ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАНОВОК, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ГЕНДЕРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

Боллигер Л. В. (г. Иркутск), Козлов В. В. (Ярославль)

Исследователями давно установлено, что представление о нормах поведения относительны, то, что в одном обществе считается типично мужским поведением или чертой характера, в другом может определяться как женское. Разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин при принципиальном тождестве биологических характеристик людей способствовало возникновению гендерных исследований. В обществе гендер конструируется как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе. Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны. Усвоение человеком образцов поведения, форм деятельности, социальных ролей и эмоциональных характеристик в условиях взаимодействия социокультурных и биологических факторов есть процесс гендерной идентичности. Формирование этой структуры самосознания происходит многоступенчато.

Процесс гендерной идентичности связан с процессом социализации, когда у человека происходит соединение социального и индивидуального сознания и бессознательного.

В различных психологических школах виды и формы гендерной идентичности рассматриваются по-разному.

Последователи интегративной психологии предлагают рассматривать гендерную идентичность как совокупность фрагментов Эго, связанных, с одной стороны, представлением личности о самой себе, а с другой стороны, социально-психологические характеристики собственных обязанностей, формирующиеся под воздействием установок и оценок со стороны социального окружения.

В отличие от социальной психологии, где традиционно рассматриваются три вида гендерной идентичности: маскулинная, фемининная, андрогинная, школа интегративной психологии предлагает 12 типов женской и 12 типов мужской гендерной идентичности, которые связаны с пониманием архетипической структуры социального бессознательного [1].

Идея выделения этих типов гендерной идентичности личности основана на том, что все формы поведения обусловлены архетипами, т. е. элементами коллективного бессознательного, обозначающими суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики. Архетипы Анима и Анимус являются одними из конструктов, выражающих женское и мужское начало в интерперсональном бессознательном.

Теория К. Г. Юнга рассматривает процесс формирования гендерной идентичности человека как становление индивидуации, т. е. процесса, в котором различные элементы личности дифференцируются друг от друга, постепенно становятся более различимыми, индивидуальными, развитие в данном процессе идет от общего к специфическому. Формирование Эго-сознания как основного содержания индивидуальности осуществляется в двух направлениях: от внешнего к внутреннему (соединение себя с миром, идентификация) и от внутреннего к внешнему (соединение себя с собой, идентичность).

К. Г. Юнг предполагал, что в бессознательном ребенка с рождения существует готовность наследовать инстинкты, априорные и формальные условия апперцепции. Но, несмотря на это, ребенок все же появляется на свет с индивидуализированным мозгом, и благодаря чувственным возбуждениям, приходящим извне, обусловливает индивидуальный выбор и оформление апперцепции. Таким образом, каждый индивид трансформирует события жизни в психический процесс, содержание которого зависит от субъективного процесса индивидуации, опыта чувственного переживания и специфических имагинативных образований [5].

Под воздействием образа родителей на начальных стадиях сознания у ребенка (между первым и четвертым годами жизни) происходит формирование Анимы и Анимуса. Дальнейшая социализация каждого индивида предполагает развитие социального компонента Эго, которое связано с такими структурами как социальные установки, ценности, цели, социальные роли, мировоззрение.

Путь гендерной идентичности у мужчин и женщин протекает по различным механизмам и отличается по содержанию, значимости и объему занимаемого пространства в структуре личности, мерой устойчивости, длительностью существования и не имеют однозначной интерпретации.

Ранее, в предыдущих статьях [3, 4], нами рассматривались механизмы гендерной идентичности мужчин и женщин в контекстах глубинной и интегративной психологии, а так же роли Анимы, Анимуса и Персоны в этом процессе.

Механизмы формирования гендерной идентичности женщины более сложны. К. Г. Юнг считал, что сознание женщины иное, чем сознание у мужчин. Поэтому в бессознательном женщины существуют аспекты, отличные от тех, которые есть у мужчины. Большое значение в становление гендерной идентичности мужчин играет влияние Анимы, у женщин эту роль выполняет Анимус. А так как характеристики Анимуса отличны от характеристик Анимы то и процессы формирования гендерной идентичности мужчин и женщин различны. К. Г. Юнг утверждал, что Анима производит настроения, а анимус — мнения, и поэтому настроения мужчины появляются из глубин бессознательного, также как и мнения женщин основываются на бессознательных, априорных предпосылках. Мнения Анимуса часто имеют характер убеждений или принципов, которые нелегко поколебать, т. к. они идут из бессознательного, и дают возможность принимать их без сомнений. Поэтому Анимус представлен как «прописные» истины, как принципы морали, разумности, усвоенные бессознательно с детства.

Мнения Анимуса всегда коллективные, они превыше индивидуальных суждений. Наверное, поэтому большинство женщин часто испытывают страсть к рассуждениям и к критике, т. к. их Анимус, находящийся в бессознательном, чаще стремится к экстраверсии, чем к осознанному критическому анализу происходящего.

Типология гендерной идентичности в контексте интегративной психологии, представленная в теории профессора В. В. Козлова, рассматривает по двенадцать мужских и женских видов [1]. За основу автор берет по 4 архетипа Анимы, соответствующих типам гендерной идентичности женщин (условно названных Евой, Еленой, Софией и Марией) и 4 мужских архетипа Анимуса (названных Магом, Воином, Возлюбленным и Правителем).

Кроме того, каждая архетипическая реализация Анимы и Анимуса имеют по три способа манифестации, связанные с проявлением трех качеств энергии, и обозначаются как свет, страсть и тьма:

- свет - уравновешенное, духовное, возвышенное, гармоничное, благое начало;

- страсть - подвижное, чувственное, эмоциональное, вовлеченное, деятельное, стремящееся начало;

- тьма - косное, инертное, темное, деструктивное, разрушительное начало.

В данной статье мы попробуем соотнести механизмы, объясняющие формирование гендерной идентичности, используемые в глубинной психологии с особенностями женского поведения, представленными в интегративной психологии.

И так, мы можем вычленить 12 возможных типов гендерных особенностей женщин. Символы, обозначающие 4 основных типа гендерной идентичности женщин – Ева, Елена, София и Мария, соответствуют основным традиционным характеристикам женского начала - импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и добродетели. Кроме того, содержание каждой из характеристик зависит от качества энергии ее представляющей (свет, страсть, тьма).

Для изучения установок, обуславливающих становление женской гендерной идентичности в современных условиях, нами был разработан опросник [3]. Опросник содержит 72 вопроса, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет». Интерпретация данных проводилась по двенадцати шкалам, соответствующим двенадцати типам гендерной идентичности женщин, представленных в теории профессора В. Козлова, их характеристики следующие:

Тип гендерной идентичности - Мария.

Бессознательные поведенческие установки этого типа женщин связаны со стремлением их к добродетели, которая понимается ими сообразно качеству энергии, определяющей вид гендерной идентичности.

Для представительниц вида Мария – свет высшим предназначением женщины является безусловная любовь к ребенку (или к идее ребенка).

Бессознательная установка женщин, относящихся к виду Марии – страсть, заключается в преданном, бесконечно искреннем и честном, вне критики и скепсиса, вне логической аргументации служении традициям, устанавливаемым чаще мужчинами, и сохранении традиций.

Основная установка женщин типа Мария – тьма формируется под действием деструктивной материнской любви к своему детищу, связанной

С тем, что только она знает, что и как надо ему делать. Поведение, основанное на этой уверенности, может превратить женщину в злобную ведьму.

Тип гендерной идентичности – София.

Приоритет в бессознательных установках и принципах женщин этого типа отдается интеллектуальности, женской мудрости и рассудительности. В зависимости от видов идентичности эти установки имеют ряд особенностей.

Так София – свет считает, что ее основным жизненным предназначением должна стать передача следующим поколениям в процессе воспитания и социализации конструктивного опыта, основанного на моральном поведении, что и считается жизненной мудростью.

Для женщин, относящихся к гендерному виду София – страсть главным принципом является не только дать жизнь, но и сохранить ее. Поэтому они стремятся передавать детям традиции, знания, умения, навыки и способы приспособления к жизни на земле среди людей. Эти женщины уверены, что самое главное для реализации этого умения является способность адаптироваться к условиям реальности.

Бессознательные установки Софии – тьма являются деструктивными, так как она уверена в том, что знает о том, что надо другим, тем самым она использует свои знания, опыт и социальные возможности для того, чтобы ограничивать личность, тормозить ее развитие, лишить позитивного будущего.

Тип гендерной идентичности – Елена.

При формировании бессознательных установок женщин данного типа приоритетным является такое женское качество как эмоциональность.

Тип Елена – свет живет с убеждением, что любви и сопереживания достойно все сущее на земле. Женщины этого типа наделены большой способностью к пониманию и умению поддержать любого независимо от статуса и возраста, расы и культурной идентичности.

Установки Елены – страсть связаны с эмоциональной вовлеченностью, страстностью, вожделением и одновременно с неустойчивостью, быстрой сменой желаний и интересов. Все оправдано, если это по-настоящему увлекает женщину.

Деструктивность бессознательных установок женщин типа Елена – тьма выражается в высшей степени безнравственности, когда для достижения целей не существует никаких моральных ограничений и используются все низменные приемы, характерные для женского коварства:

Льстивость, хитрость, клевета, измена, лживость, интриги.

Тип гендерной идентичности – Ева.

Основой для формирования бессознательных установок женщин этого типа служат такие женские качества – как импульсивность и чувственность.

Поведение женщин типа Евы – свет строится на таком жизненном убеждении, что она является во всем помощницей мужчины. Между ней и ее мужчиной непременно должна существовать духовная близость. Целью этих женщин является рождение его детей.

Установки, руководящие поведением женщин типа Ева – страсть основаны на идеи прагматичности плотской любви и сладострастия. Цель продажи себя и собственного тела – получение от мужчины внимания, материальных ценностей, статусного положения, защищенности и т. д. Средства реализации данной установки красиво маскируются ею в социальные ритуалы, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие алгоритмы.

Бессознательная установка женщин типа Ева – тьма основана на безудержной, разнузданной сексуальности, которая руководит желаниями, действиями и целями представительниц данного типа гендерной идентичности женщин.

Кроме того, уровень выраженности той или иной установки определялся тремя значениями: низкий, средний и высокий.

Нами были опрошены 350 женщин. Социальные характеристики выборки позволяют говорить о ее достаточной репрезентативности. Возраст респондентов находился в пределах от 17 до 80 лет. Образование респондентов: высшее, среднее и средне специальное. Широкое разнообразие профессий опрошенных женщин: преподаватели вузов, экономисты, школьные учителя, инженерные и медицинские специальности, руководители фирм, парикмахеры, продавцы, домохозяйки и др. Большую группу исследуемых составили школьницы и студентки очного и заочного отделений вузов, жительницы Иркутска, Иркутской области и республики Бурятия. Семейный статус опрашиваемых женщин также разнообразный: замужние, незамужние, вдовые, разведенные, живущие в незарегистрированном сожительстве, имеющие различное количество детей и бездетные.

В таблице 1 предъявлены результаты распределения по каждому виду гендерной идентичности, полученные нами после обработки данных по методике.

Таблица 1. Распределение результатов выбора установок испытуемыми

В таблице цифрами указаны в процентах доля испытуемых, показавших такой результат.

Анализ показал, что у женщин в гендерном типе Мария нет выраженных установок, так как большинство испытуемых показывают низкий уровень выраженности установок по всем трем видам гендерной идентичности.

Анализ результатов женщин с установками, влияющими на становление гендерной идентичности София, показывает, что эти установки у большинства испытуемых, также как и предыдущей группе, не выражены кроме показателей вида София – свет. Уровень выраженности данных установок имеет устойчивое среднее значение.

Показатели результатов диагностики установок, характеризующих типы гендерной идентичности Елена и Ева, имеют явный разброс уровней выраженности по видам данных типов. Так выраженность установок Елена – свет имеет тенденцию к высокому уровню, тогда как бессознательные установки Елена – страсть и Елена - тьма имеют достаточно низкий уровень выраженности.

Результаты показателей выраженности бессознательных установок характеризующих тип Ева свидетельствуют, что большинство женщин имеют высокий уровень выраженности по виду Ева – страсть, и низкий уровень по видам Ева – свет и Ева – тьма.

Для удобства интерпретации данных мы свели все показатели в единую таблицу (см. таблицу 2).

Таблица 2. Выраженность установок, характеризующих вид женской гендерной идентичности

В таблице следующим образом обозначены основные виды гендерной идентичности женщин:

Мария-свет – М-с; Мария-страсть – М-ст; Мария-тьма – М-т;

София-свет – С-с; София-страсть – С-ст; София-тьма – С-т;

Елена-свет – Ел-с; Елена-страсть – Ел-ст; Елена-тьма – Ел-т;

Ева-свет – Е-с; Ева-страсть – Е-ст; Ева-тьма – Е-т.

Цветом выделены следующие зоны выраженности установок:

Таким образом, видно, что низкий уровень выраженности установок, характеризующий тип Мария свидетельствует о том, что в современном обществе такие понятия как добродетель, как поиск и реализация высшего предназначения женщины не обладают реальной ценностью. Низкий уровень проявления данных установок предполагает, что большинство женщин достигает значимости в социуме за счет того, что в патриархальном обществе обесценивают традиции, устанавливаемые мужчинами, открыто критикуют их действия и поступки. Особенность данной критики состоит в том, что она подчас деструктивна, так как основана на эмоциях. Подобное разрушение традиций приводит к проблеме инфантилизации детей, которые оказываются не способными к конструктивному достижению своих целей, к построению гармоничных коммуникативных отношений в жизни.

Показатели уровней выраженности по бессознательным установкам, способствующим становлению гендерного типа София, свидетельствуют о том, что в большинстве своем женщины очень ценят основы высокоморального поведения, отдают предпочтение житейской мудрости. В идеале они считают, что процесс социализации детей очень важен и его нельзя передоверить кому-либо. Поэтому много сил и внимания женщины уделяют воспитанию детей. Но при этом, показатели теста указывают на то, что они сами не обладают достаточными знаниями и умениями, чтобы обучить детей действенным способам адаптации к условиям реальности. В результате не редко женщины проявляют деструктивные методы воспитания: авторитарность, давление, основанные на социальной зависимости от нее. Подобные методы способны только тормозить развитие ребенка.

По данным анализа видно, что показатели уровней в одном и том же типе, но в разных видах манифестации энергии могут относиться к разным степеням выраженности, что, в свою очередь, может приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам у женщин. Так, установки, характерные для поведенческих паттернов типа Елена, у большинства испытуемых женщин связаны, с одной стороны, с желанием и стремлением к любви, проявлению способности к сопереживанию, к поддержке и пониманию любимого человека. Они отрицают безнравственные поступки при достижении целей. Но в тоже время, в реальной жизни достаточно рационально относятся к таким явлениям как любовные переживаниям, страсть, женская эмоциональная вовлеченность. То есть идеальное представление о любовных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной у представительниц прекрасного пола сформировано (возможно, по любовным женским романам, романтическим повестям о любви, которые читает практически каждая юная особа). Но для достижения этих идеальных отношений в настоящем не хватает умений, т. к. в современных семьях для формирования подобных установок нет условий. Чаще социальные институты (семья, школа) девочку нацеливают на то, что в трудное экономическое время необходимо быть рациональной и надеяться на себя.

Результаты показателей уровней выраженности сформированности установок, характерных для типа гендерной идентичности Ева, также говорят о наличии противоречий в поведении женщин. Прагматичность, не умение строить отношения с мужчиной как с близким по духу человеком, нежелание искренне уважать его и доверять ему, позволяют женщинам манипулировать мужчинами для удовлетворения своих потребностей. Подобную манипуляцию большинство женщин стремятся скрыть за социально-приемлемым поведением. Тем не менее, в обществе формируются установки о том, что можно очень многого добиться через сексуальные отношения, что молодым девушкам можно и нужно успеть выгоднее «продать» себя, и иметь за это дивиденды всю оставшуюся жизнь.

Таким образом, наше исследование показывает, что формирование женской гендерной идентичности проходит под влиянием множества установок, тем более, что установки могут накладываться друг на друга. Это порождает у женщины внутреннюю рассогласованность, противоречивость, создает почву для внутреннего конфликта, ведет к внутренней нестабильности и, как следствие, могут проявляться неадекватные формы поведения.

Интересным, с нашей точки зрения, может быть дальнейшее исследование механизмов гендерной идентичности женщин и их связи с социальными установками испытуемых, относящихся к разным возрастным группам, к различным культурам, разным уровням образования и др.

Литература:

1. Козлов, В. Интегративная психология. М., 2007 - с.675.

2. Козлов В., Бызова Л. Тест «Анима». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев женщины: Метод. руководство. Иркутск: Изд-во ИрГТУ 2009. – 36 с.

3. Бызова Л. Гендерные проблемы идентичности женщин: интегративный анализ. Седьмая волна психологии. – Ярославль, Минск, 2008 с. 143 - 151

4. Бызова Л. Архетипическая обусловленность гендерной идентичности современной женщины. Седьмая волна психологии. Вып.5. Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 – с. 36 – 42.

5. Юнг К. Г. Отношения между Я и бессознательным - М., 1994. —336 с.