К ЮБИЛЕЮ Г. М. АНДРЕЕВОЙ

К ЮБИЛЕЮ Г. М. АНДРЕЕВОЙ

13 июня 2004 г. исполняется 80 лет Галине Михайловне Андреевой — доктору философских наук, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, действительному члену Российской академии образования, профессору кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В.Ломоносова.

Г. М.Андреева родилась в Казани. После окончания средней школы в 1941г. добровольцем ушла на фронт и, закончив курсы радистов, прошла всю войну. Имеет боевые награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другие.

После демобилизации летом 1945 г. Г. М.Андреева поступила на философский факультет МГУ им. М. В.Ломоносова, и с этого времени вся ее жизнь связана с Московским университетом. После окончания аспирантуры в 1953г. и защиты кандидатской диссертации Галина Михайловна преподавала на философском факультете МГУ. Ее научные интересы были сосредоточены на социологии, которая в 1960-е гг. делала первые шаги в нашей стране. В 1965 г. Г. М.Андреева защитила докторскую диссертацию, содержание которой отражено в ее первой книге «Современная буржуазная эмпирическая социология» (1965), а в 1969 г. организовала на философском факультете кафедру методики конкретных социальных исследований — первую университетскую социологическую кафедру в стране.

С сотрудниками своей молодой кафедры профессор Андреева подготовила учебное пособие «Лекции по методике конкретных социальных исследований», оно вышло под ее редакцией в 1972 г. и стало настольной книгой студентов, проводивших эмпирические исследования в социологии, а позже и в социальной психологии. Однако в начале 1970-х гг. в Советском Союзе начались гонения на социологию как «буржуазную» науку,

05.10.2012


122

Атмосфера на философском факультете сильно изменилась, и Г. М.Андреева приняла трудное для себя решение об уходе. В этой сложной ситуации основатель и первый декан факультета психологии МГУ А. Н.Леонтьев предложил Г. М.Андреевой создать на психологическом факультете кафедру социальной психологии. В 1972 г. такая кафедра была создана, а в 1973 г. состоялся первый выпуск студентов по новой кафедре.

В первые годы существования кафедры Галина Михайловна разрабатывала структуру и содержание социальной психологии

123

Как отрасли психологической науки и закладывала основы оригинальной социально-психологической школы на базе теории деятельности. Под ее редакцией и при ее активном участии создавались первые научные труды нового коллектива — «Теоретические и методологические проблемы социальной психологии» (1977), «Межличностное восприятие в группе» (1981), «Методы исследования межличностного восприятия» (1984). Из-под ее пера вышли первые учебники по социальной психологии для студентов: «Современная социальная психология на Западе (теоретические направления)» (в соавторстве с Н. Н.Богомоловой и Л. А.Петровской, 1978) и «Социальная психология» (первое издание — 1980).

Оба учебника имеют счастливую судьбу — созданные в годы застоя, они исключительно востребованы и поэтому переиздаются в наше бурное время. Новое переработанное и дополненное издание учебника Г. М.Андреевой с соавторами вышло под названием «Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы» (2001). Учебник Г. М.Андреевой «Социальная психология» стал первым университетским учебником по социальной психологии, он награжден Ломоносовской премией, выдержал шесть изданий в нашей стране (1980, 1988, 1994, 1996, 1998, 2004) и переведен на многие языки мира (английский, арабский, болгарский, венгерский, испанский, киргизский, китайский, французский и чешский). Недавно написанный Г. М.Андреевой учебник — «Психология социального познания» (1997, 2000) — содержит осмысление нового для отечественной социально-психологической традиции предметного поля. Все учебники, принадлежащие перу Г. М.Андреевой, отличают аналитичность, систематичность, серьезный анализ социального контекста и логики развития науки, глубокое осмысление зарубежных социально-психологических концепций и исследовательской практики; все учебники являются «первопроходческими» — в них автор впервые осмысливает и обобщает сделанное в определенной области науки и прокладывает дорогу в новые сферы научного поиска для других исследователей.

Всего Г. М.Андреевой опубликовано более 200 научных работ. Обобщающий том ее научных работ «Социальное познание: проблемы и перспективы» вышел в серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» (1999). К 30-летию кафедры социальной психологии усилиями Галины Михайловны как автора, редактора и души этого проекта подготовлено учебное пособие «Социальная психология в современном мире» (2002), которое содержит рефлексию состояния и перспектив развития социальной психологии в XXI в.

Все годы своего существования кафедра социальной психологии, благодаря прежде всего усилиям и позиции Галины Михайловны, была интегрирована в мировое научное сообщество, несмотря на идеологические сложности. Весомые продукты международного научного сотрудничества — книги под редакцией Г. М.Андреевой, Я. Яноушека «Общение и деятельность» (на чешском языке, Прага, 1981) и «Общение и

05.10.2012


122

Оптимизация совместной деятельности» (М., 1987), подготовленные коллективами кафедр социальной психологии МГУ и Карлова университета в Праге; совместные исследовательские проекты и публикации с канадскими психологами (1970-е гг.), немецкими психологами (1970–1990-е гг.), финскими психологами (1990-е гг. — настоящее время), осуществлявшиеся под руководством и при лидирующем личном участии Галины Михайловны. Профессор Андреева читала лекции в университетах Англии, Швеции, Германии, Чехии, Венгрии, Финляндии, США и Италии. Награждена орденом Дружбы народов (1999).

Г. М.Андреева — действительный член Российской академии образования (1993), член Российской социологической ассоциации и Российского психологического общества, член Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, член Ученого совета МГУ (с 2001 г. по настоящее время). За время работы в МГУ Г. М.Андреева в разное время была членом и председателем диссертационных советов на факультете психологии и членом диссертационного совета Института социологии РАН; членом редколлегий журналов «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология», «Вопросы психологии», «Общественные науки за рубежом (Серия “Философия и социология”)»; председателем психологической секции экспертного совета Института «Открытое общество»; членом научного совета «Психология ядерного

124

Века» (Бостонский университет, США); в качестве эксперта принимала участие в работе Российского государственного научного фонда (РГНФ) и фонда «Пушкинская библиотека».

Галина Михайловна — любимый преподаватель многих поколений студентов факультета психологии МГУ. Ее лекции неизменно интересны студентам своей логикой, глубиной, филигранностью построения, обилием нового не только для студентов, но и для специалистов, материала, а специализация по созданной ею кафедре в течение многих лет является одной из самых популярных и больших по количеству студентов на факультете. Г. М. Андреева удостоена званий «Заслуженный деятель науки РФ» (1984), «Почетный доктор университета Хельсинки» (2000), «Заслуженный профессор Московского университета» (1996). Она — лауреат премии им. М. В. Ломоносова за научную работу (1984), лауреат премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую работу (2001). Многие маститые ученые, психологи-исследователи, практикующие психологи, преподаватели, аспиранты и студенты с гордостью называют себя учениками Галины Михайловны. Под ее руководством были подготовлены и защищены более 100 дипломных работ, 50 кандидатских и 12 докторских диссертаций.

Коллеги и ученики от всей души поздравляют Галину Михайловну с юбилеем, желают ей крепкого здоровья, воплощения новых замыслов и идей, счастья и радости научного творчества.

05.10.2012


122

122 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

СУЕВЕРИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Ю. В. САЕНКО

Исследование распространенности различного рода суеверий среди студентов и мотивов их реализации осуществлено методом опроса. Суеверно-ритуальная деятельность направлена на совершение ритуальных действий, защищающих субъекта от негативного влияния таинственных сил. Носитель суеверий приписывает причинно-следственные связи явлениям окружающего мира, объективно не зависящим друг от друга. Наиболее широко распространены среди студентов суеверия, связанные с экзаменами. Доминирующим мотивом суеверно-ритуальной деятельности является мотив безопасности. Эта деятельность выполняет регулирующую, познавательную и аффективно-защитную функции, последняя из которых является ведущей.

Ключевые слова: Суеверные представления, магическое мышление, приметы, защитные действия, суеверно-ритуальная деятельность, потребность в безопасности, страх, экстремальные ситуации.

Предпосылкой к настоящему исследованию послужили отмеченные нами в ходе общения со студентами вузов действия и поступки, связанные с их верой в наличие сверхъестественных явлений. Нас заинтересовало, насколько важное место в жизни как студентов, так и наших современников в целом занимают подобные верования и каковы мотивы их реализации. Целью Работы было изучение суеверных представлений и их роли в жизни и деятельности студентов.

В основу исследования легли следующие Предположения. Суеверия в целом широко распространены среди студентов, но чаще всего встречаются суеверия, связанные с экзаменационной сессией. Основным мотивом реализации студентами примет является потребность в безопасности и защите своей личности от негативных переживаний; соответственно, основная функция суеверий — аффективно-защитная.

В качестве Объекта Исследования выступили студенты Таганрогского государственного педагогического института. Предметом Исследования были суеверные представления. Мы прибегли к письменному опросу как основному методу получения первичных данных. Нами было опрошено 132 человека. Это студенты физико-математического и исторического факультетов, среди них — 45 лиц мужского и 87 лиц женского пола. Им предлагалось описать те приметы, которыми они сами пользуются в жизни и которым верят. Далее следовало разъяснить, в чем именно проявляется помощь этих верований, назвать источники получения такого рода представлений. И, наконец, студенты должны были ответить, почему и зачем они используют приметы, в каких ситуациях это чаще всего происходит и с какими эмоциональными переживаниями связаны данные ситуации.

123

Как известно, суеверия тесно связаны по своему происхождению с магическим (мифологическим) мышлением, преобладающим в общественном сознании на ранних этапах развития человечества. Под магическим мышлением подразумевается вера

05.10.2012


122

Человека в собственную способность повлиять на явления внешнего мира сверхъестественным образом. При этом субъект магического мышления убежден в том, что его мысли, слова и действия вызывают эффекты, которые не могут быть объяснены обычной причинно-следственной логикой [6]. Суеверные представления являются продуктом магического мышления. Существенным компонентом суеверий являются приметы — явления, предвещающие беду, неудачу, несчастье либо, наоборот, счастье, успех, прибыль. Чтобы избежать первого и приблизить второе, суеверный человек совершает ритуальные, защитные действия, прибегает к помощи заклинаний и заговоров.

В. Даль рассматривает суеверие как ошибочное, ложное верование; веру в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; веру в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно [2]. По мнению Л. Леви-Брюля суеверия как разновидность коллективных представлений возникают в ходе передачи их от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. Суеверия носят императивный характер: они воспринимаются человеком почти автоматически, навязываются ему с раннего детства, почти не поддаются критике, передаются в неизменном виде. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира [4].

С точки зрения Б. Ф. Поршнева, суеверные представления противостоят разуму человека и как проявления доисторического сознания являются продуктом несвободы, свойственной родоплеменным традициям и обычаям [5]. В качестве психологических факторов суеверий А. Ф. Анисимов и В. И. Лебедев называют голод, холод, усталость, болезни. Подобные явления порождают эмоциональные переживания страха, растерянности, подавленности, бессилия, горя, которые усиливаются в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма [1], [3].

Вероятно, поэтому так развиты суеверия у наших современников, постоянно подвергаемых опасностям со стороны неконтролируемых ими природных сил. Например, известной суеверностью отличаются моряки, летчики, шахтеры, крестьяне. Обобщая вышесказанное, логично было бы предположить, что наблюдаемый в последние годы рост мистицизма и суеверности является прямым следствием углубляющегося социально-экономического и духовного кризиса в обществе, усиления нестабильности, вынуждающих наших современников прибегать в своем чувстве бессилия и тревоги к защите сверхъестественных и таинственных сил.

Суеверия можно анализировать как частный случай социальных установок, т. е. суеверное представление — это установка на восприятие и понимание людей, предметов и явлений окружающего мира как связанных между собой причинно-следственными связями при объективном отсутствии зависимостей между ними (приписывание причинно-следственных зависимостей предметам и явлениям окружающего мира, объективно не связанным между собой). Рассматривая суеверие в качестве установки, следует выделить в ней аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Аффективный Компонент включает в себя эмоциональные состояния и процессы, переживаемые по поводу реализуемых примет, — страх, тревогу, гнев, волнение, а также радость, удивление,

124

Восторг, интерес. Когнитивный Компонент суеверия представлен процессами восприятия,

05.10.2012


122

Внимания, памяти, мышления, воображения. Познавательные процессы, призванные опознать и категоризировать незнакомые события и людей, а также обеспечить предвидение возможных последствий встречи с ними и выстроить стратегию собственного поведения по отношению к ним, приобретают особое значение, если распознаваемые явления расцениваются как потенциально опасные. Поведенческий Компонент суеверия означает совершение ритуальных символических действий (заклинаний, молитв, заговоров, наговоров), призванных защитить и оберечь суеверного человека при появлении предвещающих беду примет, вызвать желаемое действие или предотвратить нежеланное событие.

Таким образом, можно говорить о Суеверно-ритуальной деятельности, которая является деятельностью, основанной на вере в сверхъестественные, таинственные силы и приметы, предполагающей субъективное приписывание причинно-следственной зависимости объективно не связанным явлениям и направленной на совершение защитно-ритуальных действий.

Изучение суеверно-ритуальной деятельности предполагает выделение в ней следующей структуры. Целью суеверно-ритуальной деятельности может быть, например, обретение уверенности в себе, предотвращение нежелательных событий. Результатом деятельности, соответственно, является достижение цели. Мотивы суеверно-ритуальной деятельности — это потребности, исходя из которых люди следуют приметам. Это потребности в защите и безопасности, эмоциональной стабильности, в том, чтобы быть уверенным в себе, не испытывать страха и др. Средствами этой деятельности являются ритуалы, защитные действия. Предмет суеверно-ритуальной деятельности — это предметы и явления окружающей действительности, подлежащие изменению, а также внутренние процессы, мысли, чувства.

Опрашиваемым был предложен ряд вопросов, имеющих целью изучение суеверий и их роли в жизни студентов:

1. Каким приметам Вы верите (пользуетесь в жизни)?

2. В чем проявляется помощь этих примет, если они Вам помогают?

3. Каковы источники получения Вами такого рода представлений (примет)?

4. В каких ситуациях Вы чаще всего их используете?

5. С какими эмоциями связаны для Вас эти ситуации?

6. Почему и зачем Вы пользуетесь приметами?

В ходе опроса были получены следующие сведения о распространенности суеверий среди студентов. Опрошенные разделились на три группы. 1. Студенты, полностью и безоговорочно доверяющие приметам и всегда пользующиеся ими, составили 44,4 % опрошенных. 2. Студенты, частично доверяющие приметам и иногда пользующиеся ими, составили 32,3 % опрошенных. Эта группа студентов верит приметам, но с оговорками, а именно пользуются приметами, но а) не всегда, а иногда; б) не всеми, а лишь отдельными; в) но при этом критично к ним относятся и доверяют им не полностью; г) пользуются приметами для подстраховки, на всякий случай. 3. Студенты, не верящие приметам и не пользующиеся ими, составили 23,3 % опрошенных.

В целом, всегда или иногда верят и пользуются приметами 76,7 % студентов. Таким образом, наше предположение о том, что суеверия широко распространены в студенческой среде, подтвердилось.

К самым распространенным среди студентов суевериям можно отнести экзаменационные приметы, т. е. приметы, связанные с подготовкой к экзаменам и их сдачей. Им следуют 57 % опрошенных. Поведение, реализуемое студентом накануне экзамена, может включать действия,

05.10.2012


122

4


125

Которые способствует успешному прохождению испытаний, призваны приблизить успех, и действия, которые препятствуют достижению цели и которых, соответственно, необходимо избегать. К действиям первого рода, реализующим активную позицию, относится соблюдение следующих правил. От сглаза и на удачу перед сессией необходимо завязать две нитки контрастных тонов на левом запястье. Если положить учебник, конспект под подушку на ночь, это поможет больше запомнить. Перед экзаменом нужно поймать «халяву». «Халява» ловится таким образом: студент протягивает раскрытую зачетку в открытое окно и приговаривает «Халява, халява, ловись», затем закрывает и перевязывает зачетку, чтобы «халява» не вылетела. Перед экзаменом нужно перевернуть в доме все стулья и табуретки вверх ножками. На экзамены лучше ходить в той же одежде, в которой хорошо сдал первый экзамен.

Когда идешь на экзамен, нужно брать с собой ангела-хранителя. Перед тем, как выйти из дома, необходимо сказать про себя: «Ангел мой, иди за мной, ты впереди, я — за тобой. Сделай так, чтобы я сдал экзамен». Идти на экзамен лучше определенным, «фартовым» путем. Перед тем как идти на экзамен, необходимо выпить глоток святой воды и взять с собой крестик; в том же качестве может выступить любой другой талисман. Перед экзаменом на пожелание «ни пуха, ни пера» — послать к черту; посмотреть в зеркало, а также положить в туфлю под левую пятку монету в пять копеек или пять рублей (пятак). Входить в экзаменационную аудиторию нужно с правой ноги, билет следует брать левой рукой, стоя на правой ноге. Если уронил зачетку, нужно сесть на нее. Переступая порог экзаменационной аудитории, нужно три раза прочитать про себя молитву, которую должен дать кто-либо из родных.

К действиям другого рода, на которые накладывается запрет и которые реализуют пассивно-оборонительную позицию, относятся следующие. Если оставить тетради, учебники открытыми, знания «улетучатся», забудутся. Нельзя также бриться, мыть голову, купаться, стричься перед экзаменом, контрольной работой, зачетом, чтобы не забыть все, что учил. По той же причине нельзя расчесывать мокрые волосы, краситься, заправлять кровать перед сдачей экзамена. Перед экзаменом не стоит ничего давать другому человеку, — получишь плохую оценку. Перед экзаменом нельзя покупать какие-либо серьезные вещи. Одежда, в которой идешь на экзамен, не должна быть новой, в течение сессии нельзя стирать ее. Нельзя много смеяться перед экзаменом.

Студенты также используют ими самими придуманные приметы: а) когда едешь на экзамен в автобусе, нужно обязательно заплатить за проезд, а то не сдашь; б) нужно ходить на экзамен с той же ручкой, с какой ранее получил хорошую оценку; в) нужно пересчитать окна или другие предметы в экзаменационной аудитории и если их число окажется четным, получишь хорошую оценку, и т. д.

Широко распространенной среди студентов является вера в ряд хозяйственно-бытовых примет. Такого рода предрассудки разделяют 54 % опрошенных. Это такие приметы, как «рассыпать соль — к ссоре», «нельзя сметать крошки со стола рукой, так как в доме не будет достатка», «падение вилки предвещает приход женщины, падение ножа — мужчины», «на столе нельзя сидеть, оставлять ножи, класть ключи, так как будут неприятности» и т. п.

Меньше половины респондентов знают, доверяют и пользуются другими группами примет — «встреча с черной кошкой к несчастью» — 45 %, приметы, связанные с реакциями человеческого тела (спотыкалки, чихалки, икалки и пр.) — 44 %, приметы,

05.10.2012


122

Связанные с «дорогой», счастливым путем (не возвращаться домой с полпути, не подметать после отъезда

126

Кого-либо из дому, посидеть перед отъездом и т. п.) — 36 %, приметы, связанные со встречей человека с пустым или полным ведром, мужчиной или женщиной — 32 %, погодные приметы — 21 % и многие другие.

Анализ суеверно-ритуальной деятельности в ходе опроса показал следующее. Чаще всего целью суеверно-ритуальной деятельности становятся деньги, достаток, хорошие оценки на экзаменах (или просто их сдача), хорошее настроение, успешная реализация задуманного дела, знание своего будущего, физическое и душевное благополучие, сохранение жизни, здоровья, семьи и т. п. Качественный анализ ответов на вопросы анкеты выявил следующие причины, побуждающие студентов доверять и руководствоваться в своем поведении суеверными представлениями.

Мотивы безопасности Присущи 86 % опрошенных, которые доверяют приметам, отражают потребность человека чувствовать себя защищенным, избавляться от страха и неудач. Выявленные мотивы безопасности объединяют две группы побуждений к суеверно-ритуальной деятельности: мотивы Избегания неудачи (42,5 %) и Мотивы стабилизации эмоционально-личностной сферы (43,5 %). К мотивам избегания неудачи мы отнесли желание опрошенных предотвратить возможные негативные события, препятствия, затруднения в жизни; стремление избежать неприятностей, защититься от зависти недобрых людей, уберечься от неудач, порчи, ссор, нужды, болезней. Мотивы стабилизации способствуют регуляции и поддержке эмоциональной стабильности человека. К ним относится стремление респондентов к достижению уверенности в положительном исходе важного дела, в своих возможностях и силах; настойчивое желание душевного равновесия, психического комфорта, релаксации, оптимизма, надежды, решительности; желание избавиться от сомнений в исходе начатого дела, страха перед чем-то плохим, дурного настроения.

Мотивы достижения успеха и самоутверждения В процессе суеверно-ритуальной деятельности отмечаются у меньшей части студентов (около 18 % верящих приметам). К данным побуждениям можно отнести стремление испытуемых к изменению своего будущего в лучшую сторону; желание увеличить свой бюджет, успешно сдать сессию, осуществить задуманное, добиться каких-либо других благ.

Для 15 % опрошенных, пользующихся приметами, характерно наличие Познавательных мотивов Суеверно-ритуальной деятельности. Эта категория студентов, пользуясь суеверными представлениями, руководствуется в своем поведении желанием предвидеть предстоящие события, прогнозировать возможные неприятности; она побуждается любопытством по поводу будущего и стремлением понять и объяснить происходящее в их жизни. Этими студентами движет намерение получить предостережение судьбы в виде указаний на вероятные последствия задуманного дела, а также желание соответствующим образом подготовиться к благоприятному или неблагоприятному исходу.

Примерно у 15 % опрошенных обнаружено наличие Социальных побуждений К суеверному поведению, когда цель получения вознаграждения или избавления от неуспеха стимулируется потребностью в принадлежности, уважении, согласии с другими людьми. Нуждаясь в поддержке и одобрении, упомянутые респонденты следуют суевериям постольку, поскольку ими пользуются все окружающие (родители,

05.10.2012


122

Родственники, соседи, однокурсники, знакомые). Социальные мотивы оказываются тесно связанными с мотивами безопасности, выражающимися в данном случае в беспрекословном подчинении примете из внушенного другими людьми опасения, что случится нечто плохое, если не совершить защитное действие, предотвращающее предсказание. В ответах испытуемых мы отметили также наличие Атрибутивного

127

Мотива (2 %). Данный мотив предполагает, что пользование приметами предоставляет человеку возможность переложить в случае неудачи ответственность на волю случая, обстоятельств и таким образом оправдать себя.

Анализ мотивов суеверно-ритуальной деятельности в целом демонстрирует преобладание мотива избегания неудач над стремлением к достижению успеха. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в основе суеверно-ритуальной деятельности часто лежат иррациональные, необъяснимые страхи; суеверным же человеком движет желание избавиться от них, защитить свое самосознание и эмоциональную сферу от различных негативных переживаний.

Очевидно также, что в мотивах стабилизации выражен аффективный компонент суеверий, в мотивах достижения успеха и избегания неудачи представлен поведенческий компонент суеверных представлений, а в познавательных мотивах, соответственно, — когнитивная сторона суеверий. Судя по удельному весу тех или иных ответов студентов, поведенческий компонент является доминирующим, т. е. они в своей суеверной деятельности не столько переживают и думают, сколько действуют, при этом преобладают «отодвигающие» (мотив избегания неудачи), а не «приближающие» (мотив достижения успеха) действия.

Таким образом, реализуя свои суеверные представления, человек прежде всего узнает о предстоящем ему в будущем, затем испытывает негативные или позитивные эмоциональные переживания по поводу ожидаемых событий, и, наконец, осуществляет поступки, направленные либо на защиту от неприятностей и невезения, либо на приближение, исполнение желаемого. К защитным действиям можно отнести такие, как скрещивание пальцев, ношение булавок на одежде, складывание дули из пальцев в кармане и т. п. Так, если дорогу перебежала черная кошка, можно держаться за пуговицу до тех пор, пока не дойдешь до того места, где пробежала кошка, или сплюнуть через левое плечо. Можно также поменять что-либо в своей одежде (расстегнуть или застегнуть пуговицу или молнию), взяться за что-нибудь деревянное, например, за спичку. Кроме того, можно предотвратить неудачу, если, проходя через это место, держаться за свои волосы на голове или за что-нибудь черное. И, наконец, можно пойти другим путем.

Подобного рода действия призваны оберегать человека от возможных опасностей и неприятностей (недобрых людей, злых духов, нужды). При совершении защитных действий человек занимает, скорее всего, пассивно-оборонительную позицию. Активная позиция соответствует действиям человека, направленным на обладание, завоевание, получение какого-либо блага. К действиям, призванным вызвать необходимое и желаемое событие, можно отнести трясение кошельком с деньгами на полную луну, ловлю «халявы», складывание конспектов под подушку в ночь перед экзаменом и пр.

Вероятно, потребность в безопасности (стремление человека избавиться от страха перед неизвестными опасностями, которые ждут его в будущем) выступает как ведущая, остальные же мотивы суеверно-ритуальной деятельности являются производными от нее.

05.10.2012


122

7


Потребность в безопасности опредмечивается в суеверных представлениях, которые помогают человеку избежать страха, тревоги, сомнений, приобрести уверенность и спокойствие. Невзирая на возможности удовлетворения более конструктивными способами, она зачастую фиксируется на суевериях, внушенных человеку его ближайшим окружением. Закреплению, фиксации веры в приметы и предзнаменования способствуют отмечаемые субъектом совпадения приметы с прогнозируемым ею событием, т. е. ее подтверждение (примета сбылась), которое воспринимается как закономерное.

128

Таким образом, механизмами доминирования мотива безопасности в процессе
совершения суеверно-ритуальной деятельности становятся, во-первых,

Самореализующееся пророчество (самовнушение) и, во-вторых, стремление к минимизации усилий. Самореализующееся пророчество (самовнушение) включает направленный поиск и фиксацию в памяти совпадений и подтверждений своей веры в сверхъестественные явления. Минимизация усилий означает, что человек избирает наиболее легкий, свободный от волевых усилий путь достижения цели, в противоположность конструктивным действиям (спорт, напряженная умственная деятельность, физическая работа, аутотренинг и т. п.).

По нашему мнению, мотивы достижения и самоутверждения, а также познавательные мотивы в контексте обсуждаемой проблемы выступают как второстепенные, подчиняющиеся мотиву безопасности. Даже когда человек действует в соответствии с приметой автоматически, не задумываясь о том, зачем он это делает, т. е. неосознанно, нецеленаправленно, и тогда он, скорее всего, поступает из соображений безопасности (мало ли что, на всякий случай), поскольку подобным же образом поступают окружающие. Механизмом укрепления мотива безопасности, соответственно, является также конформность (подчиненность человека групповому давлению), стремление поступать в соответствии с требованиями других людей, чтобы не выделяться, не отличаться от них, не привлекать в себе излишнего внимания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе упрочения связи между потребностью в безопасности и суеверно-ритуальной деятельностью лежат три механизма: Конформности, самореализующегося пророчества и минимизации усилий.

Данные нашего исследования позволяют выделить некоторые функции суеверий, реализуемые в суеверно-ритуальной деятельности:

1. Регулирующая (управленческая) функция. Используя приметы, суеверный человек
изменяет и регулирует свое поведение, осуществляет планирование, контроль и оценку
различных проявлений своей активности. Поведение преобразуется в поступки и
действия, необходимые для достижения оптимального результата.

2. Когнитивная функция (функция познания). В ходе суеверно-ритуальной
деятельности осуществляется как восприятие и понимание объективной реальности
(окружающего мира), так и субъективного внутреннего мира самого субъекта познания. В
первую очередь, суеверия помогают распознавать события, насыщенные отрицательными
эмоциональными переживаниями (неприятности, неудачи, несчастья). Когнитивная
функция включает в себя прогностическую — прогнозирование путем использования
суеверных представлений предстоящих в будущем событий.

3. Аффективно-защитная функция. Суеверные представления регулируют
эмоциональную сферу человека, защищая его от негативных переживаний, осуществляя
разрядку, снимая напряжение, успокаивая и давая облегчение.

05.10.2012


122

Преобладающие мотивы суеверно-ритуальной деятельности (мотивы безопасности) свидетельствуют, что суеверия выполняют, в первую очередь, аффективно-защитные функции. В результате следования приметам у студентов, по их словам, улучшается настроение, на душе становится спокойнее, появляются вера в себя и оптимистический настрой. Неукоснительное следование суеверным представлениям обеспечивает продолжительную эмоциональную и моральную поддержку их носителю, что позволяет уменьшить страх перед неудачей, неприятностью, бедой.

Данные опроса свидетельствуют о том, что студенты чаще всего прибегают к помощи известных им примет в экстремальных ситуациях. Таковыми для студентов чаще всего выступают ситуации экзамена, сессии, контрольных работ,

129

Т. е. обстоятельства, в которых решается их судьба, где испытываются не только их возможности и способности, но и устойчивость, стабильность личности. Стрессогенными являются также соревновательные ситуации и ситуации, связанные с принятием ответственных решений и осуществлением особо значимых дел (свадьба, вынашивание ребенка, рождение, уход за ребенком, проводы в последний путь, свидания, важные встречи, поездки, покупки и пр.). Подобные условия осуществления деятельности выступают в качестве фрустраторов актуальных потребностей (человек спешит, боится опоздать, у него что-то не получается). Если человек сомневается в положительном исходе этих важных для него событий, соответствующую эмоциональную и моральную поддержку ему обеспечивает суеверно-ритуальная деятельность.

Все перечисленные выше ситуации у большинства опрошенных, так же как и у множества других людей, порождают такие эмоциональные переживания, как страх, тревога, беспокойство, волнение, сомнения, неуверенность, боязнь неудачи, опасение, надежда. Вероятно, именно неизвестность, ожидание возможных опасностей, незнание будущего порождает страх и тревогу в отношении собственного благополучия и благополучия близких, эмоциональную нестабильность, нервозность. «Хорошие» приметы рождают у верящих в них радость, уверенность, удовлетворение, улучшают настроение. «Плохие» приметы, помимо эмоций страха и производных от него переживаний, могут вызывать также грусть, печаль, удрученность, отчаяние и злость. Более половины студентов, доверяющих приметам (66,3 %), действуют в соответствии с ними в ситуациях испытания и неизвестности, вызывающих страх и волнение. Таким образом, следование предзнаменованиям стимулируется необходимостью почувствовать уверенность в себе, стабилизировать эмоциональную сферу.

Преимущественная реализация суеверий в стрессогенных условиях не исключает их воздействия в повседневных, бытовых ситуациях (дома, в гостях, на улице), которые, на первый взгляд, не грозят никакими опасностями. Несмотря на то, что обыденные ситуации как подходящие для использования суеверных представлений отметила меньшая часть опрошенных, наблюдения показывают, что суеверные люди следуют приметам в любых обстоятельствах, но в условиях повышенной ответственности — особенно. Следование приметам в повседневной жизни, когда возможные последствия поступков известны, может объясняться привычкой, традицией, сложившейся еще в языческие времена. Вероятно, защитно-ритуальные действия совершаются человеком автоматически, на уровне навыка, и могут не осознаваться.

По нашему мнению, полученные путем анкетирования студентов данные могут быть в основном перенесены и на более широкую выборку, так как испытуемые заимствуют

05.10.2012


122

Суеверные представления у окружающих их людей — родственников, друзей, знакомых, а также из средств массовой информации.

Выводы. Суеверные представления и суеверно-ритуальная деятельность имеют широкое распространение в современной студенческой среде, причем наиболее актуальными являются именно те верования, которые связаны с экзаменационными испытаниями. Суеверие понимается нами как установка на восприятие явлений окружающей действительности, заключающаяся в усмотрении причинно-следственных связей при отсутствии объективно фиксируемых зависимостей между этими явлениями. В качестве установки суеверие включает в себя аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Суеверные представления реализуются в особой суеверно-ритуальной деятельности, направленной на защиту от предполагаемых опасностей и овладение желаемыми

130

Благами. Суеверно-ритуальная деятельность, аналогично другим видам деятельности, включает цели, мотивы, средства, предмет. Доминирующим мотивом осуществления суеверно-ритуальной деятельности является потребность в безопасности и защите своей личности. Наряду с мотивами безопасности суеверно-ритуальная деятельность может побуждаться также мотивами достижения успеха, познавательными и социальными мотивами. В качестве механизмов суеверно-ритуальной деятельности можно выделить конформность, самореализующееся пророчество и стремление к минимизации усилий. Функциями суеверно-ритуальной деятельности выступают регулятивная, когнитивная и аффективно-защитная, среди которых последней функции принадлежит ведущая роль. Чаще всего суеверные представления реализуются в ситуациях, требующих принятия важных и ответственных решений и связанных с переживанием страха, волнения и неопределенности своего будущего.

1. Анисимов А. Ф. ИСторические особенности первобытного мышления. Л.: Наука, 1971.

2. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: Литера, 1994.

3. Лебедев В. И. Духи в зеркале психологии. М.: Сов. Россия, 1987.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

5. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974.

6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю.

Циркина. СПб.: Питер, 1999.

Поступила в редакцию 20.V 2002 г.

05.10.2012


123

123 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ