НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

М. А. Антипов, А. А. Исполатова Пензенская государственная технологическая академия,

Г. Пенза, Россия

MORAL DEGRADATION AS A URGENT PROBLEM OF MODERN SOCIETY

M. A. Antipov, A. A. Ispolatova Penza State Technological Academy, Penza, Russia

Summary. Paper is devoted to very actual problem – problem of moral degradation of modern society. The article reveals the essence and meaning of morality and the consequences for the moral decline for society.

Key words: Moral; anomy; the crisis of morality.

Современный мир, достигший невиданного ранее технического и информационного прогресса, столкнулся с кризисом нравственности. Но материальный прогресс не сопровождается соответствующим духовным развитием. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.

Как писал французский социолог Э. Дюркгейм, «нравственность – это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить» [1, c. 174]. Нравственность как интериоризиро-ванная мораль (свод важнейших общественных норм), по мнению Э. Дюркгей-ма, представляет собой базис общественной солидарности, то есть сплоченность разнородных членов общества в единый целостный социальный организм.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также – определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда – результат истории, политических, хозяйственных и прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем более что любой факт можно рассматривать двояко: все зависит от точки зрения.

Многие выдающиеся мыслители – Шпенглер, Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль, Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн – говорили о закате

11


Западной культуры. Незауряднейший из этого ряда философ Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе человека. «Но где опасность, – писал он, – там вырастает и спасительное» [4, c. 245]. Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от вторжения рационализма.

Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.

Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности – признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.

Сейчас основной ценностью в нашем обществе, на наш взгляд, являются деньги, которые выполняют не просто чисто экономическую функцию посредника в обмене благ и ресурсов, но и функцию социальную. Деньги выступают в качестве социального знака, символа, определяющего социальный статус индивида и одновременно с этим главную цель его повседневной жизни. К сожалению, деньги – это тот «золотой телец», за которым «гонится» абсолютное большинство. Причина подобной ситуации заключается в том, что само общество ставит индивидам подобные условия социального функционирования. Ныне благополучие, психологическое состояние и здоровье современного человека зависят от уровня заработка.

Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ своих прихотей, потакание им, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.

Кризис нравственности в обществе проявляет себя так, как об этом писал уже упомянутый нами Э. Дюркгейм в теории социальной аномии. Нравственный кризис, духовный вакуум общества означает разрушение его основ, нарушение сплоченности членов социума, потерю жизненных ориентиров. Это, в свою очередь, ведет к кризису социальных институтов и всплеску девиантного поведения, насилия и преступлений.

Так, в статье Андрея Юревича и Дмитрия Ушакова «Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика:

– ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;

– каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

– ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужьями;

– насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье;

– 12 % подростков употребляют наркотики;

– более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;

– около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;

12


– детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек;

– темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;

– в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов [5].

Происходит дальнейшее уменьшение численности населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рождаемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились на 5,6 %. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спиртным. В 1993–2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем. В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года [3].

Первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи выявили, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главные средства воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.

Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным «безнравственные» (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика – наиболее социально негативное проявление безнравственности.

Таким образом, потеря обществом нравственных и духовных ориентиров ведет к его разложению, которое проявляется в кризисных явлениях во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и тем более культурной.

Библиографический список

1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. – М. : Канон, 1995. – 392 с.

2. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 259 с.

3. Чуприй Л. Падение нравственности в российском обществе. URL: Http://www. apn. ru/public-Ations/article23740.htm

4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с немецкого. – М. : Республика, 1993. – 447 с.

5. Юревич А., Ушаков Д. Нравственность в современной России. URL: Http://www. kapital-Rus. ru/articles/article/1041

© М. А. Антипов © А. А. Исполатова

13


УДК 316.37:18