Йоахим Ломпшер

5 февраля после тяжелой болезни скончался известный немецкий психолог, большой друг многих российских психологов и неустанный пропагандист культурно-исторического подхода Йоахим Ломпшер.

Й. Ломпшер родился 7 ноября 1932 г. в Хемнице. Его отец и мать были членами компартии Германии, мать к тому же еврейкой, и они испытали на себе всю тяжесть гитлеровского «нового порядка» — безработица, принудительные работы, концлагеря и побеги; им, однако, повезло больше, чем другим родственникам, не дожившим до освобождения. Йоахим жил у дальних родственников, после окончания средней школы его не взяли в гимназию «по расовым причинам», однако упорные самостоятельные занятия позволили ему сразу после окончания войны догнать своих сверстников и стать одним из лучших учеников. Благодаря отличной успеваемости, трудолюбию и общественной активности он попал в число первых студентов ГДР, отправленных на учебу в Советский Союз. Единственный из группы, он успел выучить русский еще до приезда, и с тех пор его знание русского все совершенствовалось. В 1955 г. он окончил с отличием МГПУ им. В. И. Ленина, где слушал лекции К. Н. Корнилова, Н. Д. Левитова и других известных психологов. Сразу после окончания института он поступил в аспирантуру в РГПУ им. А. И. Герцена в Ленинграде, где под руководством М. Н. Шардакова успешно защитил в 1958 г. диссертацию «О понимании детьми пространственных отношений». Кроме ученой степени, он привез из Ленинграда жену Флюру, которая оставалась с ним до самой смерти.

Вернувшись на родину, он вначале занимался преимущественно учебной работой на педагогическом факультете Университета им. В. Гумбольдта в Берлине, одновременно став секретарем комиссии по педагогической психологии при Министерстве образования. В 1962 г. он перешел в новый исследовательский отдел педагогической психологии

05.10.2012


157

Германского психологического центрального института, а в 1966 г. возглавил этот отдел, выполняя еще ряд административных функций. Тогда же он стал членом редколлегии журнала «Pädagogik».

В 1970 г. Й. Ломпшер успешно защитил докторскую диссертацию в Лейпцигском университете им. К. Маркса. В том же году, после основания Академии педагогических наук ГДР он стал профессором педагогической психологии АПН и заместителем директора Института педагогической психологии. Его научная, преподавательская и организационная деятельность в этот период была особенно многогранной. Он являлся членом правления и председателем секции педагогической психологии Общества психологов ГДР, членом Научного совета по психологии Министерства высшего и специального образования, главным редактором журнала Общества психологов ГДР «Psychologie fьr die Praxis».

158

1970–1980-е гг. отмечены и большими научными достижениями Й. Ломпшера, недаром с тех пор он считается основоположником педагогической психологии и психологии учебной деятельности в ГДР. Он получил известность и признание в других странах Восточной Европы и в ФРГ. Основные усилия он направлял на популяризацию классиков советской психологии, организуя издание двух сборников работ П. Я. Гальперина и его школы, книг А. А. Люблинской, Н. Д. Левитова, Д. Б. Эльконина, Л. Н. Ланды и других.

Тогда же он ознакомился с теорией учебной деятельности В. В. Давыдова и стал одним из активнейших сторонников этого подхода, неустанно выступая в стране и за рубежом с докладами и публикациями, выполненными в этом русле, вплоть до самой смерти. Он сыграл также решающую роль в налаживании связей и совместной научной деятельности с Институтом общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологическим институтом РАО) и Институтом психологии Украинской ССР в Киеве.

Вместе с тем работы Й. Ломпшера встречали в ГДР не только положительное отношение, но и жесткую критику. Так, один из ведущих психологов ГДР Ф. Кликс публично заявил, что теория деятельности — не наука. Массированную критику обрушил на Й. Ломпшера, отстаивавшего деятельностную парадигму Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева, президент АПН ГДР и член Политбюро СЕПГ Нойнер, утверждавший, что идеи и мировоззрение влияют на деятельность, а не наоборот, и не принимавший стратегию восхождения от абстрактного к конкретному из-за якобы преувеличенной в этом подходе роли теоретического за счет эмпирического. Й. Ломпшер же, невзирая на критику сверху, отстаивал примат научности перед идеологией. Поэтому, несмотря на все признание со стороны практиков, он так и не занял заслуженного им места в первой шеренге психологов ГДР. Долго не могла выйти книга Й. Ломпшера «Психологический анализ учебной деятельности» (1989).

В 1990 г. коллектив вновь созданного Института исследований обучения АПН избрал Й. Ломпшера своим директором, однако вскоре после объединения Германии Академия вместе со всеми институтами была ликвидирована. Й. Ломпшер с группой сотрудников создал «Рабочую группу исследований обучения» в Гумбольдтовском университете, а в 1993 г. стал профессором и директором междисциплинарного центра исследований обучения Потсдамского университета.

В 1997 г. он ушел на пенсию, не прекратив, однако, научной работы. Он оставался членом Немецкого психологического общества (DGP), Международного общества

05.10.2012


157 3

ISCAR, Европейской ассоциации исследований обучения (EARLI). Он был организатором целого ряда международных симпозиумов и конференций, ездил читать лекции по приглашениям университетов скандинавских стран, Кубы, Вьетнама и Бразилии.

В последние годы он вместе с Г. Рюкримом сыграл определяющую роль в создании многоязычного Интернет-сайта по культурно-историческому подходу в гуманитарных науках Www. ich-sciences. de и в издании серии книг «International Cultural-historical Human Sciences» (с 2000 г. вышло 13 книг на немецком языке).

Главные из его более 200 научных работ, многие из которых переведены на русский, английский и другие языки, посвящены развитию духовных способностей, формированию учебной деятельности, культурно-историческому и деятельностному подходу в советской психологии. Под его руководством защищено более 40 диссертаций.

Йоахим Ломпшер был не только выдающимся ученым, он отличался редкими человеческими качествами. Ему была присуща убежденность, нравственная стойкость и одновременно мягкость, скромность, уравновешенность и спокойствие, в нем сочетались неравнодушие и реалистичное отношение к жизни, доброта и сила. Он был удивительно гармоничным и мудрым, легким в общении человеком и при этом бравшим на себя большую ответственность. Он планировал еще очень много сделать; неожиданная тяжелая и столь трагически завершившаяся болезнь нанесла большой урон не только всем, кто имел счастье знать этого замечательного человека, но и всей психологической науке. Для культурно-исторической и деятельностной школы в психологии эта утрата невосполнима.

05.10.2012


157 1

157