СВЯЗЬ МОТОРИКИ ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

А. М. АЙЛАМАЗЬЯН, Т. С. КНЯЗЕВА

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-06-06455а.

Рассматриваются теоретические аспекты проблемы моторных проявлений личностных характеристик человека, а также понятия телесности личности в философии и антропологии. Предлагается рассматривать телесность личности в психологии как текуче-сущностный феномен, который возникает в системе переходов от моторных схем, выражающих готовность к совершению определенных действий, к характерным смысловым интенциям субъекта. В эмпирическом исследовании выделены целостные психомоторные характеристики поведения и прослежена их связь с личностными свойствами человека (формально-динамическими, характерологическими, самоактуализационными). Проведенное исследование позволяет говорить о психомоторной организации личности как о целостном феномене.

Ключевые слова: Личность, телесность, движение, психомоторика, биомеханика.

Связана ли личность человека с его телесностью, движением? До недавнего времени сама постановка вопроса казалась невозможной. По-прежнему в психологии слишком медленно преодолевается разрыв между рассудком и чувственностью, сознанием и поведением, между действием и аффектом и т. п.

Констатируемый разрыв — наш способ мыслить «разделяя» — имеет глубокие культурные корни. Исторически сущность человека, его личность связывались в европейской культуре с его идеальным, духовным началом, противопоставляемым началу материальному, телесному. Телесное смущало, соблазняло и искушало человека. С «телом» боролись, уходя от его вещественной грубости. Личность как психологическое понятие связывалась прежде всего с побуждениями, хотениями и мотивами человека, однако они мыслились оторванно от всякой материальности субъекта, который как источник и носитель этих побуждений представлялся абстрактной точкой, таинственным нeчто, неуловимым ничтo.

Проблема «тела» вошла в европейскую культуру в начале ХХ в. Одновременно родились новые социальные и художественные практики, нацеленные на культуру тела, эксперимент с движением, изучение телесной выразительности [11]. Сдвиг в философской парадигме состоял в том, что наряду с изучением рефлексивных параметров сознания философия стала рассматривать Бытийные Параметры последнего. Человек присутствует в этом мире не только рационалистически-рассудочно, но и заинтересованно-страдательно, что и составляет полноту его бытия и сознания.

Одним из первых в философии о телесности Я заговорил Л. Фейербах: «Тело входит в мою сущность, тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность» [15; 186]. Категории жизни, воли к жизни, воли к познанию, жизненного потока, практики входят в философию через работы А. Шопенгауэра,

63

29.09.2012


62

2


А. Бергсона, Ф. Ницше, К. Маркса, М. Хайдеггера, подчеркивавших целостность человеческого бытия, факт присутствия человека-в-мире, тотальность его существования и синкретическую неразличимость внешнего и внутреннего.

Особое развитие проблема уже собственно телесности личности получает в философской антропологии, где ставится вопрос о роли телесного в формировании идентичности и о формировании самой телесности, «тела» личности. Так, рассматривается значение «жеста», идущего от Другого, в возникновении самого феномена личности человека. Согласно М. Буберу, человеческое Я имеет ответный характер: это «ты», сказанное мне другим человеком, а указывание пальцем водящего — это древний эквивалент слова «ты», которое отдается во мне как Я [2].

М. Мерло-Понти указывает на роль движения в формировании идентичности: первоначальное Я не выводится из структур идеального сознания, оно телесно живет во мне, раскрываясь в тех инициативах, на которые Я способно; живое тело — это центр, откуда исходят смысловые интенции, это место, которое занимает только Я. Базой интенциональности выступает движение человека (цит. по [8]).

В отечественной философской традиции разработку понятия телесности личности находим у М. М. Бахтина. Сознание и жизнь для М. М. Бахтина тождественны, анализируются в одних и тех же категориях: диалогическая природа сознания, диалогическая природа самой человеческой жизни. «Жизнь по природе своей диалогична, — пишет М. М. Бахтин. — Жить — значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни, в мировой симпосиум» [1; 318]. Философия М. М. Бахтина носит векторный характер: направленность или устремленность к диалогу, личностности и незавершенности существования личности противостоит отношениям, овеществляющим, как бы завершающим или заканчивающим проект человека: «Полное овеществление образа человека, пока он остается образом, невозможно. Но, давая “объективный” социологический (или иной научный) анализ этого образа, мы превращаем его в понятие, ставим его вне отношения “Я — другой” и овеществляем его» [1; 319].

Таким образом, в философии был осуществлен переход к бытийным характеристикам сознания, раскрыта диалогическая и семиотическая обусловленность формирования «тела» личности, описана феноменология восприятия собственного Я в пространственных и телесных координатах.

Однако для психологии по-прежнему оказывается малодоступным целостное изучение психического вне различения внешнего и внутреннего. Несмотря на установки и достижения культурно-исторического подхода, в психологии по-прежнему доминируют интроспекционистские представления о сознании как о внутреннем опыте; сознание не рассматривается как реалия жизни.

О необходимости расширения представлений о «субъективности» как предмете психологии пишут В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили в методологических статьях, намечающих перспективы развития психологии. Авторы указывают, что «сознание, психические интенциональные процессы с самого начала привлекаются к анализу не как отношение К Действительности, а как отношение В Действительности» [7; 117]. Антиредукционистский пафос выражен в описании психической реальности как особой «живой» формы бытия: «И если голова (мозг) и мир будут-таки в конце концов описаны с предельно возможной детализацией в физических (физико-химических) терминах в реальном пространстве и времени, то психическое все равно окажется особым срезом и

29.09.2012


62

3


Аппарата отражения (мозга) и отражаемых в нем состояний и объектов мира, не сводимым ни к тому, ни к другому и живущим в квазипредметном измерении

64

Бытия» [7; 119]. Предлагается подход к субъективно-психическому как к «телесному органу», как к «некоторому квазипредметному образованию, описываемому с привлечением фундаментальных категорий как предметно-смысловых, так и пространственно-временнЫХ» [7; 120]. Пространственно-временнЫЕ свойства психического обычно скрыты от самонаблюдения, хотя используются и определяют жизнь субъекта, в том числе могут служить неосознаваемым источником эмоций, фобий, галлюцинаций, в целом рефлектируемых слоев психического. Пространственно-временнЫЕ квазивещественные конструкции обладают и порождающей силой.

Телесность личности, на наш взгляд, может рассматриваться как квазипредметная реальность, не совпадающая с анатомическим телом, с одной стороны, а с другой — служащая базой, порождающей конструкцией для смысловых интенций субъекта, которые присутствуют в его деятельности и отражаются в сознании. Парадокс состоит в том, что «тело» личности выходит за пределы тела в его физикалистском понимании и одновременно укоренено в моторных и аффективных схемах поведения.

Можно представить ряд превращений и трансформаций, из которых складывается сложная реальность телесности личности.

Во-первых, это переход от непроизвольных эмоциональных реакций к первичным базовым схемам движения, отражающим и собственную схему тела, и различные способы организации движения в пространстве. Этот, как правило, мало осознаваемый пласт психической жизни тем не менее через ряд символизаций может определять структуру переживаний личности, а моторные параметры, пространственные и временнЫЕ характеристики движения становятся параметрами «пространства переживания», или «пространства», «тела» личности. Достаточно вспомнить, как эти процессы нашли свое отражение в языке, чтобы понять, о чем идет речь: мы «стоим на своем» или говорим, что у человека есть «стержень», имея в виду наличие у него принципов, своей позиции, или «собираемся в комок», когда речь идет о необходимости приложить волю; наоборот, «растекаемся» — когда теряем цель; даже обозначение частей тела, насколько оно отражено в языке, выдает историю происхождения названий как следствия процесса символизации некоторых возможных ритуальных практик (см., например, [3]).

Кстати, наше физикалистское, анатомическое восприятие тела есть процесс вторичных символизаций, строящих образ тела в соответствии с научной картиной мира. Как указывает ряд авторов, физикалистский образ тела построен как калька с мертвого тела, а «естественнонаучный, вправленный в физиологию высшей нервной деятельности и анатомический атлас канон тела является вторичным фактором семиотизации, которой мы обучаемся в длительном процессе нашего становления-образования» [5; 59].

Таким образом, через движение могут прорабатываться аффекты, и соответствующие моторные схемы могут лежать в основе переживаний Я, смысловых интенций человека. Картина не будет полной, если мы не укажем еще один процесс переходов — образов в моторные схемы движения. Анатомически и физиологически тело человека допускает такую степень свободы движения, что предполагает обучение движению и поведению вплоть до самого способа поддерживать тело в пространстве. Одновременно такая свобода допускает пластичность телесной организации человека, которая выражается в способности быть кем-то и даже чем-то. Пластичность — это не гибкость суставов, а

29.09.2012


62

4


Принципиальная готовность к перестройке самого состава движения, структуры движения, возможность подчинять его За мыслу И Образу. Целостные образы, которым сознательно или бессознательно подражает человек, формируют, точнее сказать, формуют, придают «форму» телу человека, что выражается в способе себя держать, в особенностях осанки, характере

65

Движения и др. Так, в детстве ребенок осваивает этот механизм, принимая на себя различные роли в играх и танцах. Взрослый же человек оказывается «вписанным» в сложный культурный «космос», который его окружает и структурирует: это и пространство архитектуры, ландшафта, костюма, предметов быта и т. п., по образу и подобию которых человек строит свое «тело». Каждый предмет быта или характерный костюм предполагает освоение специфических моторных схем поведения, так же, впрочем, как и тип жилища и др.

Текуче-сущностная природа телесности раскрывается также в движении от Схем общения К образу Я. Само представление о внешнем образе и об идентификации с ним рождается вследствие того, что мы начинаем на себя смотреть глазами другого человека, со стороны, в зеркало. Присвоение себе этого образа проходит сложный путь, в том числе от использования внешних атрибутов поведения для презентации себя другому до поиска образа «тела» (внешнего образа) как образа личности.

Обращаясь к эмпирическим исследованиям телесности личности, следует указать на те немногочисленные, но уникальные работы по описанию моторных компонентов личностных установок и отношений, которые были проведены в отечественной психологии. Несмотря на особый интерес к движению и разработке, в том числе экспериментальной, теории деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и другие), речь в этих работах идет только о раскрытии деятельностной природы когнитивных процессов. В физиологии активности Н. А. Бернштейна описана структура и динамика живого движения. Как пишет В. П. Зинченко: «В нем выделены волны и кванты, показано наличие чувственной ткани, фоновой рефлексии. Однако все еще не преодолен предрассудок, что живое движение несет лишь утилитарные функции исполнения» [7; 184]. Таким образом, можно строить лишь гипотезы о роли движения в мотивационной динамике индивида, в становлении личности. Тот же автор указывает, например, что «чувствительность к возможностям выполнения моторного акта есть основание начальных форм становления самости и более поздних форм самоидентификации индивида» [7; 182].

В классическом исследовании, проведенном А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и другими на материале восстановления движения после ранения, раскрывается строение произвольного двигательного акта, выражающее реальное единство психологического и физиологического в движении. Авторы так характеризуют свой подход к произвольному движению: «Другой подход к произвольному движению, далекий от понимания роли психики как некоего особого фактора, вмешивающегося в движение, выделяет в качестве решающего момента, от которого зависит осуществление произвольного двигательного процесса, особенности его собственного строения. Последнее же стоит в связи с тем, совершается ли данное движение в системе координат собственного тела или же в системе внешних пространственных координат, определяется ли его координация свойствами предмета, на который оно направлено, или особенностями орудия, диктующими приемы действия с ним» [10; 12]. Удалось экспериментально продемонстрировать зависимость

29.09.2012


62

5


Эффективности движения (в данном случае речь шла об объеме движения — высоте, на которую человек после ранения способен поднять руку) от характера поставленной задачи: казалось бы, движение было необходимо выполнить то же самое, но менялась цель этого действия. Это означает, что для испытуемых движение не было тем же самым: изменялись реальные показатели движения и его состав. Кроме того, было убедительно показано, что движение определяется не только целью действия, но и отношением к нему больного. От первого зависит то, чтó представляют собой данные движения, от второго — какой они имеют общий характер, как протекают. Например, установка больного на дефект извращает движение и снижает его объем в условиях

66

Задач с предметной целью. Важно также, что моторные характеристики отношения человека к действию представляют собой установочные моменты самого движения, выражающие готовность к совершению определенного действия: разворот тела, поза, подготовительные движения, дополнительные движения, не связанные с логикой задачи. В последующих работах А. В. Запорожец данные характеристики движения, выражающие характер протекания действия, обозначает как познотонические компоненты моторики (см. [5]). В работе же 1945 г. А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец вводят понятие «внутренней моторики» для обозначения так называемых резервных, часто нереализуемых или реализуемых своеобразно компонентов движения. «Внутренняя моторика» опирается на проприоцептивные ощущения и придает действию пристрастность, направленность, в которой выражается отношение человека к тому, что он делает.

В более ранних исследованиях, проведенных в 1930-х гг. О. В. Протопоповой, только сейчас частично опубликованных, речь напрямую идет о выделении моторных типов в их соотношении с характерологическими личностными типами. Единицей анализа выступает целенаправленное действие; только внутри целостного поведения можно выделить и понять «движения-знаки» — движения, избыточные для достижения цели, не имеющие задачи непосредственного воздействия на среду. Направленность этих движений носит иной психологический смысл. Как пишет О. В. Протопопова: «Исследование показало, что движения-знаки, не имеющие задачи непосредственного воздействия на материальную среду, производятся ребенком или по отношению к другому человеку, или по отношению к неодушевленному предмету, но для другого человека, или по отношению к самому себе» [13; 694]. Для понимания подхода автора во всей его теоретической значимости, на наш взгляд, важно подчеркнуть, что имеется в виду не искусственный или, наоборот, некий врожденный язык тела, а движения, имеющие в контексте целостного поведения психологический смысл и конкретную целевую направленность. Действие происходит в пространственном силовом поле, где для достижения цели приходится преодолевать препятствия, где приходится выбирать, где цели могут привлекать и отталкивать, где складываются сложные отношения общения и кооперации. Из перемещений человека в пространственном поле, приближений и отходов, отворачиваний и обращенности, возможных колебаний и складывается моторный рисунок поведения, отражающий и выражающий отношение человека к цели и к самому себе в связи с целью.

Собственно, можно выделить два встречающихся в исследовании способа анализа движений. Во-первых, это крупные перемещения в пространстве и рисунок этих перемещений. Все отклонения от необходимого прямого достижения цели, от прямого маршрута приобретают характер движений-знаков, выражающих отношение человека к цели. Во-вторых, это дифференцированный анализ движения различных частей тела и

29.09.2012


62

6


Выявление их динамических соотношений. Они также раскрываются в своем психологическом значении как нематериальный способ воздействия на среду, на себя и других людей. Например, «движениями рук, оторванными от непосредственного соприкосновения с материальными точками среды, ребенок повторяет те же формы действий, которые он производил, внося изменения в расположение этих точек, как бы стремится на расстоянии воздействовать на них» [13; 694].

Наиболее разработанной в эмпирическом исследовании О. В. Протопоповой оказывается идея о выделении плоскостей тела, в которых преимущественно разворачивается движение субъекта. Сагиттальная плоскость «рассекает» человека на правую и левую половины и предполагает направления движения вперед и назад. Перпендикулярно к ней расположена фронтальная плоскость, разделяющая лицевую и тыльную стороны и предполагающая направления движения вправо и

67

Влево. Между этими плоскостями под углом 450 проходят диагональные плоскости. Также можно выделить плоскости, параллельные диагональным и пересекающие сагиттальную перед туловищем.

Движения в каждой из плоскостей (сагиттальной, фронтальной и диагональной) имеют свою психологическую направленность и побуждение. Следовательно, сагиттальность раскрывается как устремленность к одной цели. Напротив, расширение движений во фронтальной плоскости тормозит движение вперед, в движении во фронтальной плоскости выражается сама личность, хотя раскрывается при этом не гибко, статично. Открытые диагональные движения, направленные от сагиттальной плоскости, трактуются как устанавливающие «равнодействие» во взаимоотношении личности со средой (средой, понимаемой очень широко, в том числе как сфера общения). Закрытые диагональные движения, пересекающие туловище, как бы символически разрывают отношения личности со средой и буквально отрезают действующую личность от другой личности, от мира.

Выделенные на основе наблюдения за поведением детей на музыкально-двигательных занятиях психомоторные типы выражают сложившуюся систему отношений, характерную для ребенка глубинную структуру взаимодействия с миром. Найденные моторные характеристики как бы пронизывают всю фактуру движения ребенка и определяют способы выполнения конкретных действий.

Как в исследовании по восстановлению движения после ранения, так и в исследованиях О. В. Протопоповой на материале музыкально-двигательных занятий реализуется деятельностная методологическая парадигма понимания и изучения телесности личности. Это означает, что телесность проступает как текуче-сущностный феномен, раскрываясь в интенциональных актах — направленных движениях субъекта.

Наоборот, субстанциональный подход приписывает телу в целом и его частям некие «психологические» смыслы и значения. Отношения между телом, телесными проявлениями и приписываемыми значениями здесь прямые и линейные. При всем многообразии «языков тела» нельзя не отметить присущий таким подходам механицизм, линейный детерминизм и склонность к овеществлению феноменов человеческой субъективности. Так, в телесноориентированном психоанализе язык и понятия классического психоанализа (и так достаточно метафорические) непосредственно проецируются на тело человека, в результате чего последнее определенным образом картографируется и означается (см., например, [10]). Так, поверхность тела связывается с функцией сознания, более глубокие слои тела — с подсознательными и бессознательными

29.09.2012


62

7


Инстанциями психики и т. п.

Сложный и культурно-опосредствованный процесс, стоящий за подобными практиками интерпретации тела и телесных проявлений, вскрывается в ряде философских и психологических исследований [14], [16].

Так, М. Фуко анализирует историю клинического мышления, способов постановки диагноза и представлений о болезни. Болезнь оказывается чем-то невидимым, что имеет, тем не менее, видимые проекции на тело человека и отдельные его проявления [16].

Изучая внутреннюю картину болезни, представления человека о болезни и ее телесном проявлении, А. Ш. Тхостов на основании экспериментальных данных показывает, что «телесное страдание (болезнь) необходимо рассматривать не как натуральное дефицитарное состояние, но прежде всего как предмет овладения-социализации, внутреннюю картину болезни как семиотическую систему, а телесное интрацептивное ощущение как сложную текстовую, знаково-символическую структуру, а не простое возбуждение интеррецепторов» [14; 267].

В нашем эмпирическом исследовании мы опирались на деятельностную парадигму понимания телесности и изучали

68

Движение взрослых людей на различных музыкально-двигательных занятиях (музыкальное движение, школа движения по системе Л. Алексеевой). Данные музыкально-двигательные занятия при их существенных различиях направлены на создание целостных ситуаций переживания музыки в движении, в них отсутствует механическая тренировка отдельных групп мышц, движение подчиняется музыке, создает некий образ переживания музыки. Способы организации движения человеком в таких ситуациях проступают особенно ярко, не будучи «замаскированы» специально отработанными формами движения. Данные ситуации позволяют выявить в движении и характер отношений человека к музыке, к другим участникам процесса, к самому себе.

Надо еще раз подчеркнуть, что несмотря на некоторую предысторию вопроса, сама идея выражения в моторике отношений личности является как теоретически мало проработанной, так и эмпирически неизученной. Поэтому нашей первой Задачей Было выделение целостных моторных характеристик, которые могли бы интерпретироваться как установки к совершению определенного поведения и лежать в основе соответствующих структур переживания.

МЕТОДИКА

Группа из трех-четырех экспертов оценивала телесно-двигательные особенности 28 взрослых здоровых испытуемых в возрасте от 20 до 60 лет, имеющих разные профессии и род деятельности. В процессе различных двигательных занятий производилась видеозапись движения испытуемых. В качестве экспертов выступали педагоги-практики в области выразительного движения и телесно-ориентированной терапии. При оценке эксперты ориентировались в основном на типичные, т. е. преобладающие обыденные особенности движения испытуемых: формы стояния, ходьбы, бега. Совместно с экспертами была разработана «Экспертная карта оценки моторики». Эксперты оценивали каждого испытуемого по 20 шкалам, в каждой из которых степень выраженности признака могла варьировать от одного до четырех баллов. Первые четыре шкалы касались типа моторики: сагиттальный, фронтальный, закрыто-диагональный и открыто-диагональный.

29.09.2012


62

8


При разделении испытуемых по типам эксперты опирались на признаки, описанные в работе О. В. Протопоповой.

Кроме пространственно-плоскостных характеристик, были выделены параметры, описывающие позно-тонические компоненты моторики: состояние мышечного тонуса и активность участия центра тяжести тела в движении [2]. Мышечный тонус характеризовался как повышенный, пониженный или оптимальный. При повышенном мышечном тонусе движения становятся резкими, жесткими, напряженными; при пониженном — вялыми и недостаточно энергичными; при оптимальном — пластичными и пружинно-упругими. Центр тяжести тела может смещаться во время движения и стояния, а может оставаться статичным. При динамичном центре тяжести проекция центра тяжести смещается к концу опоры, при статичном — находится посередине опоры. Визуально можно наблюдать наклон оси тела в сторону движения при динамичном центре тяжести, при статичном — такого наклона нет или ось резко сломлена.

Еще одна группа показателей описывала типичную для данного испытуемого направленность движения: «вовне», к миру, «внутрь» или же нейтральную отстраненность в движении.

Испытуемые также проходили тестирование по следующим психологическим методикам, направленным на выявление индивидно-личностных особенностей: опросник формально-динамических свойств человека (ОФДСИ — В. М.Русалов), опросник черт характера (ОЧХ — В. М.Русалов, О. Н. Манолова), методика исследования психологических защит (Индекс жизненного стиля Плутчика—Келлермана), Самоактуализационный

69

Тест (САТ — Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская).

Для обработки данных использовались процедуры корреляционного и кластерного анализа, входящие в статистический пакет STATISTICA 6.0.

Основная Задача Нашей работы состояла в психологической интерпретации выделенных моторных типов, а также связанных с ними моторных характеристик. Для этой цели данные психологического тестирования, проведенного по стандартизованным методикам, сравнивались с моторными портретами испытуемых.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласованность экспертных оценок моторной сферы испытуемых по выделенным шкалам вычислялась с помощью критерия α Кронбаха. По всем параметрам моторики согласованность мнений экспертов была высокой (А > 0,8). Проведенное исследование подтвердило возможность выделения на взрослой выборке испытуемых обозначенных выше моторных типов. Полученные результаты позволили расширить представление о возрастных границах моторной типологии, полученной в исследовании О. В. Протопоповой. Высокие стандартные отклонения для каждого моторного показателя, значения минимума и максимума свидетельствуют о том, что выделенные шкалы «работают», по ним можно разделить испытуемых в соответствии с особенностями их моторной сферы. Однако крайние типы встречаются нечасто. Ярко выраженными чертами сагиттальности в нашей выборке обладали 15% испытуемых, фронтальности — 11%, закрытой диагональности — 12%, свободный, открытый тип оказался представлен 3% наших испытуемых. Большинство же испытуемых были оценены экспертами как

29.09.2012


62

9


Смешанные типы, т. е. сочетающие черты, как правило, двух-трех типов. Чаще всего с другими типами сочетался свободный, или, по терминологии О. В. Протопоповой, открыто-диагональный тип моторики. Присутствие в моторике черт свободного типа, независимо от того, с каким другим типом он сочетается, является, по мнению исследовательницы, положительным явлением: отражает степень активного взаимодействия личности с миром, гибкость ее установок. Примечательно, что, по наблюдениям О. В. Протопоповой, проводившей свое исследование преимущественно на больных детях, открыто-диагональный тип, обладающий наибольшим числом степеней свободы в движении, никогда не встречается среди детей, имеющих психические отклонения. Полученные данные позволяют говорить об определенной универсальности типологического разделения моторики в соответствии с пространственными осями движения.

Другой вопрос, который нас интересовал, заключался в том, насколько структура моторного типа является однородной. По нашему предположению, каждый моторный тип характеризуется не только стержневой плоскостью, но и другими, дополнительными моторными составляющими, тесно связанными как с ведущим признаком, так и друг с другом. Исследование корреляционной связи между моторным типом и другими параметрами моторной сферы показало, что каждый из выделенных типов статистически значимо связан со своим набором моторных черт. Кроме признаков, характеризующих стержневые плоскости движения, в моторный тип входят и другие обсуждаемые в нашем исследовании параметры моторной сферы.

Например, чем выше выставляли эксперты испытуемым баллы по шкале Открыто - диагональный Тип, тем оптимальнее оказывался у тех же испытуемых мышечный тонус, динамичнее центр тяжести и наблюдалась бoльшая обращенность движения к миру (Р < 0,01). У других типов также прослеживается закономерная связь между стержневой плоскостью движения и моторными характеристиками. Так, с нарастанием сагиттальности в организации движения становится повышенным мышечный тонус (P < 0,001), и начинает преобладать отстраненно-нейтральная направленность движения (P<0,05). У «закрытых

70

Диагоналов» (по терминологии О. В. Протопоповой) чаще встречается пониженный мышечный тонус (P < 0,001), преобладает общая направленность движения «внутрь», от мира (P < 0,001), а центр тяжести статичен (P < 0,05). Исследование взаимосвязей множества моторных переменных с помощью кластерного анализа показало, что эти переменные связаны не только с определенным моторным типом, но и между собой. Например, показатели, положительно характеризующие центр тяжести как динамичный, объединились с показателями «оптимальный мышечный тонус» и «обращенность движения к миру». В другой группе близкими между собою оказались следующие показатели: статичность центра тяжести, пониженный мышечный тонус, направленность движения «внутрь». Повышенный мышечный тонус объединился с показателем «нейтральная отстраненность движения». Таким образом, статистически доказано, что моторный тип представляет собой сложную структуру, в которой неразрывно связаны разные стороны моторной сферы человека.

Исследование показало наличие статистически достоверных корреляционных связей между моторными и психологическими шкалами (табл.).

Несмотря на то, что наиболее тесная связь моторных характеристик обнаруживается со шкалами опросника формально-динамических свойств индивидуальности (что,

29.09.2012


62

10


Возможно, наиболее ожидаемо), в общей структуре моторики отражаются и другие — характерологические, защитные, самоактуализационные особенности человека (P < 0,05). Это значит, что моторика несет информацию не только о формально-динамической, но и о содержательной стороне психической жизни. Таким образом, анализ данных показывает, что общая структура моторики отражает психологические характеристики человека.

В работе О. В. Протопоповой были выявлены устойчивые характерные черты моторной организации и связанные с ними устойчивые характерологические черты личности. Ниже для основных психомоторных типов, описанных ею, приводятся психологические портреты (в сокращенном виде), а также данные, полученные в нашем исследовании с помощью психологического тестирования.

САГИТТАЛЬНЫЙ ТИП

Мо торика. Для сагиттального типа характерна суженная параллельность движений. Ему свойственно напряженно-выпрямленное положение корпуса. Грудная клетка уплощена, плечи приподняты и сведены, стопы параллельны. Руки избегают

Таблица

Число значимых корреляций между моторными и психологическими тестовыми

Показателями

СВЯЗЬ МОТОРИКИ ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

Широких развернутых движений. Все пути кратки и прямолинейны, движения направлены вперед или назад, без отклонений в стороны. Отмечается общая инертность, склонность длительно сохранять принятое положение или неудержимо двигаться.

Психологический портрет (по О. В. Протопоповой). «Сагитталу» присуща обособленность, неуверенность в себе, сочетающаяся с высокомерием, оторванность от мира, занятость своими построениями. «Сагитталы» плохо ориентированы во внешнем мире и малообщительны, общаются преимущественно с друзьями и неохотно говорят о себе. Им свойственна резкая смена интересов и решений на противоположные. Они склонны относиться к миру с теоретической точки зрения.

Тестирование. По результатам тестов «сагитталы» демонстрируют хорошие способности к обучению, высокий интеллектуальный уровень и постоянное стремление к разнообразию форм умственной деятельности. Они спокойно относятся к неудачам, уверены в себе в процессе умственной деятельности. Эмоциональные переживания заблокированы, преобладает «умственный» способ преодоления фрустрирующей ситуации.

29.09.2012


62

11


ФРОНТАЛЬНЫЙ ТИП

Моторика. Представитель фронтального типа совершает расширенные в стороны движения. Плечи выпрямлены, грудь выпячена вперед, локти отодвинуты от туловища, руки растопырены. Ноги раздвинуты во фронтальной плоскости от бедра, стопы вывернуты наружу. Характерны походка вразвалку, укороченный и тяжелый шаг. У «фронтала» выражена тенденция к сохранению удобных, устойчивых положений при минимуме передвижений с места на место.

Психологический портрет (по О. В. Протопоповой). Расширение движений необходимо «фронталам» для самоутверждения: они хотят быть лучше всех и «больше всех». Они считают себя значительными фигурами, не умеют критически отнестись к себе и в большинстве случаев довольны собой. «Фронтал» эгоцентричен, он хочет, чтобы все вращалось вокруг него. «Фронтал» недостаточно отделяет свое Я от окружающего мира, и это нередко приводит его к спутыванию того и другого. Ему свойственны общительность и открытость во взаимоотношениях с людьми. Однако общение может принимать разные формы: от непосредственности до назойливости, от добродушной откровенности до грубой беззастенчивости.

Тестирование. По данным психологических тестов людям фронтального моторного типа присуща активность, устойчивое хорошее настроение, высокая скорость переключения с одного дела на другое. Также выражены стремление к лидерству, эгоцентризм, желание постоянно быть в центре внимания. Отмечается низкая эмоциональная чувствительность к собственным ошибкам, высокий уровень притязаний, не всегда адекватная оценка реальных возможностей.

ЗАКРЫТО-ДИАГОНАЛЬНЫЙ ТИП

Мо торика. Человеку этого типа свойственны суженные движения, как бы запертые в закрыто-диагональной плоскости. Плечи сутуло опущены, грудная клетка вогнута, локти прижаты к туловищу. Бедра сжаты, колени «связаны», стопы ввернуты. Руки избегают раскрытых движений, а при ходьбе ноги «цепляются» за пол. Положения тела часто неуравновешенны и асимметричны. Человеку данного моторного типа свойственны отсутствие покоя, общая порывистость или пассивность движений.

Психологический портрет (по О. В. Протопоповой). Чувство неуверенности, низкая оценка своих возможностей, доходящая иногда до самоотрицания, — характерные переживания «закрытых диагоналов». Именно эти чувства заставляют их сжиматься, отказываться от свободных, расширенных в стороны движений, закрывать свое тело конечностями, как будто они готовы убежать, спрятаться, исчезнуть. В общении они проявляют скрытность,

72

Ожидают уколов и обид со всех сторон. Находясь в конфликте со всем миром, они находятся в конфликте и с самими собой, осуждая и критикуя себя. Но в этом конфликте заложены и положительные стороны: неудовлетворенность служит стимулом творческой деятельности, приводит к разрушению ненужного и созданию нового. Этот психомоторный тип крайне разнообразен: на одном полюсе находим пассивность и вялость, на другом — творческую деятельность.

29.09.2012


62

12


Тестирование. По результатам тестовых методик выявлены повышенная чувствительность, ранимость, впечатлительность, внушаемость. Для людей этой группы оказались характерны слабая интеллектуальная эргичность, селективное невнимание, при этом они демонстрируют высокий уровень рефлексии и низкий уровень самопринятия, часто провоцируют конфликтные ситуации. Эмоциональная незрелость проявляется в полном совпадении собственного «Я» и ролевой позиции.

ОТКРЫТО-ДИАГОНАЛЬНЫЙ ТИП

Мо торика. Главным отличительным признаком открыто-диагонального моторного типа является живое, подвижное, свободно «расчленяемое» туловище, в котором каждая часть чутко отзывается на движение другой части и закономерно ее уравновешивает или дополняет. Людям этого типа свойственен большой диапазон движений, дающий волнообразно-диагональные отклонения от прямых путей. Посадка туловища динамична, движения рук — свободные и открытые, шаг — широкий и эластичный. Грудная клетка приподнята, плечи спокойно опущены назад, ноги не расставлены, стопы слегка развернуты. Развиты противодвижения (одновременное движение разных частей тела в противоположных направлениях). В целом, людям этого типа свойственна общая активность и динамичность.

Психологический портрет (по О. В. Протопоповой). Одной из главных черт людей этого типа является их обращенность к миру и связанные с ней общительность и инициативность. Для них характерны широта и разнообразие интересов, богатство личных взаимоотношений и связей, стремление к работе в коллективе. Быстрота ориентировки в разных жизненных ситуациях, находчивость сочетаются со стремлением к усовершенствованию каждого действия, с отношением к делу как к искусству. Люди этого типа столь же теоретики, сколь и практики. Они хорошо планируют и последовательно осуществляют свои действия. Этот тип обладает множеством подтипов.

Тестирование. По данным психологического обследования, люди данной группы проявляют инициативность и независимость. Им присущи высокая скорость в различных видах активности, высокий уровень интеллектуальных возможностей, стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, высокий уровень самоактуализации.

В исследовании были получены достоверно значимые связи психологических портретов не только с целостными моторными типами, но и с отдельными моторными характеристиками. Например, одним из наиболее информативных моторных показателей оказался показатель центра тяжести. Его положение достоверно связано почти с половиной психологических шкал (P < 0,05). Его динамичность, статичность, устремленность или отставание указывают на наличие или отсутствие исследуемых нами психологических качеств. Выявлены корреляции формально-динамических характеристик (во всех трех сферах — психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной) с показателем общей адаптивности, с рядом черт характера, с такими видами психологической защиты, как застревание, регрессия, отрицание, вытеснение, и с такими шкалами САТ, как самопринятие и синергия.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о психомоторной организации личности как целостном феномене. Полученные данные расширяют

73

29.09.2012


62

13


Представление о возрастных границах моторной типологии, полученных в исследовании
О. В. Протопоповой. Обнаруженные статистически достоверные связи между моторными
и психологическими особенностями позволяют сделать вывод о психологической
информативности выделенных нами моторных показателей. В общей структуре моторики
отражаются индивидно-темпераментальные, характерологические и

Самоактуализационные черты личности. Доказано, что структура моторного типа не однородна: кроме признаков, характеризующих стержневые плоскости движения, туда входят и другие параметры — состояние мышечного тонуса, характеристика центра тяжести, общая направленность движения.

Рассмотрим особенности выделенных показателей. Так, способность к переносу центра тяжести движения, его динамичность/статичность, является не элементарным или отдельным двигательным актом, а представляет собой сложную комбинацию и координацию движений практически всех основных «рычагов» человеческого тела. Неспособность к переносу центра тяжести, которую мы наблюдаем, например, у больных аутизмом, является нарушением координации, трудностью в управлении равновесием при поддержании вертикального положения тела, а не патологией отдельных мышц. Это относится и к другим выделенным показателям, которые можно было бы назвать функциональными системами, или схемами движения всего организма.

Данные показатели отражают непроизвольные уровни организации движения и плохо осознаются субъектом. Тем не менее мы высказываем предположение, что базовые ментальные структуры, их пространственно-временные характеристики связаны с моторными схемами поведения человека.

Выделенные параметры являются целостными характеристиками моторики человека и выражают намерение субъекта, его подготовку к определенным действиям. Даже если намерения не реализуются или совершаются совсем другие действия, эти показатели свидетельствуют о глубинных личностных установках и интенциях субъекта. Можно вспомнить слова Л. С. Выготского о движениях человека как иероглифах человеческой письменности, которые можно научиться понимать и читать.

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

2. Бернштейн Н.А. Избр. психол. труды. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО

«МОДЭК», 2004.

3. Бубер М. Я и Ты. // Квинтэссенция: философский альманах. М.: Политиздат, 1992. С. 294—370.

4. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 2004.

5. Запорожец А. В. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1986.

6. Зимовец С. К семиологии тела (фрагменты из книги) // Архетип. 1995. № 2. С. 59—67.

7. Зинченко В. П. Гетерогенез творческого акта: непроизвольный вклад когнитивной психологии и

Психологии действия // Точки. 2006. № 1—2. С. 153—196.

8. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопр.

Филос. 1977. № 7. С. 109—125.

9. Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности (философские очерки). Ижевск: Издво

Удмуртского ун-та, 1993.

10.Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. М.: Советская наука, 1945.

11.Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М.: Изд. фирма «Компания ПАНИ», 1996.

12. «Московское действо». Буклет V Международного фестиваля аутентичного музыкально-
театрального искусства. М., 2005.

13. Протопопова О. В. Моторика и психоортопедия // Психология аномального развития ребенка:

Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. Т. 2. М.: ЧеРо: Высшая школа: Изд-во МГУ, 2002. С. 687—729.

14. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.

29.09.2012


62

14


15. Фейербах Л. Избр. философ. произв.: В 2 т. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955.

16. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.

Поступила в редакцию 23.Х 2007 г.

29.09.2012


74

74