П. Я. ГАЛЬПЕРИН: ТЕОРИЯ, ОПЕРЕДИВШАЯ ВРЕМЯ

М. А. СТЕПАНОВА

Предпринята попытка оценить значение теории поэтапного формирования П. Я. Гальперина для современной науки и культуры. Эта теория представлена как многоуровневая, в которой можно выделить философско-мировоззренческий, теоретический и конкретно-психологический уровни анализа; связующим звеном между ними выступает идея об ориентировочной природе и функции психики. Обосновывается положение об актуальности определения философского, общечеловеческого значения теории П. Я. Гальперина в современную эпоху: возникшая более 50 лет назад эта теория может и должна занять особое место в настоящий период экономической и политической нестабильности.

Ключевы е слова: Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФ) П. Я. Гальперина, предмет и метод психологии, ориентировка, история психологии.

Общественное мнение всегда было склонно переоценивать мою значительность — и

Недооценивать значение. Э. Хемингуэй «Кредо человека»

Слова Э. Хемингуэя, выбранные нами в качестве эпиграфа, как нельзя лучше передают ту научную атмосферу, которая сложилась вокруг имени П. Я. Гальперина. В наше время вряд ли найдется психолог, который не считал бы подход П. Я. Гальперина к психическому, согласно которому все формы психической деятельности представляют собой различные формы ориентировки субъекта, значительным достижением психологической мысли вообще, и отечественной в частности. Однако возьмем на себя смелость утверждать, что подлинное значение теории П. Я. Гальперина, ее место в науке до сих пор до конца не осознано.

Обратимся к некоторым историческим фактам. Классический психоанализ З. Фрейда, возникший в эпоху фрустрации сексуальных потребностей, в известном смысле способствовал признанию их права на существование и удовлетворение. Открытый Э. Фроммом механизм бегства от свободы получил свое подтверждение в быстром распространении фашизма и более того: спас жизнь ему самому (Э. Фромм уехал из Германии до установления режима массового террора). Логотерапия Л. Франкла, направленная на обретение человеком смысла своей жизни, привела к осознанию необходимости и возможности осмысления жизни в любых обстоятельствах. Теория социального научения А. Бандуры прекрасно объясняет то огромное влияние, которое оказывают средства массовой информации на человека любого возраста, и молодого особенно. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского в известном смысле провозгласила торжество человеческой личности над изначальными природными данными. Нам еще предстоит оценить огромное значение

147

Идей С. Л. Рубинштейна об определяющем влиянии содержания выполняемой человеком деятельности на его личность.

05.10.2012


146

Список психологов, взгляды которых, с одной стороны, отвечали потребностям времени, а с другой — оказали известное влияние на общественное развитие, можно продолжить. И далеко не последнее место, но при этом особое — о чем и пойдет сейчас речь — в нем занимает П. Я. Гальперин. Значение его теории, как и всех перечисленных выше, не ограничивается рамками психологической науки.

П. Я. ГАЛЬПЕРИН И СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В 2002 г. мы отметили двойной юбилей: 100-летие со дня рождения П. Я. Гальперина и 50-летие его теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Как известно, в июле 1952 г. в президиуме АПН РСФСР состоялось совещание по вопросам перестройки психологической науки. П. Я. Гальперин, выступая в прениях, впервые изложил свою психологическую теорию. Он проанализировал теоретические доклады А. А. Смирнова и Б. М. Теплова и, будучи неудовлетворен предложенной ими программой работы, наметил принципиально иное решение основных вопросов психологии. По мнению П. Я. Гальперина, «разные психические функции суть не что иное, как разные формы ориентировочной деятельности» [5; 98]. Такое представление о происхождении и природе психики позволило по-иному ответить на вопросы о предмете психологии и ее отношении к смежным наукам, в частности, к физиологии ВНД и педагогике.

В течение последующих лет П. Я. Гальперин развивал и конкретизировал свое понимание психического и психологии. Психологическая общественность того времени не увидела в этой теории ее принципиального отличия от сосуществовавших с ней научных школ и направлений. Более того, советская психология второй половины прошлого века развивалась под флагом теории деятельности А. Н. Леонтьева (это справедливо, по крайней мере, для влиятельной московской школы психологов). Согласно одной из точек зрения, теория П. Я. Гальперина является лишь редуцированным вариантом теории деятельности, «вряд ли подходившим для выполнения роли общепсихологической теории» [13; 218]. В данном случае представляется спорным не только подобная оценка вклада П. Я. Гальперина в психологию, но — и это пожалуй самое главное — ограничение значения его концепции рамками психологической науки.

Что касается понимания соотношения взглядов П. Я. Гальперина и А. Н. Леонтьева, то, по мнению Н. Н. Нечаева, одного из учеников П. Я. Гальперина, «...подход П. Я. Гальперина был не редукцией, а напротив, той конкретизацией деятельностного подхода, к которой... приближался... А. Н. Леонтьев» [15; 59]. С этих позиций теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФ) выступает как органичное и последовательное развитие теории деятельности.

Кроме того, и именно об этом далее пойдет речь, теория П. Я. Гальперина занимает особое место в отечественной культуре.

Любая психологическая теория является продуктом своей эпохи. По мнению отечественного историка психологии А. Н. Ждан, признание воздействия социокультурного окружения на развитие науки общепринято, именно поэтому одним из принципов историко-психологического анализа выступает принцип историзма [10]. Один из известных авторитетов американской психологии Э. Боринг при анализе психологических открытий использовал немецкое слово Zeitgeist — дух времени, подчеркивая тем самым влияние научной атмосферы на появление новой оригинальной идеи. Можно с полным основанием сказать, что теория П. Я. Гальперина вполне соответствует духу своего времени. Достаточно обратиться к работам П. Я. Гальперина, чтобы убедиться, что его

05.10.2012


146

3


148

Научные воззрения базируются на господствовавших тогда принципах диалектико-материалистического понимания психики и сознания. Однако критерием научной зрелости психологической идеи выступает ее способность не только формироваться эпохой, отвечать ее требованиям, но и влиять на ее общественное сознание, иначе говоря, быть востребованной своим временем. Как отмечает А. Н. Ждан, «включение психологических концепций в контекст социальной жизни означает в то же время и проверку их истинности критерием социальной практики» [10; 22]. Таковыми оказались упомянутые выше теории З. Фрейда и Э. Фромма, В. Франкла и А. Бандуры.

Теория П. Я. Гальперина, недооцененная современниками, переросла породившую ее эпоху и стала созвучна нашему времени. 50 лет потребовалось для того, чтобы приблизиться к пониманию общечеловеческого и общекультурного смысла подхода к психическому П. Я. Гальперина. По меткому замечанию Э. Боринга, «есть подлинный критерий величия: посмертная слава» (цит. по [21; 431]). Поистине, большое видится на расстоянии.

Тернистым оказался путь П. Я. Гальперина к признанию в психологическом сообществе. Его основной труд «Введение в психологию» в течение нескольких лет не допускался к изданию. А исследования условий и механизмов формирования новых действий всегда имели сторонников и противников, свидетельством чему явилась развернувшаяся в конце 1950-х гг. дискуссия [8]. Однако уже тогда П. Я. Гальперин главным для себя считал решение практических задач. В архивных материалах того времени сохранилась запись: «Все наши споры (по поводу формирования умственных действий) не имели бы серьезного значения, если бы за ними не стояли люди, которые ждут помощи от науки» [7].

При этом П. Я. Гальперин убедительно доказывал, что психологическая практика, не вооруженная теорией, оказывается малоэффективной, и в качестве первоочередной задачи выдвигал определение предмета психологии. «Вопрос о предмете изучения — это не только первый и сегодня, может быть, самый трудный из больших теоретических вопросов психологии, но вместе с тем вопрос неотложной практической важности» [4; 7].

П. Я. Гальперин обратил внимание на постоянное смешение в психологии объекта и предмета исследования. Такая постановка вопроса не нова для психологии. Так, С. Л. Рубинштейн, обсуждая проблемы личности, отмечал, что сама личность как реальность «является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях» [18; 244]. В число этих наук входит и психология, при этом, по мнению С. Л. Рубинштейна, психический аспект личности не рядоположен с другими. Это положение было конкретизировано П. Я. Гальпериным и легло в основание его концепции. Он впервые среди психологов выделил психологический аспект психического, подошел «к выделению собственно психологического содержания из такого “многостороннего” объекта, как психическая деятельность» [4; 35] и отметил, что для построения психологической науки одного указания на психические процессы совершенно недостаточно, так как эти процессы изучаются не только психологией. П. Я. Гальперин в качестве актуальной поставил задачу поиска критериев, с помощью которых можно отделить предмет психологии от предмета других наук и пришел к такому решению: «...все психологические функции представляют собой разные формы ориентировочной деятельности субъекта», и «только ориентировочная деятельность и составляет предмет психологии в каждой из этих

05.10.2012


146

Функций» [4; 96].

Из такого понимания предмета психологии следовали важные теоретические и практические выводы, но сделать их сразу современникам П. Я. Гальперина не удалось. 25–30 лет назад теория П. Я. Гальперина

149

Сосуществовала, насколько мирно — вопрос скорее научно-политический, чем чисто научный, с другими концепциями: С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева и Д. Н. Узнадзе и других. Однако в то время теория поэтапного формирования принципиально не выделялась среди иных подходов своей значимостью, не была заметной на фоне советской психологии, хотя и отличалась своеобразным видением предмета и метода исследования.

УЧЕНИЕ ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ— ВЗГЛЯД ИЗ XXI В.

Сегодня ситуация в обществе изменилась настолько, что учение об ориентировочной роли психики в жизни человека может и должно занять особое место в ряду других психологических теорий и направлений. В период политической и экономической нестабильности учение П. Я. Гальперина приобрело более широкое значение, которое вышло за рамки психологии. В известном смысле слова его можно сравнить с нитью Ариадны в море человеческих проблем, ежедневно встающих как перед каждым из нас, так и перед обществом в целом.

В советскую эпоху социализация человека базировалась на передаче накопленного общественного опыта молодому поколению. Сегодня этого для последующей успешной самоактуализации явно недостаточно. То, что было абсолютно верным для прошлой жизни, в настоящее время стало, по меньшей мере, спорным. Истины оказались мифами. Обратимся к примерам.

Миф первый. Нам внушали, что спекуляция противоречит моральному кодексу, а сегодня для многих перепродажа товара, иначе говоря, узаконенная спекуляция, стала одним из источников существования.

Миф второй. Высшее образование обеспечивает безбедное существование, Увы, согласно не так давно опубликованным данным, только треть психологов работает по специальности (эта цифра может быть завышена или занижена, но в любом случае психологическое образование оказалось недостаточным для достижения жизненного благополучия).

Миф третий. Советская страна — самая читающая в мире. Может быть, это и так, если под чтением понимать перелистывание газет и глянцевых журналов, а его объем мерить тиражом дешевых детективов и женских романов.

Не будем продолжать этот список, ибо в биографии каждого из нас немало разочарований и недоумений, обусловленных несоответствием между внушаемым нам в детстве и реальностью дня сегодняшнего. От нестабильности страдают все — от мала до велика. Однако существуют только два варианта отношения к сложившейся ситуации. Можно переживать по этому поводу, ворчать и затаиться в ожидании возврата прошлого. Именно про такого человека обычно говорят: и сам не живет, и другим не дает. Можно продолжать жить — строить планы и реализовывать их. А это значит, что следует признать, что «времена не выбирают», и что не существует жизненных правил, одинаково пригодных на все случаи, и мы постоянно находимся в ситуации напряженного выбора, в

05.10.2012


146

Основе которого лежит <...> ориентировка в окружающем.

Разве не об этом писал П. Я. Гальперин? Перечитаем еще раз его размышления о том, в каких ситуациях нужна психика и для чего. В сложных и изменчивых — для того, чтобы сориентироваться. Она необходима тогда, когда «никакой прошлый опыт <...> не может быть достаточен для успешного действия в наличных, каждый раз несколько измененных обстоятельствах. Именно для того, чтобы прошлые действия могли быть эффективно использованы в этих индивидуальных обстоятельствах, эти действия нужно несколько изменить, подогнать, приспособить к наличным обстоятельствам. И это надо сделать или до начала действия, или (если возможно) по ходу действия, но во всяком случае до его завершения» [4; 114].

150

П. Я. Гальперин выделяет четыре основных компонента ориентировки действия [6]:

• построение или уточнение картины наличной ситуации,

• выяснение основного значения отдельных компонентов этой ситуации для
индивидуальных потребностей субъекта,

• составление плана предстоящих действий,

• ориентация действия в процессе его выполнения — контроль за исполнением и исправление намеченных отклонений.

По мнению П. Я. Гальперина, от качества ориентировочной части действия зависит не только успех его применения, но и роль в жизни индивида. В условиях необходимости индивидуального приспособления к постоянно меняющимся условиям жизни «психологическая ориентировка становится непременным и важнейшим фактором успешности поведения» [4; 118].

Думается, что формирование такого умения действовать не по заранее намеченной одинаковой для всех схеме, а учитывая внешние условия (образ наличной ситуации), преломляя последние через индивидуальные личностные склонности, и является тем социальным заказом, с которым сегодня обращается общество к образованию, и прежде всего, школьному. Слова П. Я. Гальперина о важности предварительной ориентировки сегодня актуальны как никогда.

ОТ ЦЕЛОГО — К ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИМ

Подход П. Я. Гальперина может быть рассмотрен как многоуровневая конструкция, в которой в равной степени представлены философско-мировоззренческий, теоретический и конкретно-психологический уровни анализа.

Следует отметить, что на необходимость дифференцированного подхода к концепции П. Я. Гальперина указывал в предисловии к одной из книг автора ТПФ А. И. Подольский [7]. Он считает, что теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий можно трактовать в широком и узком смыслах: расширительное понимание распространяется на всю систему психологических взглядов П. Я. Гальперина о происхождении, функциях, формировании и развитии конкретных форм и видов психической деятельности, а в узком смысле слова ТПФ это разработанная система положений о механизмах образования новых образов, действий и понятий, это «наиболее обобщенное и развернутое номотетическое описание психологических закономерностей интериоризации» [9; 11].

По нашему мнению, возможно иное — уровневое — рассмотрение ТПФ; подчеркнем

05.10.2012


146

При этом, что иное не означает противоречащее идее А. И. Подольского.

Что касается теоретического уровня, то сегодня ТПФ П. Я. Гальперина получает признание не только в отечественном, но и в мировом психологическом сообществе [22].

Развиваемое П. Я. Гальпериным понимание предмета психологии убеждает своей внутренней логикой и стройностью. Чтобы создать такую теорию, необходимо было не только прочитать и переосмыслить богатое психологическое наследие от Аристотеля до Э. Торндайка, но и обнаружить противоречия как внутри теорий, так и между ними.

Логика П. Я. Гальперина безупречна. Подлинный предмет психологии — структура ориентировочной деятельности, ее формирование, развитие и характерные особенности

На каждом этапе развития функций в каждом периоде жизни субъекта. Основным

1 Методом исследования является изучение ее формирования. Чтобы процесс

Формирования ориентировочной деятельности стал одновременно процессом ее

Познания, он должен быть управляемым, поэтому не просто формирование, а

Формирование умственных действий

151

2 С заданными свойствами является средством изучения этого процесса. Есть только один

Путь управляемого формирования — «извне внутрь»: из внешнего, доступного контролю

По всем показателям, во внутренний. Такое понимание предмета и метода психологии

Позволило П. Я. Гальперину построить психологию как объективную науку о

Субъективном мире человека и животных. Таков, говоря языком Л. С. Выготского,

Исторический смысл психологии П. Я. Гальперина.

Однако вклад П. Я. Гальперина в психологическую науку учением о предмете и методе исследования не ограничивается. Соотношение биологического и социального, природа бессознательного, эволюционные уровни действия, природа сновидений, психология личности, свобода и ответственность и др. — вот далеко не полный перечень тех психологических вопросов принципиального значения, которые поднимались П. Я. Гальпериным в лекциях и докладах, обсуждались в личных беседах и на страницах печатных изданий. Те, кому посчастливилось работать вместе с П. Я. Гальпериным, в своих воспоминаниях обращают внимание на богатство и разнообразие его научных интересов, с одной стороны, и сосредоточенность на главном деле жизни — разработке нового понимания предмета психологии — с другой.

Величие теории П. Я. Гальперина видится не только и не столько в обращении к фактам, которые были известны и до него (явления ориентировки), а в умении выстроить их в психологическую систему. Французский философ и математик А. Пуанкаре сто лет назад заметил, что наука строится из фактов, как дом строится из кирпичей, однако нагромождение фактов не есть наука, так же как груда кирпичей не есть дом.

В настоящее время актуальной является задача осознания теоретических выводов П. Я. Гальперина. Его теория в известном смысле может служить отправной точкой, своеобразным компасом при необходимости ориентировки в неспокойном море психологических течений, из которых и состоит современная психология. Таким образом, сегодня учение об ориентировке приобретает статус ориентировочной деятельности самой психологической науки. Задача такой научной ориентировки стояла перед учеными во все времена, однако она особенно значима сейчас в связи с появлением большого числа самостоятельных психологических направлений и расширением рынка психологических услуг.

Чтобы использовать теорию, ее необходимо, по крайней мере, знать. Приятно

05.10.2012


146

Говорить о том, что в последнее время стараниями учеников П. Я. Гальперина его взгляды на психическое получили достаточно широкое распространение. В частности, переизданы основные труды П. Я. Гальперина, впервые увидели свет его «Лекции по психологии» [6], а общий тираж «Введения в психологию» — удивительная книга: что ни страница, то цитата — приближается к первоначальному, и главная книга П. Я. Гальперина, ставшая в свое время библиографической редкостью, в наше время доступна всем желающим с ней познакомиться.

Что касается конкретно-психологического уровня, то сегодня очевидно, что концепция П. Я. Гальперина оказалась продуктивной во многих областях социальной практики, и прежде всего в сфере образования. В современных условиях принципиально

152

Изменились задачи образования: они уже сводятся не к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни, а к формированию способности быстро и максимально полно сориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Известно, что судьба ребенка в немалой степени зависит от того, насколько хорошо удалось сориентироваться в окружающем его родителям. Если раньше ребенок сначала посещал ближайший детский сад, затем поступал в находящуюся рядом с домом школу (специализированные школы составляли редкое исключение), а выбор будущей профессии нередко осуществлялся взрослыми, то сегодня подобная траектория жизненного пути в лучшем случае чревата отклонениями, а в худшем — крахом несбывшихся надежд.

Современное образование только начинает перестраиваться в духе времени. Пришло, наконец, время понять, что оно не может быть таким же, как в советскую эпоху, просто потому, что изменилось общественное устройство. Сегодня в хорошем смысле слова современным является человек, способный перестраиваться в постоянно меняющихся условиях жизни.

Конкретно-психологическое приложение идей П. Я. Гальперина получило свое законченное выражение в многочисленных исследованиях по педагогической и возрастной психологии, выполненных не только учениками П. Я. Гальперина, но и учениками его учеников. Созданная Н. Ф. Талызиной деятельностная теория учения [19] Построена с опорой на основные положения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, а разработанные ею требования к содержанию образования логично вытекают из понимания П. Я. Гальпериным условий и механизмов усвоения. Многие положения П. Я. Гальперина активно используются сторонниками развивающего обучения. В последнее время получили развитие новые направления психологических исследований, выполненных с опорой на ТПФ: О. А. Карабанова оперирует понятием «ориентирующий образ» [12], Г. А. Бурменская активно использует ТПФ при изучении индивидуальных различий [1], А. Н. Поддьяков проводит сравнительный анализ явлений ориентации и дезориентации [16] и т. п. Также весьма перспективным представляется идея построения модели школьной психологической службы с опорой на идеи П. Я. Гальперина.

Настало время оценить философско-мировоззренческое, общечеловеческое значение идей П. Я. Гальперина. Одной из заметных и влиятельных тенденций мировой гуманитарной мысли видится включение психологического знания в фонд культуры. Как показывает практика, жизнеспособна та теория, которая не только обеспечивает решение конкретных узко предметных задач, но и является исторически обоснованной и

05.10.2012


146

Необходимой, и тем самым органично вписывается в культуру соответствующей эпохи.

Теория П. Я. Гальперина в этом отношении занимает не просто особое, а уникальное место. Это Теория, опередившая время.

Мы только что говорили о значении концепции П. Я.Гальперина для психологической науки, сейчас речь пойдет о ее месте в системе общечеловеческого знания. В упомянутом

В начале статьи списке психологов прозвучали имена оставивших заметный след как в

3 Психологии, так и в культуре своего времени в целом. П. Я. Гальперин предложил

Теорию, которая пережила своего создателя и органично вписалась в нашу с вами жизнь.

Необходимо оговориться, что теория П. Я. Гальперина отвечала необходимости

Решения жизненных задач всегда, свидетельством чему являются примеры из

Человеческой практики и художественной литературы, к которым обращался автор с

Целью иллюстрации основных положений

153

Своего понимания психологии и психического. Другое дело, что сейчас ее общекультурное значение стало более очевидным.

Позвольте и нам сделать небольшое лирическое отступление с тем, чтобы показать жизненный, общечеловеческий аспект его концепции. У М. М. Пришвина есть рассказ «Дружба» [17], повествующий о глухом охотнике. По ходу изложения автор рассказывает следующую историю. Глухой повар и слепой музыкант до смерти любили глухариную охоту, требующую особенно тонкого слуха и зрения. Слепой музыкант, как это постоянно бывает со слепыми, обладал чрезвычайно тонким слухом, а глухой повар — замечательным зрением. Никто из охотников не мог услыхать на току глухаря так далеко, как слепой музыкант, и никто не мог его так скоро оглядеть в полумраке, как глухой повар. И так оба неразлучных друга, глухой и слепой, приносили каждую весну глухарей много больше, чем все обыкновенные охотники.

В рассказе нет подробного описания основных задач ориентировочно-исследовательской деятельности, к которым относятся «уяснение наличной проблемной ситуации, выделение предмета актуальной потребности, выбор пути или способа действия, регуляция его исполнения» [4; 67]. Они остались как бы за страницами повествования. В то же время не вызывает сомнений, что этот рассказ — о необходимости ориентировки, о ее специфическом содержании при выполнении каждого действия, о ее своеобразии по сравнению с обычными охотниками. При этом успешность действия позволяет заподозрить адекватность ориентировки условиям его выполнения.

Описанный случай уникален. Однако если посмотреть на нашу с вами жизнь, то можно заметить и ее уникальность, когда ни один день не похож на предыдущий, когда приходится постоянно менять свои планы в соответствии с быстро меняющимися обстоятельствами жизни. Сегодня социальная ситуация настолько быстро меняется, что единственным условием даже не правильного выбора, а просто выживания становится широкая социальная ориентировка. Это касается и бытовых мелочей, и серьезных жизненных решений. В какую школу отдать ребенка? Работать или зарабатывать? Курить или не курить? Читать или не читать, и если читать, то что? Ответы на эти вопросы сродни психологическому тесту незаконченных предложений. И тут на помощь приходит совет: «...самое важное в жизни — правильно сориентироваться в ситуации, требующей действия, и правильно ориентировать его исполнение» [4; 96]. Кажется, что эти слова, сказанные П. Я. Гальпериным 30 лет назад, произнесены нашим современником. Любой выбор основывается на предварительной ориентировке.

05.10.2012


146

Позволю себе небольшое отступление личного порядка. По-настоящему задуматься о месте психологии П. Я. Гальперина меня заставили два никак друг с другом не связанных обстоятельства. Во-первых, это изучение архива П. Я. Гальперина, материалы которого позволяют понять безупречность логики автора и даже не невозможность, а просто ненужность другого понимания природы психического. Во-вторых, это работа школьным психологом. На первый взгляд, проблемы, возникающие в школе, настолько разнообразны, что решаются всегда конкретно. Старшеклассники просят помочь с выбором профессии, ребята помладше прибегают с жалобами друг на друга и педагогов. Учителя испытывают когнитивный диссонанс при выборе программы и учебников. Родители мучаются от мысли, что их дети совсем на них не похожи. Все эти проблемы при пристальном рассмотрении укладываются в одну: мы, взрослые, должны, но, увы, не всегда можем помочь нашим детям выбрать один единственный путь, отвечающий, с одной стороны, их индивидуальным склонностям, а с другой — веяниям времени. В теории П. Я. Гальперина, конечно, нет готового совета по поводу

154

Частных проблем, да и не может быть, ибо это противоречит ее главной идее ориентировки в обстоятельствах жизни, но задан метод анализа действительности.

Сегодня детям недостаточно объяснить, что такое хорошо и что такое плохо, и сформировать у них раз и навсегда данное отношение к событиям окружающей жизни. Почему дети обычно не любят пожилых учителей, у которых огромный опыт работы? — Потому что они накопили не только опыт, но и предрассудки. Времена меняются, и нужно быть готовым к этому. Дарованные нам большие возможности на деле оборачиваются мучительным выбором и возросшей ответственностью за принятые решения, что лишний раз доказывает важность предваряющей их ориентировки.

Современные дети ждут от нас не готовых рецептов на все случаи жизни, а способов их самостоятельного получения. Тогда, став взрослыми, они смогут жить не в соответствии с заранее написанным за них жизненным сценарием, а перестраиваться с учетом изменившихся условий. Хочется надеяться, что нашим детям в большей степени, чем нам — оказавшимися не в состоянии изменить себя (но не себе!) в нужный момент — удастся избежать горьких разочарований по поводу неудавшейся жизни.

При этом было бы большой ошибкой полагать, что такая широкая социальная ориентировка носит исключительно интеллектуальный характер. По мысли П. Я. Гальперина, все формы душевной жизни — эмоции, чувства, воля и т. п., а не только познавательные процессы, — представляют собой разные формы ориентировочной деятельности.

Наши потребности являются исходным и основным началом ориентировки в ситуации в том смысле, что они предопределяют избирательное отношение к его объектам и намечают общее направление действий. Появление чувства означает изменение оценки ситуации, и таким образом переживание становится особым способом ориентировки в жизненных условиях, принципиально отличным от ориентировки познавательной. Своеобразная ориентировка субъекта в ситуациях моральной ответственности, ведущая к принятию того или иного решения, как отмечал П. Я. Гальперин, составляет предмет психологии воли. Из всего сказанного П. Я. Гальперин делает следующий вывод: «Если <...> все психологические функции представляют собой разные формы ориентировочной деятельности субъекта, то <...> только ориентировочная деятельность и составляет предмет психологии в каждой из этих функций. Предмет

05.10.2012


146

Психологии должен быть решительно ограничен. <...> Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом...» [4; 96].

В личном архиве П. Я. Гальперина нам встретилась такая запись. «Психика возникла не для того, чтобы служить предметом исследования или любования. Она служит жизни, соками которой питается. И мы обращаемся к ее исследованию не ради красоты, а для того, чтобы помочь ей выполнить свою функцию, которую она, дитя природы, уже не может успешно и в массовом масштабе выполнить в искусственной среде человеческой культуры. Человек уже издавна приходил ей на помощь, но делал это стихийно» [7].

Итак, П. Я. Гальперин указал на особое место психологии в ряду других наук о человеке. Однако его новаторство состоит не только в создании оригинальной психологической концепции, но и в способности к научному предвидению.

П. Я. Гальперин жил и работал в одну эпоху, а создал теорию для другой — будущей. Именно поэтому его концепция не столько достояние истории отечественной психологии, сколько часть нашей сегодняшней жизни. Может быть, именно в этом и состоит философское, мировоззренческое значение психологии как науки об ориентировочной деятельности?!

155

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ УЧЕНИЯ П. Я. ГАЛЬПЕРИНА

Попытка представить концепцию П. Я. Гальперина как многоуровневое образование была бы неполной без анализа соотношения между выделенными уровнями.

По нашему мнению, концепция поэтапного формирования может быть рассмотрена как гештальт, что в переводе с немецкого означает «структура». Один из основоположников гештальтпсихологии М. Вертгеймер писал: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого» (цит. по [10; 333]. Несмотря на то, что сказанное относится к 1920-м гг., термин «гештальт» активно используется психологами разных направлений при описании и интерпретации полученных данных. Мы последуем этой традиции.

С одной стороны, концепция П. Я. Гальперина представляет собой целостное образование, благодаря которому она и стала значительным достижением не только психологической мысли, но и науки в целом. На эту особенность ТПФ обратил внимание во вступительной статье к «Лекциям по психологии» А. И. Подольский: «Отдавая должное конкретному вкладу П. Я. Гальперина в общую, генетическую и педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития» (курсив наш. — М. С.) [6; 5]. При этом следует оговориться, что целостность концепции отнюдь не означает ее закрытости для дальнейшего развития, на что совершенно справедливо указал В. П. Зинченко [11]. По его мнению, внутри и культурно-исторической психологии, и теории деятельности, и теории поэтапного формирования умственных действий и понятий «имеются живые противоречия и точки роста, что сохраняет их актуальность и поддерживает интерес к ним» [11; 122]. Прогресс науки, по замечанию историков психологии Д. и С. Шульц, состоит в «стремлении надстроить все новые и новые этажи знания. Нет конца, нет

05.10.2012


146

11


Предела, как нет и завершения» [21; 497].

С другой стороны, каждый уровень концепции П. Я. Гальперина может быть проанализирован относительно изолированно, и целые направления психологических исследований соответствуют определенному уровню: это и историко-теоретический анализ вклада П. Я. Гальперина в психологию, и многочисленные экспериментальные исследования, выполненные в рамках ТПФ, и разработка технологий обучения на основе учения об ориентировке и т. д. Каждое из названных направлений обладает самостоятельным психологическим звучанием. В то же время пристальное научное рассмотрение этих и многих других не менее интересных работ позволяет выделить то общее, что их объединяет. Идея об ориентировочной природе и функции психики с полным правом может быть названа краеугольным камнем всей концепции П. Я. Гальперина, ее смыслообразующим принципом. Около 80 лет назад Л. С. Выготский, анализируя состояние современной психологии, заметил: «Психология осознала, что для нее вопрос жизни и смерти — найти общий объяснительный принцип» [2; 309]. Спустя 50 лет Петр Яковлевич его нашел! И философский, и собственно психологический, и конкретно-психологический анализ развиваемого П. Я. Гальпериным подхода приводит нас как к своему первоначалу к идее ориентировки.

Почему научная позиция П. Я. Гальперина вписывается в сегодняшний день? Почему ее значение не ограничивается рамками отечественной психологической науки прошлого века? Прежде всего потому, что П. Я. Гальперин обратился к понятию ориентировки: «...для самого субъекта

156

Главное заключается в том, чтобы правильно ориентироваться в ситуации, требующей действия, и, далее, правильно ориентировать свое поведение, а это и есть то, Что составляет предмет психологии. Поэтому именно психология является одной из главных, если не важнейшей, наукой о поведении» (курсив наш. — М. С.) [4; 129].

Конечно, 50 лет существования теории П. Я. Гальперина — не очень большой срок для исторических диагнозов и тем более прогнозов, однако он вполне достаточен для определения значения ТПФ и в психологии, и в культуре нашего времени.

Известный испанский писатель и философ прошлого века М. де Унамуно, размышляя о науке и законах ее развития, пришел к выводу: «...пока меняются системы, школы и теории, на дне образуется осадочный пласт из вечных истин в их вечной сущности» [20; 241]. Хочется надеяться, что теория П. Я. Гальперина — одна из песчинок, упавших на этот пласт.

1. Бурменская Г. В. Исследование индивидуальнопсихологических особенностей методом

Поэтапного формирования умственных действий и понятий // Вопр. психол. 2002. №5. С. 89– 103.

2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.:

Педагогика, 1982. С. 291–436.

3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.:

Педагогика, 1983. С. 5–328.

4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Гальперин П. Я. Выступление в прениях на совещании по вопросам перестройки

Психологической науки в июле 1952 г. // Известия АПН РСФСР. 1953. Вып. 45. С. 93–99.

6. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа,

2002.

05.10.2012


146 12

7. Гальперин П. Я. Личный архив.

8. Гальперин П. Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопр. психол.

1960. № 4. С. 141–148.

9. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет», 2000.

10. Ждан А. Н. История психологии. От античности к современности. 4-е изд., перераб. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

11. Зинченко В. П. П. Я. Гальперин: от действия с заданными свойствами к свободной мысли //

Вопр. психол. 2002. № 5. С. 120–134.

12. Карабанова О. А. Ориентирующий образ в структуре и динамике социальной ситуации развития ребенка // Журн. практ. психолога. 2002. № 4–5. С. 31–52.

13. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М.: Смысл, 2001.

14. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации
поведения человека / Под общ. ред. В. И. Белопольского. М.: «Когито-Центр», 2002.

15. Нечаев А. Н. А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин: диалог во времени // Вопр. психол. 2003. № 2.

С. 50–69.

16. Поддьяков А. Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии
целей обучения в конфликтующих системах // Вопр. психол. 2002. № 5. С. 79–89.

17. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: ,1957.

18. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976.

19. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Изд. центр «Академия», 1998.

20. Унамуно М. Два эссе // Иностр. литер. 2001. №3. С. 232–256.

21. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ; под ред. А. Д. Наследова. СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

22. Haenen J. Piotr Galperin: Psychologist in Vygotsky’s footsteps. Commack, NY: Nova Sci. Publ.,

1995.

Поступила в редакцию 27.IV 2003 г.

1 Впервые формирующий метод исследования был использован Л. С. Выготским; он назвал

Этот метод экспериментально-генетическим [3; 95].

2 Выше мы говорили об используемом Э. Борингом понятии Zeitgeist, которое обозначает

То, что мы называем «идеи носятся в воздухе». В науке известны случаи одновременного

Открытия законов, в психологии это — теория эмоций У. Джемса — К. Ланге.

В недавно опубликованной на русском языке книге А. Р. Лурия «Природа человеческих

Конфликтов» приводятся описания экспериментов с искусственными конфликтами. А. Р. Лурия

Поставил задачу искусственно создать модель аффективной дезорганизации поведения. В

Частности, он писал: «Только искусственно создав модель изучаемого нами процесса, мы

Сможем овладеть им и понять его» (курсив наш. — М. С.) [14; 252]. Вот наглядная иллюстрация

Явления, скрывающегося за немецким понятием Zeitgeist.

3 В. А. Роменец предпринял попытку представить историю научной психологии в связи с

Историей культуры (цит. по [10]), но его работы изданы на украинском языке, что делает их

Малодоступными.

05.10.2012


148

148