ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЛОНТЕРСТВА

Лебедева Е. А. (г. Саратов)

Одним из признаков развитого гражданского общества является наличие в нем сформированного Волонтерского движения. Большинство развитых и развивающихся стран переживают пик общественной активности, когда много людей абсолютно бескорыстно, искренне желают помочь ближнему. Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности - работу с социально-незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми, маргиналами, детьми-сиротами); выполнение общественных работ (строительство дорог, уборка территорий); организации общественно-полезных мероприятий (благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающихся); работа в рамках неформального образования; экологическая защита; и т. д.

В Западной Европе движение волонтеров получило широкое распространение еще в прошлом веке. В 1920 году первыми волонтерами были молодые люди из стран Европы, решившие помочь своей родине восстановиться после I Мировой войны. В СССР аналогом добровольного движения являлось тимуровское движение, коммунистические субботники, да и весь советский народ, трудящий во благо социалистического будущего для потомков и во благо общества, можно рассматривать «коллективным волонтером». Естественно в те времена, по масштабам добровольного труда с Советским Союзом не сравнилась бы ни одно даже крупное волонтерское движение в Европе.

Сейчас, все изменилось. По данным института Гэллапа, в России волонтерами можно назвать от 5 до 10% населения. Наше современное волонтерство малочисленно, неорганизованно и разрозненно. И это очень неестественно для страны, которой не было равных по масштабам волонтерства! В то же время в Соединенных Штатах и Канаде 45% трудоспособного населения состоят во всевозможных добровольческих организациях, в Западной Европе показатель достигает 67%. Но самым интересным является то, что добровольный труд необходим не только для экономического подъема страны, но и для тех людей, кто потерял смысл жизни.

Франкл отмечает, что «истинный смысл жизни надо найти во внешнем мире, а не внутри человека и его собственной души, <…> бытие человека всегда направлено к чему-то или кому-то иному, чем он сам - будь это смысл, который надо осуществить, или другой человек, с которым надо встретиться. Чем больше человек забывает себя - отдавая себя служению важному делу или любви к другому человеческому существу - тем более он человечен и тем более он реализует себя. То, что называют самореализацией, не должно быть целью, по той простой причине, что чем больше за ней гонишься, тем вернее ее можно упустить. Другими словами, самореализация возможна как побочный эффект «выхода за свои пределы»« (Франкл В). Это явление Франкл назвал Самотрансценденцией (self-transcedence).

Можно сослаться и на мнение Абрахам Маслоу, который утверждал, что человеку необходимо удовлетворить все биологические потребности, чтобы перейти к социальным и в итоге самоактуализироваться., что является высшей степенью развития человека и обретения им самого себя. Но в конце своей жизни Маслоу поставил чувство удовлетворения и то, что он смог дать своим потомкам, выше собственной самоактуализации. Он назвал это Самопреодолением, которое основано и сфокусировано на принципах служения другим, это весьма близко к введенному Франклом понятию самотрансценденции.

Способствуя самотрансценденции, волонтерство помогает обрести смысл жизни, потеря которого, как отмечает Франкл является одной из причин самоубийства. Так, при опросе 60 студентов Университета штата Айдахо, совершивших попытки самоубийства, было обнаружено: 85% из них не видели в своей жизни никакого смысла; «при этом 93% из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами» (Франкл В).

В настоящее время в России статистика суицидов печальна. По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) 2007 года Россия занимает 3 место по количеству самоубийств на 100 тыс. человек. А страны Европы, США и Канада значительно «уступают», занимая 20ые, 30ые места.

Неоспоримо то, что насчитывают не один десяток причин самоубийств. Но заслуживает внимания тот факт, что, повторив опыт добровольчества в советском союзе, США и Европа улучшили психологическое благосостояние людей и тем самым уменьшили число самоубийств.

Авторы многочисленных западных исследований в области здоровья и психологического развития эмпирически доказывают связь между добровольческой активностью и улучшением состояния психического и физического здоровья, удовлетворением жизнью, повышением самооценки, снижением уровня депрессии стресса. (Rietschlin, Van Willigen, Wheeler, Moen, Young, и др.)

Таким образом, исторический опыт и теоретический анализ проблемы в работах ученых-психологов показали, что социальная политика развития волонтерства имеет большую ценность в психическом благополучии людей. «Психология дает знания, которые связаны со смыслом жизни», а волонтерство – дает еще один способ его достижения.

Несмотря на то, что многие считают явление волонтерства парадоксальным в наш меркантильный век, где царит культ потребительства и рыночных отношений, с точки зрения гуманистической психологии суть волонтерства объясняется довольно просто – деятельность истинных добровольцев богата смыслом, организованным системой высших ценностей и самых позитивных мотивов. Как пишет С. Л. Франк, «…жизнь осмысленна, когда она есть служение абсолютному благу, которое есть благо и для меня самого…».

Современная молодежь не воспитана в духе общественных ценностей, а значит, социально неактивна. Большинство интересов молодых людей меркантильны, направлены на достижение личного блага и самоактуализации для себя и в рамках себя.

Сегодня волонтерами в нашей стране можно назвать совсем немногих. Даже те 5 – 10% населения по данным института Гэллапа эксперты считают завышенными, поскольку к волонтерам причислены и доноры, и те люди, которые только однажды участвовали в мероприятии добровольного характера.

Необходимо возобновить культуру волонтерства в российском современном обществе. Одним из путей возрождения подобной практики является введение добровольного труда в качестве «обязательного». Это касается, прежде всего, учащихся школ, вузов. Следует отметить пример американской модели «добровольного принуждения». Все учащиеся американских школ, а также студенты сдают зачеты по программам так называемого «обязательного волонтерства» («mandatory volunteering»). Как говорят американцы, хотя это и нарушает убеждение о добровольности, но приучает детей к общественным ценностям, духовным мотивам труда, взаимопомощи и принятию активной жизненной позиции. Преимущество принужденного волонтерства среди школьников и студентов заключается в том, что вступает в силу известный психологический механизм - сдвиг мотива на цель, описанный А. Н. Леонтьевым. Вовлечение в значимую деятельность способствует сдвигу мотивов, а значит развитию личности в целом.

Именно организованный детский труд на добровольных началах, подобный тому, который практиковался в пионерских отрядах Советского Союза, воспитывает в детях чувство долга, высокие моральные ценности и делает волонтерство не разовым поступком, а образом жизни.

Литература:

1. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991

2. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1999

3. Франк С. Л. «О смысле жизни» - М.

4. Статистика суицидов.- Http://lossofsoul. com/DEATH/suicide/statistic. htm

5. Van Willigen, Marieke. Doing Good, FeelingBetter: The Effect of Voluntary Association Membership on Individual Well-Being.// Paper 130 Journal of Health and Social Behavior presented at the annual meeting of the American Sociological Association, - August 1998, San Francisco, CA.

6. Wheeler Judith A., Kevin M. Gorey, and Bernard Greenblatt. The Beneficial Effects of Volunteering for Older Volunteers and the People They Serve: A Meta-Analysis.// International Journal of Aging and Human Development, - 1988, P. 47:69–79.

7. Rietschlin, John. Voluntary Association Membership and Psychological Distress. // Journal of Health and Social Behavior, 1998б P. 39:348–55.

8. Moen, Phyllis, Donna Dempster-McClain, and Robin M. Williams, Jr. Social Integration and Longevity: An Event History Analysis of Women’s Roles and Resilience.// American Sociological Review, 1989, P. 54(4):635–47.

9. Young, Frank W., Nina Glasgow. Voluntary Social Participation and Health. //Research on Aging, 1998, P. 20:339–62.

10. Thoits, LN Hewitt. Volunteer Work and Well-Being // Journal of Health and Social Behavior 2001, Vol 42, P. 115–131.