ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП

Н. А. НИЗОВСКИХ

Представлены результаты сравнительного анализа жизненных ориентаций, выявленных в двух исследованиях на выборке студенток авторским методом ретроспективной анкеты установок. Ключевые слова: Жизненные принципы, жизненные ориентации, психосемантика.

Жизненные принципы человека относятся к феноменам обыденного сознания. С древности сознательное следование принципам связывалось с ценностью и значимостью личности. Апулей, к примеру, говорил, что «не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь» [1; 28]. И. Кант полагал, что иметь характер — значит «обладать тем свойством воли, благодаря которому субъект делает для себя обязательными определенные практические принципы» [5; 385].

Как психологическое явление жизненные принципы представляют собой некоторые ценностные суждения, идеи, избранные личностью в качестве руководящих. На необходимость учитывать в характеристике личности ее «идеологию» (идеи, применяемые в качестве принципов) указывал С. Л. Рубинштейн [12; 123]. В. С. Мухина высказывает убежденность в том, что человек может проявлять себя как личность, «только определив для себя позицию отношения к социальным ожиданиям, к религии и идеологии своего времени, только определив свое место в ценностях Великого поля общественного сознания» [8; 237].

Особая роль идеи в жизни личности определяется тем, что в ней, по мысли Л. С. Выготского, выражается «аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее», и семантический анализ идей как динамических смысловых систем позволяет «раскрыть прямое движение от потребности побуждений человека к известному направлению его мышления и обратное движение от динамики мысли к динамике поведения и конкретной деятельности личности» [4; 22]. Идеи, служащие жизненными принципами человека, определяют не только поведение и конкретные виды его деятельности, но и течение его жизни в целом, его развитие.

Возможны различные методологические и методические подходы к изучению феномена жизненных принципов. Психосемантический подход, развиваемый в отечественной психологии В. Ф. Петренко [11], может быть применен как для исследования жизненных принципов отдельного человека [10], так и для анализа ценностных ориентаций различных социальных групп. Личность он понимает и исследует субъектно, как «некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов», производных от деятельного бытия человека в мире. Это дает основания применить подход В. Ф. Петренко к изучению феномена жизненных принципов, назначением которых в самом общем виде является руководство человеком собой и своим развитием на основе своих представлений о мире. Другим основанием для реализации психосемантического подхода к изучению жизненных принципов человека служит то, что психологическим субстратом правил жизни являются развернутые речевые высказывания,

74

29.09.2012


Являющиеся подлинными носителями значения (Л. Витгенштейн).

Возможность анализа жизненных принципов при изучении ценностных ориентаций социальных групп обусловлена тем, что в жизненных принципах людей, включенных в ту или иную общность, представлены их установки, верования, принятые обществом взгляды, мнения, стереотипы, заданы некоторые способы и формы поведения. Правила жизни отражают способы совместной жизни людей внутри своего сообщества и вне его. Поиск таких способов ведется на протяжении всей истории человечества и в наши дни приобретает особую актуальность. Как отмечали В. П. Зинченко и Ю. М. Жуков в предисловии к книге Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», представленная в личных правилах житейская мудрость является составной частью общечеловеческой культуры и как всякая составляющая культурного наследия нуждается в изучении и систематизации.

В данной статье приводится сравнительное описание результатов двух исследований жизненных принципов студентов, проведенных с применением авторской методики ретроспективной анкеты установок.

МЕТОДИКА

Методика «Ретроспективная анкета установок» является анкетой открытого типа, в которой испытуемым предлагается записать принципы (правила) своей жизни, указать приблизительно возраст, в котором было сформулировано каждое правило, источник его возникновения, оценить (в баллах) следование этому правилу в реальной жизни.

Инструкция: «Каждый человек в своей жизни руководствуется определенными правилами. Эти правила (жизненные принципы, установки) приходят к нам разными путями. Одни установки дают родители, близкие люди, учителя. Например, в детстве ребенку говорят: “Нельзя брать чужое”. Другие установки мы извлекаем из книг, телепередач, песен, стихов или формулируем сами, опираясь на свой жизненный опыт, например, “Не позволяй душе лениться” или “Не верь мужчинам!” У каждого человека свой набор таких жизненных принципов.

Ретроспективная анкета установок

Сейчас вам предстоит вспомнить и записать в анкете свои принципы. Всего их приблизительно 15. В графе “№” отмечается порядковый номер установки. В графе “Возраст” укажите тот возраст (приблизительно), в котором вы стали руководствоваться данной установкой. Хронологию при этом можно не соблюдать. В графе “Источник” отметьте, кто дал вам такую установку или откуда вы ее извлекли. В графе “Установки” записываются принципы (правила жизни). В графе “Следование” запишите оценку по десятибалльной системе того, насколько вам удается следовать данной установке в реальной жизни (0 — никогда, 10 — практически всегда). В графе “Примечание” можно что-то пояснить. Особенно желательны пояснения для многозначных выражений типа “Не два гриба на одну ложку!”. Хорошо, если вы поясните, о чем идет речь: о деле, о мужчинах и т. д. Это поможет при обработке и интерпретации анкет. В заключение подчеркните

29.09.2012

2


73

3


75

Три самые значимые для вас установки. Благодарю вас! Надеюсь, вам интересно будет работать с анкетой!»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование с применением ретроспективной анкеты установок было проведено в 1992—1994 гг. на факультете дошкольного воспитания Кировского государственного педагогического института (в настоящее время — Вятский государственный гуманитарный университет). Второй раз исследование было предпринято в 1998—2002 гг. также на факультете дошкольного воспитания данного университета. Подчеркну: второе исследование проводилось на том же факультете ВятГГУ, но на другой выборке; из испытуемых, привлеченных ко второму исследованию, никто не участвовал в первом исследовании.

Анкетирование проводилось в группе. Все респонденты принадлежали к женскому полу. Число и возрастной состав участников представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристики исследуемых выборок

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В анкетах, собранных в ходе двух исследований, содержалось в общей сложности 8716 суждений. При классификации суждений в первом исследовании выделилось семь, а во втором — восемь разделов. Как видно из табл. 2, имеется значительное сходство структур жизненных ориентаций респондентов в двух исследованиях.

Таблица 2

Распределение ценностных суждений по разделам

29.09.2012


ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП

76

Обнаружилось также сходство структуры жизненных ориентаций наших респондентов с содержанием программы исследования личности в ее отношениях к среде, составленной А. Ф. Лазурским [6; 130—131]. Сходство структур жизненных ориентаций наших респондентов и содержания программы исследования личности А. Ф. Лазурского отражает, по-видимому, некоторые закономерности организации индивидуальной жизни современного человека. Данное сходство интересно тем, что получены эти результаты разными способами. В нашем исследовании структуры разделов выявились эмпирически в ходе классификации жизненных принципов участников исследований. А. Ф. Лазурский пользовался, по его словам, «теоретическими соображениями», «случайными воспоминаниями», материалами «из наблюдений над живыми людьми, из литературных характеристик, биографий и т. п.», а также материалами «из литературы наук, относящихся к соответствующим областям жизни» [6; 129].

После определения разделов внутри каждого из них выделялись инварианты ценностей; идентичные или близкие по смыслу суждения объединялись в группы. Например, в исследовании 1992—1994 гг. жизненный принцип респондентов «хорошо (старательно, прилежно, как можно лучше) учиться» встретился в анкетах 70 раз, а в исследовании 1998—2002 гг. — 75 раз. В результате классификации и содержательного анализа принципов была получена система биполярных (содержащих в себе оппозицию) и униполярных (не содержащих оппозиции) конструктов.

Таблица 3

Число и вид конструктов по годам исследования

29.09.2012

4



ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП

Следует принять во внимание, что число конструктов могло бы быть иным за счет дробления некоторых из них на более мелкие, объединения мелких конструктов в более крупные, выделения новых конструктов. Приведем пример одного конструкта из раздела «Отношение к себе».

1992—1994 гг.: Быть активной, целеустремленной, иметь достижения, не останавливаться на достигнутом (65). « Не быть честолюбивой; не стремиться завоевать место в обществе; жить тихо, не высовываясь (13).

1998—2002 гг.: Быть активной, целеустремленной, иметь достижения; найти свое место в жизни; не останавливаться на достигнутом (98). «Чтобы оставили в покое; главное — не победа, а участие; уметь проигрывать (7).

Содержание и динамика некоторых конструктов, выявленных в двух исследованиях, были следующими.

Отношение к себе. От первого ко второму исследованию в жизненных принципах

Испытуемых усилилась ориентация на проявление активности, целеустремленности,

12 Стремления к достижениям (65«13; 98«7 ). Почти в одинаковых пропорциях в первом и

Во втором исследованиях представлены ценности «Быть самостоятельной, жить своим умом,

Иметь свое мнение» (106«18; 93«18) и

77

«Быть сильной, уверенной в себе, во всем полагаться на себя» (113«2; 116«2).

Возросло количество суждений, отражающих ориентацию испытуемых на аутентичность и самоценность (86«16; 123«27). Новыми во втором исследовании явились ценности «Любить себя» и «Уметь показать (проявить) себя». Принцип «Любить себя» во втором исследовании сформулировали 30 испытуемых, тогда как в первом исследовании было только одно суждение подобного рода. По всей вероятности, усиление принципа «Любить себя» стало реакцией на снятие табуирования личности в обществе.

Значимо выражено (хотя в первом исследовании было ниже, чем во втором) число ценностных суждений, связанных с долженствованием, чувством ответственности и дисциплинированностью (111«4; 74«3). Значительно представлены в жизненных принципах испытуемых стремления к организованности и рациональному использованию времени (133«1; 134«2). Более выраженной ко времени второго исследования стала ориентация на то, чтобы «Быть реалистичной, осторожной, не рисковать, учиться на ошибках» (57«13; 95«4).

Несколько уменьшилось стремление испытуемых к проявлению сдержанности (117« 65«5), скромности (48«3; 38), (24«1; 8«1), целомудренности (34«2; 9«2). Снизился удельный вес суждений, отражающих потребность быть красивыми и иметь безупречный внешний вид (55↔3; 35↔3). Представленные конструкты в совокупности могут свидетельствовать о преобладании у респондентов ориентаций маскулинного типа.

Сохранилось стремление испытуемых к познанию и совершенствованию себя (32«

29.09.2012


73

6


44«1). Вместе с тем уменьшилось число суждений, отражающих стремление контролировать и развивать отдельные психические качества (36«1; 15).

В обоих исследованиях выявлено значительное число правил, содержащих требование опрятности и аккуратности (156; 94«1). Следует признать, что, проводя первое исследование, автор проявляла некоторое пренебрежение к данным обыденным принципам. Со временем стало ясно, что за чистотой, опрятностью, порядком стоят совершенно экзистенциальные вещи, такие как гармония, смысл, свобода. Показательны в этом отношении следующие суждения испытуемых: «Порядок в доме — порядок в душе», «Порядок в доме — порядок в жизни». Стремление к поддержанию чистоты и порядка, по мысли М. К. Мамардашвили, «в малости своей содержит всю картину особого отношения человека к самому себе» [7; 374].

Ярко выражена и значимо усилилась ко второму исследованию установка респондентов на сохранение здоровья и поддержание здорового образа жизни (103; 146). Заметим, что данный конструкт не содержит оппозиции ценностей: никто из опрашиваемых не ставил целью ухудшать свое здоровье.

Отношение к другим людям. Если отношения к себе касается примерно треть ценностных суждений, то отношение к другим людям отражено почти в каждом втором жизненном принципе респондентов. Обобщенное отношение к другому человеку представлено ценностями: видеть в другом человека, уважать проявления его индивидуальности, не оценивать по внешности, считать главным в человеке его внутренний мир, душу, видеть в людях хорошее. Противоположны такому взгляду утверждения о том, что все люди эгоистичны и нечестны. Данный конструкт остался неизменным не только содержательно, но и в количественном отношении (54«5; 51«3).

Следующий конструкт содержит оппозицию ценностей «верить» — «не верить людям», причем соотношение позиций веры и недоверия по отношению к другому человеку отнюдь не в пользу первой (10«123; 6«120). Э. Шостром ассоциирует недоверие по отношению к людям с цинизмом и приписывает его манипуляторам, тогда как доверие считает атрибутом жизненной позиции

78

Актуализатора [13; 35]. Р. Мэй, напротив, недоверие между людьми признает необходимым, подчеркивая, что отсутствие способности испытывать подозрение или недоверие следует рассматривать как трагическую слабость характера, поскольку способность к недоверию нужна «для понимания как нашего современного мира, так и внутреннего демонического мира человека» [9; 70].

Позиция недоверия в отношениях с людьми может вступать в противоречивые отношения с конструктом, в котором отражается стремление респондентов быть добрыми по отношению к другим людям, любить их, помогать им, заботиться о них (259«8; 241«21).

Значимо представлены в жизненных принципах испытуемых ценности общительности (98«8; 104«8); воспитанности, хороших манер (115; 134). Стремления в сфере общения представлены ценностями терпимости (143«10; 108«12) и дружбы (108«1; 114«11). Интересно, что во втором исследовании более выраженным стало критическое отношение к дружбе, представленное суждениями «не вполне доверяй друзьям», «не имей близких подруг», «друзей нет, есть лишь одни попутчики».

Общее число суждений, определяющих морально-нравственные ориентиры испытуемых, во втором исследовании уменьшилось: если в первом исследовании такие суждения в общем массиве составляли 10,17 %, то во втором — 8,08 %. Морально-нравственные ценности

29.09.2012


73

7


Обобщенного характера представлены стремлениями испытуемых «жить в согласии со своей совестью», «не изменять нравственным принципам», «соблюдать моральные нормы» в противовес ценностям «не мучиться угрызениями совести», «уметь вертеться», «быть наглым» (33«43; 17«14).

Конкретные моральные заповеди в жизненных принципах испытуемых выражены в большей степени. Представим их в иерархическом порядке: «Быть честным, правдивым, не лгать» в оппозиции к ценностям «Быть похитрее», «Ложь допустима», «Возможна ложь во спасение» (144«11; 139«10); «Не укради» (138; 98«1); «Не завидовать, не быть жадной» (38; 29«1); «Быть справедливым, не судить, не сплетничать» (35; 28); «Не предавать, не доносить» (6; 1); «Не убий, не навреди» (1; 9). Заповедь «Не прелюбодействуй» представлена одним суждением во втором исследовании.

В качестве жизненных принципов испытуемые имеют не только позитивные ценности. Некоторыми сознательно принята ориентация на нечестность, эксплуатацию и т. д. Об этом свидетельствуют суждения типа «Лгать надо обязательно уметь», «Другие — лишь средство для моего существования», «Держи камень за пазухой», «Ничего не делая, можно прекрасно жить за счет других», «Не выполнять обещания» и т. д. Понятно, что в силу социальной желательности негативно заряженные ценности не могли обнаружиться в полном объеме.

Отношение к родителям, родным, близким. Ценности любви и уважения к родителям (127«1; 105«5), близким и родным (24; 99), старшим и младшим (117«1; 97) выражены значительно и составляют второй по мощности конструкт после ценностей «Быть добрым», «Творить добро», «Не делать людям зла». Если присоединить к нему уже описанные конструкты, содержащие требование не делать и не желать людям плохого, не обижать их (95«1; 73«3), то мы получим наиболее выраженную ориентацию респондентов.

Ценность собственной (не родительской) семьи представлена также в основном позитивными установками. По отношению к семье в целом — это стремление «Создать дружную семью, жить в любви и согласии, сохранять спокойную атмосферу» (30«2; 23); по отношению к мужу — «Любить мужа, хранить ему верность; жить с мужем дружно, уступать ему и уважать его; основывать отношения с ним на доверии, равноправии, “делать мужа” самой» (45«2; 29«3); по отношению к детям — «Быть хорошей матерью, жить для детей, любить и беречь их, сделать счастливыми,

79

Развивать, воспитывать» (74; 67«2). Содержательно ценности данных конструктов от первого ко второму исследованию остались почти неизменными, но общий объем составляющих их суждений несколько уменьшился. Большинство конструктов содержат оппозицию ценностей, например: «Жить для детей» ««Дети лишь часть жизни».

Ценностные ориентации в сфере организации домашнего хозяйства сводятся к тому, чтобы «Быть хорошей (умелой, бережливой, практичной) хозяйкой» и «Заботиться о материальном благополучии семьи» в противовес единичным суждениям «Бросить хозяйство, пожить для себя» и «Не проводить много времени на кухне» (51«1; 40«1). Ценность «Быть хорошей хозяйкой» в обыденном сознании не соотносится с высоким и часто воспринимается как нечто приземленное. Однако человечность, по словам М. К. Мамардашвили, «предполагает способность обустраивать себя, свой дом, утварь, и эти конкретные и презренные вещи (что может быть презреннее обеспечения жизни!) превращать в чашу, в которой, если говорить словами Гегеля, “пенилась бы бесконечность”. Другого места бесконечности нет» [7; 365]. Заметим, что в уже упоминавшейся программе А. Ф. Лазурского раздел «Отношение к вещам» стоит на первом месте; в ней также выделены

29.09.2012


73

8


Разделы «Отношение к материальному обеспечению (доходу)» и «Отношение к собственности и ее расходованию». В нашем исследовании ценности данного рода представлены минимально.

Любовь, замужество, мужчины. Общее число ценностных суждений, выражающих отношение испытуемых к любви, замужеству, мужчинам, во втором исследовании увеличилось, но содержательно ценности остались примерно теми же. Приведем примеры: «Любовь — самое прекрасное чувство», «Любовь спасет и возродит мир», «Нет счастья без любви» ««В любви прекрасно только начало», «Любви нет и никогда не было», «Вера в любовь — чудовище», «Любовь зла, слепа»; «Любить и быть любимой», «Беречь любовь», «Уметь любить», «Быть верной в любви» ««Не влюбляться»; «Лучше быть любимой, чем любить», «Любить только себя, а не мужчину».

Почти в два раза возросло число суждений, выражающих обобщенное отношение к мужчинам (0«33; 7«57). Данный конструкт во втором исследовании приобрел биполярность: наряду с негативным отношением («Не верь мужчинам», «Все мужчины одинаковы», «Не унижаться перед мужчиной», «Не позволять с собой играть», «Мужчины — источник боли, бед, первые враги») появился и более позитивный взгляд, представленный суждениями: «Мужчины не перевелись на белом свете», «Их нужно уважать, им можно доверять». Некоторые респонденты ориентированы на то, чтобы нравиться мужчинам, производить на них впечатление, вызывать их любовь, быть для них интересными, привлекательными, загадочными, снисходительными и великодушными к их слабостям (11; 17«1).

Учение, образованность, ум. Число суждений, предписывающих респондентам (хорошо) учиться, получить образование, во втором исследовании увеличилось (210«1; 282), тогда как заметно снизилось число суждений, связанных с достижением образованности, расширением знаний (55; 17) и развитием интеллекта (20; 3). Возможно, полученный результат отражает сложившуюся в те годы тенденцию получения «диплома ради диплома», хотя можно также предположить, что для некоторых испытуемых «Учиться», «Хорошо учиться», «Получить образование» одновременно означает и расширение знаний, и развитие интеллекта. О специфическом понимании значения образования свидетельствуют принципы типа «Образование поважнее замужества»; «Без образования ты никто; не получишь — будешь в помойке рыться».

Отношение к труду. Преобладающими ориентациями респондентов здесь являются любовь и уважение к труду, стремление добиваться всего трудом, не

80

Лениться, трудиться честно на благо себе и другим (82«1; 95); а также ценности «Любить свое дело», «Всякое дело выполнять тщательно», «Делать все с удовольствием» (30; 24); «Уметь трудиться», «Не бояться никакой работы», «Не сидеть без дела» (27«1; 16). Минимально выражена потребность в творческом труде; нет ориентации на продуктивность труда.

Отношение к жизни. В отношении к жизни преобладают оптимистическая и реалистическая позиции. Число утверждений о том, что «Жизнь прекрасна», «Жить интересно», «В жизни надо все попробовать», «Быть оптимистом», «Радоваться жизни», во втором исследовании возросло (118; 156«1). Реалистические установки («Жизнь такова, какова она есть», «Жизнь сложна и трудна», «К жизни надо относиться серьезно», «Больше узнать о жизни», «Делать жизнь своими руками» и т. п.) сохранили свой объем (112; 115«6). Сохранилось и число пессимистических установок — «Жизнь — джунгли», «Мир жесток»,

29.09.2012


ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ № 085

9


«Нет счастья в жизни» (11; 11).

Контроль за обстоятельствами жизни испытуемые чаще приписывают себе, но некоторые имеют фаталистические воззрения. В первом исследовании позиция «Моя жизнь, мое счастье зависят от меня» представлена в 21 суждении; позиция «Наша жизнь зависит от обстоятельств, от судьбы никуда не деться» — в семи суждениях и одна установка выражает центристскую позицию — «Есть судьба, но иногда она подвержена изменению человеком». Во втором исследовании идея о том, что «Человек сам творит свое счастье, жизнь и судьбу» выражена в 17 высказываниях; фаталистических высказываний — четыре; центристское — одно.

Смысл жизни, главное в ней испытуемые преимущественно видят в любви (12; 8), семье и детях (18; 12), работе (2; 3«1), но не в деньгах (6«3; 8«2). Вместе с тем в первом исследовании трижды встречается установка «Счастье не в деньгах, а в их количестве (пусть их будет больше)», а во втором исследовании получены два суждения о том, что «Без денег счастья не построишь» и «Деньги — это главное».

Отношение к природе. Отношение испытуемых к природе и животным в обоих исследованиях сводится к позициям любви, бережного отношения и заботы (29; 31). Три суждения первого исследования отражают ценность любования природой и наблюдения за ее жизнью, одно суждение выражает ориентацию на жизнь в единении с природой — «Нужно жить в единстве с природой, мы ее дети, она наша мать, она живая и нужно общаться с ней». Незначительность общего количества суждений, выражающих отношение к природе, может служить подтверждением продолжающегося отчуждения современного человека от природы. М. Воловикова и А. Трофимов пишут о том, что «сейчас как никогда становится ясно, что отходя от природы и разрушая ее, человек разрушает самого себя, отрываясь от корней, питающих его» [3].

Отношение к родине (7; 2) представлено минимальным числом суждений и укладывается в конструкт «Любить родину, гордиться ею; видеть ее красоту, быть патриотом своего края; помогать родине». Как видим, здесь нет идеи труда на благо отечества; не выражено отношение к государству; нет ориентации на законопослушание и поддержку правительства.

Дальнейшее обобщение конструктов позволило выявить максимально выраженные ориентации респондентов (см. табл. 4).

Мы видим, что иерархии ценностных ориентаций респондентов в обоих исследованиях возглавляют ценности уважения, любви, доброты по отношению к окружающим людям, родным и близким. Данный результат может служить подтверждением тому, что доброта и любовь остаются важнейшими устремлениями женщины.

Анализ источников жизненных принципов. Заслуживают внимания результаты анализа источников жизненных принципов респондентов. Общее число таких источников, названных самими опрашиваемыми, в

81

Таблица 4

Иерархия максимально выраженных ориентаций испытуемых

29.09.2012


ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ № 085

10


Первом исследовании — 4455, во втором — 4546. Подтвердилась мысль Э. Берна о том, что большинство установлений мы заимствуем у родителей: именно родители назывались в качестве источника установок чаще всего и в первом, и во втором исследовании (41,75 %; 39,53 %). Следование традициям предков, донесенных родителями, по мысли Э. Берна [2], — неплохой вариант при условии, что есть области, где человек может свободно импровизировать. Значительная часть принципов сформулирована нашими респондентами самостоятельно (22,65 %; 28,49 %). Общий вклад близких

82

Родственников, по данным первого исследования, — 9,02 %, второго — 7,19 %. Определенное место среди источников жизненных принципов и в первом, и во втором

29.09.2012


ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ № 085

11


Исследовании занимают школа, учителя, другие наставники (8,75 %; 6,42%), устное народное творчество, художественная и научная литература (6,85 %; 7 %), подруги, друзья (5,07; 5,96 %). На формирование жизненных принципов респондентов оказывают влияние окружающие люди, соседи, знакомые (2,13 %; 1,98 %), рабочий коллектив (0,6%; 0,55 %).

ВЫВОДЫ

1. Системы жизненных ориентаций, представленные в жизненных принципах членов
социальных групп, обладают относительным постоянством и могут быть описаны в виде
перечня биполярных и униполярных конструктов, отражающих как общечеловеческие
ценности, так и нечто особенное, обусловленное социокультурной принадлежностью данных
групп.

2. Метод ретроспективной анкеты установок, применяемый для исследования
жизненных принципов членов социальных групп с определенным временным интервалом,
позволяет вычленить ряд особенностей содержания и динамики жизненных ориентаций
респондентов.

3. Сравнительный анализ жизненных принципов студентов, выявленных методом
ретроспективной анкеты установок в двух исследованиях, показал, что наиболее
выраженными ориентациями разновозрастной группы студенток, проживающих в старинном
российском провинциальном городе Кирове (Вятке) и Кировской области, являются
доброта, любовь и уважение к другим людям, образованность, моральность, воспитанность,
самоконтроль, ответственность, уверенность в себе, общительность, организованность,
рассудительность, аккуратность, трудолюбие, недоверие к другим людям, жизненные
оптимизм и реализм, забота о своем здоровье. В ориентациях студенток преобладают
ценности маскулинного типа. В качестве жизненных принципов респонденты имеют не
только позитивные ценности, некоторыми сознательно принята ориентация на нечестность,
эксплуатацию и т. д. Минимально выражена потребность в творческом труде, нет ориентации
на продуктивность труда. Минимально в жизненных принципах респондентов представлено
ценностное отношение к вещам, к материальному обеспечению, к собственности и ее
расходованию. Незначительно число суждений, выражающих отношение к природе. Не
выражено отношение к государству, не представлена ориентация на законопослушание.

1. Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии // Апулей. Апология.

Метаморфозы. Флориды. М.: Наука, 1960.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений; Люди, которые

Играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992.

3. Воловикова М., Трофимов А. Возвращение к себе (психология, символ, культура). М.:

Товарищество российских книгоиздателей, 1995.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

5. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.

6. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности.

Программа исследования личности и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001.

7. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М.: Наука, 2000.

8. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход.

Инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.

9. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.

10. Низовских Н. А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций
личности // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 3. С. 37—43

11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005.

12. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1959.

29.09.2012


ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ № 085

12


13. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: Полифакт, 1992.

Поступила в редакцию 27.II 2008 г.

1

Следует заметить, что понятие «конструкт» нами употребляется в ином значении по

Сравнению с тем, как его применяет В. Ф. Петренко. У Дж. Келли и у В. Ф. Петренко личные

Конструкты респондентов выделяются на основе факторного анализа некоторых баз данных,

Независимо от исследователя. В данной работе мы используем понятие «конструкт» (за

Неимением другого, возможно, более подходящего термина) для описания

Инвариантно/вариативного содержания жизненных ориентаций, выявляющихся при

Классификации данных принципов.

2 Цифры в скобках обозначают число суждений в конструктах по годам исследования: до

Точки с запятой — в первом исследовании, после точки с запятой — во втором. Если

Конструкты биполярны, как в данном случае, то цифры, отражающие число суждений на

Полюсах конструкта, разделены знаком «.

29.09.2012


76

76 ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА