ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ВЛЕЧЕНИЯ К АЗАРТНЫМ ИГРАМ

С. Н. ЕНИКОЛОПОВ, Д. А. УМНЯШКИНА

Рассматриваются психологические и клинические подходы к проблеме влечения к азартным играм (гемблинга). Проанализировано современное состояние проблем гемблинга. Представлены основные теоретические и эмпирические подходы к исследованию влечения к азартным играм. Рассмотрены методы исследования гемблинга.

Ключевые слова: Гемблинг, зависимость от азартных игр, игрок.

В последние годы стало очевидным существование в России проблемы азартных игр, или гемблинга (от англ. Gamble — играть в азартные игры на деньги). Рост числа казино и игровых автоматов, их распространенность и доступность способствуют увеличению числа лиц, имеющих патологическое влечение к азартным играм. Впервые существование проблемы гемблинг-зависимости признали в США. Американская психиатрическая ассоциация в 1980 г. классифицировала патологический гемблинг как болезнь. По данным зарубежных исследований, распространенность зависимости от азартных игр в популяции составляет 1–3 % среди взрослых и 2–6 % среди юношества [16].

Следует отметить, что в отечественной

83

Научной литературе и прессе гемблингом часто называют зависимость от азартных игр, что является семантически не совсем правильным использованием «кальки» с английского языка. Гемблинг — это общее понятие для обозначения азартной игры на деньги. Если речь идет о зависимости, представляется более правильным использование понятий «проблемный гемблинг», «патологический гемблинг», «патологическая склонность к азартной игре», «патологическая азартная игра». Несмотря на сходство патологической склонности к азартной игре с другими видами аддиктивного поведения, этот вид зависимости имеет свои отличительные особенности, требующие особых методов исследования.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ГЕМБЛИНГА

Следствием неразработанности тематики зависимости от азартных игр в психологии является отсутствие разработанного понятийного аппарата в данной сфере. Чаще всего гемблинг понимается как гетерогенный комплекс активностей, который включает множество видов азартных игр на деньги: карточные игры, игры в казино, лотереи, ставки на бегах, спортивные ставки, игра на игровых автоматах и т. д.

Иногда к гемблингу относят также игры, требующие навыка, например, бильярд, дартс, гольф, когда в них играют на деньги. Это спорно, так как азартные игры — это «игры, в которых выигрыш зависит от случая, случайного расклада карт и т. п.» [8], т. е. вероятностные игры. Следуя этой формулировке, все игры, требующие навыка, не должны относиться к азартным играм, хотя и они имеют в какой-то степени вероятностный характер. Если в рулетке вероятность выигрыша «размазана»

05.10.2012


82

(математический термин, применяемый в теории игр) по числовому ряду и игрок, делающий ставку, не может влиять на результат, то в бильярде опытный игрок увеличивает вероятность выигрыша на порядок по сравнению с начинающим, т. е. игроки могут влиять на результаты, используя навык.

Наиболее распространенной за рубежом является следующая классификация вовлеченности в азартные игры.

О социальном (Беспроблемном) Гемблинге Можно говорить применительно к
большинству игроков, у которых нет зависимости от игры. Более 80 % популяции хотя
бы раз в своей жизни играли в азартные игры. Для социальных гемблеров игра — это
развлечение, которое не имеет негативных последствий. Они контролируют свою
игровую активность, редко играют и редко думают об игре.

Частый (Регулярный) Гемблинг Выделяется некоторыми авторами как
промежуточный этап между социальным и проблемным гемблингом. Игра становится
важной частью жизни тех гемблеров, которые могут быть сфокусированы на одном типе
игры (например, спортивный тотализатор или лотерея); при этом они не теряют контроль
над частотой игры и затратами на игру. Гемблинг не влияет на профессиональную
успешность таких игроков; у них есть и другие виды развлечений помимо азартной игры.
Однако в итоге регулярный гемблинг может перерасти в проблемный.

• При Проблемном гемблинге Пристрастие к азартной игре может влиять на
профессиональную деятельность; долгосрочные цели и амбиции игроков в значительной
мере связаны с гемблингом; они часто думают об азартной игре как второй работе или
источнике дохода; они могут потратить деньги, предназначенные для других целей, на
азартную игру. Обычно проблемные гемблеры могут уменьшить или прекратить игру на
какой-то период, например, чтобы доказать, что у них нет проблем с гемблингом. Такие
игроки могут занимать деньги на игру у других или снимать их с кредитной карты. На
этой стадии гемблинга у игроков начинаются проблемы в общении с близкими из-за
времени и средств, затраченных на игру.

Патологический (Компульсивный) Гемблинг, или Патологическая склонность к

84

Азартной игре. Такой вид гемблинга признан расстройством и в МКБ-1 (Международной классификации болезней, используемой в России и других странах), и в DSM-IV (Диагностическом руководстве по психическим расстройствам — Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), применяемом в США. Как отмечает К. Розенталь (см. [15]), патологический гемблинг может быть определен как прогрессирующее расстройство, характеризующееся непрерывной или периодической потерей контроля над азартной игрой, озабоченностью игрой и добыванием денег на нее, иррациональным мышлением, а также продолжением подобного поведения, несмотря на неблагоприятные последствия. Некоторые исследователи под названием «проблемный гемблинг» объединяют проблемный гемблинг как таковой и патологический гемблинг.

Профессиональным гемблингом Занимаются люди, чья игровая активность является
плановой и систематической. Азартная игра — их основной источник дохода. Некоторые
профессиональные игроки имеют предрасположенность к патологическому гемблингу и
со временем могут перейти в категорию проблемных и патологических игроков.

Ряд исследователей проводят грань между «гемблерами действия (Action)» и «избегающими гемблерами» [25]. «Гемблеры действия» чаще играют в карты, рулетку, спортивный тотализатор. Такие игроки реагируют на игру высокой степенью

05.10.2012


82

Возбуждения, которое и становится смыслом их игры. «Гемблеры действия» играют, когда у них хорошее настроение, и выигрыш ведет их к повышению ставок. Считается, что такие игроки изначально обычно высокообразованны, честолюбивы, успешны. После нескольких лет вовлеченности в азартную игру «гемблеры действия» часто переходят в категорию «избегающих гемблеров», которые играют, чтобы уйти от эмоциональных и жизненных проблем. «Избегающие гемблеры», как правило, играют в игровые автоматы.

ТИПОЛОГИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИГРОКОВ

Современные психологические модели рассматривают патологический гемблинг как (1) аддиктивное расстройство, (2) нерешенный интрапсихический конфликт, (3) проблему, причина которой — биологическая (психофизиологическая) дисрегуляция, (4) выученное поведение, (5) результат искаженных (иррациональных) когни тивных процессов.

В основе всех этих моделей лежит предположение о том, что патологические игроки составляют гомогенную популяцию, и теоретически полученные методы лечения могут применяться ко всем патологическим игрокам. А. Блажински выделил три группы гемблеров: «нормальные», эмоционально уязвимые и биологически импульсивные патологические (проблемные) гемблеры [14]. Все три группы подвержены общим влияниям, связанным со средовыми факторами и когнитивными процессами. Однако предрасположенность к эмоциональным стрессам и аффективным расстройствам для одной из групп и биологическая импульсивность для другой группы являются дополнительными факторами риска этиологического значения.

А. Блажински пишет, что в ряде исследований были отмечены три типа реакций на лечение: контролируемый гемблинг, абстиненция и неконтролируемый гемблинг. Контролирующие гемблеры характеризовались отсутствием психопатологии, воздерживающиеся гемблеры продолжали демонстрировать умеренный уровень эмоциональных расстройств и повышенный нейротизм, в то время как неконтролирующие гемблеры проявляли высокий уровень психопатологии. При этом не было выявлено статистически значимых различий между группами по личностным или демографическим факторам до лечения.

Существует три фактора, влияющих на поведение всех игроков, независимо от группы. Первый касается средовых детерминантов. Сфера распространения патологического гемблинга неразрывно связана с количеством доступных игровых заведений.

85

Роль второго элемента играет классическое и оперантное обусловливание. Выигрыши, представленные различными переменными, продуцируют состояние волнения, которое описывается как эквивалент состояния, вызванного химическим препаратом. Повторные переживания выигрыша классически обусловливают активацию стимула, связанного с гемблингом. Игровые стимулы выявляют побуждение играть, а затем возникает устойчивый паттерн гемблинга. Игрок может испытывать волнение в предвкушении игры, в течение игры или в ответ на предъявление гемблинг-ситуаций или гемблинг-стимулов. Этот процесс обусловливания может быть использован для объяснения гемблинга как аддикции, созданной влиянием позитивного и негативного обусловливания, толерантности. Ранние и повторные выигрыши имеют результатом

05.10.2012


82

Иррациональные убеждения, что азартная игра — эффективный источник дохода. Эти убеждения формируют иллюзии контроля, ошибочную перцепцию, суеверное мышление и искаженное понимание вероятности. Подкрепляющие свойства азартной игры и иррациональные когнитивные схемы объединяются, усиливая паттерн гемблинга. Когда гемблеры проигрывают, они пытаются возместить потери дальнейшей игрой, которая завершается накоплением долгов. Хотя действительность подтверждает, что гемблинг ведет их к финансовым проблемам, они иррационально верят в решение своих проблем с помощью азартной игры. Вышеназванные процессы свойственны всем игрокам. А. Блажински выделяет следующие три подгруппы игроков, на каждую из которых влияют дополнительные факторы.

Группа 1. «Нормальные» Проблемные игроки На пике их гемблинг-расстройства могут соответствовать формальным критериям патологического гемблинга. Эту группу отличает отсутствие какой-либо определенной преморбидной психопатологии, зависимости от психически активных веществ (ПАВ) и признаков импульсивности. Чрезмерное увлечение игрой обусловлено неправильными суждениями или неполноценными стратегиями принятия решений, которые появляются независимо от интрапсихических расстройств. Озабоченность азартной игрой, зависимость от ПАВ, депрессии и тревожность — все это появляется как ответ на финансовое давление, вызванное непрерывными проигрышами. Эти симптомы— следствия, а не причины чрезмерной азартной игры. Тяжесть расстройства у представителей «нормальной» гемблинг-группы — наименьшая из всех групп патологических игроков. Такие игроки более мотивированы запрашивать лечение, следовать инструкциям, после лечения они способны контролировать уровень азартной игры.

Группа 2. Эмоционально уязвимые игроки Характеризуются предрасположенностью к психологической уязвимости; их участие в азартной игре мотивировано желанием модулировать эмоциональные состояния и/или удовлетворять определенные психологические потребности. В их жизни случались неблагоприятные события; они имеют историю проблемного гемблинга в семье, негативный опыт развития, невротические черты личности. Личностная уязвимость связана с негативным детским опытом несоответствия, подчиненного положения, низкого чувства собственного достоинства и отторжения. Такие проблемы в совокупности могут произвести эмоционально уязвимого гемблера. Игроки этой группы демонстрируют более высокие уровни преморбидной психопатологии, в частности, проявляют депрессию, тревожность, зависимость от ПАВ и дефицит копинг-стратегий. Они не умеют выражать эмоции непосредственно и эффективно, проявляют тенденцию к избеганию или пассивно-агрессивному поведению. Они считают гемблинг средством эмоционального избегания, позволяющего сузить сферу своего внимания и поднять настроение.

Группа 3. Биологически импульсивные игроки Характеризуются неврологической или нейрохимической дисфункцией, отражающей

86

Импульсивность и дефицит внимания. Свидетельства неврологического дефицита
патологических гемблеров обнаружены в электрофизиологических,

Нейропсихологических и биохимических исследованиях. Дефицит внимания, связанный с симптомами импульсивности, у таких игроков предшествует склонности к азартной игре. Импульсивные игроки демонстрируют широкий круг поведенческих проблем, не связанных с гемблингом. Эти проблемы включают зависимость от ПАВ, суицидные

05.10.2012


82

Наклонности, раздражительность, сниженную толерантность к скуке, поиск новых ощущений и криминальное поведение. Неполноценные межличностные отношения, чрезмерное алкогольное и наркотическое экспериментирование, не связанная с гемблингом криминальная активность и семейная история антисоциального поведения и алкоголизма характеризуют эту группу. Ребенок может познакомиться с азартной игрой в раннем возрасте, очень быстро его пристрастие усиливается и усугубляется, возникают эпизоды криминального поведения, связанного с гемблингом. Эти игроки менее всего мотивированы на поиск лечения, они не склонны сотрудничать с врачом и негативно реагируют на любую форму вмешательства со стороны окружающих.

Основанием рассмотренного типологического подхода является признание того, что патологические игроки — это гетерогенная популяция, конечный результат комплексного взаимодействия генетических, биологических, психологических и средовых факторов. Значимость типологии А. Блажински в том, что она объединяет противоречивые результаты различных исследований в единую концепцию.

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР В МКБ"10 И В DSM"IV

Существует два основных подхода к проблеме патологической зависимости от азартных игр, отраженных в двух классификациях психических расстройств: в МКБ-10 и в DSM-IV; патологическая зависимость от азартных игр выделена как отдельное расстройство. Рассмотрим, как характеризуется патологический гемблинг в этих классификациях.

В МКБ-10 «Патологическая склонность к азартным играм» F63.0 отнесена к рубрике F6 «Расстройства личности и поведения у взрослых», подрубрике F63 «Расстройства привычек и влечений». В МКБ-10 (по [8]) выделены следующие критерии диагностики патологической склонности к азартным играм: 1) повторение (два и более) эпизодов азартных игр на протяжении года; 2) возобновление этих эпизодов, несмотря на отсутствие материальной выгоды, наличие субъективного страдания и нарушений социальной и профессиональной адаптации; 3) невозможность контролировать интенсивное влечение к игре, прервать ее волевым усилием; 4) постоянная фиксация мыслей на азартной игре и всем, что с ней связано. Для диагностики расстройства состояние индивида должно отвечать всем четырем критериям.

В DSM-IV патологический гемблинг отнесен к расстройствам контроля импульсов, нигде более не классифицируемым (другое название отсутствует), в нем выделено 10 основных симптомов.

Главная особенность патологического гемблинга — это постоянное проявление дезадаптивного поведения (критерий А), которое разрушает личностное, семейное и профессиональное состояния. Диагноз не ставится, если гемблинг-поведение характеризуется как маниакальный эпизод (критерий В).

Критерий А представлен 10-ю субкритериями (симптомами): А1 — озабоченность индивида азартной игрой (навязчивые мысли о своем прежнем опыте азартной игры, планирование ее в будущем или обдумывание способов получить деньги для нее); А2 — потребность увеличения ставок в игре, чтобы получить желаемый уровень возбуждения (большинство патологических гемблеров говорят, что они ищут возбужденного, эйфорического состояния даже больше, чем денег);

87

05.10.2012


82

6


А3 — безуспешные повторяющиеся попытки контролировать, уменьшить или прекратить гемблинг-поведение; А4 — чувство беспокойства и раздражительность при попытках уменьшить или прекратить гемблинг-поведение; А5 — азартная игра с целью избегания проблем или уменьшения дисфорических проявлений (беспомощности, вины, тревоги, депрессии); А6 — возвращение к игре после проигрыша с целью отыграть потерю или серию потерь; А7 — ложь (индивид может лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть степень своей вовлеченности в гемблинг); А8 — правонарушения: чтобы получить деньги на игру, индивид совершает правонарушения (подделка документов, мошенничество, воровство или растрата); А9 — подвергание риску значимых отношений, работы, профессиональных и образовательных возможностей из-за азартной игры; А10 — расчет на помощь других в тяжелой финансовой ситуации, вызванной гемблингом.

Проявления расстройства должны соответствовать пяти и более субкритериям, чтобы был поставлен диагноз «патологический гемблинг».

Клиническая картина, этиология и дифференциальный диагноз, отраженные в МКБ-10 и DSM-IV, в целом совпадают.

Клиническая картина. Характерной чертой является постоянный оптимизм относительно ожидаемого выигрыша и невозможность извлечь уроки из цепи прошлых проигрышей. Мотивация к азартному поведению, помимо собственно денег, которые время от времени могут выигрываться, поведенчески всегда подкрепляется субэйфорическим ощущением, испытываемым между ставкой и исходом игры. Деньги играют подчиненную роль — игрок будет продолжать игру вне зависимости от размеров и длительности проигрыша. Вовлеченность в азартные игры повышается в периоды стресса; возникающие вследствие этого проблемы замыкают порочный круг, увеличивая склонность к игре. Снижается значимость таких важных физиологических стимулов, как сон, пища и секс. Больные стараются скрыть от окружающих интенсивность своей вовлеченности в игру. Социальная дезадаптация патологических игроков выражается в их финансовой несостоятельности, правонарушениях, мотивированных необходимостью достать деньги для игры или расплатиться с долгами, конфликтах с супругом, снижении работоспособности. Наиболее тяжелыми последствиями являются погружение в криминальную среду и суицидное поведение [9].

Искажение мышления (в виде проявлений суеверия, самонадеянности), властность, контролирование своего поведения часто присутствуют у патологических гемблеров. Многие из них верят, что деньги являются и причиной, и решением всех их проблем. Патологические гемблеры часто склонны к конкуренции, они энергичны, беспокойны и подвержены скуке [5], могут быть чрезмерно заинтересованы в одобрении другими. Сообщалось об усилении показателей расстройств настроения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, злоупотребления ПАВ, зависимого расстройства личности, антисоциального поведения, нарциссического личностного расстройства у патологических гемблеров [9].

Больные выглядят самоуверенными, независимыми, энергичными и активно тратят деньги, в особенности в периоды стресса, при наличии очевидных тревожно-депрессивных проявлений. Они не пытаются организовать свой бюджет, копить, экономить деньги, предпочитая вначале занимать их, а затем доставать незаконным образом (в основном путем совершения афер и хищений).

Этиология. Предикторами гемблинга являются следующие психосоциальные факторы: утрата родителей в возрасте до 15 лет в результате их смерти или развода;

05.10.2012


82

Неадекватный родительский стиль воспитания (безразличие, непоследовательность, чрезмерная строгость); неадекватное отношение к деньгам в семье (фетишизация денег или отсутствие планирования бюджета); ситуативная доступность азартных

88

Игр для подростка [9]. Достоверно чаще, чем в среднем в популяции, у отцов больных мужского пола и матерей больных женского пола встречаются психические расстройства, а у родителей больных обоего пола — алкоголизм.

Для больных мужского пола характерен эмансипационный конфликт с родителями в подростковом возрасте, в дальнейшем — неприятие авторитарных фигур. Высокая коморбидность с аффективными расстройствами, а также сохранение субдепрессивного фона у больных в состоянии абстиненции позволяет предположить, что азартная игра может выступать своего рода антидепрессантом, смягчая дисфорические проявления (агрессивность, злобность, мрачное настроение). Выявлено сходство стереотипов течения расстройства и личностных черт с наблюдаемыми при алкоголизме, однако природа этого сходства неясна [9].

Течение расстройства. Начало расстройства приходится на подростковый возраст у мужчин и вторую половину жизни у женщин. В инициальной стадии типичен относительно крупный выигрыш, формирующий последующую зависимость. На второй стадии весь уклад жизни постепенно структурируется вокруг игры с прогрессирующим снижением как социального приспособления, так и психологических навыков в игре (появление нерасчетливых ходов, неоправданного риска). В течение 10–15 лет может наступить третья стадия полной декомпенсации, сопровождающаяся явной финансовой несостоятельностью и криминальным поведением. Резкое прекращение игры, например, при госпитализации, может вызвать выраженные соматизированные тревожно-депрессивные синдромы [9]. Хотя некоторых индивидов «затягивает» их самая первая ставка, для большинства течение расстройства — более коварно. Годы социального гемблинга могут предшествовать резкому началу, которое может быть ускорено более сильной подверженностью гемблингу или стрессом. Паттерн азартной игры может быть регулярным или эпизодическим; течение расстройства типично хроническое. В целом это рост частоты азартной игры, затрачиваемых на игру сумм, озабоченность азартной игрой и получением денег на нее. Побуждение к игре и гемблинг-активность увеличиваются во время периодов стресса или депрессии [5].

Дифференциальный диагноз. Обычное социальное участие в азартных играх в отличие от патологического происходит среди друзей и знакомых, ограничено временем и суммой возможного проигрыша. При азартном поведении на фоне маниакального состояния нарушения аффекта и поведения выходят за пределы игровой ситуации. Кроме того, аффективные реакции патологического игрока, в отличие от маниакального больного, более четко и адекватно привязаны к выигрышу или проигрышу. Диссоциальное расстройство личности помогает отличить свойственная ему более широкая картина агрессивности; если состояние соответствует критериям обоих расстройств, ставятся оба диагноза [9].

Гендерные особенности гемблинга. Существуют культурные вариации в распространенности и типах гемблинг-активностей (например, петушиные бои или конные скачки). Приблизительно 1–5 % патологических гемблеров — женщины. Женщины с таким расстройством более подвержены депрессии и игре с целью избегания проблем. Они не представлены репрезентативно в программах лечения; среди членов

05.10.2012


82

Организации «Анонимные гемблеры» в США женщин всего 2–4 %. Возможно, это влияние большей стигмы, налагаемой на женщин-гемблеров [26].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕМБЛИНГА

Основным инструментом измерения вовлеченности в гемблинг в зарубежных исследованиях является опросник SOGS (South Oaks Gambling Screen), созданный в 1987 г. [30]. Он используется как средство выявления патологических и проблемных гемблеров в популяции. SOGS неоднократно модифицировался и изменялся исследователями

89

Разных стран для учета национальной специфики; был создан опросник SOGS-RA для выявления проблемных и патологических гемблеров среди подростков. Валидность и надежность SOGS и SOGS-RA проверена исследователями на различных группах. SOGS применяют практически в каждом исследовании гемблинга.

Проводилось сравнительное исследование опросника SOGS и опросника DSMIV. Это сравнение показало, что опросник DSM-IV чуть более строг, чем SOGS в классификации индивидов как проблемных и патологических гемблеров. Считается, что SOGS лучше использовать для идентификации индивидов, принадлежащих группе риска развития гемблинг-патологии, а опросник DSM-IV — для оценки распространенности патологического гемблинга в популяции [19].

Существуют также и другие опросники, например «20 вопросов анонимных гемблеров», MAGS (Massachusetts Gambling Screen), NODS (NORC DSM Screen for Gambling Problems) и другие, также основанные на DSM-IV. Наиболее простым инструментом скрининга является опросник Lie/Bet для предварительного исследования, состоящий всего из двух вопросов, сензитивных к основным проблемам патологического гемблинга (The Lie/Bet Questionnaire for Screening Pathological Gamblers, 1997) [22]: «Вы когда-либо лгали важным для вас людям насчет денег, которые Вы потратили на азартную игру?» и «Вы когда-либо чувствовали необходимость ставить все больше и больше денег в игре?»

Было обнаружено, что эти два вопроса корректно классифицируют патологических гемблеров в 99 % случаев и непатологических гемблеров — в 91 % случаев. Следует заметить, что этот инструмент пригоден для быстрого клинического обследования, но не для исследования распространенности патологического гемблинга в популяции.

Дж. Вейнсток, Дж. Велан, А. Мэйерс проверили валидность и надежность метода ретроспективной хронологической шкалы (TLFB — Timeline Followback Method) применительно к гемблингу на выборке часто играющих молодых взрослых [19]. TLFB — один из наиболее широко используемых бихевиоральных инструментов оценки. Он был изначально разработан для измерения количества принятого алкоголя. Метрической величиной алкогольного TLFB является «стандартная доза алкогольного напитка». Метод TLFB был приспособлен для исследования других видов аддиктивного поведения (курение, употребление наркотиков и других ПАВ) и показал свою надежность и валидность. Для проведения TLFB испытуемые заполняют по воспоминаниям календарь-ежедневник, указывая частоту и интенсивность направленного на ту или иную цель поведения. В отличие от употребления алкоголя, табака и наркотиков, не существует поведенческой метрической величины для измерения гемблинга. Поэтому авторами были

05.10.2012


82

Выделены семь показателей игрового поведения: тип азартной игры, ее частота и продолжительность, «намерение» (сумма, которую игрок был намерен истратить на игру), «риск» (сумма, которую игрок реально истратил на игру), «выигрыш/проигрыш» и употребление алкоголя во время азартной игры. G-TLFB — индивидуальный дневник (календарь), в котором участники (студенты, которые играли на деньги как минимум ежемесячно) сообщали о своем гемблинг-поведении за прошедшие 6 мес. В дневнике следовало отмечать информацию в соответствии с семью названными показателями. В исследованиях было доказано, что G-TLFB является валидным и надежным инструментом оценки гемблинг-поведения в популяции часто играющих молодых взрослых. Если этот подход будет проверен на других выборках гемблеров, G-TLFB может стать ценным инструментом для клиницистов и исследователей.

Для проведения исследований в России необходимо модифицировать иностранные инструменты исследования вовлеченности в азартные игры, либо создавать принципиально новые и проверять их надежность и валидность.

90

ФАКТОРЫ РИСКА И ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОБЛЕМНОГО И ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ГЕМБЛИНГА

Наиболее часто участниками исследований становятся студенты колледжей и университетов, что обусловлено их возрастом, который сам по себе является фактором риска для вовлечения в различные виды аддиктивного поведения. Распространенность проблемного гемблинга в юношеской популяции в два-четыре раза больше, чем во взрослой популяции [16].

К. Винтерс с соавторами изучали распространенность и факторы риска проблемного гемблинга среди студентов [17]. Исследователи проверяли взаимосвязь определенных психосоциальных факторов с проблемой гемблинга в колледже. Был проведен опрос, анализ которого выявил, что показатели патологической зависимости от азартной игры являются наиболее высокими у молодых мужчин, сообщивших о родительской истории гемблинг-проблем, регулярно (раз в неделю и чаще) принимающих запрещенные ПАВ и имеющих более низкий учебный средний балл. 2,9 % всех участников являлись патологическими гемблерами, почти 80 % из них были мужчины. Азартная игра, по сообщениям испытуемых, была обычным опытом, 87 % участвовали в ней по меньшей мере однажды за прошедший год.

К. Винтерс с соавторами [34] провели восьмилетнее лонгитюдное исследование, в котором выяснялась мера вовлеченности в гемблинг и его тяжесть, а также степень, в которой юношеский гемблинг и статус психосоциального риска увеличивают вероятность того, что в молодости у этих людей возникнут проблемы гемблинга [22]. Исследователи выделили в изучаемой когорте две интересующие их группы: повышенного риска и проблемного гемблинга (с большей вовлеченностью в азартные игры). Лонгитюдная когорта состояла из 305 человек, с которыми проводили телефонные опросы на каждом из трех этапов исследования — в 1990 г., в 1992 г. и в 1997–1998 гг.); средний возраст участников — 16, 17,6 и 23,8 лет соответственно.

Частота регулярной азартной игры была сравнительно низкой (первый этап — 18 %; второй этап — 13,1 %; третий этап— 15,1 %), однако по конкретным играм она со временем претерпела значительные изменения. На первом этапе «лидером» среди игр являлась игра в карты (51 %), на втором — моментальные лотереи (46 %), на третьем

05.10.2012


82

10


Этапе предпочтение отдавалось игровым автоматам (58 %). Показатели риска высокого гемблинга демонстрируют увеличение со временем (первый этап — 14,8 %, второй этап — 12,1 %, третий этап — 21 %). Показатели распространенности проблемного гемблинга варьировали в относительно низком диапазоне (первый этап — 2,3 %, второй этап — 4,3 %, третий этап — 3,9 %). По сравнению с женщинами мужчины сообщали о большей вовлеченности в игры, и они имели более высокие показатели гемблинга повышенного

Риска и проблемного гемблинга. Все эти гендерные различия были статистически

1 Значимыми. Анализ результатов исследования позволил выделить факторы, влияющие

На возрастание вероятности: (1) Гемблинга повышенного риска в ранней взрослости:

Гемблинг повышенного риска в юношеском возрасте, принадлежность к мужскому полу,

Делинквентность, проблемный гемблинг в юношеском возрасте, злоупотребление ПАВ и

Раннее начало гемблинга, и (2) Проблемного гемблинга в ранней взрослости: родительская

История гемблинга, проблемный гемблинг в юношестве, принадлежность к мужскому

Полу, гемблинг повышенного риска в юношестве, злоупотребление ПАВ и низкая

Школьная успеваемость.

Два риск-фактора, связанных с группой гемблинга повышенного риска, — раннее

Начало гемблинга и делинквентность — скорее всего отражают в большей степени общее

Девиантное поведение. Два фактора, связанных с группой проблемного гемблинга, —

Родительская гемблинг-история и низкая школьная успеваемость — могут иметь большее

Отношение к специфическим гемблинг-проблемам. Исследователи

91

Считают, что группа повышенного риска может иметь тенденцию к более поздним проблемам с азартной игрой, которые являются вторичными по отношению к более фундаментальной линии делинквентного стиля жизни [29].

Л. Диксон, Дж. Деревенски, Р. Гупта [18] выделили следующие факторы риска (а) и защитные факторы (б):

1) Биологические/генетические факторы: а) семейная история алкоголизма,
принадлежность к мужскому полу, родительский патологический гемблинг; б) высокий
интеллект;

2) Социальная сфера: а) бедность, нормативная аномия, притеснение по расовому
признаку, незаконнорожденность, возможность доступа к местам, где играют в азартные
игры, замена друзей контактами в гемблинг-среде, позитивный медиапортрет
проблемного гемблинга; б) хорошая школа, дружная семья, заинтересованные взрослые,
хорошие отношения с соседями;

3) Воспринимаемое окружение: а) наличие моделей девиантного поведения, нормативный конфликт с родителями или друзьями; б) наличие модели обычного поведения, высокий контроль девиантного поведения;

4) Личность: а) низкая оценка жизненных возможностей, низкая самооценка, склонность к риску, депрессия и тревожность, высокая экстраверсия, низкая конформность и самодисциплина, растущая диссоциация личности во время азартной игры; б) ценность достижения, ценность здоровья, интолерантность к девиациям;

5) Поведение: а) проблемное употребление алкоголя, низкая школьная успеваемость,
недостаточность копинг-навыков, постоянное проблемное поведение, раннее начало
гемблинга; б) религиозность, регулярное посещение школы и клубов по интересам.

Этиологические модели подчеркивают сложное взаимодействие, с одной стороны, генетических, биомедицинских и психосоциальных факторов риска, а с другой —

05.10.2012


82

Защитных факторов. Стратегия профилактики должна включать профилактику риска и усиливать влияние защитных факторов. Например, позитивный школьный опыт может вести к уменьшению влияния семейных конфликтов, которые обычно порождают проблемное поведение (к нему относятся, в частности, патологический гемблинг, употребление алкоголя и наркотиков, попытки, в том числе успешные, суицида, проявления делинквентности).

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЦ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР

Патологическим игрокам свойственны когнитивные искажения. Присущее им магическое мышление может проявляться в определенных ритуалах, которые необходимо провести, чтобы выиграть. Гемблеры считают, что простейшая игра на автомате требует навыков, они верят в удачу, в «систему», разработанную ими самими или позаимствованную у кого-либо.

Одно из самых серьезных заблуждений игроков заключается в том, что они считают вероятностную азартную игру способом зарабатывания денег. Игроку присуще убеждение, что можно, не работая, лишь при наличии удачи получить деньги. Возможно, российский менталитет играет зловещую роль в быстром распространении гемблинга. В социуме формируются жизненные стратегии, в которых целеустремленный труд и вообще всякое усилие являются отрицательными ценностями, ассоциируясь с принуждением, неуспехом, позором [6]. Однако и в протестантской культуре (например, в США), где велика значимость и самоценность труда, распространенность гемблинга все же является высокой.

В когнитивной сфере проблемных и патологических гемблеров, вероятно, нарушен антиципационный компонент (прогностическая деятельность). Игроки либо не делают прогнозов относительно последствий игрового поведения, либо делают их некорректно. Часто проблемным и патологическим гемблерам свойственна установка, что деньги являются и причиной и решением их проблем. В исследовании Д. Ходгинза и Н. эль-Гуэбали отмечено превалирование когнитивных факторов над

92

Эмоциональными во влиянии на рецидив азартной игры [21]. Наиболее частый фактор — оптимистичные мысли о выигрыше (чувство удачи и вера в то, что выигрыш возможен) — 23 % рецидивов (мужчины — 24 %, женщины — 21 %) и потребность «сделать деньги» из-за финансового давления или желания отыграться — 17 % рецидивов (мужчины — 22 %, женщины— 7 %). Оба фактора связаны с финансовыми проблемами и часто являются целью когнитивно-бихевиоральных подходов в лечении. Третья категория связана с неструктурированным временем или скукой — 13 % (мужчины — 17 %, женщины — 7 %).

По результатам исследования Р. Маккортика и Дж. Табера, среди патологических игроков существует тенденция приписывать результаты событий внутренним, устойчивым и глобальным причинам [23]. Эта тенденция положительно связана с депрессией. Результаты исследования показывают, что степень вовлеченности в азартную игру до лечения и атрибутивный стиль влияют на прогнозирование тяжести рецидива гемблинга в течение полугода после лечения [20]. Подобный атрибутивный стиль может вести патологического игрока к самообвинению в случае проигрыша.

Патологическому игроку свойственно убеждение в том, что он может каким-то

05.10.2012


82

12


Образом контролировать ход и результат игры. Слово «контроль» понимается игроками в трех значениях: во-первых, в адаптивном — как контроль своих действий: играть ли, когда играть на деньги и сколько тратить; во-вторых, как влияние на результат игры (суеверное поведение, попытки влиять на выигрыш); в-третьих, как средство подчинить свою жизнь или финансы контролю. Играть на деньги и сколько тратить на азартную игру — это, по сути, единственный элемент азартной игры, который потенциально может быть полностью под контролем игрока. Внутренний локус контроля применительно к азартной игре связан с беспроблемным гемблингом. Азартная игра изобилует примерами ситуаций, не поддающихся контролю. Способность управлять выигрышем или ограничена (в игровых ситуациях с некоторыми неслучайными параметрами) или ее нет совсем, как в вероятностных играх типа лотерей. Индивиды могут реалистично полагать, что они находятся в ситуации, не поддающейся контролю, и это ведет их к отказу от игры или изменению стратегии. У тех, кто придерживается иллюзии контроля над выигрышем, на рациональность процесса принятия решения влияют когнитивные искажения (например, уверенность в выигрыше).

С. Мур и К. Отсука [24] изучали оценку связи между представлениями игроков о своем контроле над игрой и проблемным гемблингом среди молодых людей от 14 до 25 лет, а также роль этих представлений в прогнозировании частоты гемблинга. В исследовании 3,8 % выборки составляли патологические гемблеры, 10,8 %— люди с умеренными проблемами. Было создано 19 утверждений, касающихся различных видов контроля над гемблингом. Согласие с утверждениями ранжировалось от 1 балла («полностью не согласен») до 5 баллов («полностью согласен»). Например, фактору Иллюзия контроля Соответствовали такие утверждения: «Шансы выиграть значительную сумму денег в казино достаточно высоки», «Иногда я думаю, у меня есть возможность сделать так, чтобы выпадали мои номера в азартных играх», «Если сильно сконцентрироваться, я могу влиять на выигрыш, когда играю в игровые автоматы», «Я с большей вероятностью выиграю в азартной игре, если я использую мои “счастливые числа”» и т. п. Фактору Нужда в деньгах Соответствовали следующие утверждения: «Мне необходимо выиграть деньги, чтобы сбалансировать мой бюджет», «Я не стал бы беспокоиться, проиграв 100 долларов в игровые автоматы, потому что на другой день я могу выиграть их» и т. п. Фактору Контроль азартной игры Соответствовали такие утверждения: «Я могу придерживаться бюджета, когда я играю», «Я могу прекратить игру в любое время, когда захочу». Фактору Вера в «Системы» соответствовали следующие утверждения: «Можно выиграть у игровых автоматов, если использовать

93

Правильную “систему”», «Можно выиграть у казино, если знать, как». Фактору Циничное отношение к выигрышу Соответствовали утверждения: «Вероятность выигрыша крупной суммы денег так мала, что не стоит беспокойства», «Единственный для меня способ иметь деньги — это заработать их» и т. п.

Выяснилось, что значительная часть испытуемых придерживалась иллюзии контроля над выигрышем, полагая, что они способны повлиять на то, чтобы выпали «счастливые» номера, а концентрация или позитивное мышление могут повысить их шансы на выигрыш (до 19 % испытуемых). Эти убеждения более свойственны подросткам и мужчинам. Они с большей вероятностью считали нужду в деньгах причиной азартной игры (до 11 % испытуемых) и были менее циничны относительно выигрыша. Около 2/3 испытуемых полагали, что они имеют рациональный контроль над азартной игрой, т. е.

05.10.2012


82

Могут остановиться и начать игру по своему желанию и придерживаться бюджета. Показатель циничного отношения к выигрышу был весьма высок, особенно среди женщин и старших подростков. Молодые мужчины были весьма наивными в смысле наличия нереалистичных представлений о шансах на выигрыш и способности влиять на получение выигрыша. Это отражено в большей частоте азартной игры и намного более высоких показателях проблемного гемблинга, чем у женщин.

Частота гемблинга и проблемный гемблинг у мужчин и женщин были связаны с тремя факторами: Иллюзия контроля, Нужда в деньгах И Вера в «Системы». Связи этих факторов с проблемным гемблингом были намного сильнее, чем с частотой гемблинга. Эти комплексы убеждений также находились в сильной взаимосвязи друг с другом. Более рациональная убежденность в контроле над гемблингом и «циничное» отношение к выигрышу были слабо связаны друг с другом и негативно связаны с проблемным гемблингом только для молодых женщин. «Циничное» отношение к выигрышу было отрицательно связано с частотой азартной игры только у мужчин. Частота игры положительно связана с убеждением в контроле над гемблингом. Иррациональная вера поддерживает учащение азартной игры и является сильным фактором риска проблемного гемблинга, особенно в том случае, когда рациональный контроль слаб. Здоровый и реалистичный цинизм по отношению к выигрышу является очень хорошим защитным фактором, хотя он по-разному проявляет себя у мужчин и женщин. Внутренний локус контроля относительно гемблинга был связан с большей частотой гемблинга для обоих полов. Этот результат может отражать низкий уровень приверженности гемблингу у большинства испытуемых, так что они действительно не имеют достаточно опыта, чтобы знать, являются ли применяемые ими механизмы контроля адекватными. Самые серьезные результаты исследования касаются комплекса иррациональных убеждений, которые связаны с азартной игрой для обоих полов. Иллюзия контроля, нужда в деньгах, вера в «системы» — комплексы взаимосвязанных факторов, каждый из которых является предиктором проблемного гемблинга и в меньшей степени — частоты гемблинга [24].

Приписывание контроля над вероятностными событиями — ключ к пониманию гемблинга: людям очень трудно принять вероятностный, случайный характер многих событий, и они отказываются исключить роль навыка.

МОТИВАЦИЯ ЛИЦ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

У патологического игрока происходит искажение иерархии мотивов — изначальный мотив развлечения, проведения досуга, реализации азарта заменяется мотивом навязчивой необходимости играть в азартную игру; происходит сдвиг мотива на цель [2].

Как отмечено выше, для многих мотивом служит возможность получить деньги в случае выигрыша, решить свои финансовые проблемы. Индивид с преобладающей стратегией избегающего копинга использует игру в качестве «убежища», отвлечения от своих проблем или от скуки,

94

Внутренней пустоты. Для многих игроков важно испытать волнение, удовлетворить «жажду острых ощущений». Обычная, рутинная жизнь предоставляет не так много возможностей рискнуть, испытать азарт, а в гемблинге игрок сам создает такую ситуацию уже самим фактом участия в игре, причем эта ситуация субъективно быстро обратима, т. е. при наличии самоконтроля можно прекратить играть — для этого достаточно просто не

05.10.2012


82

Делать очередную ставку. Игрок считает (как правило, ошибочно), что он может выйти из игры в любой момент. Такое возможно не во всех ситуациях высокого риска. Например, альпинисту, совершающему восхождение на вершину, чтобы вернуться назад, потребуются время и усилия. Думается, игроков часто привлекает именно участие в ситуации «контролируемого» риска. В этом, возможно, состоит сходство игроков с людьми, стремящимися к риску, выбросу адреналина (выбирающих высокорискованные виды спорта или профессию), и отличие от ПАВ-аддиктов, система мотивации которых меньше связана с риском.

Интересные результаты были получены в экспериментах М. Сагристано, И. Троп и Н. Либерман по исследованию влияния времени на субъективную значимость величины выигрыша и вероятности выигрыша [29]. Выяснилось, что в принятии решений об играх в будущем (через два-три месяца) гемблеры более мотивированы большим выигрышем, даже если его вероятность будет низкой; принимая решение о игре в настоящем времени, игроки, скорее всего, предпочтут высокую вероятность выигрыша, даже если он будет небольшим. Например, выбирая лотерею из тех, розыгрыш которых состоится через два-три месяца, индивид с большей вероятностью купит билет лотереи с крупным призом, даже если вероятность выигрыша очень мала. В покупке билета моментальной лотереи игрока привлекает бóльшая вероятность выигрыша — пусть даже и мелкого приза. Следует заметить, что основная часть выборки в этом исследовании не была представлена проблемными и патологическими гемблерами.

Вследствие когнитивных искажений, иллюзии контроля над выигрышем («Я могу выиграть, если настроюсь, если использую “систему”!» и т. п.) игроков привлекает ощущение всемогущества, которое дает выигрыш. Наблюдение за ситуацией, когда выигрывает другой человек, также дополнительно мотивирует игрока.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЦ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Игроки сообщают, что испытывают сильное чувство вины после проигрыша, а после выигрыша ощущают себя всесильными, всемогущими. Многие игроки часто ощущают скуку, рутину повседневной жизни. Вероятно, проблемным и патологическим гемблерам присуща низкая толерантность к скуке, стремление к сильным эмоциям, которые им позволяет испытать игра. В азартной игре возникают повторяющиеся циклы эмоций: «напряжение» (в процессе ожидания результатов игры) — «разрядка» (при получении результатов игры).

В копинг-репертуаре проблемных и патологических гемблеров преобладает нацеленность на эмоции. Компульсивный (испытывающий навязчивую потребность) игрок чувствует эмоциональный комфорт, только находясь в игре. Некоторые авторы говорят о трудности в идентификации и описании гемблерами собственных чувств; о трудности в различении чувств и телесных ощущений, т. е. о признаках алекситимии [11]. Некоторые исследователи сообщают о депрессии и тревожности патологических игроков [18].

В отличие от лиц с ПАВ-аддикциями, патологические игроки подвержены азартной игре, находясь не только в негативном, но и в позитивном настроении, что было отмечено в исследовании Д. Ходгинза и Н. эль-Гуэбали. Они изучали факторы, вызывающие рецидив у патологических игроков [21]. Были выявлены следующие типы настроения или состояния, предшествовавшие рецидиву: 70 % участников охарактеризовали свое настроение как «мысли о финансах», как «расстроенное» — 53 %, «счастливое» — 49 %, «активное»

05.10.2012


82

15


95

— 45 %, «скучающее» — 44 %, «печальное» — 37 %, «спокойное» — 37 %; «расслабленное» — 35 %, «одинокое» — 34 %; «раздраженное» — 32 %. Результаты исследования показывают, что одной из основных причин рецидивов (18 %) у женщин является плохое настроение, а мужчины чаще всего называли скуку, неструктурированное (неорганизованное, ничем не заполненное) время и нужду в деньгах. Негативные эмоции женщин-игроков включали гнев, фрустрацию, тревогу, одиночество, вину; негативные ситуации — игнорирование проблем, связанных с детьми, трудностей на работе и т. д. Есть некоторые свидетельства того, что женщины-патологические гемблеры чаще страдают расстройствами настроения, чем мужчины [21].

В исследовании канадских ученых [28] рассматривалась гармоничная и обсессивная (навязчивая) страсть к гемблингу. Когда привычка играть перерастает в сверхценное увлечение азартными играми, можно говорить о том, что формируется обсессивная страсть к игре. Результаты исследования показали, что такая страсть связана с проблемным гемблингом и с его негативными последствиями (тревога и чувство вины, низкий уровень концентрации и позитивных эмоций).

Патологические игроки в процессе игры периодически испытывают состояние диссоциации, характеризующееся внезапным, временным нарушением нормально интегрированных функций сознания, понимания подлинности своего эго или моторного поведения, в результате которого определенная часть этих функций утрачивается. Диссоциация является защитным механизмом: игрок разрушает сознание, и этим способом борется с эмоциональным конфликтом или внешним стрессом [5].

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ЛИЦ С ИГРОВОЙ

ЗАВИСИМОСТЬЮ

Проблемным и патологическим игрокам свойственна слабость волевой регуляции: они часто не в состоянии прекратить игру, хотя многие из них ошибочно полагают, что контролируют количество азартной игры и могут придерживаться бюджета.

В некоторых исследованиях отмечается, что патологические игроки характеризуются наличием синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), т. е. невозможностью сосредоточиться на каком-либо одном стимуле, отвлекаемостью на другие, новые стимулы [14], [16].

Гемблеры обычно хорошо помнят выигрыши, но забывают о проигрышах. В беседе игроки уточняют, что особенно ярко запоминаются выигрыши с неким «магическим» компонентом, когда как будто кто-то подсказывает, какой автомат выбрать, на какое число сделать ставку.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЦ С

ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Большинству проблемных и патологических игроков свойственны глубинная неуверенность в себе, низкое самоуважение. При этом они ощущают компенсаторную потребность быть значимыми, всемогущими. Некоторые исследователи считают, что игроки испытывают враждебное отношение к реальности. В результате они погружаются в мир собственных фантазий, который построен вокруг азартной игры: часто пребывают

05.10.2012


82

В мечтах о том, какие великие и прекрасные дела будут ими совершены сразу после большого выигрыша, и рисуют в воображении картины приятной легкой жизни на огромные деньги, полученные благодаря игре по особой «системе» [1].

Уход от реальности в мир фантазий, в мир игры говорит о личностной незрелости патологических игроков. Многие из «анонимных игроков» признают, что прежде не желали взрослеть; они перекладывают с себя ответственность на вращение рулетки или выпавшую карту, и это стремление избежать ответственности в итоге становится навязчивой идеей. Психодинамическая концепция расстройства исходит из того, что за нелогичной постоянной уверенностью больного в выигрыше скрываются инфантильные фантазии всемогущества,

96

Ожидание неограниченного удовлетворения своих желаний. Постоянное возвращение к игре означает протест, неосознаваемое агрессивное отношение к реальной действительности, не желающей подчиняться этим фантазиям. При этом проигрыш не возвращает к реальности, а наоборот, бессознательно воспринимается как неправомерный отказ в удовлетворении желания и обоснованный повод для протеста, т. е. очередной ставки. При наличии глубинной неуверенности в себе и зависимых черт личности существенную роль в поддержании патологического влечения может играть безотчетное снятие с себя ответственности с возложением ее на фортуну [9].

Часто патологический гемблинг коморбиден нарциссическим, антисоциальным или зависимым личностным расстройствам. Поведение игрока во многом схоже с поведением обсессивно-компульсивной личности; поведение и тех и других имеет характер ритуала или компульсии. Наибольшее значение для них имеют принятые в американской психологии и психиатрии виды защит: «уничтожение сделанного», «фантазии о всемогущественном контроле», «реактивное образование», «репрессия», «отрицание». У игрока превалируют постоянные обсессивные мысли о прошлых и будущих играх; патологический гемблер играет компульсивно, его действиям присущ некий автоматизм, его поведение можно охарактеризовать как ритуальный процесс.

Самооценка патологических игроков неустойчива, она часто зависит от результатов азартной игры. Существует мнение, что компульсивные игроки подсознательно желают проигрывать, чтобы этим себя наказывать [1]. По классификации DSM-IV патологический гемблинг относят к расстройствам контроля импульсов. «Импульс часто характеризуется такими свойствами, как поспешность, необдуманность и порывистость. <...> Обычно имеет место компромисс побуждений, борьба мотивов между удовлетворением потребности в удовольствии и наказанием. Например... позор, которому подвергается патологический игрок, или его денежные затруднения в связи с долгами. <...> Как показывают повторные эпизодические импульсы, знание о прошлой вине и боли может явиться подкреплением такого поведения. Действительно, в некоторых случаях потребность в наказании предшествует импульсу» [5; 567].

Патологическим игрокам свойственны эмоциональная уязвимость, низкая толерантность к фрустрации, неадекватность копинг-стратегий, к которым индивид прибегает, испытав стресс. Эффективный копинг ведет к положительным последствиям, а неэффективный или дефицит копинг-навыков могут привести к аддиктивному поведению, в том числе и к патологической азартной игре. Вовлечение в азартную игру часто вызывается «спусковым крючком», который может быть внутренним (беспокойство, скука и т. д.) или внешним (ссора с супругом и т. д.). После когнитивной

05.10.2012


82

Обработки это триггерное событие вызывает негативные эмоции, и индивид выбирает копинг-стратегию, чтобы справиться с этими нежелательными чувствами. Использование неэффективного копинга может вести к нарастанию отрицательных чувств к себе в течение последующего стресса и к тому, что человек играет в азартные игры в попытке избежать негативных чувств: круг замыкается. Патологические игроки часто проявляют признаки импульсивности: они не способны управлять импульсами, жить в настоящем и т. п. Импульсивные люди могут проявлять недостаток ограничения или рефлексии и редко используют планирование и другие формы адаптивного копинга.

О. Лойтси и К. Халси провели исследование с целью выяснить, уменьшает ли копинг-стиль игроков связь между, во-первых, импульсивностью и стрессом и, во-вторых, стрессом и гемблинг-поведением. Они также проверили, являются ли импульсивные индивиды, использующие избегающий или эмоциональный копинг в условиях стресса [22], более склонными к азартной игре. Результаты исследования показали, что у мужчин копинг, нацеленный на задачу, был отрицательно связан с проблемным гемблингом, а эмоциональный

97

Копинг — положительно. Избегающий копинг не имел связи с проблемным гемблингом. У испытуемых-мужчин импульсивность была связана с проблемным гемблингом. При высоком уровне копинга, ориентированного на задачу, и низком уровне эмоционального копинга импульсивность мало влияет на гемблинг. Среди женщин ни импульсивность, ни стресс, ни стиль копинга не были связаны с гемблингом; в отличие от результатов мужчин, стресс у женщин был положительно связан и с импульсивностью, и с эмоциональным копингом.

У индивидов с высокой импульсивностью высокий уровень копинга, ориентированного на задачу, и низкий уровень эмоционального копинга дают возможность прогнозировать меньшую склонность к гемблингу. Среди индивидов с низкой импульсивностью наличие высокого уровня эмоционального копинга и высокого уровня стресса являлось более сильным предиктором гемблинга, чем для индивидов с высокой импульсивностью [22].

В процессе развития расстройства происходит деградация личности патологического игрока. Главным мотивом становится азартная игра, сужается круг интересов. Игрок отдаляется от близких, теряет интерес к работе. Регресс проявляется иногда даже в выборе вида азартной игры — от более сложных карточных игр, в которых кроме вероятности играют роль навык и интеллект, гемблер переходит к наипростейшему виду азартной игры, не требующему каких-либо интеллектуальных усилий — игровому автомату.

Большинство исследователей в США считают, что распространенность гемблинга не зависит от рас. Существуют обусловленные культурой различия в предпочтении тех или иных азартных игр и другие специфические социально-экономические особенности, влияющие на гемблинг в разных странах, но основные признаки расстройств в целом одинаковы.

Более чем в 95 % случаев зависимый гемблер — это мужчина, однако часть ученых высказывают мнение, что удельная доля женщин — патологических и проблемных игроков — растет [31]. Возраст типичного проблемного гемблера — 21–55 лет [26]. Официально возраст, с наступлением которого разрешается играть в казино и игровые автоматы, — 18 лет в России и многих других странах.

05.10.2012


82

18


Проблемный игрок может принадлежать любому социальному классу — более обеспеченный человек, скорее всего, будет играть в казино, а имеющий доходы ниже среднего уровня предпочтет зал игровых автоматов. Однако некоторые ученые считают, что в целом гемблинг-аддикции более подвержены лица с доходом ниже среднего уровня [31]. По данным некоторых ученых, патологический игрок, как правило, не имеет высшего образования [31]. Проблемные и патологические игроки чаще всего вырастают в семьях родителей с игровой аддикцией и другими зависимостями. По результатам исследования российских клиницистов-наркологов наследственную отягощенность алкоголизмом и наркоманией имели 44,1 % [4]. Вероятность стать проблемным или патологическим гемблером выше у тех, кто начал играть в юношеском возрасте; это обосновывает важность профилактики юношеского гемблинга.

В большинстве своем зависимые игроки одиноки (не состоят в браке) [26]. Возможно, одиночество является не причиной, а следствием гемблинга. Около 50 % гемблеров имеют историю злоупотребления алкоголем или наркотиками [19]. Индивиды, регулярно употребляющие ПАВ, более склонны к развитию гемблинг-проблем.

Проблемным и патологическим игрокам часто присущи аномия (непринятие норм), делинквентность. С целью получения денег на игру гемблеры могут подделывать документы, воровать, использовать деньги, предназначенные для расходов их семей. Обычно их преступные действия не носят характера насилия; это подлоги, растраты или мошенничество. В силу этих причин игрокам приходится лгать кредиторам, коллегам и близким. При этом осознанным намерением является желание вернуть деньги и отдать долги. Осложнениями, которые обычно наблюдаются

98

При этом расстройстве, являются охлаждение к родным и отчуждение от знакомых, утрата всего, что достигнуто в жизни, суицидные попытки, тюремное заключение [5].

В. Д. Менделевич [7] полагает, что основой игровой зависимости является феномен жажды острых ощущений, которая имеет своим следствием высокую степень риска, игру «на грани фола», когда за секунду можно потерять все или приобрести «весь мир».

У патологических игроков отмечаются следующие особенности: трудность в идентификации и описании собственных чувств; трудность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; фокусирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Л. Вермсер (см. [11]) считает, что азартная игра, как и другие аддикции, используется для избавления от переполняющих человека эмоций. При этом просматривается некоторая связь между значимым чувством и предпочитаемым видом зависимости. Например, некоторые игроки говорят, что играют только тогда, когда сильно раздражены, что игра действует на них успокаивающе. Л. Вермсер отмечает, что понятие «аддиктивное поведение» является синонимом тяжелой компульсивности, она проявляется в ненасытности, автоматичности, бесконечной повторяемости и приводит к тяжелым и разрушительным последствиям для аддикта.

Итак, на сегодняшний день не существует единой точки зрения на то, какие черты присущи патологическим гемблерам, как возникает и развивается зависимость от азартных игр. Результаты исследований не позволяют сделать однозначные выводы, что подтверждает необходимость продолжения исследования гемблинга. Нуждаются в этом социальные и психологические факторы риска возникновения патологической

05.10.2012


82

19


Зависимости, а также особенности подходов к терапии.

1. Анонимные игроки. Лос-Анджелес: Междунар. комитет по обслуживанию АИ, 1998.

2. Белы х А. Н. Опыт решения проблем игровой зависимости за рубежом // Http://www. unionkrc. ru/

Index-ea=1In=1-chp=showpage

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

4. Дудко Т. Н., Котельникова Л. А. Формирование зависимости от азартных игр у молодежии

Лиц зрелого возраста // Http://www. rarib. ru/pages. cfm? f=actions/igromania/dudko

5. Каплан С. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2002. 523 с.

6. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2004. 959 с.

7. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М.: Медпресс, 2001. 427 с.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Оникс 21 век, 2003. 896 с.

9. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. М.: Экспертное бюро-М, 1997.

496 с.

10. Психологические аспекты зависимостей / Под ред. А. Ш. Тхостова, С. П. Елшанского. М.: Научный мир, 2005. 112 с.

11. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 240 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

13. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, 2004.

14. Blaszczynski A. Pathways to pathological gambling: Identifying typologies //
Www. camh. net/egambling

15. Carlson M., Moore T. Adolescent gambling in Oregon //
Http://www. gamblingaddiction. org/adolescent/ CHAPTER1.htm

16. Chambers R. A., Potenza M. N. Neurodevelopment, impulsivity and adolescent gambling // J.
Gambling Studies. 2003. V. 19. N 1. P. 53–84.

17. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 4th ed. Text revision DSM-IV-TR. Arlington,

VA: Am. Psychiatric Ass., 1999.

18. Dickson L. M., Derevensky J. L., Gupta R. The prevention of gambling problems in youth: A conceptual framework // J. Gambling Studies. 2002. V. 18. N 2. P. 97–159.

19. Dunstan R. Gambling in California // Http://www. library. ca. gov/CRB/97/03/Chapt8.html

20. Hing N., Breen H. A profile of gaming machine players in clubs in Sydney, Australia // J. Gambling

Studies. 2002. V. 18. N 2. P. 185–205.

21. Hodgins D. C., El-Guebaly N. Retrospective and prospective reports of precipitants to relapse in pathological gambling // J. Consult. and Clin. Psychol. 2004. V. 72. N 1. P. 72–80.

22. Lightsey O. R., Hulsey C. D. Impulsivity, coping, stress and problem gambling among university students // J. Counsel. Psychol. 2002. N 2. P. 202–211.

99

23. McCormick R., Taber J. Attributional style in pathological gamblers in treatment // J. Abnorm. Psychol. 1988. N 3. P. 368–370.

24. Moore S., Ohtsuka K. Beliefs about control over gambling among young people, and their relation

To problem gambling // Psychol. of Addictive Behav. 1999. N 4. P. 339–347.

25. Pasternak A., Fleming M. Prevalence of gambling disorders in a primary care setting // Http://archfami. ama-assn. org/cgi/content/full/8/6/515

26. Pathological gambling. A critical review. National Acad. Press // Http://books. nap. edu/books/ 0309065712/ html/R1.html

27. Poulin C. An assessment of the validity and reliability of the SOGS-RA // J. Gambling Studies. 2002. V. 18. N 1. P. 67–93.

28. Ratelle C. et al. When passion leads to problematic outcomes: A look at gambling // J. Gambling

Studies. 2004. V. 20. N 2. P. 105–119.

05.10.2012


82

20


29. Sagristano M., Trope Y., Liberman N. Time-dependent gambling. Odds now, money later // J. Exp.

Psychol. 2002. N 3. P. 364–376.

30. The south oaks gambling screen // Http://www. gov.
ns. ca/health/gambling/IsThereAProblem/SouthOaks

31. Unwin B., Davis M., De Leeuw J. B. Pathologic gambling // Http://aafr. org/afp/20000201/741.html

32. Weinstock J., Whelan J., Meyers A. Behavioral assessment of gambling an application of the timeline follow back method // Psychol. Assessment. 2004. N 1. P. 72–80.

33. Winters K. et al. A prospective study of youth gambling behaviors // Psychol. of Addictive Behav.

2002. N 1. P. 3–9.

34. Winters K. Et al. Prevalence and risk factors of problem gambling among college students // Psychol. of Addictive Behav. 1998. N 2. P. 127–135.

35. Wi nters K. C., Kushner M. G. Treatment issues pertaining to pathological gamblers with a comorbid

Disorder // J. Gambling Studies. 2003. V. 19. N 3. P. 261–277.

Поступила в редакцию 19.X 2006 г.

1 Факторы перечислены в порядке снижения степени их значимости.

05.10.2012


86

86