ТРАНССЕКСУАЛИЗМ КАК ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Бирюков В. А. (Северск)

Рассматривая транссексуальный феномен как социальное явление, мы сталкиваемся с множественностью трактовок центральной категории феномена пола человека. В современной социальной психологии существует 3 подхода к определению пола человека: Классическая традиция (полом называется набор анатомо-морфологических признаков, по которым различаются и репродуктивно дополняют друг друга особи одного биологического вида. Эти несводимые друг к другу следующие признаки: хромосомный набор, гениталии, эндокринная система, оволосение тела, распределение жировой ткани, функция размножения), Модернистский подход (объективно существующий биологический пол всегда представлен в сознании человека и в социальных представлениях в виде субъективного знания об этом феномене. Это знание существует в виде культурных образцов связанного с полом поведения, социальных стереотипов о реальных и мнимых различиях мужчин и женщин, в виде конкретных практик общения и взаимодействия, учитывающих половые различия, а также – навыков и способов использования своего пола в социальных и личных целях) и Постмодернистский подход (пол человека полностью является социально сконструированным, и даже его биологические характеристики, на основании которых мы делим людей на мужчин и женщин, являются условными критериями произвольного отнесения всего встречающегося анатомо-морфологического и физиологического многообразия живых организмов к одному или другому полюсу мужского или женского).

Как видно из вышеперечисленных подходов, складывается совершенно неоднозначная трактовка транссексуализма как психосоциального феномена. С точки зрения классической традиции, транссексуализм вне всякого сомнения является патологическим состоянием личности, которое нуждается в лечении (надо заметить, что во времена Бенджамина (12.01.1885-24.08.1986), американского врача, пионера –исследователя феномена транссексуальности, многие врачи того времени считали, что все люди с подобными состояниями (как транссексуалы, так и гомосексуалисты), включая детей и подростков, должны подвергаться принудительному лечению, такому, как психотропные препараты, ЭСТ (электросудорожная терапия) или лоботомия.

Модернистский и постмодернистский подходы более лояльно тарктуют транссексуальный феномен. Здесь уже есть место человеку, его видению и созиданию себя. Но дальше всех пошел постмодернистский подход, который определяет пол как полностью социальный конструкт и как «эффект социальной саморепрезентации личности посредством особых способов предъявления окружающим своих телесных особенностей»

Как предполагает Тереза де Лауретис, в современной европейской культуре следует выделять не два, а как минимум пять социальных конструктов пола: мужчина, женщина, гетеросексуал, гомосексуал, транссексуал. И эти конструкты играют такую же роль в социальном определении и репрезентации личности человека, как понятия расы, класса, этноса и возраста.

Таким образом, в попытке интегрировать подходы можно предположить, что несмотря на то, что пол является биологической данностью, социальный его аспект (гендер) имеет автономное существование и полностью складывается в сфере общения и социального взаимодействия людей определенных культур и исторических эпох. (не всегда совпадая с ней).

Итак, попробуем проанлизировать ситуацию, в которой оказывается человек, страдающий гендерной дисфорией. С одной стороны, очень мощная мотивация на осуществление трассексуальной установки идет «изнутри» (на уровне самосознания, начиная где-то с 5 лет), с другой стороны, общество очень жестко блокирует личность и мешает осуществлению задуманного. Главенствующей традицией в мышлении современного общества, видимо, является классическая традиция со своим жестко-детерминирующим подходом к вопросу о поле человека. В итоге почти каждый (за редким исключением) транссексуал сталкивается с:

* Непониманием, вплоть до отрицания этого феномена – 87,6%

* Осуждением, вплоть до презрения – 78,1%

* Удивлением, вплоть до любопытства – 75,1%

* Директивным принуждением и пресечением, вплоть до административного

физического воздействия и побоев – 27,9%

* Табуированием, вплоть до запретов и изгнания (из трудового или учебного

Коллектива, неформальной группы, гостиниц, самолетов и прочее) – 37,2%

(статистический данные взяты из статьи «Состояние проблемы транссексуализма» По материалам © «Коррекция пола при транссексуализме» ® Адамян Р. Т., Миланов Н. О., Козлов Г. И. © ® Центр Хирургии)

Из всего вышесказанного видно, что человек оказывается в весьма затруднительном положении, если не сказать дескриминирующем. Самым тревожным моментом является то, что неразрешимый характер противоречий, возникших в связи с дисгармонией личности, отражается в суицидальной тенденции. Социум не поощряет самобытности и индивидуальности в истином смысле этого слова. Общество проповедует и воспевает псевдоиндивидуальность, которую можно сформулировать в весьма саркастическом и абсурдном лозунге, который мы слышим с экранов телевизиров и других СМИ – «Пейте, ешьте, думайте, чувствуйте, дышите как те, кто ест «сникерс» и Вы станете неповторимы!». Общество лишило человека не только пространства, где бы он мог чувствовать себя уверенно и спокойно, но и смысла, которым можно было бы это пространство наполнить.

Человек, рождаясь с подобной дисгармонией Тела и Духа, потерян и не находит себе места в системе отношений уже «традиционно» сложившихся. У него нет пространства-людей, которые его принимают и любят таким, какой он есть, у него смысла – в качестве кого он будет проявлять и презентовать себя в этом пространстве, какие функции ему выполнять. В таких условиях человеку ничего не остается, кроме того как искать псевдоцель, достижение которой влекло бы за собой возможность получения этих пространства и смысла. Этой целью становиться операция по перемене пола. Она затмевает своей важностью все, что есть в жизни человека, делая его «одержимым». Однако, не редки и разочарования после достижения намеченного. Пройдя минимальную социализацию, многие «новорожденные» так и необретя желаемого пространства, создают новое, при этом перечеркивая все, что связывало их с прежней жизнью, отчуждаясь от своего прошлого и зачастую от части своей личности проводя все более жесткую границу между «до и после». Все эти совершенно ненужные трудности они вынуждены пройти только что бы найти свое место в социуме. Неужели есть закон обязующий людей дополнительно доказывать право на жизнь среди людей? Неужели покалеченные судьбы – это те жертвы, на которые общество пойдет, навязывая свою псевдоиндивидуальность?

Даже легкий экскурс в историю транссексуализма может показать нам, что данный феномен не нов и не уникален для мировой культуры. У этого явления было свое, особое место в системе общественных отношей, и даже несмотря на тот факт, что в некоторых случаях подобных людей презирали, их никогда не вытесняли и не делали изгоями.

В заключение нам хотелось бы еще раз сделать акцент на том, что транссексуализм – явление социальное. Несмотря на то, что человек имеет некий биологический фундамент для проявления данного феномена, ему все равно придется жить среди людей и репрезентовать себя. Если у него для этого не будет возможности, это повлечет глубокий внутри - и межличностный конфликты. Транссексуализм – не дань моде и не форма извращения. Подобные заблуждения существуют из-за крайне низкой психологической компетенции социума. Необходима целая программа просвещения населения, что подобные предрассудки могли исчезнуть.