ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО КРИЗИСА

О. В.Лазарянц, В. В.Козлов

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизни и деятельности личности. Все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – является текущей модификацией психики данной личности.

Под личностным кризисом понимается такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния[4].

Личностный кризис всегда является вызовом эволюции человека как психосоциального существа, и если личность не воспринимает этот вызов, то возникает вероятность возникновения кризиса такой интенсивности, что он сметает личность своей глубиной и мощью. В крайних случаях возникают варианты или личностной смерти (патологии с потерей персоны), или полной личностной инволюции (социальные аутсайдеры).

Выделим некоторые причины, которые могут вызвать состояние кризиса в структуре личности.

Во-первых, это разрушение системы «Я» и соприкосновение с зоной «Не – Я».

Во-вторых, это объективная или субъективно существующая угроза разрушения существующей личностной «Я» структуры, которая переживается непосредственно субъектом. То есть соприкосновение с зоной напряжения между базовыми компонентами структуры («Я» и «Не – Я»).

В-третьих, несоответствие поведенческого паттерна внутренней структуре «Я – идентификаций», т. е. противоречие между внутренней структурой «Я» и несоответствующей поведенческой реакцией, находящейся в зоне «Не – Я». В этих случаях человек переживает чувство вины, стыда за свою «греховность».

Эти конфликты между базовыми структурами могут происходить на разных уровнях идентификации (материальных, социально-общественных и духовных). Кризис, связанный с последним уровнем, т. е. с духовным обозначим как психодуховный кризис.

Психодуховными кризисами обозначаются те из них, которые связаны с уровнем духовных идентификаций (конфликтами на этом уровне, с переживаниями духовного, мистического, трансперсонального порядка и затрагивающие глубинные уровни психики человека, сюда же относятся экзистенциональные кризисы философско-смыслового порядка, связанные с такими смысловыми конфликтами, как «жизнь и смерть», «смысл и цели существования» и др.)[5].

Психодуховный кризис выступает как проявление движения к целостности и единству всей психики человека.

Психодуховный кризис может возникнуть после ряда неудач или какого либо сильного потрясения, например утраты любимого или близкого друга, переживания опыта смерти и возрождения и т. д. Но иногда человек попадает в кризисное состояние без какой - либо видимой внешней причины в виду развертывания процесса саморазвития, самотрансформации личности.

Основной причиной психодуховного кризиса является деформация или угроза деформации для ядерных компонентов Эго, рассмотренных нами в предыдущем разделе работы, и близких к ним по ценностной значимости компонентов.

В «Я-материальном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:

- физический фактор – болезнь, несчастный случай, чрезвычайное физическое напряжение, операция, рождение ребенка, длительное лишение пищи и др.;

- потеря значимых предметов и ценностей вследствие стихийного бедствия, грабежа, обмана и др.

В «Я-социальном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:

- потеря интегративного социального статуса вследствие увольнения, сокращения штатов, банкротства предприятия и т. д.;

- деформация значимых социальных связей, которые провоцируют сильные эмоциональные переживания и обозначаются личностью как крупные неудачи: смерть близкого, развод, чрезмерно долгое пребывание в агрессивной среде и т. д.

В «Я-духовном» психодуховный кризис могут вызвать следующие факторы:

- потеря смысла жизни вследствие личностной дезинтеграции;

- нравственный кризис;

- углубленное участие в различных формах медитации и духовной практики, предназначенные для активизации духовных переживаний;

- групповые и индивидуальные эксперименты с использованием психоделических веществ;

- участие в интенсивных формах групповой психологической работы с личностью;

- участие в жизни тоталитарных сект.

В начале кризиса усиливаются напряжение и тревога, затем активизируются стратегии решения проблем. Для разрешения кризиса и облегчения состояния используются все психологические и физические ресурсы. В этот период человек восприимчив к самой минимальной помощи и может извлечь значительную пользу из простой поддержки и выслушивания. Поэтому кризисное состояние не входит в категорию болезненных нарушений, это – нормальная реакция человека на аномальные события[6].

Вариативность, разнообразие протекания кризисов огромно. Затяжной, хронический (осложненный) кризис приводит к социальной дезадаптации, невротическим и психосоматическим расстройствам, суицидальному поведению.

Ниже перечислим основные типы кризисов.

Травматические кризисы.

Травматические кризисы вызываются экстремальными ситуациями, приводящими к серьезным негативным последствиям, т. е. ситуациями угрозы потери здоровья или жизни. Подобные события, независимо от их результатов, существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний - травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

Кризис целостности спровоцирован угрозой целям или системе ценностей, «перекрытием» источников жизненного смысла (блокада жизненных целей, представление о невозможности самоактуализации, разрыв между «должным» и «сущим», между собственной жизнью и жизнью окружающих). Результирующая всех этих воздействий выражается в утрате жизненного смысла, интереса к жизни, перспективы, а следовательно, и стимулов к деятельности. Возникают феномены отчуждения и безнадежности. Появляется отрицательное эмоциональное отношение к жизни: от ощущения ее тягости, мучительности до отвращения. Подобные состояния могут возникать как в итоге длительного ряда жизненных трудностей, так и под действием острых, одномоментных тяжелых психотравм. Любое изменение в жизни означает потерю некоторых аспектов привычных представлений о собственном «Я» и объекте, неизбежно влекущую за собой их постоянное тестирование и ревизию. Такой кризис выявить трудно. Обычно при таком кризисе чаще обращаются к друзьям или родственникам.

Кризис «пересадки корней» - это ситуация, когда человек как бы переходит в иную культурную, информационную и коммуникативную среду. Для многих людей этот кризис связан со вступлением в брак.

Кризис лишения представляет собой наиболее частый тип, он связан с тратой близкого человека.

Ситуационный кризис – это некая утрата, не связанная с потерей близкого человека. Эмоционально значимой утратой, вызывающей переживания, могут оказаться события, не столь трагичные на первый взгляд: разрушение социалистической системы, кража, измена, гибель домашнего животного.

Кризисы становления.

На разных этапах жизни люди могут переживать психологические кризисы, оказываясь перед необходимостью выдержать новые испытания, связанные с взрослением и достижением социальной зрелости. Без этого невозможна социализация, поскольку по мере превращения ребенка во взрослого требования к нему и его ответственность возрастают. Вот несколько примеров таких испытаний: поступление в школу, экзамены, первая работа, безработица, смена работы или специальности, эмиграция.

Кризисы развития и кризисы жизни.

Эти кризисы связаны с особенностями человеческого существования и постоянными изменениями в жизни человека. Появление новых качеств, физиологических и психологических, зачастую требует перестройки всего организма и личностных изменений, что само по себе может быть трудным и болезненным. С точки зрения статической нормы, кризисы развития считаются нормативными, однако каждая конкретная история жизни имеет свою вариацию кризисных периодов. Приведем ряд примеров подобных кризисов.

Половое созревание. Период физиологического и психологического взросления может быть кризисным периодом, поскольку подросткам трудно контролировать свои эмоции и сексуальное влечение. Свойственное возрасту стремление к независимости от родителей порождает множество конфликтов.

Начало супружеской жизни. Процесс адаптации партнеров к нуждам и потребностям друг друга сопровождается напряжением, которое может привести к кризису отношений. Часто кризис в начале совместной жизни означает не утрату взаимных чувств, а необходимость научиться жить вместе.

Менопауза может привести к многостороннему кризису у женщин, ее мужа, к кризису их отношений. Многие женщины воспринимают потерю способности к деторождению как однозначный признак того, что определенная фаза жизни заканчивается.

Очень важный кризис – это Кризис середины жизни в 35-45 лет, делящий жизнь пополам, он переживается обычно весьма болезненно. Он связан с утратой смысла жизни, когда меняются работа, друзья, личная жизнь. Идет обесценивание того, чего человек достиг. К этому периоду накапливаются противоречия.

Если в 30 лет приходится существенно корректировать свои жизненные планы, отказываться от свойственных молодости нереалистических притязаний и опускаться на грешную землю, то в 40 лет все гораздо глубже и сложнее. Может показаться, что жизнь проходит незаметно и совсем не так, как хотелось. Занимаешься не своим делом. Живешь рядом не с теми людьми. Все вроде бы благополучно, но все катастрофически не так. Мужчины и женщины несколько по-разному переживают этот кризис.

Достигшему жизненного апогея мужчине вдруг начинает казаться, что у него остался последний шанс сделать свое дело, такое, которое без него не сможет никто. У сорокалетнего мужчины нередко появляются увлечения на стороне. А у женщины, которая находится с ним рядом, в это же время приближается собственный кризис. Она уже не нужна практически взрослым детям, многие из них просто вылетают из гнезда, оставляя родительский дом пустым. У нее обычно нет таких профессиональных успехов, как у мужа. Ей трудно спрятаться в работу, быстро найти себе достойное профессиональное занятие. Она все чаще разглядывает себя в зеркале, и ее выводы неутешительны. Мужчина в 40 лет тоже начинает предъявлять претензии к своей внешности: ему не нравится лишний вес, намечающаяся лысина. Страхи мужчины связаны с роковым, как ему кажется, снижением потенции. Мужчина, переживающий этот кризис, становится непредсказуемым даже для самого себя.

Следующий серьезный кризис – это Кризис предпенсионного возраста, когда человека ожидает автоматическое изменение его социального статуса. Главной задачей становится необходимость принять свое прошлое, свою жизненную историю, принять все, что успел в этой жизни сделать. Не отвергать, не стыдиться, не обвинять себя и других, а принять.

Последний кризис – это «Узелковый период». Он не имеет временных рамок. Условно – это когда человек собирает вещи в узелок и хранит их, готовясь к смерти. Он существует как бы в двух мирах. Некоторые больше себе позволяют, стремятся получить то, чего у них не было. Отсюда поздняя любовь, творчество, большая свобода.

Ассаджиоли, разделял кризисы психодуховного порядка на различные виды, по критерию: на каком этапе «пробуждения» (духовного) он проявляется, также он постарался описать основные черты кризиса каждого выделенного им вида на разных этапах «пробуждения»[7]. К примеру, кризис, предшествующий духовному «пробуждению» он описывал в следующих характеристиках: проявление общего чувства неудовлетворенности. У человека возникает ощущение, что ему чего-то недостает, но он не может понять чего именно; это нечто смутное, неуловимое, не имеющее определенной предметной формы.

К этому постепенно добавляется ощущение неподлинности и пустоты повседневной жизни. Начинает происходить переоценка всего в жизни. Причем часто новые ценности еще не видны, а лишь разрушаются и теряется ценность всего, что человек раньше ценил в жизни.

Индивид начинает искать исток и назначение жизни.

На этой стадии человеку свойственно неверно понимать и неверно истолковывать свое состояние. Не понимая значение этих новых умонастроений, многие считают их отклонением от нормы и, будучи встревоженными возможностью утраты психического равновесия, люди стараются как-то бороться с этими проявлениями психодуховного кризиса. Состояние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты - невыносимым. Все, что составляло его жизнь, большей своей частью исчезает, рушится, как сон, когда как новый свет еще не зажегся.

Нередко это состояние сопровождается нравственным кризисом. Проявляется или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжелое чувство вины и муки раскаяния. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию. На этой острой стадии могут приходить мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего крушения и распада может быть физическое уничтожение.

Выше изложенное представляет собой лишь абстрактную модель переживания психодуховного кризиса и служит некой иллюстрацией протекания кризиса.

Ассаджиоли выделял и другие кризисы (виды) психодуховного порядка, которые проявляются на других более высоких этапах развития или «пробуждения» личности. Так же «спектр патологии» или кризисы, возникающие на разных этапах духовного развития хорошо изучены и описаны в трансперсональной психологии.

Самым ярким примером психодуховного кризиса, обладающим огромным трансформирующим влиянием на личность, является так называемый «опыт смерти», или как его еще называют «опыт околосмертных переживаний», который характерен для людей переживших клиническую смерть и представляет собой переживание огромной интенсивности, выступающее мощным катализатором психодуховного развития человека.

Изучение трансформирующего влияния на человека околосмертного опыта показало, что паттерн изменений, трансформаций личности имеет тенденцию к высокой позитивности духовного развития и роста[8].

Таким образом, позитивное разрешение психодуховного кризиса приводит личность к разрешению внутренней борьбы и страдания, к большей целостности, ощущению внутренних сил, энергий, к ощущению радости и красоты, которая окружает человека в его жизни. В этом случае психодуховный кризис является исцеляющим, в полном смысле этого слова.

Итак, подведем итоги.

1. Нет единой для всех схемы переживания психодуховного кризиса и четкого набора характерных черт. Всякое описание протекания кризиса его характеристик будет всегда строго индивидуальным и отличаться некоторыми чертами.

2. Существуют различные формы протекания психодуховного кризиса. Кризис может проявить в эмоциональной, смысловой, экзистенциональной, нравственной форме или форме переживания околосмертного опыта. Практически всегда психодуховный кризис представляет собой синтез некоторых из вышеперечисленных форм, но какая-то форма преобладает. Протекание кризиса зависит от индивидуальности субъекта и от формы проявления кризиса.

Одни люди не переживают острой стадии и трансформация происходит постепенно, другие остро переживают кризис, могут испытывать тяжелые физические и психические страдания, часто сопровождаемые различными психическими расстройствами, а изменение (трансформация) личности может происходить очень быстро.

Существуют также два вектора исхода кризиса (материального, социального или духовного): позитивная дезинтеграция и негативная дезинтеграция.