СПЕЦИФИКА БОЛЬШОЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ КАК НОВОГО ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Петрушин С. В. (г. Казань)

Вот уже многие десятилетия проблемы групповой психологии находятся в центре внимания социальных психологов во всем мире. Можно без преувеличения сказать, что это наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Под группой понимается «реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию» (Андреева Г. М., 1997). Следует отметить, что каждый новый вид группы обусловлен тем или иным историческим процессом и этапом в развитии человечества. Так, например, возникновения коллектива рассматривалось как присущий только социалистической формации вид группы (Петровский А. В., 1977). Сегодня происходит бурное развитие так называемых групповых методов активной психологической подготовки. В последнее время групповые методы «...стали подлинным знамением, как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой» (Петровская Л. А., 1989). Использование эффектов группового общения используется в широкой социальной практике (психология, медицина, педагогика, бизнес и т. д.).

Поэтому можно говорить о новом виде групп – «тренинговая группа». По мнению А. Л.Журавлева (2005), тренинговая группа – это временная группа, специально создаваемая для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера. Он считает, что такая группа занимает самостоятельное место наравне с лабораторными и естественными группами. По аналогии с существующей в социальной психологии типологии групп - «большие и малые», мы считаем, что тренинговые группы можно разделить на малые (до 20-30 чел) и большие (от 40 чел) тренинговые группы. Следует отметить, что в исследованиях по тренинговым группам существует значительный перевес в сторону малой тренинговой группы.

Нами проводились исследования механизмов общения в большой тренинговой группе (от 40 до 120 чел. и выше). В процессе этих исследований мы столкнулись со сложностью объяснения основных эффектов тренинга в ней - легкость управления поведением участников, быстрое снятие коммуникативных барьеров, эмоциональная раскованность, высокая креативность участников, трансформационные эффекты на уровне личности и т. д. (Петрушин С. В., 2003). С этой целью мы проанализировали объект нашего исследования с точки зрения общепринятой классификации в социальной психологии (Андреева Г. М., 1997), где все группы делятся на два больших класса: "малые" и "большие". Для того, чтобы определить правомерность отнесения тренинговой группы с большим количеством участников к какому либо классу, мы провели теоретический анализ специфики общения в «большой» и «малой» группе.

Изучение больших групп имеет богатую традицию, именно с них начиналось развитие первых социально-психологических идей (Г. Ле Бон, М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вунд, Ч. Кули, З. Фрейд, Г. Зиммель, С. Сигеле, Г. Тард, М. Фолетт, Д. Дьюи, Э. Линдеман). Говоря о «больших социальных группах», Г. М.Андреева (1997) отмечает, что "большие в количественном отношении образования людей разделяются, как минимум, на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальная группа". К последним она относит социальные классы, различные этнические, профессиональные и возрастные группы. В качестве характерных признаков больших социальных групп в социальной психологии Г. М. Андреева выделяют следующие: специфические регуляторы поведения (нравы, обычаи, традиции) и характерная для них общественная практика; образ жизни группы, где особое значение приобретают интересы, ценности, потребности; специфический язык, жаргон.

В изучении больших групп на сегодня нет единого подхода. По мнению Г. Г. Дилигенского (1975) к большим группам можно отнести «группы совершенно разного порядка, исследования которых трудно объединить каким либо общим методологическим принципом». Он предлагает подразделять большие группы на "объективные" (объединенные определенной системой объективных социальных связей) и "субъективные" (возникающие в силу сознательного стремления людей к объединению). По классификации Г. Г.Дилигенского(1975) можно выделить три уровня развития больших социальных групп: типологический (члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам, но это не составляет основания для создания психологической общности), уровень идентификации (осознание свей принадлежности к данной группе), уровень солидарности (интегрированности, предполагает готовность группы к совместным действиям во имя групповых целей.

В. Е. Шорохова (1990) отмечает, что основанием для деления больших социальных групп на два вида является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. По примеру классификации малых групп она выделяет условные и реальные. При том существенным является признак контактности. Поэтому половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги и собрания. По поводу психологической структуры большой социальной группы почти все исследователи выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (социальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы); 2) эмоциональная сфера как подвижное динамическое образование (потребности, интересы, настроения).

Большая тренинговая группа имеет черты реальных больших групп, типа толпа, аудитория, публика. Г. Почебут (2004), говоря о толпе, как одной из форм больших групп, считает, что это подкультурный феномен, связанный с проявлением естественной природы человека. Люди сознательно не договариваются о правилах, нормах и законах поведения в толпе; большинство людей в моменты пребывания в толпе подчиняются власти инстинктов, которые на время становятся ведущими регуляторами социального поведения. По мнению Н. Н Богомоловой., А. И., Донцова, Т. В. Фоломеевой (2002) толпа как разновидность временных больших общностей представляет собой недифферецированное самозарождающее скопление незнакомых людей, вдохновленных общей идеей (убеждением, верой) и (или) общей целью (интересом, стремлением), возбуждающими сходные страсти.

Таким образом, общей особенностью различных видов больших социальных групп заключается в том, что отсутствуют непосредственные контакты всех участников друг с другом и основными регуляторами поведения выступают нравы, обычаи и традиции, то есть над-личностные регуляторы – нравы, обычаи, традиции. Они не зависят от поведения отдельного индивида, проявление которого характеризуется одинаковостью и обезличенностью.

Говоря о «малой группе», можно отметить, что она является наиболее традиционным и хорошо разработанным объектом изучения в социальной психологии. Она определяется как "относительно немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личностном общении и взаимодействии (Петровский А. В., 1990), как "группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов" (Андреева Г. М., 1997), как "группа, члены которой находятся в личностном общении друг с другом, что обусловливает возникновение эмоциональных отношений, своеобразных ценностей и норм поведения" (Наумова Н. Ф., 1988). Ф. М.Бородкин и Н. М.Коряк (1989) в связи с этим отмечают, что синонимом "малой группы" является "контактная группа", и важнейшим свойством малой группы является отсутствие посредников в общении членов группы между собой, непосредственность их взаимодействия. По мнению Познякова В. П. (2001) основными характеристиками малой группы являются контактность (т. е. возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями) и целостность (социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое). Р. Л.Кричевский и Е. М.Дубовская (2001) трактуют малую группу как звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов. Их развитие, опосредованное фактом общения и совместной деятельности ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.

Таким образом, малая группа как немногочисленное образование характеризуется прежде всего контактностью, то есть непосредственным личным общение между участниками и взаимодействием между ними. На этой базе вырабатываются и согласовываются общие ценности и групповые нормы, формируется групповая структура, возникает идентификация с группой, усиливается сплоченность и эмоциональное единство.

Следует отметить, что объект нашего исследования – большая тренинговая группа - сочетает в себе как отдельные качества большой группы, так и малой, что делает сложным возможность отнести его к тому или иному классу. С одной стороны, в ней нет непосредственных контактов всех участников друг с другом, с другой – наличие интенсивного общения и взаимодействия части участников между собой. То есть общение в такой группе происходит сразу на двух принципиально разных уровнях: одновременно есть прямой (межличностный уровень) и опосредованный (социальный уровень) контакт. Таким образом, можно говорить о том, что большая тренинговая группа имеет свою особую специфику, отличную от малой и от большой группы.

В свое время В. А.Ядов, отмечая сложности в изучении групп с большим количеством участников, считает, что необходим более дифференцированный социально-психологический подход. Он может заключаться в теоретическом осмыслении процессов и развития разнообразных структурных образований менее общего порядка, чем большие социальные группы, классы, народы и нации. В качестве примера автор приводит Мертона, который в 40-х годах разрабатывал "теорию групп среднего уровня. На наш взгляд, можно говорить о том, что на примере исследования большой тренинговой группы, мы столкнулись с малоизученным видом групп, которые можно обозначить как «средняя группа» («мидл-группа»).

При таком подходе можно выделить и описать специфические особенности средней группы, позволяющие отнести ее к особому виду групп. Ввиду того, что такая группа содержит черты большой социальной группы и малой контактной группы, то основной характеристикой этой группы будет состояние промежуточности, неустойчивости. Пластичность и легкость управления средней группы связана с тем, что там нет привычных регуляторов поведения. Если в малой нормы поведения создаются в процессе взаимного общения, в большой опора идет на специфические регуляторы социального поведения, то в средней группе нет такой опоры. Поэтому такую группу можно охарактеризовать как маргинальную, когда опоры на привычное нет, а новое еще не сформировано. В результате этого, человек, находясь в такой группе, становится чрезвычайно уязвим к разного рода воздействиям лидера. В результате тренинга в группе с большим количеством человек образуется своеобразное субкультурное пространство. Это пространство, при определенной поддержке может затем самостоятельно существовать и превращаться в социальную группу.

Промежуточность состояния средней группы объясняет то, что в реальной социальной практике нет долговременных групп с большим количеством человек. Они неустойчивы по своей природе. Максимальное количество в реально существующих группах – до 40 человек (например, класс, студенческая группа). Возможно, это и есть предел верхней границы малой группы. Выше этого предела начинают включаться социальные регуляторы поведения. Поэтому, средние группы могут создаваться именно с целью инициации тех или иных изменений личности. Сама такая группа может рассматриваться как инструмент для ускоренного развития личности. Эта особенность средних групп используется не только в тренингах, но и при создании деструктивных объединений, типа сект, группировок. Отличие проведения тренинга от организации секты в том, что в его процессе происходит субъективация участников с опорой на их самостоятельно выдвигаемые цели. Последнее является принципиальным критерием при проведении тренингов..

В дальнейшем мы планируем исследовать специфику социально-психологических механизмов общения в большой тренинговой группе в результате которых происходит обогащение личности, прежде всего в сфере коммуникативной компетентности.