила около 1/3 (31,4 %), в III периоде их оказалась только 1/5 часть (19,8 %). Из числа больных, пролеченных на 1-м этапе лечения, возможностью дать церковный зарок воспользовались 64 больных, или 0,2 %. Таким образом, за I–III периоды (с 13.02.1994 по июль 2010 г.) возможностью церковного зарока в православных храмах воспользовались 29,2 % больных алкоголизмом.

Больные с алкогольной зависимостью, пролеченные в МИРВЧ

Важным показателем при изучении эффективности лечения патоло-гических зависимостей и ее прогноза, наряду с дачей зарока, является тот срок, на который дается зарок. Нами в данном исследовании приняты сле-дующие математические выражения сроков зарока с соответствующей ме-дико-психологической интерпретацией установки на трезвость: 1 – до 1 года – больные без определенной установки на лечение – незначительные сроки; 2 – 1 год – больные, сомневающиеся в эффективности врачебной помощи и метода лечения – малый срок; 3 – более года и до пяти лет включительно – больные желающие восстановиться и отложить вопрос о трезвом образе жизни на будущее – средние сроки; 4 – сроки зарока более 5 лет до 10, 15 и даже 25 лет – больные желающие полностью выздороветь – большие сроки; 5 – вся жизнь – больные, желающие трезво жить навсегда. На основе принятой группировки рассчитана структура сроков лечебного зарока среди больных алкоголизмом обеих групп: 1-я – давших только ле-чебный зарок и 2-я – давших оба зарока (и лечебный и церковный) (рис. 1).

Чаще всего в 1-й группе избирался средний срок лечебного зарока – 55,1 %. Во 2-й группе пациентов, давших лечебный зарок, оказалось меньше 48,9 % (p < 0,01). Доля больных, давших лечебный зарок на всю жизнь, было существенно больше во 2-й группе – 24,7 % (в 1-й – 16,7 %, различия при p < 0,01). Данный факт приводит к заключению, что уровень установки на трезвость является фактором, повышающим вероятность да-чи второго зарока в церкви. Доли пациентов, давших зарок менее чем на 1 год, на графике не обозначились из-за своей малой численности – до 0,1 % (всего – 55 человек).

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Рис. 1. Распределение больных алкоголизмом в зависимости От сроков леченого и церковного зароков.

Для изучения гендерных особенностей в выборе сроков лечебного и церковного зарока, нами построен график, представленный на рис. 2. Из графика следует, что основные различия среди мужчин и женщин с раз-личным объемом лечения наблюдаются в группах, давших зарок на всю жизнь и на средние сроки. Так, доля мужчин 2-й группы, давших лечебный зарок на средние сроки (50,5 %), достоверно меньше аналогичных в 1-й группе – (56,2 %). А вот число больных, желающих трезво жить всегда, наоборот, было больше во 2-й группе – практически на ту же долю – и со-ставляет 22,5 и 15,1 % соответственно. Аналогичная по направлению, но более выраженная закономерность наблюдается и среди женщин. Доля женщин 2-й группы со средними сроками лечебного зарока составила 41,4 %, а 1-й группы – 48 %. В то же время доля той же 2-й группы женщин с же-ланием трезвости на всю жизнь составила 35,6 %, а в 1-й, давших только лечебный зарок, – 26,4 % (p < 0,001).

Определенный интерес представляют данные о распределении групп пациентов по срокам как лечебного, так и церковного зарока в ранее опи-санные периоды работы МИРВЧ. При рассмотрении этого вопроса считаем целесообразным уточнить, что больные, пролеченные в МИРВЧ, делятся на две группы: 1-я – это больные, давшие только лечебный зарок; 2-я – больные, которые после лечебного зарока сходили в храм и дали там еще и церковный зарок. При этом сроки лечебного и церковного зароков не все-гда совпадали. Поэтому для 2-й группы нами анализировался отдельно ле-чебный и отдельно церковный зарок.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Рис. 2. Распределение больных алкоголизмом по срокам Лечебного и церковного зарока в группах больных.

Распределение больных алкоголизмом 1-й группы (давших только лечебный зарок) показывает, что больные, пролеченные в I–III периодах работы института, чаще всего давали лечебный зарок на средний срок (в основном на 5 лет): 56,9 %, 54,0 и 45,5% соответственно. Больные, проле-ченные в I периоде, практически с одинаковой частотой давали лечебный зарок на большие сроки (16,2%) и на всю жизнь (15,6 %). Сравнивая боль-ных I периода с больными II-го, следует отметить, что почти в 2 раза по-высилась доля больных, давших лечебный зарок на 1 год (с 11,4 до 22,6 %), и снизилась доля больных, давших лечебный зарок на длительные сроки (от 16,2 до 7,7 %). Доли больных III периода, давших зароки на средний срок (45,5 %) и на всю жизнь (27,5 %), в сравнении с I и II периодами, су-щественно изменились соответственно в меньшую и большую сторону (p < 0,001).

Данные о распределении больных алкоголизмом 2-й группы показы-вают, что больных, пролеченных в I периоде и затем давших и церковный зарок, оказалось всего 63 человека и чаще всего они выбирали средний срок лечебного зарока – 58,7 %, а 20,6 % выбирали большие сроки.

Большинство больных, пролеченных во II периоде – 51,8 %, давали лечебный зарок, как и больные из I периода, на средние сроки. Многочис-ленной оказалась группа больных, давших лечебный зарок на всю жизнь – 21,8 %.

В III периоде работы МИРВЧ, когда можно было дать церковный за-рок в храме Феодоровской иконы Божией Матери, 39,6 % пациентов 2-й группы давали лечебный зарок у врача на всю жизнь. В этот период, по сравнению с двумя предыдущими, существенно меньшей оказалась доля больных, давших лечебный зарок на средние сроки – 34,6 %.

Наряду со сказанным, следует отметить особую тенденцию, которая заключается в том, что с каждым периодом достоверно (p < 0,01) снижа-лась доля пациентов, дававших лечебный зарок у врача только с целью мнимого восстановления и избиравших средние сроки – в основном на 5 лет. Их доля уменьшалась последовательно с 58,7 % среди больных I пе-риода до 51,8 % во II периоде и 34,6 % в III периоде. При этом устойчиво увеличивалась доля пациентов, дававших лечебный зарок на всю жизнь, надеясь окончательно порвать с алкоголем и вести трезвый образ жизни навсегда (15,9 %, 21,8 и 39,6 % соответственно).

Следующим логическим шагом нашего исследования стал анализ распределения больных алкоголизмом, давших после лечебного зарока церковный зарок, по срокам церковного зарока. Тенденции, описанные при анализе лечебного зарока для 2-й группы практически полностью прояви-лись и при распределении выбранных сроков церковного зарока. Объясне-ние этому содержится в том, что больные, избравшие определенный срок лечебного зарока, как правило, повторяли его, давая зарок в храме.

Обобщенные данные распределения больных алкоголизмом по срокам данного ими лечебного и церковного зароков во II и III периодах работы института приведены на рис. 3. I период нами не учитывался из-за малой численности пациентов, пролеченных в течение этого периода и в последующих периодах давших целебный зарок.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Рис. 3. Распределение больных алкоголизмом обеих групп по срокам лечебного И церковного зарока во II и III периодах деятельности МИРВЧ.

Следующим предметом нашего изучения стал вопрос выявления предпочтений в выборе сроков лечебного и церковного зароков в гендер-ных группах. Отношение к срокам церковного и лечебного зарока со сто-роны мужчин и женщин 2-й группы, впервые обратившихся по поводу за-висимости от алкоголя, в различные периоды работы в МИРВЧ приведено на рис. 4 и 5. Описанная выше тенденция уменьшения с годами доли боль-ных, давших лечебный зарок у врача (до зарока в храме) на средние сроки, и увеличения доли пациентов, давших зарок на всю жизнь, сохранилась.

Во 2-й группе мужчин доля больных, давших лечебный зарок на 5 лет, уменьшалась последовательно: от 60,4 % – пролеченных в I периоде, до 53,3 % – пролеченных во II и до 36,2 % – пролеченных в III периоде.

Динамика роста доли пациентов, давших зарок на всю жизнь, в эти периоды работы МИРВЧ имеет следующий вид: в I период – 10,4 %, II пе-риод – 19,8 %, III период – 36,8 %.

Среди женщин 2-й группы динамика уменьшения доли пациенток, давших лечебный зарок у врача до церковного на средние сроки имеет следующий вид: в I период – 53,3 %, II период – 44,5 %, III период – 27,7 %. Рост же доли пациенток со сроком зарока на всю жизнь не столь нагляден и выглядит, соответственно: 33,3 %, 31,9 и 51 % (рис. 4).

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Рис. 4. Распределение мужчин и женщин 2-й группы в зависимости от срока лечебного зарока в периоды работы МИРВЧ.

На рис. 5 представлено распределение мужчин и женщин, давших церковный зарок в различные периоды его становления, которое практически повторяет те же особенности, которые были характерны для распределения этой группы больных в зависимости от сроков данного ими лечебного зарока.

Можно констатировать достоверное (p < 0,001) увеличение возраста больных алкоголизмом, как давших два зарока, так и ограничившихся только лечебным зароком, в связи с периодами развития метода ДОП ЦЗ (рис. 6). Из графика становится весьма очевидным статистически значимое превышение среднего возраста больных, давших и церковный зарок, над средним возрастом больных, давших только лечебный зарок (p < 0,001), за исключением I периода лечения, когда и не было возможности дать второй зарок в Церкви. Средний возраст пациентов, давших и церковный (целебный) зарок в различные периоды наблюдения, составил соответственно (38,8 ± 1,1), (40,2 ± 0,1) и (42,8 ± 0,3) лет, а пациентов, давших только лечебный зарок, соответственно (36,7 ± 0,1), (38,3 ± 0,1) и (39,5 ± 0,1) лет.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Рис.5. Распределение мужчин и женщин 2-й группы в зависимости от срока церковного зарока в периоды работы МИРВЧ.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Рис. 6. Средний возраст (с 95 %-ным доверительным интервалом) больных алкоголизмом обеих групп, в периоды работы МИРВЧ.

Результаты изучения вопроса, как часто давали церковный зарок больные алкоголизмом мужчины и женщины различных возрастных групп и в различные периоды деятельности МИРВЧ, приведены на рис. 7 и 8. Больные распределены по возрасту на следующие группы:

– младшая – больные в возрасте до 40 лет;

– средняя – женщины в возрасте 40–55 лет и мужчины 40–60 лет;

– старшая – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Рис. 7. Гендерно-возрастная характеристика частоты церковного зарока, Проведенного в Спасо-Парголовском храме.

Нами установлена закономерность достоверного (p < 0,05) повыше-ния доли больных с увеличением возраста больных как среди мужчин, так и среди женщин. При этом следует указать на аналогичную ситуацию во II и III периодах, а также на тот момент, что в III периоде больные мужчины и женщины двух младших возрастных групп достоверно (p < 0,05) реже использовали возможность дачи церковного зарока, чем во II периоде. До-ля таких мужчин в возрастной группе до 40 лет во II периоде составила 29,1 %, а в III – 16 %; в возрастной группе 40–60 лет – 35,1 и 21,6 % соот-ветственно. Доля женщин, давших церковный зарок, из возрастной группы до 40 лет во II периоде оказалась равной 31,9 %, а из возрастной группы 40–55 лет – 38,1 %. В III периоде доли женщин из этих возрастных групп, давших церковный зарок, составили 17,4 и 22,8 %. Пациенты старших воз-растных групп по сравнению с другими достоверно (p < 0,05) чаще прибегали к возможностям дать церковный зарок, за исключением, пожалуй, мужчин в период дачи церковного зарока в Спасо-Парголовском храме.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НА ПРАВОСЛАВНОЙ ОСНОВЕ В ФОРМЕ ЦЕЛЕБНОГО ЗАРОКА ДЛЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Рис. 8. Гендерно-возрастная характеристика частоты церковного зарока, Проведенного в храме Феодоровской иконы Божией Матери.

Заключение

Таким образом, почти 1/3 больных, пролеченных в обоих периодах становления метода ДОП ЦЗ, дали вторые (целебные) зароки не употреб-лять спиртные напитки в православных храмах. Зароки в Спасо-Парголовском храме дали 32 % больных, значительно реже (20 %) дали за-роки пациенты в храме Феодоровской иконы Божией Матери. Церковные зароки в Спасо-Парголовском храме в основном давались в тот же день (94 %). В храм Феодоровской иконы Божией Матери 71 % больных прихо-дили давать целебный зарок в течение первых 3 недель после сеанса, и только 3 % давали зарок в тот же день. Женщины давали церковные зароки чаще (32 %), чем мужчины (29 %). С увеличением возраста частота дачи зарока возрастала от 16 до 39 %, и доля женщин старшего возраста, дав-ших целебный зарок, оказалась близкой к 50 %.

Высокая установка на трезвость и, в связи с этим, выбор сроков ле-чебного зарока на всю жизнь у 1-й группы больных достоверно чаще (27 %) наблюдался во II периоде становления метода ДОП ЦЗ (в I периоде – 15 %). Выбор сроков зарока как лечебного, так и церковного на всю жизнь у больных 2-й группы показал те же тенденции: 40 % и 22 % соответственно I и II периоду как лечебный, так и церковный. У мужчин 37 % и 20 соответственно периодам, у женщин – 51 и 32 % соответственно периодам. Достоверное (p < 0,001) увеличение возраста больных алкоголизмом, как давших два зарока, так и ограничившихся только лечебным зароком, в свя-зи с периодами развития метода ДОП ЦЗ.

Литература

1. Использование христианских православных традиций в методе целебного зарока при формировании мотивационно-волевых установок те-рапии болезненных влечений / Г. И. Григорьев, О. Н. Кузнецов, В. Г. Лесняк // Выживание человека: резервные возможности и нетрадиционная медици-на: материалы 1-й междунар. науч. конф. – М., 1993. – С. 175–176.

2. Григорьев Г. И. Огласительная беседа при лечении алкоголизма 27 декабря 2001 года // Исцеление словом : Вып. V. Исцеление верой. – СПб., 2002. – С. 165–196.

3. Григорьев Г. И. Духовно-ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение : монография / Г. И. Григорьев, Р. В. Мизерене, Е. А. Мильчакова. – СПб. : МИРВЧ : ВМедА, 2004. – 150 с.

4. Григорьев Г. И. Кризисно-реабилитационная помощь при нарко-маниях на основе стрессовой психотерапии : автореф. дис. … д-ра мед. на-ук. – СПб., 2004. – 47 с.

5. Духовно ориентированная психотерапия / под ред. Г. И. Григорье-ва. – СПб. : ИИЦ ВМедА, 2008. – 504 с.

6. Лесняк В. Г. Психотерапия хронического алкоголизма в свете со-временного православия / В. Г. Лесняк // Вестн. гипнологии и психотера-пии. – 1991. – № 1. – С. 7–8.

7. Лесняк В. Г. Александро-Невское общество трезвости возрождает-ся / В. Г. Лесняк // Вестн. психотерапии. – 1994. – № 1 (6). – С. 90–92.

8. Лесняк В. Г. Отец Александр Васильевич Рождественский – по-борник народной трезвости / В. Г. Лесняк // Вестн. психотерапии. – 1997. – № 4 (9). – С. 63–71.

9. Павловские клинические среды : стенограммы заседаний в нерв-ной и психиатрической клинике / ред. К. М. Быкова. – М. ; Л. : Акад. наук СССР, 1954–1957.

10.Преподобный Серафим Саровский и его советы / Рус. духов. центр. – М., 1993. – 207c,

11.Цыганков В. А. В помощь гибнущему брату / В. А. Цыганков. – СПб., 2004. – 44 с.