ИНТЕГРАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В МИРОВУЮ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Мазилов В. А. (Ярославль)

(Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 06-06-90602 а / Б)

Уходящий 2008 год был юбилейным для социальной психологии: прошли конференции, посвященные столетию социальной психологии, появились публикации, в которых отмечалось, что социальная психология отметила 100-летие своего существования. Основанием для подобного заключения послужил тот факт, что в 1908 году одновременно были опубликованы две книги, посвященные социальной психологии: в Лондоне была опубликована работа Уильяма Мак-Дауголла «Введение в социальную психологию» (McDaugall W., 1908), а в Нью-Йорке книга Эдварда Росса «Социальная психология» (Ross E. A., 1908). Такая позиция является достаточно распространенной, хотя и не единственной. Некоторые исследователи связывают возникновение социальной психологии с основанием Хейманом Штейнталем и Морисом Лацарусом известного журнала “Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft” в 1859 году. Другие авторы указывают, что есть основания связывать возникновение социальной психологии с появлением социологического направления в социологии и, соответственно, датируют 90-ми годами XIX столетия. Основателем этого направления можно считать французского социолога Густава Лебона (в 1895 году он опубликовал известный труд «Психология толпы» («Psychologie des foules»). Между тем некоторые историки психологии полагают, что говорить о социальной психологии как науке можно лишь тогда, когда она начинает использовать экспериментальные методы. В этом случае датировка меняется и датой возникновения социальной психологии становится середина 20-х годов XX столетия, когда экспериментальные исследования в этой области развертываются достаточно широко. Как справедливо указывает Б. Д. Парыгин, «по критерию оформления социальной психологии в качестве целостной системы научного знания с развитой структурой прикладных функций этот процесс может быть отнесен даже к 70-м годам XX столетия» (Парыгин, 2003, с. 76). Таким образом, мы видим, что существует известное разнообразие мнений о времени возникновения социальной психологии как науки. К сказанному стоит добавить, что существует «тенденция, связанная с поиском более удаленного от наших дней времени становления социально-психологического знания» (Парыгин, 2003, с. 76).

В данной связи можно указать на мнение Гордона Олпорта, связывавшего возникновение социальной психологии с творениями выдающегося философа Платона. А немецкие исследователи Ганс Гибш и Манфред Форверг полагали, что «с тех пор как существуют люди, которые вместе трудятся и живут, с того момента, когда они осознали необходимость осмыслить общественное бытие человека, существует без сомнения «социально-психологиеское» мышление как один из аспектов всеобъемлющей работы мысли – с целью понять и сформулировать отношение человека к более крупным социальным структурам. С развитием человечества это мышление находит выражение в исторически существующих объективациях: в социальных и общественных институтах, в мифах и сказаниях, в философских концепциях и, наконец, в постепенно формирующихся специальных научных дисциплинах» (Гибш, Форверг, 1972, с. 13). Впрочем, сами Гибш и Форверг по сути повторяют известный афоризм Эббингауза (психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю») по отношению к Социальной психологии: «Насколько древней представляется история социально-психологического мышления, настолько коротка история социальной психологии Как относительно самостоятельной научной дисциплины в рамках психологической науки. Если первая насчитывает столетия, то вторая немногим более полувека» (Гибш, Форверг, 1972, с. 13).

Отметим, кстати, что немецкие авторы называют следующие источники возникновения социальной психологии: «Мы полагаем, что три истока социальной психологии составляют следующие теории: психологии народов – течение, возникшее преимущественно в Германии, психология масс – теория, которая в основном развивалась в романских странах (Италия, Франция), и различные теории об инстинктах социального поведения, которые были сформулированы в Англии и США в начале XX столетия» (Гибш, Форверг, 1972, с. 19).

Таким образом, еще раз отметим, что существует значительное многообразие взглядов по поводу датировки появления социальной психологии как научной дисциплины. Обычно такая ситуация связана с недостаточной разработкой методологических вопросов. Обратимся к рассотрению этих обстоятельств более подробно. Глубокий анализ этого вопроса содержится в фундаментальной работе Б. Д. Парыгина (2003). Парыгин отмечает, что различие во взглядах «вызваны прежде всего склонностью ряда исследователей к видению ее генезиса в качестве одноактного и однозначного феномена, что особенно очевидно в случаях фиксирования даты рождения науки подобно тому, как мы говорим о рождении ребенка. Сказывается при этом недостаточная договоренность о предмете науки, разнобой в критериях при определении ее истоков в лоне различных научных дисциплин» (Парыгин Б. Д., 2003, с.77).

Таким образом, позиция, согласно которой социальная психология ныне отмечает столетний юбилей, имеет право на существование, хотя более оправданной представляется точка зрения классика отечественной социльной психологии Б. Д. Парыгина, согласно которой «становление мировой социально-психологической мысли и науки – многоактный, многозначный и протяженный во времени процесс перехода от очень удаленных и первоначально научно неосознаваемых предпосылок, практического опыта общения к попыткам его осмысления и анализа, постепенно перерастающим в течение социально психологической мысли, а затем и в систему научного знания» (Парыгин Б. Д., 2003, с.94). Основными моментами в этом процессе (Парыгин Б. Д., 2003, с.94-95) являются:

- эмпирические предпосылки социальной психологии как опыта практических действий;

- философские истоки социально-психологической мысли;

- непосредственные исторические условия;

- формирование социально-психологического направления в человекознании;

- становление социальной психологии как экспериментальной науки;

- оформление социальной психологии в систему научного знания.

В настоящее время актуальной является проблема интеграции отечественной социальной психологии в мировую систему социально-психологического знания. При этом важно учитывать методологические основания развития отечественной социальной психологии. Актуальность обозначенной проблемной области определяется ситуацией, сложившейся в отечественной социальной психологии в связи с интеграцией постсоветских стран в мировое сообщество. Не владение отечественными исследователями зарубежной современной научной терминологией, ограниченность представлений в области актуальных направлений и проблемных областей социально-психологических исследований, слабая разработанность методологических оснований интеграции, ограниченность ориентации в существующих информационных ресурсах и контактов с наиболее передовыми исследователями, ориентированными на сотрудничество создают многочисленные сложности в ряде вопросов, определяющие дальнейшее развитие отечественной социально-психологической науки и практики: искаженное представление и понимание системы базовых категорий современной зарубежной социальной психологии, приводящее к недопониманию сторон и некорректной представленности их в отечественной культуре; не владение информационными ресурсами, позволяющими как углубить собственные представления в области актуальных направлений исследований, так и налаживанию продуктивной научной коммуникации, способствующей развитию науки; ограниченность научно-методического обеспечения, направленного на способствование ин - и аккультурации отечественных социальных психологов в международную социально-психологическую культуру посредством овладения технологическими особенностями перевода и адаптации зарубежного знания.

Ранее нами был осуществлен методологический анализ развития социально-психологических идей в отечественной науке. В качестве рабочей использовалась периодизация развития отечественной социальной психологии, предложенная Б. Д. Парыгиным (2003). Были использованы историко-психологические и методологические исследования Е. А. Будиловой, Е. В. Шороховой, В. А. Кольцовой, Ю. Н. Олейника, К. А. Абульхановой, Б. Д. Парыгина, Г. М. Андреевой, Л. А. Петровской, А. И. Донцова, Н. Н. Богомоловой и др. Были проанализированы методологические взгляды основателей отечественной социальной психологии (Н. К. Михайловский, Г. В. Плеханов, Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев). Проведен методологический анализ становления социальной психологии в СССР в 20-е годы XX столетия (Г. И. Челпанов, В. А. Вагнер, В. М. Бехтерев, Л. Н. Войтоловский, К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, П. П. Блонский, В. М. Боровский, М. А. Рейснер, А. Б. Залкинд, Г. Малис и др.). В анализе дискуссий по проблемам социальной психологии, проходивших в 20-е годы особенное внимание уделено дифференциации идеологического, философского и собственно социально-психологического уровней методологии. Проведен анализ общепсихологических и философских работ периода т. н. «перерыва» в развитии отечественной социальной психологии (30-е – 50-е гг. XX столетия). Особое внимание уделено возрождению социальной психологии в СССР (60-е гг.). Проведен анализ метологических оснований социально - психологических программ в новых идеологических условиях (Б. Д. Парыгин, Е. С. Кузьмин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Поршнев, А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, и др.). Также проведен методологический анализ направлений в современной отечественной социальной психологии. Общий вывод, сформулированный в результате историко-методологического анализа, подтвердил исходную гипотезу: в отечественной социальной психологии выражены и все нарастают тенденции к интеграции социально-психологического знания и интеграции различных направлений и подходов, но темпы реальной интеграции являются крайне низкими по причине отсутствия специальной целенаправленной деятельности психологов по осуществлению интеграции, с одной стороны, и отсутствия специального методологического аппарата и разработанных средств осуществления интеграции, с другой.

В самое последнее время появились методологические исследования, отмечающие перспективные направления разработок в области методологии современной отечественной социальной психологии. А. Л. Журавлев (2008) отмечает в качестве таковых: 1) развитие представлений о предмете социально-психологических исследований, 2) развитие представлений об объекте социально-психологических исследований, 3) развитие представлений о методе, 4) о тезаурусе основных понятий социальной психологии, 5) о междисциплинарном статусе социально-психологических исследований. Представляется, что требуется новое обобщение методологической ситуации, сложившейся в отечественной социальной психологии.

Было проведено выделение ключевых социально-психологических понятий, получивших широкое распространение в отечественной социальной психологии советского периода. К базовым понятиям социальной психологии советского периода были отнесены следующие понятия: личность, деятельность, общность, общение, социальное отношение, заражение, внушение, убеждение, подражание, мода, состояние социальной психики, общественное настроение, социально-психологический климат, группа, коллектив). Было осуществлено определение реального и мнимого спектров значений (Мазилов, 2002) основных социально-психологических понятий в свете разрабатываемого уровневого подхода. Представляется чрезвычайно интересным и полезным сопоставить перечень базовых категорий отечественной социальной психологии советского периода с тезаурусом современной российской социальной психологии. А. Л. Журавлев отмечает: «Изменение тезауруса современной социальной психологии происходит достаточно интенсивно благодаря формулированию новых научных проблем, формированию новых научных направлений, обоснованию новых парадигм и т. д. Развитие системы понятий происходит в самых разных формах, как:

- новое (или уточненное) содержание традиционных понятий;

- новые по названию понятия, но близкие по смыслу и содержанию старым;

- реально новые понятия, отражающие соответствующие явления, хотя при этом степень их новизны тоже может быть различной» (Журавлев, 2008, с.10).

А. Л.Журавлев в только что цитированной статье отмечает: «В отечественной социальной психологии за последние примерно 10 лет стали интенсивно использоваться следующие термины и понятия: коллективный (групповой) субъект, совместная жизнедеятельность, групповая саморефлексия, дискурс, социальное и экономическое самоопределение личности и группы, совладающее поведение, коллективный коупинг, нравственно-психологическая регуляция поведения, психологическая дистанция, социально-психологическое пространство, социально–психологические сети, социальный капитал, корпоративная (организационная) культура, межличностное и межгрупповое доверие, социально-психологическая зрелость, межличностный и межгрупповой обмен знаниями, субъективное качество жизни, субъективное благополучие, отношение группы ко времени, дистинктивное поведение» (Журавлев, 2008, с.10). Таким образом, на повестку дня выходит определение реального и мнимого спектров значений новых социально-психологических понятий. Необходимо установить, какие из новых социально-психологических понятий могут претендовать на статус базовых.

Было проведено исследование, направленное на интеграцию психологического знания в рамках основных парадигм (в первую очередь был предпринят сопоставительный анализ работ, выполняемых в русле естественнонаучной ориентации (парадигмы) и гуманистической, а также синергетической, претендующей на то, чтобы стать самостоятельной парадигмой психологической науки). Проведенный анализ позволил сделать выводы об основных направлениях интеграции психологического знания в научной психологии начала двадцать первого века. Выделены основные виды интеграции (стихийная, целенаправленная). В целенаправленной интеграции проанализированы такие разновидности как осуществление «синтеза», разработка многомерных теорий, разработка общей методологии, коммуникативная методология, интегративная методология (Мазилов, 2007).

Оказалось возможным производить соотнесение концепций не только в рамках научной академической психологии, но и за ее пределами. Для этого необходимо дополнительное соотнесение предмета научной психологии и того, что полагается в качестве предмета в концепциях, продуцирующих ненаучное и вненаучное знание. Особенно важным представляется установление соотношений между научной психологией и практико-ориентированными концепциями, получившими в современной социальной психологии достаточно широкое распространение.

Была предложена конкретная модель, позволяющая осуществлять реальную интеграцию социально-психологического знания. Она разработана на основе концепции коммуникативной методологии, ориентированной на соотнесение различных психологических концепций и тем самым способствующей решению проблемы интеграции психологического знания. В основе концепции коммуникативной методологии лежит модель соотношения теории и метода в психологии. Данная модель представляет собой структурный инвариант, поэтому может быть использована в качестве основы для осуществления соотнесения психологических концепций. Предложен и описан вспомогательный аппарат коммуникативной методологии, представлена конкретная технология интеграции психологического знания, разработанная на основе коммуникативной методологии (Мазилов, 2007).

Литература

1. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М,: Прогресс, 1972

2. История психологии: период открытого кризиса: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: МГУ, 1992

3. Козлов В. В. Седьмая волна в развитии психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т.2: Предмет психологии. Ярославль, 2004, с.185-206.

4. Журавлев А. Л. Тенденции развития отечественной социальной психологии // Социальный мир человека. Вып. 2. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России» 25-26 июня 2008 г. / Под ред. Н. И.Леонова. Ижевск: Ergo, 2008, с. 9-10

5. Мазилов В. А. Актуальные методологические проблемы современной психологии. Ярославль: МАПН, 2002

6. Мазилов В. А. Интеграция научного знания в психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Под ред. А. Л.Журавлева, А. В.Юревича. М.: Изд-во ИПРАН, 2007, с.427-459

7. Мазилов В. А. Век социальной психологии // Психология XXI столетия. Том 1 / Под ред. В. В.Козлова. Ярославль: МАПН, 2008, с.36-45

8. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Учебное пособие. СПб: СПбГУП, 2003

9. Le Bon G. Psychologie des foules. P.: Alcan, 1895

10. McDaugall W. Introduction to Social Psychology. L.: Methuen, 1908

11. Ross E. A. Social Psychology. N. Y.: Macmillan, 1908