К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА

127

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА

1907—1972

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА

Н. А. ЛОГИНОВА

Раскрывается творческий путь выдающегося российского психолога — Б. Г. Ананьева — основателя оригинального научного направления — антропологической психологии. В научной школе Ананьева осуществлена попытка синтеза знаний человековедческих наук (наук о человеке) на основе достижений отечественной психологии 50—70-х гг. XX столетия.

Ключевы е слова : Антропологическая психология, психобиосоциальная структура человека, индивид, личность, субъект, индивидуальность, механизмы и законы индивидуального развития.

Борис Герасимович Ананьев (1907— 1972) — выдающийся отечественный психолог ХХ столетия. Самоотверженным непрестанным трудом он существенно обогатил психологию новыми фактами, закономерностями, теоретическими представлениями, идеями, значение которых все более раскрывается по мере развития науки и ее практических приложений. Идеи и проекты Б. Г. Ананьева обгоняли время, и только годы спустя мы приближаемся к пониманию их истинного масштаба, к более адекватной оценке значительного вклада этого ученого в психологическое знание о человеке и мире.

Б. Г. Ананьев — активный строитель психологической науки в России советского периода. По его инициативе, под его руководством были организованы научные и научно-образовательные центры в Ленинграде (Петербурге), при его активном участии

128

Созданы Всесоюзное общество психологов и журнал «Вопросы психологии», проведены XVIII Международный психологический конгресс в Москве (1966), I—IV Всесоюзные съезды психологов.

За свою сравнительно недолгую жизнь Б. Г. Ананьев организовал несколько крупных коллективных исследований в стенах Института мозга, Ленинградского государственного университета, Ленинградского НИИ педагогики. Он воспитал большой отряд сотрудников-единомышленников, которые составили самобытную научную школу с центром в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете [9], [10].

05.10.2012


127

Главным достижением научной школы Б. Г. Ананьева явилась разработка оригинального подхода, который стал фундаментальным основанием нового научного направления, — Антропологической психологии. Этот подход — неотъемлемое достояние российской психологии и один из ее существенных вкладов в мировую психологическую науку.

*

Б. Г. Ананьев родился во Владикавказе 14 (1) августа 1907 г. в интеллигентной обрусевшей армянской семье. Его юность пришлась на бурные послереволюционные годы. Тогда разворачивалось строительство небывалого в истории общества, которое представало в мечтах романтиков землей обетованной, царством новых людей, совершенных и счастливых. Природная одаренность, пытливость и романтичность юного Б. Г. Ананьева были помножены на дух новаторства и энтузиазм эпохи. Он рано и бесповоротно сделал выбор направления жизненного пути, посвятив себя научному познанию.

Б. Г. Ананьев вошел в большую науку через врата рефлексологии В. М. Бехтерева. Студентом Горского педагогического института (Владикавказ) Б. Г. Ананьев вступил в педологический кружок рефлексолога Р. И. Черановского, под руководством которого выполнил свои первые экспериментальные исследования. В 1927 г. Б. Г. Ананьев приехал в Ленинград на преддипломную практику в Институт мозга, который был в то время центром рефлексологической школы В. М. Бехтерева. Здесь Б. Г. Ананьев прошел путь от аспиранта до руководителя сектора (отдела) психологии, спроектировал и провел коллективные психологические исследования, обрел соратников и единомышленников. Главные идеи Б. Г. Ананьева зародились в период работы в Институте мозга под влиянием традиций, намеченных Бехтеревым, в первую очередь традиции комплексного подхода к проблеме личности. Недаром Борис Герасимович считал свое поступление в Институт мозга судьбоносным событием.

Особенностью творческого пути Б. Г. Ананьева является необычайная широта научного поиска. Он разрабатывал многие проблемы психологии: психические процессы (более всего чувственное познание и речь), сознание и самосознание, личность и характер, субъект и способности, индивидуальность (включая сюда и мозговые механизмы нейропсихической регуляции) как полисистема «человек». Он первым обратился к изучению истории отечественной психологии и в итоге написал и защитил фундаментальную докторскую диссертацию «Формирование научной психологии в СССР», освещавшую двухвековой путь психологии в России XYIII—XIX вв. (см. также [3]).

Б. Г. Ананьева отличало умение создавать научно-исследовательские программы и организовывать большие коллективные исследования, нацеленные на фундаментальные проблемы психологической науки. В 1930-е гг. в секторе психологии Института мозга Б. Г. Ананьев организовал исследование развития характера школьников, которое способствовало формированию его теоретических взглядов на личность и характер, на общение и воспитание. Во второй половине 1930-х гг. он разработал и осуществил новую программу по проблеме чувственного отражения, в 1950-х гг. погрузился в изучение развития детей в условиях школьного обучения и воспитания и вышел на обоснование новой педагогической антропологии в духе

129

05.10.2012


127

3


К. Д. Ушинского. На завершающем этапе жизни Б. Г. Ананьев развернул большие комплексные исследования индивидуальности и ее развития в зрелом возрасте.

В своих конкретных научных исследованиях Б. Г. Ананьев строил систему антропологической психологии — целостную теорию развивающегося человека как субъекта психической деятельности и поведения, а также систему самой психологической науки во временнЫХ координатах прошлого, настоящего и будущего. Масштабу, широте его теории соответствуют глубина и гармоничная целостность, а многочисленные исследовательские циклы, осуществленные в школе Ананьева, сливаются в единый поток научного познания целостного субъекта.

В антропологической психологии Б. Г. Ананьева исходным является положение о том, что сложная структура человека (он рассматривается как субъект деятельности, социального поведения и сознания) есть системное основание его психики. Вся сложная психобиосоциальная структура человека опосредствует психические процессы, акты деятельности и поведения, а значит, является их внутренним детерминантом. Сама же эта структура складывается в процессах непрерывного взаимодействия человека с миром на основе психического отражения.

Антропологический принцип, таким образом, является главным в теории Б. Г. Ананьева. Вместе с принципами деятельности, отражения, целостности, развития и т. д. он конкретизирует общий для всей науки принцип детерминизма. Б. Г. Ананьев далеко вперед продвинул материалистическую антропологическую психологию, которая вобрала в себя новые достижения наук о человеке ХХ в. Б. Г. Ананьев ратовал за развитие синтетического человекознания и видел в психологической науке важный центр такого синтеза.

*

Б. Г. Ананьев полагал, что вся психическая структура человека развивается из ощущений, и был склонен придавать им значение «клеточки» психики. Никакой другой психолог в мире не изучал так всесторонне и глубоко ощущения всех модальностей, как Б. Г. Ананьев [6]. Ощущения, начиная от интероцептивных и кончая зрительными, рассматривались, во-первых, как элементарные, первичные явления психического отражения, во-вторых, как регуляторы микродвижений и движений в составе действий и деятельности, в-третьих, как регуляторы органической жизнедеятельности (обмена веществ, в первую очередь). Ощущения, будучи включенными в органическую жизнедеятельность, тесно связаны с потребностями организма и сами становятся своеобразными потребностями. При таком подходе в теории Б. Г. Ананьева ощущения выступают в качестве источника всей психобиосоциальной структуры человека. Теория

Чувственного познания Б. Г. Ананьева переросла в Теорию человеческой чувственности.

1 Исходно чувственность человека — производная его Сенсорной организации . Это

Понятие означает постоянную систему связей между отдельными анализаторами и

Соответственно ощущениями разной модальности. Сенсорная организация — продукт

Человеческого образа жизни, сложившегося в истории и эволюции вида Homo Sapience.

Сенсорная организация индивидуально изменчива, люди отличаются друг от друга по

Сензитивности — общему типу чувствительности. Сензитивность — это свойство

Сенсорной организации индивида, проявление темперамента в сфере ощущений, основа

Для определенных черт характера.

В рамках психологии чувственности Б. Г. Ананьев изучал проблему психического

05.10.2012


127

Отражения пространства. Им было доказано, что ощущения всех без исключения модальностей участвуют в пространственном различении, был открыт закон, состоящий в том, что содружественная работа больших полушарий является специальным нейропсихическим механизмом ориентации в пространстве.

130

Исследования пространственной ориентации привели к теоретическим представлениям о том, что кроме основного кортико-ретикулярного контура нейропсихического регулирования поведения и индивидуального развития, существует и с возрастом приобретает все большее значение дополнительный контур, воплощенный в парной работе больших полушарий головного мозга. Эвристична гипотеза Б. Г. Ананьева о том, что большие полушария головного мозга поочередно выполняют информационную и энергетическую функции по отношению друг к другу, обеспечивая таким образом высокую работоспособность нервной системы в сложных условиях деятельности типа стресса и при возрастном угасании энергетической функции основного кортикоретикулярного контура регулирования.

В многочисленных конкретных исследованиях определилась магистраль научного пути Б. Г. Ананьева — индивидуальное психическое развитие на всем протяжении жизни человека. В 1950—1960-е гг. в исследованиях Б. Г. Ананьева сошлись две главные линии его научного поиска — психология чувственности и психология целостного субъекта — индивида, личности и индивидуальности. Он заявил о необходимости дополнить перечень принципов психологии еще и антропологическим, что потребовало от него научной смелости, поскольку в господствовавшей тогда марксистско-ленинской методологии этот принцип характеризовался как устаревший и противоречащий марксизму. Б. Г. Ананьев, однако, отстаивал ценность антропологического принципа, который состоял в утверждении психобиосоциального единства природы человека.

Антропологический принцип в ананьевской интерпретации служил

Методологическим ориентиром новых — Комплексных — исследований человека.

Исследования, начатые в середине 1960-х гг., были сосредоточены на малоизученном

Возрастном периоде — зрелости, когда человек достигает вершин своего

Профессионального и общественного статуса, расцвета своих физических и психических

Сил. Эти исследования были обеспечены всем предшествующим развитием

Концептуальной системы Б. Г. Ананьева и большой многолетней коллективной работой

Его научной школы, ядро которой составили выпускники и сотрудники отделения-2 Факультета психологии ЛГУ (СПбГУ) .

В комплексных исследованиях человека психология была базовой наукой, синтезирующей все разнородные данные, полученные в ходе этих исследований. Результатом такого синтеза явилась целостная психобиосоциальная структура человека, которая играла роль внутренних условий, опосредствующих внешние воздействия, и таким образом участвовала в детерминации психического.

Анализируя структуру человека, Б. Г. Ананьев выделял четыре ее подструктуры — Индивид (психофизический организм), Личность (психосоциальный индивид), Субъект (интеграция природных свойств индивида и психосоциальных свойств личности) и Индивидуальность (максимальная степень интеграции индивидных, личностных, субъектных свойств человека). Теория индивидуальности и есть вершина антропологической психологии Б. Г. Ананьева.

Восхождению к индивидуальности послужили конкретные теоретико-эмпирические

05.10.2012


127

Исследования отдельных подструктур человека, проведенные в ленинградской психологической школе. Так, Б. Г. Ананьев расширил и существенно обогатил представления о структуре Индивида Как психофизического организма. В нем он выделял возрастно-половые и индивидуально-типологические свойства, система которых интегрирована в темпераменте и задатках.

Личность — социально-историческое и психосоциальное явление. Интеграция всех ее свойств обнаруживает себя в характере, которым и завершается общая структура личности. Субъект Рассматривался как система потенциалов, включающих

131

И природные функции организма, и конкретные способности, составляющие общую одаренность человека. В исследованиях Б. Г. Ананьева и его школы особое внимание было уделено интеллекту.

Б. Г. Ананьев восстановил в правах в отечественной психологии проблему интеллекта, которая фактически была под запретом после антипедологической кампании 1936 г. В 1960-е гг. его сотрудники начали исследовать интеллект, применяя тестовые и экспериментальные методы. Интеллект рассматривался как система умственных способностей, сформированных на основе психофизиологических функций мозга (сенсорно-перцептивных, мнемических, речевых, ассоциативных, аттенционных). Интеллектуальное напряжение в умственной деятельности энергетически обеспечивается функциями организма, вплоть до биохимических, терморегуляционных, вегетативных. Б. Г. Ананьев развивал идею о «глубоко эшелонированном интеллекте», укорененном в жизнедеятельности организма, что соответствовало положению о том, что «в живой системе в отличие от технических устройств информационная масса увеличивается соразмерно с увеличением энергетических потоков, производимых метаболическими процессами» [7; 274]. В интеллектуальной деятельности, таким образом, проявляется единство личности и индивида.

Разработка понятия «субъект» неотрывна от понятия «деятельность». В школе Б. Г. Ананьева многостороннему изучению подвергались все виды деятельности, являющиеся предметами общей, социальной, инженерной (индустриальной), педагогической психологии (работы Б. Ф. Ломова, А. А. Крылова, Н. В. Кузьминой, Г. В. Суходольского и других). Б. Г. Ананьев развивал представление об основных и производных видах деятельности. Основными он считал труд, познание и общение, потому что именно они являются основой жизни человечества и человека, так как в процессе их осуществления человек производит материальные и духовные ценности. Через основные виды деятельности происходит то, что Б. Г. Ананьев называл экстериоризацией личности, ее внутреннего мира. Существует баланс интериоризации и экстериоризации, который сдвигается в сторону экстериоризации по мере развития личности.

Пожалуй, впервые в психологии Б. Г. Ананьев развел и соотнес понятия субъекта и личности, указав, что хотя личность — всегда субъект, а субъект есть личность, они не тождественны. Личность — субъект поведения, выражающий ее отношения к миру, людям, обществу. Субъект — деятель, производящий продукт. В структуре собственно личностных свойств обобщаются тенденции, мотивы, а в структуре субъекта — потенциалы, способности. Иерархия способностей раскрывает психологическую природу субъекта, иерархия мотивов определяет психологию личности.

Реальное соотношение способностей и мотивов человека может быть выявлено в структуре индивидуальности. Индивидуальность — это хорошо организованная система

05.10.2012


127

(точнее, полисистема). Именно в ней интегрируются противоречивые свойства индивида, личности, субъекта, причем так, что вся полисистема «человек» становится гармоничной, снимаются резкие противоречия между природными и социальными элементами ее структуры, чувственными и вербальными подструктурами интеллекта и т. д. Индивидуальность — не застывший результат развития, а живая система с высочайшей сознательной саморегуляцией.

Высокая степень организованности системы «индивидуальность» означает и высокую ее Жизнеспособность, устойчивость к помехам в самых разных смыслах этого слова. Жизнеспособность на уровне индивида, направленная на самосохранение организма и физическое выживание, есть психофизическое здоровье. Жизнеспособность на уровне личности, подразумевающая выполнение задач и целей, долга и замысла в условиях помех, включающая природные и социально-исторические экстремальные ситуации, есть личностное, нравственное здоровье. Жизнестойкость

132

В жизненных испытаниях, противостояние им и преодоление возможны за счет внутренних ресурсов, накопленных в предыдущих фазах развития.

Особенно важно и ценно, что сама жизнь на уровне индивидуальности приобретает характер самоосуществления через Созидание, усовершенствование обстоятельств жизни для окружающих и самой личности. Б. Г. Ананьев выдвинул продуктивное понятие о Собственной среде Развития, которая создается самой личностью и становится влиятельным фактором ее развития. Он писал: «Создание собственной среды, благоприятной для развития, требует многих лет напряженной деятельности человека во многих социальных ситуациях (экономических, политических, идеологических, социально-психологических)» [7; 279]. Эта среда и все другие продукты деятельности личности опосредствуют ее саморазвитие, превращая жизнь в поистине исторический процесс.

В структуре индивидуальности сознание приобретает определенную автономность от внешних воздействий и особые функции. Оно не только отражает мир, но и само становится Внутренним миром. Продуктами внутреннего мира являются принципы жизни, личная философия, имплицитные теории социальной действительности, линия поведения в конкретной социальной ситуации и в масштабе жизненного пути, жизненные программы и планы, жизненные решения и выборы. На этой основе становится возможным высший, духовный, уровень саморегуляции человека.

Разработанная Б. Г. Ананьевым концепция индивидуальности как высшей и самобытной формы существования человека перекликается с концепцией самоактуализирующейся личности в гуманистической психологии, но отличается от последней большей глубиной и фактической обоснованностью. Преимущество ананьевской концепции в том, что в ней индивидуальность выступает как интегральная система, которая объединяет в себя как высшие структурные уровни, так и фундаментальные природные составляющие человека, в том числе соматические, вегетативные, сосудистые, биохимические.

Антропологический принцип сомкнулся с генетическим в теории индивидуального

3 Психического развития, которую Б. Г. Ананьев назвал Онтопсихологией . Он рассматривал

Проблему развития человека в контексте больших природных и социально-исторических

Систем, вплоть до космических. И в этом Б. Г. Ананьев — единомышленник В. М.

Бехтерева, В. И. Вернадского, Т. Тейяра де Шардена. Человек в его теории является

05.10.2012


127

Инициативным и ответственным за свою судьбу и развитие в тех пределах, которые соразмерны его активности, и эти пределы можно раздвигать, увеличивая потенциалы человека. В большей степени активность в историческом масштабе свойственна людям с развитым Чувством истории — Особой способностью субъекта, состоящей в умении улавливать тенденции исторического процесса, ритм больших событий, умении быть своевременным в планировании и осуществлении собственной жизни в определенном историко-биографическом хронотопе. Понятие «чувство истории» лишь намечено Б. Г. Ананьевым [7; 277], но в нем мы усматриваем зародыш программы исторической психологии личности как смежной с онтопсихологией научной дисциплины.

По Б. Г. Ананьеву, онтопсихология — это психологическое исследование бытия человека как индивида и личности одновременно. Индивид в целом и его отдельные телесные и мозговые функции изначально развиваются по генетической программе, согласно которой проходят фазы эмбрионального развития, созревания, зрелости, старения и, наконец, смерти. Эта генетически заданная последовательность фаз и отдельные ее составляющие и

133

Обозначены Б. Г. Ананьевым как собственно Онтогенез — природная форма индивидуального развития человека-индивида.

Жизненный путь Является социально-исторической формой индивидуального развития человека-личности. Он совершается в историческом времени согласно социальным и личностным программам. Структура событий на жизненном пути лишь отчасти совпадает с возрастными моментами развития, а его фазы индивидуальны и приурочены к событиям личной жизни человека.

Источники и механизмы индивидуального психического развития Б. Г. Ананьев искал в психобиосоциальной структуре человека. Сама эта структура и противоречия между ее элементами могут служить источником развития, а механизмами являются Внутрисистемные связи В индивидуальности. Эти связи бывают Гомогенными — между элементами одного структурного уровня и Гетерогенными — между элементами разной природы, разных структурных уровней. Благодаря этим связям, эмпирически представленным в корреляциях между функциями, состояниями и свойствами субъекта, развитие становится целостным Системогенезом.

Развитие как системогенез осуществляется путем дифференциации исходного, психофизиологического «субстрата» и последующей многократной, многоуровневой Интеграции Уже дифференцированных элементов [12]. Каждая из подструктур психобиосоциальной структуры человека завершается интегральными образованиями, которые, в конце концов, объединяются в полисистеме индивидуальности.

Б. Г. Ананьев был убежден в наличии объективных законов развития и стремился постичь их, чтобы научиться управлять развитием человека. Объективным законом является обнаруженный в комплексных исследованиях факт определенной возрастной динамики психофизиологических функций и возрастной перестройки межфункциональных и внутрифункциональных связей (паттернов).

Он открыл закономерность возрастных соотношений памяти и мышления, назвав ее Мнемологическим градиентом, что означает разновременность и сопряженность оптимумов памяти и мышления таким образом, что память подготавливает основу для подъема уровня мышления в следующей возрастной микрофазе, а затем уже мышление выводит память на новый уровень развития. Он указывал на объективный порядок

05.10.2012


127

Развития, последовательность его моментов, в том числе сензитивных периодов.

Б. Г. Ананьев призывал к тому, чтобы воспитание всегда учитывало и использовало подобные объективные законы развития человека в духе принципа Природосообразности. Однако сама человеческая природа, в понимании Б. Г. Ананьева, исторически преобразована, и онтогенез индивида опосредствован социальными и культурными факторами. Диалектика природного и социально-исторического в процессе развития отчетливо представлена в психолого-педагогической линии онтопсихологии Б. Г. Ананьева.

Своеобразие его подхода в педагогической психологии выражено уже в самом названии его концепции — Педагогическая антропология. Б. Г. Ананьев восстановил почти прерванную на десятки лет традицию К. Д. Ушинского, который в XIX в., как известно, явился основателем педагогической антропологии, изложив ее проект в знаменитой книге «Человек как предмет воспитания» [11].

Системная, преемственная организация всей педагогической работы школы создает целостные эффекты развития учащихся, включая системы интеллекта, направленности и характера. Системные новообразования закладываются в основу всей дальнейшей жизни человека, обеспечивая его жизнеспособность и жизнестойкость. Ориентация на создание и умножение жизненных сил, т. е. на создание жизнеспособной системы «человек», — характерная особенность педагогической антропологии Б. Г. Ананьева.

Педагогическая антропология Б. Г. Ананьева гуманистична, поскольку ставит во главу угла практической педагогики формирование психологических,

134

Шире — антропологических систем жизнеобеспечения личности на всех этапах ее детской и взрослой жизни. Теория Б. Г. Ананьева реалистична, потому что раскрывает огромные объективно существующие ресурсы самой педагогики, ее средств и методов, которые можно актуализировать при особой системной организации всего педагогического процесса.

«Мысль о том, что средства воспитательных влияний безграничны по своей мощи и многообразию и должны быть почерпнуты из самой природы человека, сил ее развития, центральная для педагогической антропологии, рассматривающей это развитие с позиций воспитания», — писал Б. Г. Ананьев [5; 41]. Признавая огромную роль методов обучения и воспитания, он подчеркивал необходимость считаться с внутренними законами развития — созреванием мозговых структур и психофизиологических функций. При этом он указывал на отсутствие прямой зависимости функции от какой-либо внешней, в том числе педагогической, причины. Зависимость опосредствована теми корреляционными связями, в которые включена данная функция. Ссылаясь на факты, полученные в его лаборатории, Б. Г. Ананьев писал: «Каждый из этих компонентов корреляционной плеяды Больше зависит от других ее компонентов, чем непосредственно от внешнего стимула» [5; 46] (курсив мой. — Н. Л.). Сложившаяся к определенному моменту времени структура человека сама становится объективным Внутренним Фактором его развития.

Б. Г. Ананьев видел возможность активного управления развитием человека в том, чтобы, опираясь на научные данные человекознания и в первую очередь психологии, воздействовать на ту или иную сторону развития (умственную, нравственную, физическую) с учетом объективных корреляционных связей, по которым воздействие передается на другие элементы сложной его структуры. Тогда, например, «интеллектуальные и нравственные эффекты физического воспитания оказываются не

05.10.2012


127

Менее важными, чем физические (психомоторные и вегетативно-биохимические) эквиваленты умственной деятельности человека» [2; 13].

В педагогической антропологии Б. Г. Ананьева впервые отчетливо сформулирована ценная мысль об объективном порядке новообразований, возникающих вследствие воспитания. Ближайшим, поверхностным эффектом являются непосредственные психические процессы, состояния, возникающие в процессах деятельности ученика под руководством учителя. В умственном воспитании это, например, состояния интеллектуального напряжения при решении познавательных задач. Позже появляется новое Свойство Субъекта учения — Обученность, которое интегрирует результаты усвоения учебного содержания (знания, умения, навыки). На этой основе формируется готовность к дальнейшему обучению, новая способность к учению — Обучаемость. Наконец, самым отдаленным и глубоким эффектом является изменение в структуре

Личности — субъекта в данном случае умственной деятельности, т. е. изменения в

4 Умственных способностях, их уровне и структуре.

В подтверждение этой генетической схемы в комплексных исследованиях эмпирически установлено, что за годы учения в вузе растет не только обученность студентов, но и уровень интеллекта, происходит сближение уровней вербального и невербального интеллекта, т. е. уменьшается разница между их индексами, которую Б. Г. Ананьев называл Градиентом интеллекта.

Б. Г. Ананьев доказывал, что воспитание может повлиять на органическую жизнедеятельность на самых разных уровнях,

135

5 Вплоть до молекулярного. Он выявлял механизмы возникновения оздоровляющих

Эффектов умственного и нравственного воспитания.

В теории Б. Г. Ананьева индивидуальное психическое развитие предстает как цепь переходов от глубинных элементарных явлений ко все более интегральным структурам. Эти переходы возможны, потому что в психическом процессе, как в «клеточке» психического, представлены, «проецированы», говоря словами Б. Г. Ананьева, все подструктуры человека: Индивид, Личность, Субъект, Индивидуальность. Развитие целого невозможно вне изменений элементов — психических процессов. Каждый новый качественный уровень развития достигается путем кумуляции микроизменений в психических процессах по мере их «практикования» — актуализации в деятельности субъекта и социального поведения личности.

Микроизменения происходят в каждом из трех компонентов психических процессов. Компонентами (механизмами) процесса являются природные психофизиологические функции мозга, социокультурные операции и мотивационный компонент природного и социального происхождения. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что «такое расчленение имеет смысл именно для выяснения взаимосвязей между перцептивными процессами и индивидуальным развитием» [8; 121]. (Хотя в данном случае он писал только о перцепции, в принципе такой подход распространяется и на все другие процессы.)

Переход человека на новую ступень развития подготавливается всем предыдущим ходом жизни. Существует зависимость поздних фаз от более ранних, финиша — от старта. Генетические связи между фазами развития придают ему Диахроническую целостность. Центральное место в этой целостной диахронической структуре занимает фаза зрелости. Именно в ней в наибольшей степени реализуются и развиваются все потенциалы и тенденции человека. Каковы они на самом деле? Этот вопрос был

05.10.2012


127

10


Поставлен в комплексных исследованиях взрослых, которые сосредоточились на

6 Возрастной динамике психофизиологических (преимущественно познавательных)

Функций. Тем самым были заложены эмпирические и теоретические основы

Психологической акмеологии в нашей стране. Как оказалось, исследования Ананьева и

Его учеников вышли на передовые позиции мировой психологии и даже опережали

Сходные исследования П. Б. Балтеса и Р. В. Шайе.

Б. Г. Ананьев вышел на проблему Индивидуализации Развития личности, возрастающей по мере ее социализации. Опосредствованность развития социальными и личностными факторами может весьма сильно модифицировать его ход. Б. Г. Ананьев размышлял над тем, что он называл «парадоксом завершения человеческой жизни»: «…во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т. е. их умирание наступает раньше, чем физическое одряхление от старости» [1; 272]. В то же время возможна длительная личностная сохранность человека при естественном угасании жизненных функций индивида в пожилом возрасте.

Вышеуказанный парадокс есть одно из ярких проявлений описанного Б. Г. Ананьевым Закона гетерохронности Индивидуального развития человека, обусловленного гетерогенностью его структуры и полифакторностью

136

Развития. Суть закона состоит в том, что определенные состояния, моменты развития достигаются разными элементами в его структуре в разное время. Повышение уровня одних функций происходит одновременно со снижением или стабилизацией уровня других.

Б. Г. Ананьев открыл закон двухфазного характера развития одних и тех же психофизиологических функций человека. «Первой из них (фаз. — Н. Л.) Является общий, фронтальный прогресс функций в ходе созревания и ранних эволюционных изменений зрелости…Второй фазой эволюции тех же функций является их специализация применительно к определенным объектам, операциям деятельности И более или менее значительным по масштабам Сферам жизни» [7; 152—153]. Эта вторая фаза наступает в более позднем возрасте и может совпадать с начавшейся инволюцией общих свойств этой же функции. Она (фаза) зависит от собственной активности человека как субъекта деятельности. В указанной закономерности проявляется взаимодействие природной и социально-личностной детерминации развития.

Механизм социальных влияний на функциональное психофизиологическое развитие виделся Б. Г. Ананьеву в том, что функции человеческого мозга актуализируются в системе культурно оснащенных операций (перцептивных, мнемических, логических), организуются и упорядочиваются соответственно логике действий и деятельности. К тому же социальные влияния идут по линии мотивационного компонента: психофизиологическая функция начинает работать в оптимальном и потому развивающем режиме только при усиленной мотивации, имеющей социальное, личностное происхождение. «В таких условиях (оптимальной нагрузки, сенсибилизации, усиленной мотивации, операционных преобразований функций) Происходит эволюция функций, достигающая новых, более высоких уровней и в зрелые годы» [7; 148].

Как можно видеть, Б. Г. Ананьев — истинно антропологический психолог — нашел механизмы, препятствующие тотальному старению, в самой структуре человека. Ими являются мотивационные и операциональные компоненты психических процессов, за

05.10.2012


127

11


Которыми стоят целостные системы потенциалов субъекта-личности, накопленные в предыдущих фазах развития. Сила механизмов, противостоящих старению и способствующих активному долголетию, зависит, в конце концов, от того, как работал и жил человек, какая у него сложилась структура личности к завершающей фазе жизни — в общем, от того, сумел ли он стать индивидуальностью в высшем смысле этого слова.

*

Б. Г. Ананьев — психолог-антрополог и гуманист. Всю свою творческую жизнь он осуществлял грандиозные планы по созданию и фактическому обоснованию антропологической психологии — его «картины человека». Не все из задуманного он успел воплотить — жизни не хватило. Но то, что он сделал, поражает воображение всякого непредвзятого человека, который знакомится с его творческим наследием. Наследие это и в XXI в. по-прежнему остается благотворным источником вдохновения для последователей ученого и ценных идей для новых исследовательских проектов. В этом залог социального бессмертия Бориса Герасимовича Ананьева.

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Ананьев Б. Г. Об одной онтопсихологической задаче // Проблемы психологии спорта. Л., 1970

(Ученые записки Лен. ИФК. Вып. 13). С. 12—15.

3. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XYIII—XIX вв. М.: Госполитиздат, 1947.

4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

5. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной
педагогической антропологии // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. С.
40—51.

6. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.

7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

137

8. Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и

Константность восприятия. М.: Педагогика, 1968.

9. Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы / Автор и сост. Н. А.

Логинова. СПб: Изд-во СпбГУ, 2006.

10. Логинова Н. А. О петербургской — ленинградской психологической школе // Психология. Журн. Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 4. С. 47—56.

11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. С. 229—556.

12. Ananiev B. G. Integration of various properties of man. Some forms and levels of the integration //

Totus Homo. Milan, 1972. V. 4. № 2 P. 47—55.

Поступила в редакцию 6.IV 2007 г.

1 Понятие сенсорной организации впервые было предложено Б. Г. Ананьевым в 1950-е гг.,

Оно раскрыто в книге «Психология чувственного познания» [4].

2 Б. Г. Ананьев организовал отделение психологии в 1944 г., а с 1967 г. и до конца своих

Дней возглавлял факультет психологии ЛГУ им. А. А. Жданова.

3

Термин «онтопсихология» использовался до Б. Г. Ананьева Н. А. Рыбниковым,

Параллельно Б. Г. Ананьеву — гуманистическими психологами, а в настоящее время — в

Исследованиях учеников Бориса Герасимовича. К сожалению, этот термин стал

Ассоциироваться с квазинаучными публикациями А. Менегетти (Италия), что снижает его

05.10.2012


127

12


Статус в глазах академического сообщества.

4

Аналогичный порядок развития характеризует и нравственное воспитание: от

Однократных аффективно-волевых процессов и состояний к Воспитанности, затем

Воспитуемости И, наконец, к изменениям в структуре собственно личностных свойств,

Особенно — в характере. Если попробовать приложить схему Б. Г. Ананьева к физическому

Развитию в процессах физического воспитания, то получим такую цепочку явлений развития:

Тренированность — тренируемость — спортивные (особенно психомоторные) способности.

5

Мысль Б. Г. Ананьева о глубине влияния педагогических воздействий вплоть до

Молекулярного уровня находит подтверждение в выводах современной биологии. В начале XXI

В. биологи предсказывают появление таких научных дисциплин, как, например, молекулярная

Генетика и биохимия когнитивных процессов.

6

В планах Б. Г. Ананьева и членов его лаборатории было намерение поэтапно

Распространить выработанную стратегию комплексных исследований на другие стороны

Развития — мотивационную и эмоциональную. Однако этим планам не суждено было

Осуществиться. После смерти Бориса Герасимовича никому из его сотрудников не удалось

Удержать и развить его исследовательскую стратегию.

05.10.2012


143

143 МЕТОДИКИ