ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОМ СТАТУСЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

М. А. ЩУКИНА

Обсуждается проблема онтологического статуса саморазвития. Рассматриваются варианты соотношения категорий «развитие» и «саморазвитие». Саморазвитие понимается как частный и при этом высший уровень развития. Выделены критерии, обозначающие специфичность саморазвития в сравнении с развитием: конструктивный и субъектный характер самоизменений; целенаправленность и осознанность самоизменений. Показан пример интерпретации поведенческого текста на материале сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Ключевые слова: Развитие, саморазвитие, субъектность, целенаправленность, осознанность, опосредствованность.

Б. Д. Эльконин, решая проблему объективации развития, констатировал: «Все психологические теории развития… исходили из того, что Развитие есть. При этом необходимо предполагалось, во-первых, что в реальной жизни присутствуют и «работают» те специальные конструкции, с помощью которых теоретики понимают и описывают развитие человека… во-вторых, что существует такая «область» феноменов человеческой жизни, которая называется… развитием и отличается от других областей» [19; 5]. При этом автор, как бы принимая на веру допущения предыдущих исследователей, идет дальше: «Итак, развитие есть, оно существует, выступает неким особым бытием, и дело заключается в том, чтобы это бытие выделить и представить» [Там же].

Если применить данную логику рассуждений к категории саморазвития, то мы вынуждены будем начать с решения первой задачи: Доказать, что саморазвитие есть, Т. е. решить проблему онтологического статуса саморазвития. Такая задача обозначается, если не относиться к саморазвитию как к чему-то очевидному.

Анализ научной литературы, посвященной саморазвитию, показывает, что в настоящее время данная проблема в психологии не только не решена, но и практически не поставлена. Исследователи, занимающиеся изучением саморазвития (его определения, механизмов, становления и т. п.), исходят из имплицитного допущения, что саморазвитие есть, а следовательно, подлежит изучению. Интересно, что проблема онтологии саморазвития обозначается сторонниками противоположного заявления: саморазвития не существует, так как всякое развитие является и саморазвитием, а всякое саморазвитие — развитием. Разрешить данное противоречие в позициях можно, на наш взгляд, если от имплицитных допущений перейти к доказательствам.

О методе. Проблема дифференциации категорий (в данном случае развития и саморазвития), будучи по своей сущности теоретической, не может быть решена на эмпирическом уровне эмпирическими же методами. Следовательно, необходимо решать проблему релевантными ей теоретическими методами исследования. В то же время мы ставили вопрос о существовании специфических феноменов, которые бы обозначались категорией саморазвития. Следовательно, необходим поиск и на феноменологическом уровне.

Чтобы выявить, чем саморазвитие отличается от развития, нужно: 1) с помощью теоретического анализа обозначить критерии их различия и сходства (а может быть, и тождества), которые предложены

05.10.2012


107

108

В психологической науке, и 2) на основании этих критериев выделить и описать на каком-либо феноменологическом материале ту реальность, которая соответствует названным теоретическим конструктам. Важно отдавать себе отчет в том, что проделать процедуры выделения феноменов развития и саморазвития нельзя стопроцентно бесспорно и объективно, ибо метод, который при этом будет нами использоваться, — это Интерпретация реальности. Сами по себе феномены не принадлежат ни к области развития, ни к области саморазвития. Это мы, исследователи, будем означивать (в терминах Л. С. Выготского) или категоризовать (в терминах Дж. Брунера) их как таковые с позиции некой системы координат (критериев). Благодаря такому методу достигается не столько объективность познания, сколько достоверность в рамках определенной теоретической позиции.

Соотношение категорий. Обозначим возможные варианты решения первой поставленной задачи. Развитие И Саморазвитие Могут соотноситься как (1) две «непересекающиеся» категории, (2) тождества, (3) общее и частное. Рассмотрим обоснованность каждого из данных вариантов с логической, теоретической и феноменологической точек зрения.

1. Развитие и саморазвитие как две «непересекающиеся» категории. Логически
невозможно принять данный вариант как достоверный, ибо два однокоренных понятия
должны иметь некоторое сходство не только лексически, но и семантически. Такое
предположение подтверждается и теоретическим анализом: в психологической науке до
настоящего времени не высказан и, тем более, не закреплен подобный вариант
соотношения развития и саморазвития. Таким образом, данная версия является чисто
гипотетической и не находит своего подтверждения.

2. Развитие и саморазвитие как тождества. Несмотря на выраженный
двухсоставный характер понятия «саморазвитие» в сравнении с «развитием», идея о
тождестве данных категорий довольно широко распространена в психологии.
Теоретические доводы для ее подтверждения можно свести к принципу, идущему от С. Л.
Рубинштейна, — «внешнее через внутреннее». Данный принцип утверждает идею о
воздействии внешних факторов развития только через внутрипсихологические. А. Н.
Леонтьев выражал данный принцип следующим образом: «...всякое развитие
представляет процесс самодвижения, т. е. имеет спонтанный характер» [11; 94]. В
соответствии с этим ребенок рассматривался автором «не только как объект внешних
воздействий… но, прежде всего, как субъект жизни; субъект развития» [11; 97].

В предельном своем варианте принцип «внешнее через внутреннее» предполагает, что психическое развитие человека подчиняется действию факторов генетической и социальной природы в той мере, в какой он сам принимает решение о воздействии каждого из них: «...в пределах этой двойной — психофизиологической и социальной — детерминации индивид имеет возможность выбора» [8; 176].

Данную возможность выбора в психологии принято считать в настоящее время третьим фактором развития и выражать через утверждающие субъектное, авторские начало в развитии группы понятий, в начале которых стоит «само»: самоопределение, самореализация, саморазвитие и т. п. Как писал Б. Г. Ананьев, человек «не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, Образование собственной среды развития Посредством общественных связей — все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни» [3; 134].

05.10.2012


107

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев выражают это положение следующим образом: «...необходимо ввести особое представление о “развитии вообще” — как о кардинальном

109

Структурном преобразовании человеком своей собственной самости… Речь должна идти

О развитии не только по сущности природы (созревания), не столько по сущности социума (формирования), а прежде всего по сущности человека — О саморазвитии: как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [14; 13].

На наш взгляд, только в такой трактовке, с учетом присущей развитию человека интенциональности движения, можно утверждать не буквальное тождество развития и саморазвития, а тождество их субъектного характера. На данное уточнение указывает и Л. Н. Куликова, говоря, что саморазвитие и развитие можно рассматривать как тождества, если понимать развитие с точки зрения его механизмов, среди которых самодвижение является ключевым [9; 16].

3. Развитие и саморазвитие как общее и частное. Несмотря на сделанное выше заключение, не может не обращать на себя внимание тот факт, что в развитии самодвижение является одним из действующих факторов. В случае же саморазвития самодвижение полностью выражает его сущность. Данный факт демонстрирует неравноценность развития и саморазвития как категорий. Развитие и с логической, и с философской, и с психологической точки зрения является более общей категорией, в силу чего саморазвитие и развитие вряд ли могут рассматриваться как тождества, скорее они могут быть соотнесены как общее и частное. Тогда встает вопрос, каковы те сущностные особенности саморазвития, которые, несмотря на его «частный» характер, позволяют обозначать его как отдельную категорию.

Критерии саморазвития. Прежде всего в психологической литературе большинство авторов раскрывают сущность саморазвития через Позитивную направленность изменений. В отличие от развития, которое обладает свойством разнонаправленности и может быть как конструктивным, так и деструктивным для самого человека и для общества, саморазвитие связывается исследователями, условно говоря, с «положительным» направлением изменений.

Доминирующей является традиция, согласно которой саморазвитие отождествляется с понятиями, обозначающими психологический рост человека. С. Л. Рубинштейн саморазвитие связывает с «восхождением к себе-лучшему» (цит. по [9; 17]); К. А. Абульханова-Славская отождествляет саморазвитие с самоусовершенствованием [1; 261]; А. А. Бодалев в качестве синонима понятия «новообразование саморазвития» использует «прогресс развития» [4; 128]. По словам А. А. Бодалева, «саморазвитие проявляется в достижении им (человеком. — М. Щ.) все новых, качественно более высоких уровней продуктивности как каждого психического процесса в отдельности, так и их взаимодействия, результатом чего является успешное решение все более сложных жизненных задач» [4; 129].

Противоположное мнение в психологической литературе — скорее исключение. Так, Л. А. Худорошко признает, что саморазвитие в психологии связано с такими понятиями, как «психологический рост», «личностный рост», «самоактуализация» [15; 107], однако она считает, что «результаты саморазвития могут быть как позитивными, так и негативными, связанными с деформацией самосознания» [15; 108].

05.10.2012


107

Далее обратим внимание на Целенаправленный характер саморазвития. На данную его особенность исследователи также указывают как на сущностную черту саморазвития в сравнении с развитием. Например, Л. Н. Куликова, определяя саморазвитие, подчеркивает, что это «целенаправленное многоаспектное самоизменение личности» [9; 321]. Важно отметить, что в психологии сложилась определенная

110

Позиция, согласно которой саморазвитие может быть направлено не ко всякой цели вообще. Так, И. И. Чеснокова [17], гипотетически признавая возможность саморазвития в любом, определяемом человеком направлении, указывала, что все-таки истинное саморазвитие (как принято понимать его в психологии) связано с положительными самоизменениями, о чем было сказано выше. Л. Н. Куликова также раскрывает саморазвитие личности как «служащее цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания» [9; 321]. Г. Селевко в той же логике связывает саморазвитие с самоусовершенствованием, определяя его как «процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах формируются и развиваются качества и способности человека» [13; 210].

Однако рассмотрение саморазвития будет неполным, если не упомянуть, что его направленность на самоусовершенствование может быть успешной только тогда, когда данная цель включена в более общую систему жизненных целей и ценностей человека. С. Л. Рубинштейн подчеркивал: «Работа собственно над собой, т. е. работа, прямой целью которой является формирование у себя определенных качеств, может привести к цели, только включаясь в качестве звена в труд, в деятельность, направленную на разрешение жизненно значимых задач» [12; 173]. Человек хочет стать другим не только ради самого факта самоизменения, но для того, чтобы достичь иных жизненных целей. «Стремление “улучшить” себя возникает не как самоцель, а как стремление повысить свои социально-психологические потенции, сформировать себя как цельную, гармоничную личность и самоутвердить в более высоком качестве в системе общественных взаимодействий» [17; 223].

Таким образом, человек изменяется, чтобы эффективнее достигать жизненные цели, но в то же время он ставит перед собой такие жизненные цели, которые заставляют его меняться. А. А. Бодалев так пишет о подобной двойственной природе целей саморазвития: «...подлинный и последовательно осуществляемый процесс саморазвития, как правило, происходит лишь у тех людей, которые настроены на достижение крупномасштабных целей в своей жизни. Это заставляет их направленно развивать у себя такие… характеристики… которые оказываются одной из обязательных предпосылок осуществления намеченных жизненных целей» [4; 127].

Следующей особенностью саморазвития является Субъектный характер изменений, которые акцентируются через первую часть этого слова — «само». Субъектный характер саморазвития выражается в единстве в одном человеке и преобразуемого, и преобразователя. Быть субъектом, подчеркивал А. В. Брушлинский, значит быть «творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» [6; 5]. Как писала И. И. Чеснокова о самовоспитании, которое в сущности отождествлялось для нее с саморазвитием, «субъект и объект воспитательного воздействия в самовоспитании соединены в одном и том же индивиде» [17; 227].

Данный тезис нуждается в раскрытии, ибо важно четко обозначить те особенности

05.10.2012


107

Процесса развития, которые, приобретая субъектный характер, переводят его в статус саморазвития. Кратко они выражены в емкой формуле Г. А. Цукерман: «…цели, направления, средства этих изменений определяю я сам» [16; 24]. Можно усомниться в данной особенности саморазвития. Ведь выше мы говорили о том, что и при развитии в конечном счете выбор осуществляется самим человеком. Да, но мы делали оговорку, что происходит это только на высших уровнях развития, когда оно переходит в саморазвитие. А до тех пор мы сталкиваемся с феноменами, когда цели, направления и средства развития диктуются ребенку или

111

Взрослому генетическими и социальными факторами. А сам человек в этом случае часто оказывается созерцателем собственной жизни, а позже жалеет: жизнь прошла мимо.

В онтогенетическом плане, в отличие от субъектности как способности к управлению своими действиями, своими психическими процессами и отношениями, субъектность, направленная на собственное самоизменение, является довольно поздним онтогенетическим образованием. Устойчивой является позиция, согласно которой человек начинает проявляться как субъект своего развития в подростковом возрасте [16].

Исследователи обращают внимание, что в ходе онтогенеза развитие как бы перерастает в саморазвитие [4; 42]. Так, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев замечают, что «ребенок входит в со-бытие (вначале) своей Органичностью (живой пластичностью), можно сказать — Предельной неопределенностью, незаданностью того или иного способа бытия… «жертвой» внешней и внутренней стимуляции, чистой потенциальностью… Требуется длительный процесс конвергенции, сворачивания чистой потенциальности в точку (обретение души), с которой только и возможно становление авторства и универсальность само-развития» [14; 16].

Б. Г. Ананьев, определяя жизненный путь человека как историю личности и субъекта деятельности, отмечал, что здесь происходит «постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания, что проявляется в феноменах умственной и моральной активности» [3; 28]. Л. И. Божович писала, что «путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращения его в активного преобразователя этой среды и собственной личности» [5; 144]. Л. А. Головей рассматривает развитие личности как «развитие ее сущностных сил, по мере которого она становится субъектом собственного развития, ставящим себе задачи. Развитие личности становится ее потребностью» [7; 36].

Следующее ключевое различие между развитием и саморазвитием — это Осознанность Изменений. Важно заметить, что всякое усвоение извне необходимо проходит при саморазвитии через фильтр сознания и даже самосознания: нужно ли это мне? хочу ли я таким быть? смогу ли я таким стать? и т. п. Важно подчеркнуть, что функционирование рефлексии, сформированное самосознание являются базовыми условиями проявления субъектности в развитии: «...саморазвитие — это сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою Я-самость» [16; 24]. И. А. Шаршов пишет, что саморазвитие «является высшим уровнем самодвижения, на котором происходят не хаотические, а направленные, осознанные изменения, приводящие к качественной трансформации» [18; 22].

Данное требование основано на необходимости осознанности при субъектной активности вообще (К. А. Абульханова-Славская, О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, В. В.

05.10.2012


107

Давыдов и другие). Однако при активности, в которой совпадают субъект и объект, данное требование к субъекту даже ужесточается, требуется выход на еще более высокий уровень функционирования психики — уровень рефлексивного функционирования (в терминах Ф. Е. Василюка) [13; 16; 18].

Возникает закономерный вопрос, что именно должен осознать человек, чтобы инициировать процесс саморазвития. И. И. Чеснокова отвечает на него следующим образом: «Мотив самовоспитания возникает обычно как результат осознания степени расхождения содержания реального и идеального «Я» личности» [17; 230]. В более обобщенной форме (не как авторское мнение, а как позицию целой психологической школы) этот тезис мы находим и у Б. Д. Эльконина, который

112

Указывает, что «для культурно-исторической теории развития стержневым является положение о развитии как соотношении реальной и идеальной форм» [19; 7], причем «…“точка встречи” идеальной и реальной форм специфична и знаменательна тем, что в ней Возникает субъект поведения» [19; 9]. Разворачивая данный тезис и раскрывая свое представление о развитии, автор указывает, что «идеальная форма — это не идеализированный (воображаемый, мыслимый) объект, а совершенный субъект — субъект совершенного действия… Идеальная форма противопоставлена реалии и инерции наличного, стереотипного функционирования. Акт развития есть преодоление наличного функционирования в идеальной форме действия. Лишь относительно подобного преодоления есть смысл говорить о субъекте развития. Субъектность — это определенный режим жизни, а не характеристика наблюдаемого индивида… Субъектность акта развития воплощена в посредничестве» [19; 140] (перехода между «наличное—иное», «реалия—идея»). «Опыт субъектности… — это опыт инициативного действия, т. е. принятия на себя трудностей воплощения замысла… это опыт реализации замысла в способе решения задачи» [19; 141].

Для уточнения взглядов автора важно отметить, что субъектный характер развития связан с тем, что не кто-то другой определяет идеальную для меня форму. Я сам — субъект развития — создаю образ идеального, инициирую и последовательно воплощаю акт перехода «наличное— иное», «реалия—идея». Кроме того, крайне важно, что для данного перехода я обладаю необходимыми средствами. Иными словами, автор утверждает Опосредствованный характер Проявления субъектности в развитии. Аналогичное мнение выражает Л. В. Алексеева, включая опосредствованность в число атрибутов субъектности, и определяет ее как «возможность проявления активности с использованием психологических средств и дополнительных функциональных звеньев в самоуправлении» [2; 220].

Итак, саморазвитие проявляется в осознанном самоизменении, где, повторимся, «цели, направления, средства этих изменений определяю я сам» [16; 24]. Таким образом, именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как творец своего Я и своего жизненного пути.

Опыт интерпретации. Обозначив сущностные характеристики саморазвития на основе теоретического анализа, перейдем к решению второй задачи. Для этого на основании обозначенных критериев выделим и опишем на некоем феноменологическом материале ту реальность, которая соответствует изучаемым теоретическим конструктам — развитию и саморазвитию.

В качестве текста для интерпретации мы избрали сказку Л. Кэрролла «Алиса в стране

05.10.2012


107

Чудес» [10]. Обоснуем наш выбор. Мы используем данный текст как «зашифрованную» реальность, где в символической форме автором изображены феномены развития и саморазвития. Сказка выступит здесь не только как отражение феноменов, но и как метафора развития и саморазвития. В данном случае нам близка мысль И. С. Кона, что «при всей специализации язык науки (во всяком случае гуманитарной) не отделен полностью от языка обыденной речи. В основе наиболее общих наших терминов лежат образы, метафоры» [8; 10].

Итак, рассмотрим последовательно, какие феномены развития или, как сказал бы Б. Д. Эльконин, метаморфозы, можно усмотреть в поведении героини сказки — Алисы. Будем интерпретировать их последовательно по тексту, а затем обобщим результаты. Для интерпретации мы избрали те фрагменты сказки, где Алиса изменяется в своем росте. Эти фрагменты буквально могут толковаться как метаморфоза—развитие—саморазвитие. На материале именно данных фрагментов мы намерены продемонстрировать

113

Специфичность саморазвития в сравнении с развитием. Фрагменты текста Л. Кэрролла обозначены курсивом. За каждым фрагментом следует интерпретация с позиции вышевыделенных критериев дифференциации развития и саморазвития.

Алиса отворила дверцу… Она встала на коленки, заглянула в отверстие — и ахнула: коридор выходил в такой чудесный сад, каких вы, может быть, и не видывали. Представляете, как ей захотелось выбраться из этого мрачного подземелья на волю, погулять среди прохладных фонтанов и клумб с яркими цветами?!

У Алисы формируется цель — перейти из наличного (подземелье) в иное (сад), причем наличное и иное окрашены противоположными эмоциями.

Но в узкий лаз не прошла бы даже одна Алисина голова… «Почему я такая большая и нескладная! Вот если бы я умела вся складываться, как подзорная труба или, еще лучше, как веер,Тогда бы другое дело!»

Обозначается движущее противоречие развития. Алиса осознает Я-реальное, которое нуждается в изменении, если она хочет достичь цели. Алиса определяет образ своего Я-идеального. Главное требование — трансформируемость.

«Научил бы меня кто-нибудь, я бы сложиласьИ все в порядке!»

Алиса осознает отсутствие средств для самоизменения. Она призывает некоего посредника, который бы дал ей такое средство. Следовательно, Алиса в полной мере не субъектна.

Алиса… обнаружила хорошенький пузырек… а на нем большими буквами был о четко напечатано: «ВЫПЕЙ МЕНЯ!»

Алиса получает средство преобразования, которое транслируется ей неким посредником.

Алиса рискнула попробовать ее содержимое… к этому времени в ней осталось всего лишь четверть метра. Алиса так и сияла от радости, уверенная, что она теперь свободно может выйти в чудесный сад… Алиса побежала было в сад; ноТакая незадача!У самого выхода она вспомнила, что оставила золотой ключик на столе, а подбежав опять к столику, обнаружила, что теперь ей никак до ключа не дотянуться.

Происходит метаморфоза с помощью усвоенного средства. Однако так как Алиса полностью не управляет ситуацией преображения, она сталкивается с рассогласованием: есть либо ключ, либо средство для изменения размера (пузырек с жидкостью). Одномоментного перехода «наличное—иное», «реалия—идея», который необходим для

05.10.2012


107

Акта развития, по Б. Д. Эльконину, не происходит. Такая ситуация в сказке повторяется еще раз: Алиса получает средство (пирожок), но не владея им вполне, получает аналогичную ситуацию: есть ключ, но ее рост опять не соответствует требованиям Иного.

Алиса была в таком отчаянии, что готова была просить помощи у кого угодно, так что, когда Кролик подбежал поближе, она робким голоском начала:Простите, пожалуйста...

Кролик подскочил как ужаленный, выронив перчатки и веер… Веер и перчатки Алиса подобрала и, так как ей было очень жарко, принялась обмахиваться веером.

Алиса опять прибегает к помощи посредника (кролик). Она получает средство изменения (веер), но в этот раз задача усложняется: она должна осознать (означить) данное средство как средство самоизменения, так как к вееру не прилагается «инструкции по применению».

«Ой, а что... а что, если... если вдруг это я сама сегодня стала не такая? … Но если я стала не я, то тогда самое интересноеКто же я теперь такая?»

Данный внутренний диалог героини показывает, что у Алисы наступает кризис самоидентичности в силу того, что она не вполне субъектна, не самостоятельно определяет свои изменения.

И Алиса тут же принялась решать эту задачу. Она сразу подумала о своих подружках. А вдруг она превратилась в кого-нибудь из них? «…Ну, если так, если яМэгги, я

114

Тогда лучше останусь тут! Пусть лучше не приходят и не уговаривают! Я им только скажу: «Нет, вы сперва скажите, кто я буду».

Алиса не знает, кто она и какой хочет быть. Она спрашивает у Других.

В ней уже было всего сантиметров шестьдесят… «А теперьВ сад!» Бедная девочка! Дверца была по-прежнему на замке, а золотой ключик так и лежал на стеклянном столе.

Алиса изменилась с помощью средства посредника, но опять столкнулась с описанным выше рассогласованием средств и целей.

И она со всех ног помчалась к выходу… «Теперь первое, что нужно сделать,Говорила себе Алиса, уходя все глубже в чащу по лесной тропинке,Это стать, какая я всегда была. А второе — это найти дорогу в тот чудесный садик. Вот и все. Это будет самый лучший план!» План, что и говорить, был превосходный; простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.

Алиса осознает бесплодность, неэффективность усилий при вышеописанном алгоритме достижения целей. Алиса начинает осознанно планировать свою активность, пересматривает цели. Теперь она знает, куда идти и какой хочет быть (определяет свое Я-идеальное). Однако по-прежнему не обладает средствами развития.

Червяк и Алиса довольно долго созерцали друг друга в молчании:

КтоТыТакая?

Алиса встречает Червяка, которого она означивает как посредника. Посредник задает Алисе вопрос-задачу на самоопределение и самоидентификацию.

Видите ли... видите ли, сэр, я... просто не знаю, кто я сейчас такая…

Алиса осознала (выше), какой она хочет быть, но она не осознает, какая она сейчас. А для развития необходимо осознание и Я-реального, и Я-идеального.

05.10.2012


107

9


…мне ужасно не по себе...

Тебе?Произнес Червяк презрительно.А кто ты такая? Посредник опять активизирует процесс осознанной самоидентификации.

Так ты думаешь, ты в кого-то превратилась?

Боюсь, что так!Сказала Алиса.Главное, все время делаюсь то маленькая, то большая, и ничего не могу вспомнить толком.

Так какого размера ты хочешь быть?

Да мне почти все равно,Не подумав, ответила Алиса.Мне только очень неприятно, когда он так часто меняется.

Твой нынешний размер тебе нравится?Спросил Червяк.

Ну,Замялась Алиса,Если вы не возражаете, я хотела бы чуточку подрасти! Посредник с помощью наводящих вопросов помогает Алисе осознать соотношение

Ее Я-рельного и Я-идеального. А потом он… куда-то пополз. И только… мимоходом произнес:

Откусишь с этого бокуСтанешь больше, откусишь с того бокуСтанешь
меньше… Гриб!

Посредник, уходя, указывает Алисе средство самоизменения, причем такое, которое будет в полном ее распоряжении и применение которого позволяет достигать поставленной ей самой, а не заданной извне, цели. Она может изменяться не по логике средства, а по логике цели.

Алиса все-таки нашла выход! Она встала на цыпочки, обхватила шляпку обеими руками, и там, куда смогла дотянуться, отломила по кусочкуСразу и правой и левой рукой! «Какой, какой? КакойТОТ, какойЭТОТ?»Лихорадочно думала Алиса и в конце концов отважилась откусить… И в ту же секунду почувствовала сильный удар в подбородок: он стукнулся об ее собственные ботинки! Как ни ошеломлена была Алиса, она все же сообразила, что времени терять нельзя: надо немедленно откусить хоть чуточку от другого куска, иначе она пропала!

115

Алиса осваивает средство самоизменения и начинает управлять процессом самотрансформации в соответствии со своими целями.

Итак, история с превращениями на этом завершается. Алиса прошла путь от развития, которое осуществлялось с помощью внешних посредников, к саморазвитию — самостоятельному, осознанному процессу самоизменения. Теперь Алиса проявляется как субъект в полной мере. Она осознает Я-реальное и Я-идеальное, осознает цель своих изменений и изменения как цель, ее активность опосредствована, и она владеет этим средством. Алиса проявляется как субъект развития, следовательно, ее развитие переходит в статус саморазвития. Далее по тексту сказки Алиса свободно и самостоятельно всякий раз изменяет свой рост в соответствии со своими целями, подтверждая выход на уровень самоизменений.

Таким образом, на примере текста Л. Кэрролла мы продемонстрировали те специфические черты саморазвития, которые определяют его самостоятельный онтологический статус: целенаправленность, осознанность, опосредствованность, совмещение объекта и субъекта в акте развития.

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Алексеева Л. В. Психологическая характеристика субъекта и субъекта преступления // Вестн.

05.10.2012


107

10


Тюменского гос. Ун-та. 2003. № 4. С. 216—228.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

4. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися? М.: Изд-во института

Психотерапии, 2003.

5. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. докт.

Дис. М., 1966.

6. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт

Практической психологии», 1996.

7. Головей Л. А. Психологическое становление субъекта деятельности в период юности и

Взрослости: Докт. дис. СПб., 1996.

8. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

9. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. 2-е изд. Благовещенск, 2001.

10. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес / Пер. Б. Заходера. М., 1998.

11. Леонтьев А. Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка // Сов. педагогика.

1957. № 6. С. 93—105.

12. Рубинш тейн С. Л. О психологическом познании: Пути и принципы развития психологии. М.:

Изд-во АН СССР, 1959. С. 164—184.

13. Селевк о Г. Что такое технология саморазвития школьников? // Народное образование. 2000.

№ 9. С. 210—214.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр.

Психол. 1998. № 6. С. 3—17.

15. Худорошко Л. А. Психология субъектогенеза в условиях изменяющегося общества:
Монография. Новосибирск: СибУПК, 2000.

16. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.

17. Чеснокова И. И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и

Развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. С. 223—235.

18. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и
технология: Учеб. пособ. М.; Тамбов: Изд-во Тамб. Ун-та, 2003.

19. Эльконин Б. Д. Психология развития. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

Поступила в редакцию 22.XI 2006 г.

05.10.2012


109

1


109